Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Театры и спектакли
#302
Отправлено 03 Август 2010 - 10:43
http://www.arhangels..._visitor/place/
есть информация, что возможен проезд общественным транспортом:
- от ст. метро "Тушинская" м/т № 151 до ост. "Санаторий" либо авт. № 541,549 до ост. "Архангельское";
- от ст. метро "Рижская", "Дмитровская", "Войковская", "Тушинская" эл./п до ст. Павшино, далее - м/т № 31 до ост. "Санаторий", м/т № 49 до ост. "Архангельское".
Вот только по дороге, пока меня любезно подвозила Дочь землемера, нам автобусы и маршрутки на ни разу не попадались... Поэтому можно предположить, что ходят они нечасто, тем более - ночью.
#303
Отправлено 03 Август 2010 - 15:43
Вот только по дороге, пока меня любезно подвозила Дочь землемера, нам автобусы и маршрутки на ни разу не попадались... Поэтому можно предположить, что ходят они нечасто, тем более - ночью.
Спасибо! Полагаю, что ночью они вовсе не ходят, да и вечером в лучшем (?) случае удастся "туда" доехать...
Буду думать!
#304
Отправлено 03 Август 2010 - 18:16
Там обочины шоссе были плотно заставлены автотранспортом, зал на 150 мест был полон, а само мероприятие предполагает достаточно культурную публику, чтобы нашлись и свободное место в машине, и нормальные люди, готовые довезти "коллегу" хотя бы до метро, на ночь-то глядя! Вообще, и Моцарт, и музыка барокко, по моим наблюдениям, благотворно влияют на манеры!
#305
Отправлено 14 Сентябрь 2010 - 22:37
Интересно интервью хореографа, данное им накануне премьеры обозревателю газеты "Известия" (статья называется "Апокалипсис" в Большом"):
http://www.izvestia....article3146072/
P.S. Свои впечатления постараюсь изложить завтра после спектакля.
#306
Отправлено 16 Сентябрь 2010 - 01:14
Музыка - Лоран Гарнье.
Сценография - Субодх Гупта.
Костюмы - Игорь Чапурин.
Свет - Сесиль Жовансили.
Ассистенты хореографа-постановщика: Клаудия Де Смет (Балет Прельжокажа), Ян Годовский (Большой театр).
Анжелен Прельжокаж, арт-директор и хореограф труппы Балет Прельжокажа (Ballet Preljocaj) Национального хореографического центра Экс-ан-Прованса, родился в 1957 году в парижском пригороде Шампиньи-сюр-Марн в семье албанских эмигрантов. Начал заниматься классическим балетом, но, увлекшись современной хореографией, завершил свое образование в Нью-Йорке у Мерса Каннингема. Вернувшись во Францию, работал танцовщиком в труппе одного из отцов хореографической "новой волны" Доминика Багуэ, где и дебютировал как хореограф. В 1984 году основал собственную компанию и с ходу стал получать призы на самых престижных конкурсах хореографов. В 1989 году по заказу Лионской оперы поставил балет "Ромео и Джульетта". Затем последовали "Парк" для Парижской оперы, постановки в New York City Ballet и других почтенных мировых труппах. Спектакль Прельжокажа "Пейзаж после битвы" стал сенсацией театрального фестиваля "Авиньон-97". В Россию труппа Ballet Preljocaj впервые приезжала в 1994 году с программой "В честь Дягилева". Московская публика видела также его "Ромео и Джульетту", "Весну священную", "Благовещение", "Времена года". Всего на счету у хореографа 45 постановок. Последняя — балет "Сиддхартха" (2010) в Парижской опере.
Постановщик, признанный мастер провокаций и эпатажа, преуспел в них и на этот раз. Спектакль получился очень странным: обилие никелированных стальных поверхностей; использование кухонной утвари "от чайника до пароварки; блестящие подносы вдруг становятся нимбами; с грохотом обрушивающиеся с колосников на сцену никелированные цепи имитируют падающие звёзды; футуристической формы шлемы соседствуют с корсетами балерин. Почти незаметные, телесного цвета трико комбинируются с шуршащими покрывалами из полимерной плёнки, а короткая туника - с настоящей никелированной цепью, висящей на шее балерины. Как пояснил постановщик, "целлофан появился еще до того, как мы начали репетировать в Москве. Но здесь наступила эта невероятная жара и дым, и целлофан оказался очень точной находкой: он как пыль, как завеса, окутывающая и тела, и дома, и статуи, и весь город" ( заворачивание в плёнку, вообще-то, очень напоминает упакованные тушки в охлаждаемом прилавке супермаркета).
Оркестра, естественно, нет. Музыка электронная, но в звуковом сопровождении балета преобладают шумы, шёпот, вздохи, бормотание, а исполнители на сцене время от времени вскрикивают.
Хореография? Это уже не танец, а, скорее, ритмическая гимнастика (начало спектакля, кстати, напомнило телевизионные уроки аэробики). На сцене швыряют и рвут книги, играют "в куклы" с двумя человеческими скелетами (будто только что из школьного кабинета биологии), используют государственные флаги в качестве одежды, а потом их стирают, мокрыми волочат и расстилают на сцене. Затем на них вынесут, чтобы покормить из бутылочки молоком, двух чёрных ягнят... На этом, собственно, балет (1 час 45 минут) и заканчивается, а по мокрым флагам обе труппы выходят на поклоны, что не делает чести ни постановщику, ни артистам, ни Большому театру. Большая часть зрителей в недоумении, аплодисменты (для мировой-то премьеры!) явно жидковаты, обычных для Большого выкриков "браво" нет...
В общем, конец света, а не "Креасьон". То есть, сама-то креативность (в абстрактном смысле) вроде бы и есть, а вот с тактом и корректностью - ну, просто беда!
#307
Отправлено 24 Сентябрь 2010 - 00:16
Подобное гала-представление (идея родом из Канады) впервые будет показано в Москве. При этом заокеанский образец обогатится российским новшеством - первым в истории мероприятия вручением премии "Балерина десятилетия", среди претенденток на звание - балерины Диана Вишнева и Светлана Лунькина.
К предстоящему событию "Известия" приурочили статью "Балерину десятилетия назовут в Кремле":
http://www.izvestia....article3146484/
#308
Отправлено 25 Сентябрь 2010 - 22:11
Надо будет как нибудь в ноябре замутить тему о мероприятии портала совместном походе в театр туда, стоящая вещь.
#309
Отправлено 26 Сентябрь 2010 - 19:19
Об этом сообщил радиостанции "Эхо Москвы" директор Пермского музея современного искусства Марат Гельман.
По его словам, От участия в этом престижном показе отказались сразу семь художников. Таким образом, они выступили против решения министерства культуры и Росохранкультуры изъять из экспозиции работы Авдея Тер-Оганьяна. Полотна художника из серии «Радикальный абстракционизм» показались чиновникам слишком смелыми.
http://echo.msk.ru/n...13594-echo.html
2007 - Никулин (к.115) 19-21мая, Пушкин (к.268) 27-31мая, Будённый (к.11) 3-10сент
2008 - Никулин (к.115) 11-16мая, Кулибин (к.66) 11-13июня, Юлаев (к.3) 1-4сент, Пушкин (к.150) 5-7сент, Никулин (ск) 19-21сент, Чкалов (к.322) 29-30сент ...
2009 - Кабаргин (к.48) 20-30мая, Юлаев (к.1) 31авг-4сент, Пожарский (к.68) 2-4окт ...
2010 - Композитор Глазунов 8-13мая (к.201)
2011 - Космонавт Гагарин 30.05-3.06 (к.310)
2012 - Фёдор Достоевский 14-18мая (к.406)
#310
Отправлено 27 Сентябрь 2010 - 01:08
С 2000 года гала-балет ежегодно проводится в лучших залах мира: "Sony Center" и "Ford Center" в Торонто, "New-York State Theater" (Lincoln Center) в Нью-Йорке, в парижском Театре Елисейских полей. Ежегодно парижский гала-балет "Звезды балета XXI века" транслируется в католическое Рождество по телеканалам всей Европы.
На сегодняшний день проект является самым престижным балетным гала в мире. Эксклюзивное мероприятие с участием признанных мастеров искусства танца пользуется невероятным успехом у знатоков и ценителей балета. Пресса сравнивает его с гала-концертами "трех теноров". Консультантами проекта на протяжении многих лет выступали культовые фигуры - Ролан Пёти (Франция), Екатерина Максимова (Россия), Карла Фраччи (Италия), Владимир Малахов (Германия). В репертуаре проекта - не только балетная классика, но и современные номера в постановке лучших хореографов мира.
