иду на спектакль Александринки "Дядя Ваня".
Планирую посмотреть в субботу, 27-го.
К сожалению я в пролете. Потом расскажите.
27 ноября спектаклем "Дядя Ваня" режиссёра Андрея Щербана завершились гастроли Александринского театра. По этому случаю перед началом спектакля перед публикой выступили режиссёр Александринского театра народный артист России, лауреат Государственных премий России Валерий Фокин и Президент фестиваля "Золотая маска" Георгий Тараторкин. После спектакля на поклоны вышел и сам режиссёр спектакля-номинанта.
Спектакль "Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях" представлен на получение Премии "Золотая Маска" сразу в нескольких номинациях:
- драматический спектакль большой формы;
- работа режиссёра;
- работа художника (Карменчита Брожбоу, автор костюмов и сценографии спектакля),
- женская роль (Юлия Марченко);
- мужская роль (Семён Сытник).
Режиссёр-постановщик Андрей Щербан (американец румынского происхождения, в прошлом – ассистент Питера Брука) считает А.П.Чехова главным автором в своей творческой биографии, впервые он поставил Чехова в Нью-Йорке (Линкольн-Центр). Это был "Вишнёвый сад", а в роли Дуняши выступала тогда еще начинающая Мерил Стрип.
Приглашение в Александринский театр знаменитый режиссёр воспринял, по его же словам, как творческий вызов: "Чехов, как Моцарт, его всегда можно узнать. И совершенно не нужно переосмысливать. Его пьесы всегда о сегодняшнем дне, и ничего не нужно адаптировать." Тем не менее, в чеховский текст были внесены изменения: часть реплик персонажи дублируют на немецком, французском и английском языках (возможно, чтобы подчеркнуть универсальность сюжета и характеров персонажей чеховской пьесы), а некоторые реплики в спектакль, наоборот, не вошли. Вместе с тем, в спектакле звучат звукозаписи нескольких танго Карлоса Гарделя в авторском исполнении! А ещё заключительный монолог Сони звучит под аккомпанемент гитары: получается нечто среднее между рок-балладой и бардовской песней, — дрожащий от еле сдерживаемых слёз голос напевает, как "белые стихи", подлинный текст А.П.Чехова. Удивительный по силе воздействия приём! До этого спектакля я никогда не замечала, насколько же поэтична эта пьеса А.П.Чехова, в отличие от того же "Вишнёвого сада", например.
Спектакль "в четырёх действиях" идёт три часа с одним антрактом. Заходя в зал, зрители видят (занавеса нет и в этот раз) на заднике точную копию зала Александринского театра. А на сцене построено её подобие с двумя ложами (всё, как полагается, и тёмно-красная бархатная обивка, и позолоченная лепнина!) и четырьмя рядами полукресел партера между ними, а в самом конце прохода стоит маленький круглый столик под белой вязаной скатертью, сервированный для чаепития, – самовар и белая посуда. Когда начнётся спектакль, "театральный задник" поднимут, а на его место встанет обычное чёрное полотнище.
Значит, усадьба Войницких — на самом деле театр? Как и в "Гамлете", действие спектакля Александринки происходит не только на сцене, но и в зале, а зачастую персонажи сначала проходят по залу, чтобы потом подняться на сцену...
Всё, как у Шекспира в "Как вам это понравится" (перевод Т.Л.Щепкиной-Куперник):
"Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль".
Итак, действующие лица и исполнители:
Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор — заслуженный артист России Семён Сытник.
Елена Андреевна, его жена, 27-ми лет — Юлия Марченко.
Соня, его дочь от первого брака — Янина Лакоба.
Войницкая Мария Васильевна, вдова тайного советника, мать первой жены профессора — народная артистка России Светлана Смирнова.
Войницкий Иван Петрович, её сын — народный артист России, лауреат Государственной премии России Сергей Паршин.
Астров Михаил Львович, врач — заслуженный артист России Игорь Волков.
Телегин Илья Ильич, обедневший помещик — Дмитрий Лысенков.
Марина, старая няня — заслуженная артистка России Мария Кузнецова.
Работник — Павел Юринов.
Обратите внимание, несмотря на название "Дядя Ваня", главным героем пьесы сам Чехов видит профессора Серебрякова, из-за приезда которого ломается привычный уклад жизни других персонжей, да и вся их жизнь, собственно, подчинена одной цели — обеспечить должный уровень и комфортные условия для "гениального" родственника...
Номинант Семён Сытник своего Серебрякова считает самым современным в этом спектакле: "Таких людей, как Серебряков, сегодня по России бродит очень много. Они живут очень хорошей жизнью, достаточно обеспеченной, параллельной жизнью. Ему никто не важен, ни кто его окружает, ни дядя Ваня, ни этот дом, ни Елена Андреевна".
Надо отметить неординарное художественное оформление спектакля: идёт настоящий дождь с грозой (с колосников льётся вода, она течёт на актёров, каплет на "газон" и "лужи"!), дядя Ваня, поскользнувшись, в белой ночной сорочке изваляется в настоящей грязи, а потом в эту же грязь из каприза, или просто из любопытства (точно по чеховскому сюжету), попадёт и Елена Андреевна... Декорации меняются перед каждым следующим действием, а так как занавеса нет, то зрители с интересом наблюдают за этим процессом (многие и в антракте из зала не выходили).
По ходу действия персонажи спектакля в диалогах друг с другом резко перестраивают манеру игры от пронзительного гротеска к задушевной откровенности и обратно, это как в танце вдруг меняется направление шагов. Вообще спектакль, на мой взгляд, получился очень гармоничным именно благодаря музыкальным интермедиям, когда артисты танцуют танго. Так ярче ощущается общее настроение чеховской пьесы, оказывается, оно созвучно знаменитому исполнению Карлосом Гарделем его танго-композиций, в которых, как в настоящей жизни, заключены любовь и ревность, радость и надежда, стремление к счастью и безысходность утраты! Замечательно тонкий, красивый и печальный (по-чеховски!) спектакль...