Евгений Васильевич Фальмонов любезно предоставил из своего семейного архива несколько фотографий:
(на снимках: "Волгарь", "Дредноут", "Красный шахтёр")
Прошу прощения у тов саахова, что немного не по теме, но хотелось бы сказать несколько слов о "Красном шахтере":
«Красный шахтер» – буксирный пароход, мощностью 1200 л.с., водоизмещением 839 тонн, скорость 9 км/час, основные размерения (м): 71.6 х 9.8 х 3.2; построена в 1929 г. на заводе «Красное Сормово».
Один из первой троицы 1200- сильных буксиров: "Красный Шахтер», «Индустриализация», «Коллективизация».
Никак не могу узнать, относится ли к этим речным голиафам ( по тому времени) много известный на Сев. Двине самый большой в истории двинского судоходства буксир "Павлин Виноградов". В 1968 году его уже не было в живых, но старички того времени много об этом пароходе рассказывали. Нашел на сайте Северного речного пароходства его фото,но ни слова комментариев, лишь по надписи на борту удалось определить, что это тот самый гигант двинской. Вообще, по истории пароходств самый достойный сайт у дальневосточников. Остальные - лишь отрывочно и рекламно.
Фотографии "Павлина Виноградова" у меня есть, но кое-какой информацией обладаю:
до национализации назывался "Мурман"
МУРМАН
(с 22 сентября 1918 - Павлин Виноградов)
Длина - 59,13
Ширина - 17,1/8,23
Осадка - 1,24 м
Силовая установка - 540 л. с.
Скорость хода - максимальная - 12,5 узлов ; экономическая - 7 узлов
Колесный буксирный пароход, построенный в 1906 на Коломенском чугунолитейном и механическом заводе Московской губ. по заказу акционерного общества частных судовладельцев и базировавшийся на Котлас. 6 апреля 1918 национализирован и передан Главоду, а 2 августа 1918 мобилизован, повоевал: бои с кораблями белогвардейской флотилии на Северной Двине и ее притоках в 1918-1919.
5 мая 1920 переведен в состав МССМ (Морские силы северного моря, кажется) и 26 мая 1920 перечислен в состав их Речной флотилии, а 14 июня 1921 разоружен и исключен из списков судов РККФ в связи с передачей Котласскому Рупводу для использования в качестве буксира. Находился в подчинении сначала НКПС, с 30 января 1931 - Наркомвода, с 9 апреля 1939 - НКРФ, с 23 марта 1946 - МРФ СССР, с 15 марта 1953 - ММРФ, с 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и с 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. В годы Великой Отечественной войны осуществлял воинские и народнохозяйственные перевозки по Северной Двине и ее притокам, обеспечивал межтеатровые переходы ПЛ и кораблей ВМФ. В 1960-х гг. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.