Программа гала-концерта 26.09.2010 была настолько насыщенной, что мероприятие длилось без малого четыре часа, правда, с антрактом.
Первое отделение
П.И.Чайковский. "Прикосновение к мечте" (хореография Юрия Клевцова) в исполнении учащихся Московской государственной академии хореографии (МГАХ), вот они, подрастающие "звезды балета XXI века".
Ц.Пуни. Па де де из балета "Эсмеральда" (хореография Мариуса Петипа) исполнили солисты балета Парижской национальной оперы Доротея Жильбер и Алессио Карбоне.
А.Адан. Па де де их 2-го акта балета "Жизель" (хореография Жана Коралли и ЖюляПерро) - солистка балета Большого театра России Светлана Лунькина и солист балета Парижской национальной оперы Матьё Ганьо.
С.Рахманинов. Дуэт из балета "Рапсодия" (хореография Фредерика Аштона) - солисты Королевского балета (Лондон) Алина Кожокару и Йохан Кобборг.
И.-С.Бах. "Чакона" (хореография Хосе Лимона) в исполнении Фаруха Рузиматова, наверное, самое сильное впечатление за вечер! Чакона как классический танец XVI века (Испания, Франция) - это трагический танец смерти, торжественный ритуал ухода в вечность. Чакона Баха (из скрипичной партиты №2, ре-минор) - цикл вариаций для скрипки соло (действительно исполняется вживую, скрипачка и танцор на сцене создают виртуозную композицию "в ансамбле"!). "Чакону" биограф Баха Ф.Шпитта охарактеризовал как "торжество духа над материей", она является одним из самых значимых произведений мировой скрипичной музыки и требует от исполнителя высочайшего мастерства. И вот классические па трагического танца позднего средневековья в исполнении недавнего (до 2009 года) худрука Михайловского балета (Санкт-Петербург) стали блестящим спектаклем "драматического театра танца". Это настоящий "Contemporary dance" ("современный танец"): произведение современного хореографического искусства, которое не дает зрителям готового рецепта, но воплощает всю печаль и суету мира, вмещает всю гамму человеческих чувств). Волшебный номер - да просто "гвоздь" программы!
Б.Асафьев. Па де де из балета "Пламя Парижа" (хореография Василия Вайнонена) - солисты балета Большого театра России Наталья Осипова и Иван Васильев.
Д.Шостакович. "Головокружение" (хореография Мауро Бигонцетти) - солистка балета Мариинского театра Диана Вишнёва и солист Американского балетного театра Марсело Гомес.
П.Чайковский. Адажио из балета "Лебединое озеро" (хореография Льва Иванова и Рудольфа Нуреева) - солисты балета Парижской национальной оперы Матильда Фрусте и Матьё Ганьо.
Ж.Брель. "Буржуа" (хореография Бена Ван Ковенберга) - солист Американского балетного театра Даниил Симкин.
К.Сен-Санс. Дуэт "Пленница" из балета "Пруст, или Перебои сердца" (хореография Ролана Пёти) - солисты Баварского государственного балета (Мюнхен) Лючия Лакарра и Марлон Дино.
Антракт.
Второе отделение
Ж.Массне. Дуэт "В спальне" из балета "Манон" (хореография Кеннета Макмиллана) - солисты Королевского балета (Лондон) Алина Кожокару и Йохан Кобборг.
Д.Скарлатти. Па де де из балета "Дети райка" (хореография Хосе Мартинеса) - солисты балета Парижской национальной оперы Доротея Жильбер и Алессио Карбоне. Очень эффектный номер: первые пару минут (и в конце секунд 30) он идёт при полной тишине и в зале, и на сцене, потом вступает живой звук рояля, и танец приобретает совершенно иную эмоциональную окраску! Джузеппе Доменико Скарлатти (1685 — 1757) - итальянский композитор, клавесинист и органист, и вообще-то такого балета он не писал. Это премьер Парижской оперы Хосе Мартинес, пробуя свои силы в качестве хореографа, поставил для родного театра балет "Дети райка", выбрав за основу культовый для французов одноимённый фильм Марселя Карне. Хотя если судить по показанному фрагменту, балет получился визуально красивым (несмотря на сюжет): великолепная музыка, да и хореограф-постановщик сам является образцовым классическим танцовщиком. Одним словом, симпатично!
А.Нинфа, С.Фраме, С.Хафелфингер. "Венеция в лучах заката" - мировая премьера балетного номера, посвящённого памяти Екатерины Максимовой, с участием специального гостя - звезды мировой оперы, итальянского тенора Алессандро Сафины. Хореография Юрия Выскубенко. Исполнили солисты балета Большого театра России Светлана Лунькина (она была ученицей Е.С. Максимовой) и Андрей Меркурьев.
П.Чайковский. "Классическое па де де" (хореография Джорджа Баланчина) - солистка Парижская национальная опера Матильда Фрусте и солист Американского балетного театра Даниил Симкин.
Ф.Шопен. Дуэт из балета "Дама с камелиями" (хореография Джона Ноймайера) - солистка балета Мариинского театра Диана Вишнёва и солист Американского балетного театра Марсело Гомес. Тут аналогичный случай, балетов Шопен не писал (только отдельные танцевальные пьесы: контрданс, краковяк, полонез, тарантеллу), это на музыку Фредерика Шопена свой знаменитый балет по одноимённому произведению Дюма-сына поставил гамбургский мастер Дж.Ноймайер.
Ж.Массне. Дуэт "Таис" из балета "Моя Павлова" (хореография Ролана Пёти) - солисты Баварского государственного балета (Мюнхен) Лючия Лакарра и Марлон Дино.
Л.Минкус. Па де де из балета "Дон Кихот" (хореография Мариуса Петипа) - солисты балета Большого театра России Наталья Осипова и Иван Васильев.
П.Чайковский. Дефиле в исполнении всех участников гала-проекта "Звезды балета XXI века".
Каждому участнику гала-балета был торжественно вручен "балетный Оскар" - приз "Brilliance of the 21st Century" (на ярко-алой ленте - восьмиконечная звезда, в центре которой алая с золотом розетка: по алому фону идёт круговая надпись «Beauty Grace Mastery» – «Красота Грация Мастерство»).
И впервые за всю историю мирового балета были вручены четыре приза "Балерина десятилетия". Да-да, призов и подарков удостоились все четыре претендентки, при отборе которых учитывалось мнение корифеев балета (Ролана Пёти, Карлы Фраччи, Владимира Малахова, а также балетных критиков):
- Диана Вишнёва,
- Люсия Лакарра,
- Светлана Лунькина,
- Алина Кожокару.
Приз представляет собой золотистую статуэтку в форме балетной туфельки, вертикально стоящей "на пуанте" с красиво завязанными сверху ленточками!
Проект "Звезды балета XXI века" носит благотворительный характер. В фойе зрители смогли посмотреть выставку рисунков учащихся художественных школ Москвы на тему "Балет". Эти же рисунки использованы в оформлении рекламного буклета мероприятия, а их анимированные проекции были задействованы в световом оформлении балета-гала. Как было объявлено, часть средств, вырученных от продажи билетов, будет направлена детям, нуждающимся в срочном лечении (в рамках спецпроекта РИА "Новости" - "Дети в беде").
#311
Отправлено 30 Сентябрь 2010 - 00:28
Опера в 5 действиях, 9 картинах (продолжительность 3 часа 40 минут с антрактом после третьего действия) по собственному либретто (!) Модеста Петровича Мусоргского "Борис Годунов" (редакция 1871 года) в постановке Александра Сокурова, кинорежиссера-новатора, признанного классика европейского кинематографа, единственного отечественного мастера, пятикратно представлявшего Россию на Каннском фестивале.
Спектакль "Борис Годунов" (премьера оперы в постановке А.Н. Сокурова состоялась 25 апреля 2007 года), совсем не часто появляется в афише Большого (это был только 22-ой спектакль за три года), но 28.09.2010 он был приурочен к 90-летию со дня рождения замечательного баса, народного артиста СССР Александра Огнивцева (1920-1981), великолепного исполнителя заглавной партии в этой опере.
