21 октября в исполнении труппы Большого театра на сцене Государственного Кремлевского Дворца
П.И. Чайковский
"Спящая красавица"
В главных партиях: народный артист России, лауреат Государственных премий Николай Цискаридзе — Принц Дезире, народная артистка России Мария Александрова (1-ое выступление в роли Принцессы Авроры), Мария Исплатовская — Королева, Король Флорестан ХIV — Александр Фадеечев, фея Сирени — заслуженная артистка России Мария Аллаш.
Да разве можно пропустить такой спектакль?!!
Балет в 2-х действиях с прологом и апофеозом (идёт с одним антрактом).
Либретто: Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по мотивам сказок Шарля Перро.
Хореография - Мариуса Петипа.
Хореографическая редакция - Юрия Григоровича (премьера балета состоялась 31 мая 1973 года).
Художник-постановщик - Симон Вирсаладзе.
Дирижер-постановщик - Александр Копылов.
В спектакле использованы фрагменты хореографии Ф. Лопухова, К. Сергеева, Ю. Григоровича.
После успеха "Лебединого озера" П.И. Чайковскому предложили еще несколько сюжетов для написания балета, но по разным причинам они были отвергнуты. Директор Императорских театров, князь Иван Александрович Всеволожский стремился создать пышный петербургский спектакль в стиле балетов при дворе Людовика XIV (вот так и появился в числе главных персонажей балета "король Флорестан ХIV" ) с непременным парадом героев сказок Шарля Пероро в дивертисменте последнего акта. В современной редакции балета это волшебная Голубая Птица и Принцесса Флорина, Кот В Сапогах и Белая Кошечка ( понятно, ведь "джентльмены предпочитают блондинок"), Красная Шапочка и Серый Волк, Золушка и Принц (действительно, Принц принёс с собой "удачно потерянную" балетную туфельку и вернул её, аккуратно надев на ножку Золушки).
Заказанный балет должен был быть "французским" (помните, французами были и сказочник Шарль Перро, и хореограф Мариус Петипа) и написанным в стиле музыки-барокко композиторов Рамо, Баха и Люлли. В итоге новый балет-феерия "Спящая красавица" стал "энциклопедией классического танца". Либретто было написано И.Всеволжским совместно с М.Петипа по сказке Ш.Перро "Красавица спящего леса" из сборника "Сказки матушки гусыни". Получив его в августе 1888 года, П.И.Чайковский был восхищен и в ответном письме заметил: "Не желаю ничего лучшего, как написать к этому музыку". Композитор сочинял увлечённо, и в конце лета 1889 года уже заканчивал инструментовку балета.
В 1899 году в Москву, на сцену Большого театра спектакль перенёс балетмейстер Александр Горский. За сто с лишним лет сценической жизни в Большом театре балет неоднократно подвергался редактированию и переделкам. Наиболее радикальные изменения были внесены в советское время: в балете укрупнили чуждые сказке социальные мотивы, сочинили новые танцы, в духе времени осмеяли короля и придворных, а злую фею Карабос превратили в женщину-вамп. В постановке 1963 года, наоборот, Юрий Григорович и художник Симон Вирсаладзе искоренили элементы бытовизма и хореодрамы. Получился минималистски оформленный спектакль, в котором осталось лишь "чистое искусство" классического танца (на пуантах танцевали даже придворные и фея Карабос): в центральных партиях выступили Майя Плисецкая (Аврора), Николай Фадеечев (Дезире), Екатерина Максимова (Принцесса Флорина), Владимир Васильев (Голубая птица). В 1973 году Ю.Григорович и С.Вирсаладзе создали еще одну версию балета, вернув в спектакль многие пантомимные сцены и сюиту исторических танцев. Хореограф сочинил ряд новых номеров, в том числе сцену с вязальщицами в начале второго действия и танец Карабос в прологе (эта роль снова вернулась к традиционно исполнявшим её мужчинам).
Вообще-то, на мой взгляд, в спектакле особого восхищения публики удостоились две мужские партии: Принц Дезире — Николай Цискаридзе и... Геннадий Янин — злая фея Карабос (харизматичная пожилая дама со скверным характером, если только фея может быть пожилой)!
