В принципе - бессрочный. Но выдаётся на 5 лет. Через пять лет надо пройти медкомиссию, отправить мед.бумажки в соответствующие органы, и новый патент пришлют почтой домой. После 55 лет уже срока нет, но обязательное дополнение - подтверждение медиков (до 65 лет - каждые пять лет, после 65 - ежегодно). Это дополнение выдаётся в Судоходной Инспекции (она называется по-другому, но это - чтобы было понятнее) на основании предоставленной бумаги от врачей (список врачей, которые имеют право проводить такое освидетельствование, также есть - т.е. просто "справка от врача" не проходит). У меня, например, такое дополнение имеет срок действия до апреля 2021 года (3 месяца дают "сверху", чтобы было время побеспокоиться о медкомиссии ).
Мой Дунайский диплом теоретически надо подтверждать каждые пять лет с переподготовкой, беготнёй по службам и сдачей экзамена (всё осталось с советских времён - никакого отличия от ваших заморочек). К счастью, срок действия стоит во вкладном листке, судоходную полицию интересует только наличие диплома (тем более, что есть медицинский вкладыш к Рейнскому патенту, на котором стоит срок действия), а на наши дунайские порты я не хожу, поэтому прицепиться по поводу срока действия ко мне некому .
Для работы на танкерах надо иметь свидетельство ADN (раньше было ADNR, где R означало Рейн) - приблизительно соответствует морскому МОПОГ. Это свидетельство действительно только пять лет. Через пять лет - курсы, на которых читают последние изменения, экзамен, и - новое свидетельство. До 2017 года экзамен не проводился - достаточно было прослушать курсы.
Касательно мест ожидания - все ругают французскую фирму, получившую концессию на эксплуатацию ГЭС, и которая должна также следить за эксплуатацией канала и шлюзов. Имевшиеся с постройки палы для швартовки (там их называют по-немецки "дальбены") были не во всех аванпортах, да и не рассчитаны на размеры теперешних судов. Результат - убитые (да ещё и низкие для балластных танкеров) палы, к которым страшно швартоваться - нормальная картина. Только два последних по ходу вниз шлюза (французский Гамбсхайм и немецкий Иффецхайм) имеют нормальные дальбены для швартовки, через один связанные с берегом трапами). Правда, это самые новые шлюза, построенные последними, и они - государственные.
Ум человека ограничен, а глупость его - беспредельна.