Так что, выбирая спектакль, я шла "на имена":
1) режиссер-постановщик – Александр Сокуров;
2) партию Ксении, дочери Бориса, пела Анна Аглатова (запомнившаяся мне бойцовскими качествами характера и великолепным сопрано на проходившем 06.06.2010 заключительном туре III Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской): Аглатова (это сценический псевдоним, фамилия бабушки певицы) обладает потрясающим голосом и ярким стилем, внешне она очень похожа на знаменитую итальянскую оперную певицу Чечилию Бартоли, на сегодняшний день самую высокооплачиваемую певицу в мире (меццо-сопрано с очень широким диапазоном – две с половиной октавы);
3) роль князя Василия Ивановича Шуйского исполнял Максим Пастер (очень харизматичный тенор, не только солист Большого театра, но и участник арт-проекта "Тенора XXI века").
Историческая справка.
Взять в качестве литературного материала для новой оперы драму А.С.Пушкина "Борис Годунов" порекомендовал М.П. Мусоргскому в 1825 году его друг, историк русской литературы Владимир Никольский. Композитор сам писал либретто, дополнительно используя материалы "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина и сосредоточившись на двух сюжетных линиях: трагедии народа и трагедии личности царя. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею: это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере", – так комментировал композитор клавир своего сочинения при издании его в 1874 году.
Впервые "Борис Годунов" был поставлен в Большом театре в 1888 году, но быстро сошел со сцены. Второй раз эта опера появилась в его репертуаре в 1901 году с приходом в труппу Фёдора Ивановича Шаляпина и, кстати, партию Самозванца в этом спектакле пел знаменитый тенор Леонид Собинов.
"Борис Годунов" стал самой популярной русской оперой на Западе, воплощением силы духа русского народа, его "загадочной души", чему значительно поспособствовало сочетание антрепризного гения Сергея Дягилева с вокальным и драматическим талантами Ф.И.Шаляпина, непревзойденного исполнителя заглавной партии.
Дирижер-постановщик - Александр Ведерников.
Режиссер-постановщик - Александр Сокуров.
Художник-постановщик - Юрий Купер.
Художник по костюмам - Павел Каплевич.
Хормейстер-постановщик - Валерий Борисов
Художник по свету - Дамир Исмагилов.
Научные консультанты по истории и музыкальной драматургии - Евгений Левашев, Надежда Тетерина.
Хореограф-постановщик – Екатерина Миронова.
Постановка оперы стала мировой премьерой второй авторской редакции оперы Мусоргского "Борис Годунов" и дебютом Александра Сокурова в качестве театрального режиссера вообще и оперного в частности. А.Н. Сокуров сразу же предупредил, что не будет предлагать какую-либо сверхоригинальную концепцию, ему интересна не политика, а история человека, его нравственных мучений, отношений с собственным сыном и окружающими.
Александр Сокуров: "У нас нет отрицательных персонажей. Мы делаем не депрессивный спектакль. Я вообще говорю исполнителям, что "Борис Годунов" - это история счастливых людей: они получили все, чего хотели. Борис хотел добиться власти - и добился ее. Марина хотела стать русской царицей - и стала. Ее отец хотел завладеть половиной русской казны - и завладел. Это история сильных людей, достойных соперников, которые добились того, к чему стремились. Другое дело, чем это для них обернулось".
Историческая достоверность на оперной сцене даётся нелегко: для этой постановки были изготовлены 800 костюмов, которые создают полную иллюзию подлинности благодаря сверхсовременной материи – это так называемая "пророщенная ткань" (фотопечать и нашитые "драгоценности"), которую придумал художник по костюмам Павел Каплевич: рисунок на ткань наносится с помощью фотопечати – такие технологии в Большом театре использовались впервые. Декорации расписаны не кистью, а… шитьем. Объём создаётся за счёт аппликации.
Глубину сценического пространства, дающую ощущение воздушной перспективы, создали мягкие декорации и задник - своеобразный рельефный, почти "архитектурный" гобелен, как его охарактеризовал сам сценограф - всемирно известный художник Юрий Купер. А ещё свет - настоящее чудо техники этого спектакля. Специально для постановки нового "Бориса Годунова" было закуплено шесть приборов, обеспечивающих объемную видео-проекцию и создание глубины изображений. Для формирования трехмерной световой проекции была проведена цифровая видеосъемка облаков, неба, воды. Каждое изображение обработано на компьютере и разбито на 5-6 фрагментов, которым предстояло вновь соединиться в видео-проекции на сцене. Проекторы запрограммированы на множество вариантов наложения фактур и цвета изображений, чем и создаётся ощущение неуловимых перемен светотени и воздушной дымки, "атмосфера дышит".
В результате: в сцене "У фонтана" зрители сначала видят укромный уголок вечернего запущенного сада с раскидистыми деревьями, у которых абсолютно реалистично трепещет от ветра малахитовых оттенков листва и раскачиваются ветви. Вдруг освещение меняется, и перед изумлённым залом в самом центре сцены предстаёт залитая лунным светом каменная стена старинного каскадного фонтана с маскароном (выпуклое рельефное украшение) в виде головы гривастого льва.
Потрясающее впечатление производит колокольный звон: подобное высокотехнологичное озвучивание спектакля колокольным звоном стало беспрецедентным в истории постановок "Бориса Годунова". Эксклюзивно для Большого театра были сделаны звукозаписи колоколов как московского Кремля (Большой Успенский колокол; колокол "Реут", созданный современником Бориса Годунова мастером Андреем Чоховым, хотя и был отлит в годы правления Михаила Федоровича Романова, когда Смутное время уже закончилось; колокол XVII века "Слободской" с первого яруса колокольни Иван Великий), так и Троице-Сергиевой Лавры (колокол "Лебедь", отлитый по заказу самого Бориса Годунова). В зале действительно звучат реальные колокола, хотя их звон местами подвергся цифровой обработке, чтобы наилучшим образом соответствовать партитуре. Это большая заслуга церковного звонаря Константина Мишуровского и дирижёра Александра Ведерникова, тщательно следивших, чтобы все изменения фонограммы "не противоречили" оркестровому звучанию.
Кроме того, благодаря изобретательности звукорежиссеров Андрея Семенова и Олега Шаронова звук колоколов в зале является позиционируемым, то есть не идет вглубь сцены, а создаёт определенный эффект для слушателей, не мешая исполнителям.
В СССР наибольшую известность приобрела инструментовка оперы, сделанная Д.Д. Шостаковичем. В отличие от неё постановка А.Н.Сокурова завершается картиной "В Грановитой палате Кремля", смерью Бориса Годунова, а не крестьянским восстанием и воцарением Самозванца. Картина "Под Кромами" из постановки была исключена, плач Юродивого из неё перенесён в предыдущую картину "На площади перед собором Василия Блаженного": после отказа молиться за царя-ирода и просьбы зарезать мальчишек-обидчиков, как раньше был зарезан царевич Дмитрий. Тут рука Бориса Годунова дрогнула, и он роняет протянутые для милостыни монеты, которые со звоном падают на каменную паперть. А следующий за этим плач Юродивого предрекает народу новые невзгоды.
Сын и наследник Бориса Годунова Фёдор всегда присутствует на сцене вместе с отцом. Ребенок разглядывает толпу во время коронации, резвится и шалит в царском тереме во время урока, даже подслушивает страшный рассказ Шуйского (Максим Пастер) о подробностях смерти царевича Дмитрия. А Шуйский тем временем с садистским наслаждением следит за страданиями Бориса (заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан Михаил Казаков). Мальчик прячется за столом, он все видит и слышит. А в сцене прощания с умирающим отцом, когда Борис подсаживает сына на свой трон, Фёдор упирается, но в финальной сцене замирает, в ужасе вжавшись в подлокотник трона над распростёртым телом Бориса Годунова, оказавшись как бы "над ситуацией"… Занавес.
Отдельного упомининия заслуживает рельефный занавес к спектаклю с абсолютно натуралистично раскачивающимися на ветру степными травами на фоне грозового неба, по которому медленно плывут низкие облака (представьте, как красиво выглядят движущиеся объёмные проекции сгущающейся дымки)! Присмотревшись в бинокль, поняла, что занавес многослойный и за высокими травами на сетчатой материи почти не видно леса (!), изображённого на втором уровне вместе с небом.