Николай Максимович Цискаридзе, как и всегда, великолепен, демонстрируя головокружительные по высоте и размаху прыжки, исполняя галантные танцы с дамами во дворце, в том числе знаменитое свадебное па де де с Авророй, и лиричные хореографические монологи в сцене охоты!!!!!
А вот фея Карабос — образ, несомненно, характерный и уж никак не положительный, но в исполнении заслуженного артиста России Геннадия Янина очаровавший зал с первого же появления в сцене пролога. Это когда на крестины Принцессы Авроры поздравить именинницу слетаются шесть добрых фей (Фея Сирени — крестная мать Принцессы, Фея Нежности, Фея Беззаботности, Фея Щедрости, Фея Резвости и Фея Смелости, она же Виолант — фея пылких и сильных страстей; ага, теперь понятно, каких качеств ждут от нас мужчины !), и каждая приносит принцессе свой дар. Вдруг в рядах гостей возникает переполох, испуганные слуги рассказывают о прибытии страшной гостьи — злой феи Карабос, по оплошности королевского обер-церемониймейстера оставшейся без приглашения. Король и Королева взволнованы, предчувствуя несчастье... И вот!
В чёрной колеснице, запряжённой зловещими Обезьянами, и в сопровождении безобразных Крыс-пажей, в зал, как триумфатор, въезжает разгневанная Карабос. Как посмели забыть о ней? Желая отомстить за нанесенную обиду, Карабос предсказывает, что Аврора, благодаря дарам шести волшебниц, станет самой красивой и умной из принцесс, но заснёт вечным сном, уколов веретеном палец. Не забывайте, что спектакль-то балетный, и весь этот монолог — блестящая хореография и пантомима. Представьте себе, как с помощью своей волшебной палочки фея Карабос демонстрирует застывшим от ужаса участникам дворцового праздника, как повзрослевшая и ставшая красавицей (всё это жестами!) Аврора буквально проткнёт руку веретеном (волшебная палочка при этом удерживается между вытянутыми пальцами), и что с ней после этого произойдёт...
Именно так и будет... В день своего шестнадцатилетия Принцесса Аврора весела и мила, она готова потанцевать с каждым из гостей, включая четырёх "женихов", но никому не отдает предпочтения. Неожиданно среди гостей Аврора замечает старуху с незнакомым предметом в руках, который привлёк ее внимание. С интересом берёт Принцесса протянутое ей веретено и начинает танцевать с ним, но уколов палец, быстро теряет силы и падает замертво. Старуха снимает капюшон чёрного плаща, и только теперь все узнают в ней злую фею. Карабос торжествует. Все четыре жениха Авроры, обнажив шпаги, бросаются к злодейке, но волшебница, как и положено, исчезает в густых клубах дыма.
Или эпизод, когда в заросшем парке фея Карабос и её верные слуги (три Обезьяны и три Крысы) преграждают путь всем, кто попытается проникнуть в спящее королевство. Но, как ни пристально всматривалась Карабос в темноту зала, всё-таки и её хищный взгляд затуманивается, и вот уже весь этот "ночной дозор", сбившись в живописную группу, тихо дремлет до самого появления феи Сирени и Принца Дезире.
Да, для создания "отрицательного образа" достаточно было бы одной только "утиной" походки феи Карабос, энергично вышагивающей по сцене! А если прибавить ещё и "красноречивые без всяких слов" жесты, и неподражаемую мимику (местами вообще не могла оторваться от бинокля, настолько были узнаваемыми выражения лица у "мадам" Карабос, где-то я подобное уже видела, — ах, ну да, утром в метро!), не говоря уж о гриме (рыжий парик, бриллиантовые серьги, подведённые брови и тёмная губная помада!), великолепном сценическом костюме и обуви (серые ботильоны на устойчивом, но довольно высоком каблуке!)... Просто СКАЗКА!!!!!
Нет, я искренне не понимаю, почему к классическому "новогоднему репертуару" в Большом театре относят только "Щелкунчика"! По-моему, "Спящая красавица" ничем не хуже!!!