Просто кончились клиенты. Старые уходят, а новым неинтересны речные круизы так, как их представляют операторы.
Куда и почему уходят старые клиенты? Печальный факт естественной убыли населения? Думаю и это тоже, но всё же «старые» я бы рассматривала в смысле «прежние». И почему новым туристам неинтересны речные круизы, как их представляют операторы? И как это так операторы представляют круизы, что они не интересны ни новым, ни прежним туристам?
По-моему, именно здесь и заключается глобальная ошибка. Как и всегда у нас в стране взялись не с того конца за проблему… Пример: демографическая проблема России. Высокая смертность – население не доживает до официально установленного пенсионного возраста, низкая рождаемость – не ниже, чем в развитых европейских странах. Нормальный человек делает из этого вывод, что надо что-то делать, чтоб снизить смертность, государство решает, что надо увеличивать рождаемость. В результате в проблему рождаемости вкладываются бешеные деньги налогоплательщиков (оооочень большие деньги! – по долгу службы сведениями располагаю). При этом никто как бы не задумывается, что прежде, чем родившиеся начнут приносить доход государству должно пройти не менее 20 лет и всё это время подрастающее поколение надо кормить, лечить, учить и прочее и неизвестно, окупится ли это? И не дешевле ли обеспечить работоспособных людей достойной медицинской помощью, продлить их трудовую жизнь, получить с них ещё много налогов и прочее – ибо это уже готовые специалисты и затраты на их содержание минимальные. Извините, цинично, но факт.
Ряд круизных операторов, ИМХО, совершает туже ошибку. В попытке завоевать новых клиентов и привлечь на теплоходы людей, которым вовсе не нужен такой вид отдыха, теряет прежних.
Так, что ответ на вопрос, почему новым туристам неинтересно уже неоднократно давали здесь:
" А есть ли духовная потребность у нынешних граждан Рэфии в данном виде отдыха?" …" А не являются ли круизы видом отдыха, предназначенным в основном для интеллигенции?" Нуждаются ли нынешние рабочие и крестьяне ( коих большинство) в данном виде отдыха?
А если вспомнить ритм жизни, "клиповое сознание" и прочие прелести современной "цивилизации", то неспешно-созерцательный отдых становится чуть ли не уделом элиты (духовной).
Почему прежние туристы уходят? Я не специалист по маркетингу, я могу только изложить своё видение проблемы.
Многие прежние туристы, к сожалению, состарились, вышли на пенсию и не имеют средств для любимого вида отдыха. Компании озабочены «детскими круизами» и придумывают всевозможные акции и скидки, прорубают двери между каютами, придумывают специальные анимационные программы. И всё это в разгар навигации, теплым летом. Для пожилых людей никаких льгот, никаких попыток создать для них специальные условия и прочее, хотя это не так затратно, как содержать детей на теплоходе. При этом, неизвестно, станут ли дети, взятые родителями в круиз поклонниками этого вида отдыха, а если и станут, то самостоятельно лет через 10-20. Кстати, а какие спасательные средства предусмотрены для грудных детей? Может не такими уж глупыми были совковые правила, до 12 лет на борт ни-ни!
Прежние туристы «допенсионного возраста» – наиболее перспективная часть. Мы ещё располагаем средствами и умеем ценить комфорт и спокойствие… Однако, лично я все летние круизы вычеркиваю сразу: «загоральщики», привлеченные операторами и взрослые с детьми выбирают именно летние рейсы. А мне нужно умиротворение, спокойствие, неспешное созерцание... Компании не могут мне гарантировать «круиз без детей», даже в мае и сентябре. И не надо обвинять меня в любви или не любви к детям. Речь идет о дорогостоящем отдыхе и я не хочу, чтоб он был испорчен. При этом под детьми я понимаю именно детей, а не тинейджеров. «Дети» от 12-14 лет по палубам не носятся, еду не разбрасывают, руки в чужой суп не суют, в обуви на стулья не залазят, не шумят и вообще, больше интересуются жизнью, природой, окружающими людьми, причем осознанно.
Дальше, комфорт или лучше сказать удобство нахождения на теплоходе: во-первых, одноместная каюта – страшнейший дефицит! Бронируется за год вперед. Отказ от брони с каждым годом становится накладнее, взимается процент со стоимости всего тура, а не только предоплаты. А я знаю, что через год будет? Ха. Считаю, что все каюты должны быть одноместными, либо продаваться в одноместном размещении без каких либо доплат. В конце концов, на одного туриста, даже занимающего двухместную каюту расход меньше: постельное белье и полотенца на одного (а это стирка, вода, электричество, труд персонала, оплата услуг прачечной и т.п), еда в ресторане на одного (это стоимость продуктов, труд персонала по приготовлению, обслуживанию в ресторане, вода, электричество), электричества и воды один турист тратит меньше, чем два в той же каюте. Я же в гостинице за второе место не плачу, а ресурсы на теплоходе ограничены.
И, наконец, сам теплоход. Он не должен быть новый, он должен быть удобный и надежный! Надежный - т.е. находится в эксплуатации у ответственного оператора, подвергаться своевременному ремонту и иметь хорошо обученную, слаженную команду, не подвергаться бесконечным реконструкциям, переделкам под 5* и прочее. Мне нужны прогулочные палубы, большие и светлые, выхлоп из труб должен быть не на палубы, как у 588 и 26-37 (в этом смысле, кажется, у Террановца есть хорошая подборка фото теплоходов, где наглядно видно), а запах камбуза не должен заполнять собой все внутренние помещения теплохода, ресторан должен быть просторный, много общественных помещений-салонов, и хотя бы один приличный бар, где я могу выпить чай или кофе. Таким образом, остались только 301, 302 и кушки. Первые два проекта вычеркиваю из-за неудобных санблоков, из кушек вычеркиваем всё, где нет одноместных кают. Остались два теплохода, в реальном доступе – один.
Итого: на этом единственно подходящем теплоходе, где меня всё устраивает планирую завершить навигацию 2012, так сказать, финальный заплыв по Волге от Астрахани до Москвы. Так как в ближайшие сто лет Волга вряд ли потечет по другим местам, операторы не торопятся вводить новые стоянки, кушки не ходят по Каме и Белой, кушки по Дону ходят редко, да и кушки кончились (ага, значит всё-таки теплоходы нормальные кончились, а не туристы), то далее планирую перерыв в круизах по рекам европейской части России.
Вот приблизительно почему прежние туристы уходят.