Когда занавес поднимается, на сцене уже нет декораций Грановитой палаты, и под обычным белым сценическим светом на фоне декораций Кремля выходят на поклоны исполнители: Юродивый (Павел Колгатин, это было его 1-ое выступление) по-прежнему в железном колпаке, но уже без вериг; а царевича Фёдора (Александр Несповитый) ведёт за ручку "его оперный голос" (Александра Трубицына). Постепенно драматическое напряжение последней картины отступает, и публика эмоционально (долгими аплодисментами и цветами) благодарит за полученное наслаждение создателей этого оперного спектакля. Прекрасная постановка, яркое и динамичное исполнение! Убедитесь сами, очень рекомендую!
#312
Отправлено 03 Октябрь 2010 - 18:27
Большой театр отметил Международный день музыки 01.10.2010 "Баядеркой":
Итак, она звалась баядерка (просьба не путать балет Людвига Минкуса "Баядерка" и оперетту Имре Кальмана "Баядера" !)...
Либретто: Мариуса Петипа и Сергея Худекова.
Хореография - Мариус Петипа.
Новая сценическая редакция - Юрий Григорович.
Дирижер-постановщик - Александр Копылов.
Декорации и костюмы выполнены по эскизам первой постановки 1877 года.
Премьера "Баядерки" - одного из шедевров русского хореографического искусства и школы мастерства для балетных артистов состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре. В Большом балет поставили в 1911 году А. Горский (1 и 2 акты) и В. Тихомиров (3 акт). Каждый балетмейстер, ставивший "Баядерку", обязательно сочинял для балета несколько характерных и классических танцев. В "Баядерке", как нигде, танцовщики и танцовщицы могут показать свое мастерство: не случайно, великая Анна Павлова считала роль Гамзатти "экзаменом на творческую зрелость".
В 1991 году Юрий Григорович возродил шедевр, к тому времени уже более 49 лет не шедший на сцене Большого. Автором хореографии по-прежнему считается Петипа, но Григорович использовал при возобновлении хореографические фрагменты В.Пономарева, В.Чабукиани, Н.Зубаковского, К.Сергеева. Интересно, что Григорович когда-то сам танцевал в "Баядерке" Мариинского театра (тогда еще Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова) в индусском танце с барабаном, а потом исполнял партию Золотого божка.
Благодаря прекрасной музыке и великолепной хореографии балет, сюжет которого – чувствительная мелодрама о любви, предательстве и возмездии с участием индийских браминов и баядерок, воинов и факиров, раджи и его дочери, вот уже много лет по-прежнему вызывает интерес у публики.
Спектакль 01.10.2010 – 305-ый со дня первого представления балета в Большом (1904 года) и 130-ый спектакль последней постановки (1991), был посвящён юбилею заслуженной артистки РСФСР, професора, заслуженного деятеля искусств Евгении Фарманянц (присутствовала в директорской ложе до конца спектакля).
Первое действие.
Военачальник Раджи, знаменитый воин Солор (Иван Васильев) во время охоты на тигра в священной роще около храма приказывает факиру Магедавее (1-ое выступление Игоря Цвирко) передать баядерке Никии, что он будет ждать её ночью в храме.
В храме тем временем с торжественной процессии начинается ритуал поклонения священному огню. Факиры и баядерки исполняют ритуальные танцы, особенно грациозна прекрасная Никия (Наталья Осипова).
Солор Великий брамин (Александр Фадеечев), тоже покорённый красотой Никии, забыв о своём сане и связанном с ним обете безбрачия, признаётся ей в любви, но Никия отвергает его ухаживания.
Вместе с другими баядерками Никия приности из священного источника воду для факиров. Уловив момент, Магедавея сообщает счастливой Никии о свидании с Солором.
Ночью тайное свидание, несмотря на охрану в лице факира, удаётся подсмотреть и подслушать Великому брамину. Теперь влюблённых ждёт страшная месть. Солор предлагает Никии бежать, девушка согласна, и Солор приносит клятву верности, погружая руку в пламя священного огня.
Утро во дворце Раджи. Дугманта (Илья Воронцов, 1-ое выступление) объявляет своей дочери Гамзатти (заслуженная артистка Республики Северная Осетия–Алания Екатерина Крысанова), что она станет женой Солора. Входит Солор, он поражён красотой Гамзатти, но воспоминание о данной Никии клятве приводит его в замешательство. Появляется Великий брамин с секретным известием, все уходят, но Гамзатти, спрятавшись, подслушивает разговор: Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Раджа приказывает убить баядерку. Брамин, наоборот, стремился уничтожить соперника, поэтому напоминает Радже, что гибель баядерки навлечёт на всех гнев Вишну, но Раджа непреклонен.
Гамзатти зовёт Никию, которая должна танцевать на свадебной церемонии, и показывает ей портрет жениха, украшающий стену зала: Никия узнаёт своего возлюбленного. Несмотря на мольбы и требования Гамзатти баядерка непреклонна, в ярости Никия хватает лежащий на столе кинжал и бросается с ним на Гамзатти. Вовремя подоспевшая невольница еле успевает отвести удар. Гамзатти клянётся убить соперницу.
Действие второе.
На площади перед дворцом начинается праздник. Во время ритуального танца Никии, по приказу Гамзатти, вручают корзинку с цветами, после окончания танца Никия наклоняется над ней, чтобы понюхать цветы. Внезапно из цветов показывается змея и жалит Никию. Великий брамин предлагает баядерке спасительное противоядие в обмен на её любовь, но Никия предпочла умереть (хрустальный флакон с лекарством падает рядом с ней на сцену). Потрясённый Солор склоняется над телом баядерки.
Дейстие третье.
Солор безутешен в своём раскаянии. Факир Магедавея и воин Толоргава пытаются отвлечь его от тяжких мыслей. Солор курит кальян и под его воздействием видит "царство теней", царицей которого стала Никия. Солор устремляется вслед за тенью прекрасной баядерки, но падает замертво, похоже, под воздействием веществ, чрезмерно расширивших сознание...
По сравнению со спектаклем Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (состоялся 04.04.2009 в рамках фестиваля "Золотая Маска") на Новой сцене Большого 01.10.2010, увы, и "балетного слона" не было, и декорации были поскромнее (хотя водопад в джунглях мне понравился), и вторую картину третьего действия полностью сократили (там, где под ударами стихии рушатся стены храма, и под обломками гибнут все участники празднества, месть Вишну свершилась).
А вот что касается виртуозности исполнения, то все участники "любовного квадрата" были на высоте: и Гамзатти (Екатерина Крысанова), и Солор (Иван Васильев), и Никия (Наталья Осипова), и Великий брамин (Александр Фадеечев) – не относятся к числу тех, кто танцует с каменным лицом. Их исполнение всегда отличается не только отточенностью техники танца, но и тонкой психологической осмысленностью, глубокой прочувствованностью образов.
Да и остальные исполнители очень порадовали!
Дивертисмент второго действия (как всегда у Петипа – это обязательный "концерт" из классических и характерных танцев) – это пышная череда кордебалетных и сольных номеров, создающих псевдоиндийский колорит балета. Очаровательные "шесть арапчат" в исполнении молоденьких балерин в чёрных колготках и в глухих перчатках до плеч, с которыми забавно контрастирует более светлый грим на их лицах и шеях... Великолепны танцы девушек в индийских костюмах с веерами и попугаями (султанчики из перьев, стилизованные под сидящих на руках танцовщиц птичек)! А уж как понравился зрителям танец ожившей храмовой статуи (Золотой божок в исполнении Дмитрия Загребина, 1-ое выступление артиста), в ансамбле с которой так гармонично смотрелись те же "шесть арапчат" в золочёных туфельках!
Как подарок к юбилею спектакль явно удался! Тем более, что перед его началом присутствующую в зале Е.Г. Фарманянц со сцены поздравил её ученик Юрий Бурлака, художественный руководитель балета Большого театра России.
#313
Отправлено 10 Октябрь 2010 - 01:50
"СИЛА СУДЬБЫ" (La Forza del Destino) - oпера в четырех действиях Джузеппе Верди на итальянское либретто Франческо Пьяве, в основу которого легла драма Анджело Переса де Сааведры, герцога Риваза "Альваро, или Сила судьбы".
Опера "Сила судьбы" в России занимает особое место среди сочинений Дж.Верди, так как это единственное его произведение, мировая премьера которого состоялась в нашей стране (в Большом Каменном театре Санкт-Петербурга в 1862 году). Для этой постановки (где все сольные партии исполняли итальянские певцы) Джузеппе Верди дважды лично приезжал в столицу Российской Империи! Публике опера понравилась, но пресса встретила её весьма сурово (Верди невольно оказался в центре непримиримого спора сторонников итальянской и русской оперных школ).
Позже опера подверглась авторской правке: Верди написал вторую редакцию, добавив знаменитую увертюру и убрал из финала смерть одного из главных героев. Вторая редакция "Силы судьбы" занимает граничное положение в творчестве Дж.Верди, ознаменовав переход от "мелодрамы" к "драме", сохранив замысел оперы, где главенствуют вокал и оркестр, и придав ему стиль и размах "большой оперы", значительной и по замыслу, и по воплощению. Премьера отредактированной "Силы судьбы" состоялась уже в миланском театре "Ла Скала" в 1869 году. Эта вторая редакция и считается сейчас "канонической", и именно ее принял к постановке Музыкальный театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, пригласив в качестве режиссёра-постановщика Георгия Исаакяна. Да-да, того самого, ставшего в 2009 году лауреатом Всероссийской театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая режиссерская работа" за постановку барочной оперы Клаудио Монтеверди "Орфей" (сообщение об этом восхитительном спектакле было здесь же 17.04.2009).
Музыкальный руководитель постановки и дирижер - Феликс Коробов.
Режиссёр-постановщик - Георгий Исаакян.
Художник-постановщик - Сергей Бархин.
Художник по костюмам - Татьяна Бархина.
Художник по свету - Дамир Исмагилов.
Главный хормейстер - Станислав Лыков.
Спектакль получился очень современным ( в хорошем смысле!), без затянутостей, с очень чёткой сюжетной линией. Как поясняет сам Феликс Коробов: "Мы сознательно старались избежать "бытовизмов", сосредоточившись на главной сюжетной линии, на внутреннем мире героев. Именно этим обусловлены немногочисленые купюры, связанные в первую очередь с жанрово-бытовыми сценами, обязательными для старого театра, своего рода предвестниками титра "прошло 15 лет"..."
Действительно, опера идёт в четырёх действиях с одним антрактом, при этом перед вторым действием титры сообщают публике о том, что прошёл один год, между вторым и третьим - "прошло 5 лет", а от третьего до четвёртого — "прошло 15 лет"!
И это впечатление "спрессованности действия" (при котором буря страстей и эмоций на сцене просто "зашкаливает") углубляется очень необычными для оперного театра декорациями... из сверкающего листового металла! Художник-постановщик Сергей Бархин объяснил свой выбор так: "Я уже предвкушал, как буду изображать Испанию и Италию, где по либретто развиваются события оперы, как режиссёр предложил отказаться от испанского и итальянского колорита. Место действия не так важно, да и нужно ли сегодня разбираться в политических хитросплетениях Европы прошлых столетий и выяснять, почему герои сражаются против немцев в Италии, находящейся под австрийским и испанским владычеством. Думая, каким может быть это суровое, выжженное ненавистью пространство, я вспомнил столбчатый базальт, который видел в Исландии. Материалом для декораций стали сталь и ржавое железо - за время, которое потребовалось для мести, успел состариться даже металл".
Впрочем, эти абстрактные декорации (несколько "призм" золотистые, но большинство — серебристого цвета), своими контурами очень напоминающие Москва-Сити с недостроенной башней "Федерация", при разной подсветке прекрасно подходят и для изображения интерьера таверны (кстати, и кружки в руках у завсегдатаев — тоже металлические), и монастырского собора, и горного пейзажа. И роскошные "исторические" костюмы на таком фоне эффектно смотрятся. Фрагмент макета к спектаклю:
DSCN1256.JPG 375,4К 9 Количество загрузок:
Действие первое
Севилья, XVIII век. Леонора ди Варгас (Амалия Гогешвили) влюблена в дона Альваро (лауреат Международных конкурсов Дмитрий Полкопин), потомка древнего рода инков Новой Индии. Её отец надменный маркиз ди Калатрава (заслуженный артист России Роман Улыбин) велит ей забыть о доне Альваро и уходит из комнаты, пожелав спокойной ночи, но донна Леонора уже дала согласие своему возлюбленному именно в эту ночь тайно бежать. Но она всё ещё колеблется, сомневаясь в правильности такого решения, хотя и оставляет балкон открытым. Появляется дон Альваро, который, видя смятение возлюбленной, решает, что она его больше не любит. Но в страстном дуэте поклявшись в вечной верности друг к другу, они всё же готовы бежать. В этот момент маркиз внезапно возвращается, в его руке шпага. Он уверен, что здесь произошло самое ужасное — честь его дочери поругана. Дон Альваро клянется, что это не так, в доказательство он готов принять смерть от шпаги маркиза и не намерен использовать свой пистолет — он отбрасывает его в сторону. К несчастью, пистолет падает на пол, раздаётся неожиданный выстрел, и пуля смертельно ранит маркиза. Умирая, Калатрава проклинает Леонору. Дон Альваро уводит свою возлюбленную. Но начинает действовать сила судьбы!
Действие второе
Через год, уже в Италии.
Брат Леоноры дон Карлос (народный артист России Евгений Поликанин), поклявшийся отомстить сестре и Альваро, ищет беглецов. Они едва не сталкиваются в таверне, но Леонора, переодетая в мужскую одежду ускользает от брата. Появляется молодая цыганка Прециозилла (лауреат Международного конкурса Наталья Владимирская), она призывает всех присутствующих в итальянскую армию, чтобы идти на войну, и предсказывает некоторым их будущее, включая дона Карлоса, который не очень этим воодушевлён.
Напуганная встречей с братом донна Леонора бежит в горы. Уверенная в гибели Альваро она ищет прибежище в мужском (!) монастыре, где открывается отцу-настоятелю (лауреат Международного конкурса Дмитрий Ульянов) и всё-таки получает от него разрешение жить в полном затворничестве в пещере неподалеку.
Братия под страхом проклятья принимает обет строго хранить тайну нового затворника.
Действие третье
Через 5 лет безуспешных поисков Леоноры дон Альваро под чужим именем служит в армии. Став свидетелем нападения на незнакомца (момент азартной карточной игры в лагере итальянской армии), Альваро спасает его. Это был дон Карлос, тоже скрывающий своё настоящее имя. Смертельные враги, они лично не знакомы, поэтому (о, сила судьбы!) клянутся друг другу в вечной дружбе. В бою Альваро ранен в грудь, он может не выдержать операции, поэтому отдаёт Карлосу ключ от шкатулки с секретными бумагами, которые Карлос клянётся сжечь, не читая, если друг умрёт. Карлос, поддерживая Альваро, восклицает, что за храбрость в бою его ждёт орден Калатравы. Альваро в гневе восклицает: "Никогда!"
Страшные подозрения обуревают Карлоса, испытывая сильное искушение, он открывает шкатулку и обнаруживает медальон, о котором Альваро ничего не сказал, следовательно, и клятвы не открывать его Карлос не давал. Внутри медальона — портрет Леоноры! Возвращается хирург (Максим Осокин), дон Альваро спасён, дон Карлос ликует: теперь он сможет отомстить.
Дождавшись выздоровления Альваро, Карлос вызывает его на дуэль, но случайно (!) подоспевшие солдаты разнимают их.
Перед новым сражением Прециозилла нагадала всем его участникам щедрое вознаграждение, но умолчала, кому на этом свете, а кому — нет...
Действие четвёртое
Дон Альваро уходит в монастырь, теперь он отец Рафаэль. Монастырь (по роковой случайности!) именно тот, где укрывается Леонора.
Через 15 лет сюда же приходит дон Карлос, он разыскивает отца Рафаэля, движимый местью за "бесчестье рода" он всё никак не может покарать сестру. Отец Рафаэль (он же дон Альваро) счастлив, что Леонора жива, а он-то был уверен в её смерти (в страшную ночь побега Альваро был ранен). Оскорблениями Карлос вынуждает Альваро взять шпагу и продолжить прерванный поединок. Бывший полковник, Альваро ранит противника. Умирающему в горах Карлосу нужна исповедь, но на совести отца Рафаэля убийство — хотя и непреднамеренное, и он бросается в пещеру, к отшельнику. Появляется Леонора (роковая встреча!), она склоняется над раненым братом, который закалывает её кинжалом.
Пришедший отец-настоятель (он раз в неделю приносил затворнице пищу) призывает всех к смирению. Дон Альваро проклинает свою судьбу, но в "миланской" редакции оперы он не бросается со скалы и остаётся в живых... Занавес.
Да, одержимым ненавистью и жаждой мести следует помнить слова Конфуция: "Если ты всю жизнь мечтал о мести, готовь две могилы — для врага и для себя"...
#314
Отправлено 12 Октябрь 2010 - 01:01
Труппа "Комеди Франсез" была образована декретом Людовика ХIV от 21.10.1680, провозгласившего объединение труппы отеля Генего (труппа Театра Мольера, ранее слившаяся с театром Маре) и Театра "Бургундский отель". Театр получал королевскую дотацию, руководили им назначаемые королём суперинтенданты, определявшие репертуар и состав труппы. Официальное название "Театр Франсе" – французский национальный театр, один из старейших театров Парижа и единственный репертуарный театр во Франции.
Молодой, но уже знаменитый французский режиссер Кристоф Рок поставил на сцене прославленного театра "Комеди Франсез" одну из самых играемых пьес классического репертуара "Женитьбу Фигаро" Пьера Огюстена Карона де Бомарше (1732 - 1799).
И вот, в день премьеры в Москве – неожиданная заметка Марины Райкиной в "Московском комсомольце" под настораживающим названием "Фигаро начинается с зоопарка?":
http://www.mk.ru/cul...s-zooparka.html
Да уж, а зарубежная пресса была весьма благосклонна... Тем не менее, лучше всё увидеть самой, тем более, что билеты взяты заранее!
Продолжительность спектакля – три часа с антрактом.
Сценография – Орели Тома.
Художник по костюмам – Марион Легран.
Свет – Оливье Удью.
Оригинальная музыка – Артюр Бессон.
Сценическое движение – Клер Ришар.
Исполнители:
Сюзанна – Анн Кеслер,
Фигаро – Лоран Стокер,
граф Альмавива – Мишель Вийермоз,
графиня Розина – Эльза Лепуавр,
Марселина – Мартин Шевалье,
судья Бридуазон – Мишель Робен,
садовник Антонио – Кристиан Блан,
доктор Бартоло – Кристиан Клоарек,
Базиль и Дубльмен – Грегори Гадебуа,
Керубино – Бенжамен Юнгерс,
Фаншетта – Прюн Бёша.
Тех, кто помнит знаменитый спектакль Театра Сатиры "Безумный день, или Женитьба Фигаро" в постановке Валентина Плучека с блестящим дуэтом Александра Ширвиндта и Андрея Миронова, ждёт разочарование. От восемнадцатого века в новой постановке почти ничего и не осталось. Декораций так мало, что это даже не символы, а лишь намёки на эпоху. Кринолины используются лишь для декорирования "условной спальни" графини: подвешенные почти под колосниками, все они одновременно рухнут на пол вместе с вешалками, когда граф будет громко стучать в дверь, в гневе разыскивая Керубино! Свой знаменитый прыжок Керубино совершит, героически махнув со сцены в зрительный зал (больше просто некуда, сценическое пространство слишком условно)...
Сценические костюмы актёров тоже никак не связаны с Испанией, гда должно разворачиваться действие пьесы. Вообще-то, персонажи одеты по моде ХХ века (кто в мини, кто в макси, кто в сарафан, а кто и во фрак), за исключением сцены свадьбы, когда волей режиссёра зрители оказываются как бы на ярмарке с ряжеными, где судья нарочито кривляется в карнавальном костюме с изображением костей скелета, а садовник, наоборот, изображает балаганного медведя.
Кульминационная сцена в парке под каштанами происходит на двух карусельных лошадках (фигурки попеременно покачиваются вверх и вниз вместе со стоящими на них переодетой в платье Сюзанны графиней и графом), причём в окружении тех самых чучел лесных животных. Интересно, что одна из декораций, изображающая заросли травы и стоящего в них оленя, протянута над сценой от одной кулисы до другой и закреплена под колосниками так, что олень висит вниз головой (аналогия "перевёртыша" с сюжетными переодеваниями персонажей?)...
Да и тексту Бомарше тоже здорово досталось! На вопрос Сюзанны в парке: "Неужели это любовь?", - Фигаро отвечает: "О, Санта-Барбара! Любовь!"
Складывается впечатление, что вдохновлённые постановщиком молодые артисты труппы играют настолько самозабвенно, что заигрываются и даже переигрывают. К счастью, это весьма вольное обращение с традициями не в состоянии целиком испортить весёлую и остроумную пьесу. Как там у А.С.Пушкина:
"Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро”... ("Моцарт и Сальери").
Но посмотреть второй раз этот спектакль мне уж точно не захочется.
#315
Отправлено 13 Октябрь 2010 - 10:45
Полностью статья здесь:
http://www.izvestia....article3146500/
#317
Отправлено 14 Октябрь 2010 - 01:22
Поставленный Мариусом Петипа на сцене петербургского Большого театра в 1862 году, балет неоднократно возобновлялся, и имел у публики ошеломляющий успех. Пожалуй, балет "Дочь фараона" является лидером по числу связанных с ним театральных легенд, "исторических анекдотов" и просто балетных баек. Например, в 1905 году балетмейстер Александр Горский даже создал для московского Большого театра свою редакцию, сочинив новое либретто в духе "научных открытий в области египтологии", где партию Бинт-Анты (такое имя у Горского носила главная героиня Аспиччия) наряду с холодной красавицей Верой Каралли - будущей дивой немого кино, танцевала и Анна Павлова, специально приезжавшая из Петербурга. На петербургской сцене Матильда Кшесинская считала этот балет своей "личной собственностью", блистала в нём не только техникой танца, но и романовскими бриллиантами от Фаберже. А ещё известный эпизод со львом в первом действии, когда перед прыжком с вершины скалы изображающий его актёр (в костюме с роскошной гривой и устрашающими когтями на передних лапах) торопливо перекрестился, но чуть помедлив, всё же прыгнул...
Либретто: Жюля-Анри де Сен-Жоржа и Мариуса Петипа по повести Теофиля Готье "Роман мумии".
Хореограф-постановщик - Пьер Лакотт (по мотивам одноименного балета Мариуса Петипа).
Художник-постановщик - Пьер Лакотт.
Редакция партитуры - Юрий Потеенко.
Дирижер-постановщик - Александр Сотников.
В спектакле (три действия с двумя антрактами) тесно сплелись пышная экзотика а-ля Древний Египет и романтическая мелодрама. А впрочем, не так уж и важно, какая сюжетная канва легла в основу балета, когда на сцене, сменяя одна другую, разворачиваются великолепные картины: буря в пустыне, придворная охота в пальмовом лесу на льва (включая встречу путешественников с дикой обезьяной, которая спускается к ним на лиане, и даже нападение льва на дочь фараона), повседневная жизнь "древнеегипетской" рыбацкой деревни и, конечно, наиболее приятный сердцу любого энтузиаста фантастический праздник всех рек, ручейков, медуз и крабов на дне величественного Нила!
Приступив к реконструкции, Пьер Лакотт сократил либретто балета и, соответственно, партитуру. Он фактически заново создал декорации, костюмы и сценографию балета. На основе классической хореографии ХIХ века, Лакотт поставил сложнейшие вариации не только для танцовщиц, но и для танцовщиков, которые (к бурной радости зрителей!) по воле постановщика зачастую синхронно исполняют одни и те же виртуозные па.
Исполнители:
Аспиччия, дочь Фараона - Наталья Осипова,
Лорд Вильсон, англичанин, превращающийся в египтянина под именем Таор - Артём Овчаренко,
Джон Буль, его слуга, превращающийся в египтянина под именем Пассифонт - Денис Медведев,
Рамзея, нубийская невольница Аспиччии - Нина Капцова.
Снова "шла на имена". Исполнительница заглавной партии Наталья Осипова уже запомнилась своими блестящими выступлениями в паре с Иваном Васильевым, 23-летним премьером Большого театра. А её партнёр по сегодняшнему спектаклю Артём Овчаренко мне очень понравился в партии Петрушки (см. сообщение от 04.07.2010): удивительно тонко чувствующий образ танцор, поэтому эмоциональная часть роли ему удаётся так же хорошо, как и виртуозная хореография.
Действие первое
Картина 1.
Пустыня в Египте у подножия пирамид. Молодой англичанин лорд Вильсон, путешествуя со своим слугой Джоном Булем, встречает караван арабских купцов, которые любезно приглашают их совместно отдохнуть. Внезапно поднимается сильная буря, от ветра падает толстое пальмовое дерево. Путешественники и купцы торопятся укрыться в ближайшей пирамиде.
Картина 2
Сторож пирамиды показывает случайным гостям находящуюся в глубине усыпальницы гробницу Аспиччии, дочери одного из фараонов Древнего Египта. Расположившись в углу, купцы курят кальян. Облака опиумного дыма окутывают курильщиков… Лорд Вильсон засыпает, и тут начинаются фантастические видения: стены гробниц исчезают, четыре мумии оживают и выходят из саркофагов. Вслед за ними появляется их повелительница Аспиччия, дочь великого Фараона. Склонившись над англичанином, она прикасаеся к нему рукой, и происходит волшебное превращение: лорд Вильсон и его слуга становятся египтянами. Первого зовут Таор, второго - Пассифонт.
Очарованный Таор хочет следовать за ней, но Аспиччия исчезает в туманной дымке.
Картина 3
Великолепные декорации пальмового леса и скалистых гор. Вдали слышен звук охотничьих рогов, Аспиччия в окружении многочисленной нарядной свиты охотится на льва. Ее рабыня смуглая Рамзея, заметив присутствие незнакомца, хочет увести госпожу. Появляются охотники, и Аспиччия вместе с ними бросается в погоню за львом. Когда [чучело] льва удалось окружить и даже набросить на него ловчую сеть, он внезапно "вырывается". "Оказавшись" на скале (теперь это уже довольно вялый актёр в соответствующем костюме зверя) и картинно размахивая гривастой головой, он делает ленивый прыжок в сторону Аспиччии, но Таор метко поражает дикого зверя. Аспиччия спасена, Рамзея и сужанки приводят её в чувство после обморока.
Звуки труб возвещают о приближении Фараона и его свиты. Увидев дочь в компании незнакомца, Фараон приказывает арестовать его. Аспиччия, очнувшись, объясняет отцу, что Таор - ее спаситель и потому достоин награды. Гнев Фараона сменяется признательностью. Он велит освободить юношу и приглашает его по такому случаю во дворец на праздник.
Действие второе
Картина 4
В роскошных интерьерах дворца Таор признается Аспиччии в любви. Входят Фараон и царедворцы. Вслед за ними появляется Нубийский король ( в программке именно "король"!), прибывший просить у Фараона руки его дочери. Властитель Египта согласен отдать ему в жены Аспиччию и заключить с Нубией дружественный договор. Монархи обмениваются папирусами с текстом договора. Таор приходит в отчаяние, Аспиччия, пытается его успокоить.
Правитель Египта приказывает начать торжества по случаю бракосочетания дочери. Таор и Аспиччия решают бежать. Отдав все свои драгоценности стражнику, Аспиччия получает ключ от потайной двери, через которую влюблённые покидают дворец.
Узнав об исчезновении дочери, Фараон приходит в ярость и велит догнать беглецов. Нубийский король, заметив потайной ход, тоже бросается в погоню, сопровождаемый своей свитой.
Действие третье
Картина 5
Широкая излучина Нила, на волнах переливаются солнечные блики, на берегу тростниковая хижина. Таор и Аспиччия в украшенной резьбой лодке подплывают к рыбацкой деревне, где все им рады. Рыбак и его жена приглашают белецов в свою хижину. Наступает ночь, рыбаки отправляются на рыбную ловлю и приглашают гостей принять в ней участие. Аспиччия устала и вынуждена отказаться. Таор советует ей отдохнуть и уходит.
Едва Аспиччия остается одна, как появляется Нубийский король со своими воинами. В ужасе от мысли, что брак с нубийцем навсегда разлучит ее с возлюбленным, Аспиччия подбегает к окну и бросается в воды Нила.
Возвращаются Таор и Пассифонт. Нубийский король приказывает схватить заговорщиков, чтобы отомстить за похищение Аспиччии. Их всех, включая и верную Рамзею, заковывают в ручные кандалы.
Картина 6
Грандиозные декорации подводного царства Бога Нила. На гимнастической трапеции от самых колосников спускается юная утопленница. Аспиччию как дочь великого правителя Египта рады видеть и здесь: она получает новый наряд и в честь неё устраивают праздник, на котором для неё танцуют три реки - красавицы Гвадалквивир, Конго, но лучше всех, естественно, Нева! Но дочь Фараона мечтает лишь об одном - вновь увидеть Таора, Аспиччия просит властителя вод вернуть ее на землю. Нил соглашается выполнить ее просьбу, и на той же трапеции Аспиччия плавно поднимается к светлой кромке блестящей на солнце поверхности реки.
Картина 7
Дворец Фараона. Правитель Египта в отчаянии. Он требует привести Таора и угрожает казнить его, если тот не скажет, куда скрылась Аспиччия. Но Таор этого и сам не знает. Тогда Фараон велит начать казнь: в огромной, выше человеческого роста, вазе среди белых роз, оказывается, прячется гигантская священная кобра. Первым гибнет от укуса этой священной змеи нубийский невольник. Но вдруг издалека доносятся звуки веселого марша: это рыбаки, обнаружив Аспиччию, сопровождают ее во дворец.
Аспиччия обнимает отца и рассказывает ему о своих злоключениях, о своей любви к Таору и об угрозах Нубийского короля, вынудившего ее броситься в реку. Фараон рвет подписанный с нубийцем договор. С негодованием вся нубийская свита покидает дворец Фараона. Аспиччия просит освободить Таора, но Фараон непреклонен, он не может простить ему похищения дочери. И тогда Аспиччия объявляет, что погибнет вместе со своим возлюбленным. Подойдя к священной змее, она протягивает к ней руку. Испуганный Фараон удерживает её от очередной попытки самоубийства, и, тронутый ее самоотверженностью и глубиной чувств, он прощает Таора и соединяет руки влюбленных. Посреди всеобщего праздника сцена затягивается туманом.
Картина 8
В дымке на месте дворца вновь появляется пирамида. Лорд Вильсон просыпается и с удивлением оглядывается вокруг. В глубине сцены за тонким занавесом он узнаёт ослепительно-прекрасный образ дочери Фараона, ненадолго появляющийся в узком луче прожектора.
Всё, что с ними произошло, - это был только чудесный сон, который он видел во время бури...
Грандиозная постановка! В спектакле занята почти вся балетная труппа Большого театра, да ещё и учащиеся Московской государственной академии хореографии (МГАХ)! Естественно, сопровождает спектакль живой звук оркестра (дирижёр - маэстро Павел Клиничев).
Сказочно-красивые декорации и костюмы! Смотреть и слушать - несказанное удовольствие!
#318
Отправлено 14 Октябрь 2010 - 09:40
http://www.izvestia....article3147240/
#319
Отправлено 15 Октябрь 2010 - 09:55
И снова премьера!
"СИЛА СУДЬБЫ" (La Forza del Destino)
Леонора ди Варгас (Амалия Гогешвили) влюблена в дона Альваро (лауреат Международных конкурсов Дмитрий Полкопин)
В сегодняшнем номере "Известий" рецензия на этот спектакль с другим составом исполнителей (Леонора - Наталья Петрожицкая и дон Альваро - Нажмиддин Мавлянов) в статье "Сила есть, судьбы не надо":
http://www.izvestia....article3147272/
#320
Отправлено 18 Октябрь 2010 - 00:10
Дважды она была удостоена Национальной театральной премии "Золотая маска" (1997, 2002) в номинации "лучшая женская роль в опере" (за партии Мими в "Богеме" и Чио-Чио-сан в "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини). И вот как раз...
"БОГЕМА" (La boheme) - oпера в четырех действиях с одним антрактом Джакомо Пуччини на итальянское либретто Джузеппе Джакозы и Луиджи Иллики при участии Джулио Рикорди и самого композитора по роману Анри Мюрже "Жизнь богемы". Опера была написана за восемь месяцев, первое представление состоялось 01.02.1896 в театре "Реджо" (Турин).
Место действия: Париж, 1830 год.
Дирижер-постановщик - Вольф Горелик.
Режиссер-постановщик - Александр Титель.
Художник-постановщик - Юрий Устинов.
Герои оперы – Рудольф (поэт), Марсель (художник), Шонар (музыкант), Коллен (философ), Мими (вышивальщица), Мюзетта (гризетка) – типичные представители полуголодной артистической молодежи, живущей в Латинском квартале Парижа.
Декорации к опере (художник Юрий Устинов, художник по свету Ильдар Бедердинов) напоминают работы французских импрессионистов, а ещё больше – картину постимпрессиониста Винсента ван Гога "Ночная терраса кафе". На заднике сцены - слегка расплывчатый городской пейзаж. Создаваемое им впечатление изящно дополняют расположенные друг за другом и выполненные в почти акварельной манере тонкие прозрачные занавесы, которые по ходу спектакля поднимаются и опускаются (как будто прокручиваются две киноплёнки), тем самым составляя всякий раз новые, но всегда прекрасные городские виды.
Первое действие
Картина I.
Занавес поднимается с первыми звуками оркестра. Канун Рождества, а в мансарде, где обитают Рудольф (заслуженный артист Республики Бурятия Чингис Аюшеев), Марсель (лауреат Международных конкурсов Дмитрий Зуев), Коллен (заслуженный артист России Роман Улыбин) и Шонар (заслуженный артист России Андрей Батуркин) холодно и мрачно, нет ни еды, ни дров. Через открытое окно в мансарду влетают живые голуби, громко хлопая белоснежными крыльями, они преодолевают всю ширину сцены и скрываются в правой кулисе. За окнами мансарды кипит жизнь, но и художник, и поэт отчаянно пытаются работать. Марсель старается закончить полотно "Переход через Красное море", но его руки так озябли ("как будто держу в них сердце безжалостной Мюзетты!"), что продолжать работу невозможно: "Рисую Красное море, но дрожу от стужи... За это я утоплю фараона!"
Рудольф решается и растапливает камин объёмной рукописью своей пятиактной трагедии. Приходит Коллен, вконец окоченев на улице, он сообщает, что ломбарды в канун праздника закрыты, и устраивается греть руки у огня: "Какой жар! Это любовная сцена из второго акта..." Последним является Шонар, ему повезло больше остальных, и теперь у друзей есть немного дров, еды и вина. Он пытается рассказать, как это у него получилось: один англичанин нанял его играть для... попугая в окне напротив, пока птичка не умрет. Так Шонар играл три дня, а попугай всё не умирал. И тогда молодой человек поближе познакомился со служанкой, которая и накормила бедную птичку петрушкой (!), после чего попугайчик околел, а англичанин оплатил музицирование.
Застолье прерывается приходом Бенуа: домохозяин требует платы за жилье. Его тоже угощают вином, платят небольшую сумму и выпроваживают.
Все собираются праздновать Рождество в кафе, Шонар, Марсель и Коллен спускаются вниз, а Рудольф задерживается ненадолго, чтобы закончить статью. Но вдохновения нет... Вдруг слышится нерешительный стук в дверь. Это молодая соседка Мими (заслуженная артистка России Ольга Гурякова), у которой погасла единственная свеча. Девушка еле сдерживает приступ кашля, Рудольф приглашает ее зайти в комнату и угощает бокалом вина, а сам зажигает ей свечу. Мими уходит, но вскоре возвращается, потому что потеряла свой ключ. Рудольф любезно помогает его искать, но от сквозняка обе свечи гаснут, и их руки встречаются. Это повод, чтобы продолжить знакомство и рассказать друг другу о своей жизни и работе. Внизу слышатся громкие голоса друзей. Рудольф и Мими отправляются следом, чтобы присоединиться к веселой компании.
Картина II.
Поворотный круг сцены вращается, и перед зрителями разворачивается красивая панорама вечернего Парижа: шумное оживление на улицах и площадях, яркие огоньки многочисленных кафе, нарядная публика, - всё это создаёт праздничное настроение рождественского сочельника!
Рудольф с Мими, Марсель, Шонар и Коллен за столиком кафе. Бывшая пассия Марселя Мюзетта (была замена, и вместо Ирины Ващенко партию исполняла Амалия Гогешвили) появляется в сопровождении состоятельного господина. Это Альциндор, государственный советник и воздыхатель Мюзетты.
Мюзетта всячески пытается восстановить отношения со своим прежним возлюбленным, поначалу Марсель не обращает на нее внимания, но вдруг Мюзетта пронзительно вскрикивает: "Ах, моя нога, эта туфелька - просто наказание!" Уловка сработала: так она хочет хоть на несколько минут избавиться от Альциндора (выпив вина из оправленного в туфельку стакана, он уходит, чтобы найти другую пару туфель), а Мюзетта с босой левой ногой радостно присоединяется к своим артистическим друзьям. Слышатся звуки марша, это военный оркестр марширует во главе с тамбурмажором через всю сцену. К этой процессии присоединяются уличные мальчишки, а за ними и все остальные, включая четырёх героев и двух их подружек. Расплатиться по счёту им нечем, и Мюзетта просит всё включить в её счёт (пусть заплатит её состоятельный воздыхатель). Вернувшийся (уже под занавес) Альциндор застаёт быстро пустеющее кафе и спешит за занавесом, который закрывается не полностью, так как его удерживает обувная коробка в подарочной упаковке в руке незадачливого господина советника. Вся эта весёлая публика, отмечающая Рождество (включая детский хор театра и военный оркестр), выходит под аплодисменты зрительного зала на поклоны... Занавес закрывается - антракт.
Второе действие
Картина III.
Праздники позади... Холодное раннее утро на самой окраине Парижа, рядом с городской заставой. Здесь же стоит автомобиль (ну, это, конечно, не Карл из "Трёх товарищей" в "Современнике", но тоже очень симпатичный ретро-экземпляр), в котором греются во время дежурства двое полицейских. Рабочие требуют у сонных полицейских пропустить их в город, пора на работу. Молочницы и торговки спешат на базар.
Измученная и продрогшая Мими зовет из таверны Марселя (он теперь нашёл работу - расписывает здесь стены, а Мюзетта даёт уроки пения, тем и живут).
Мими рассказывает художнику о своих постоянных пререканиях с ревнивым Рудольфом, который после очередной ссоры этой ночью ушёл из дома. Она хочет (в очередной раз!) расстаться с ним, и просит помощи у Марселя. Оказывается, Рудольф здесь же. Марсель соглашается с ним поговорить, а Мими уходит, чтобы не возобновлять скандал. Рудольф в разговоре с Марселем рассказывает, как безнадежно больна Мими (чахотка), что безденежье губит её, и как было бы разумно им расстаться (может быть, какой-нибудь богатый поклонник сможет ей помочь с лечением). Неожиданно он слышит кашель Мими и поворачивается в ее сторону с выражением сострадания на лице. Марсель тем временем уходит в дом, откуда доносится веселый смех Мюзетты, он подозревает, что его возлюбленная опять с кем-то флиртует.
Мими предлагает Рудольфу расстаться. Они хотят надеяться, что весной снова будут вместе. Этот щемящий дуэт перерастает в квартет, когда к их разговору присоединяются реплики ссорящихся Марселя и Мюзетты, доносящиеся из таверны. Контрастное звучание партий ссорящейся пары и другой, которую обуревают страстные чувства, создаёт один из чудеснейших квартетов во всей итальянской опере. И прежде чем он закончится, Рудольф и Мими решают весной снова быть вместе, в то время как вторая пара определенно распадается.
Картина IV.
Та же мансарда. Марсель и Рудольф, снова пытаются поработать, но они не могут не думать о Мими и Мюзетте, с которыми теперь разлучены. Коллен и Шонар возвращаются с провизией. Все четверо теперь ведут себя как дети: они изображают званый приеме у короля. Такое аристократическое торжество не может обойтись без "балета" и "рыцарского поединка". Но это веселье прекращается, когда в комнату вбегает запыхавшаяся Мюзетта - на лестнице Мими, она так слаба, что не сможет сама подняться в мансарду. Бедняжку укладывают на диване, укрывают пледом, спешат продать последнее, чтобы пригласить доктора и купить лекарств. Все хотят хоть чем-то помочь, влюбленные остаются одни, следует нежное обяъяснение. Мими, теряя силы, засыпает. Когда другие возвращаются, Мюзетта готовит лекарства, а Шонар склоняется к Мими и убеждается - к своему ужасу, - что она умерла. Поначалу никто не решается сказать об этом Рудольфу. Но он видит выражения их лиц, мчится через комнату и бессильно опускается около девушки, которую отчаянно любил... Через всю сцену, как и в самом начале оперы, пролетает стая белых голубей...
P.S. Может быть, кто-то и способен удержаться от слёз в финале опер Джакомо Пуччини, а я вот - нет! Хороший был спектакль - потребовалось два носовых платка...
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных