В здании уникального театра, расположенного на территории государственного музея-усадьбы "Архангельское" и названного по имени знаменитого итальянского декоратора и архитектора, автора теории "Музыка для глаз" Пьетро ди Готтардо Гонзага (1751-1831) несколько раз за лето проходит субботнее мероприятие под лаконичным названием "Ночь в опере. В.А.Моцарт" (начало в 21.00 мск).
В исполнении двух сопрано Татьяны Ланской и Адриен Микш (Венгрия), меццо-сопрано Валерии Пфистер, ансамблей "Фестиваль – квартет" и "Крафт – квартет" 31 июля прозвучали сцены из опер "Свадьба Фигаро", "Волшебная флейта", "Идоменей", "Митридат, царь Понта", "Так поступают все женщины", "Король-пастух", "Милосердие Тита", несколько инструментальных произведений В.А.Моцарта и ещё ария Лючиллы, написанная Моцартом как "приглашённой звездой" (увы, всё "новое"
уже придумали до нас!) для оперы Мартина-и-Солера "Ворчун с добрым сердцем", К.582.
Великолепная акустика исторического здания и виртуозное исполнение прекрасной музыки В.А.Моцарта поздним субботним вечером оставляют незабываемое впечатление!
Но в этот раз стоит больше внимания уделить именно Театру!
Итак, 24 сентября 2003 года впервые после долгого перерыва принял зрителей "Театр Гонзага" - уникальный барочный театр
на 150 мест, возведенный и украшенный Пьетро Гонзага в 1816-1818 годах для известного покровителя искусств князя Н.Б.Юсупова в его подмосковной усадьбе "Архангельское". Ещё в 1970-е годы здание Театра Гонзага было закрыто для посещения в связи с его аварийным состоянием, однако активное восстановление театра началось лишь в 1990-х при участии Всемирного фонда охраны памятников, включая предоставление нескольких грантов компанией "Америкэн Экспресс".
Историческая справка Построенная в XVIII веке на берегу Москвы-реки усадьба "Архангельское" - это удачно сохранившееся до наших дней княжеское имение с многочисленными первоначальными постройками и значительной художественной коллекцией, включающей работы Ван Дейка, Тьеполо, Буше и Робера. В 1810 году новый владелец усадьбы (прежними владельцами были последовательно князья Шереметевы, Одоевские и Голицыны) князь Николай Юсупов перестроил дворец для того, чтобы выставить в нем свою художественную коллекцию и разместить библиотеку, насчитывающую 16000 томов, а также открыть частный театр.
Князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831) - один из богатейших вельмож России был и первым директором Эрмитажа, и русским посланником в Италии, и главным управляющим Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также всеми театрами России. Он создал "подмосковный Версаль" - изумительное по красоте и богатству имение Архангельское, где дважды, в 1827 и 1830 годах, у него побывал А. С. Пушкин. Известно стихотворное послание великого поэта князю Юсупову, написанное в Москве в 1830 году:
«...К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались».
О собственном театре Н.Б.Юсупов мечтал ещё в молодости, когда находясь на дипломатической службе, он познакомился с венецианским сценографом Пьетро ди Готтардо Гонзага и увлёкся его идеями. "Музыка для глаз" – так называл Гонзага сценографию. Придуманные и воплощенные им на сценах Ла Скала, римского, пармского и венецианского оперных театров постановки изумляли не только живописностью, но и редким правдоподобием эффектов. По отзывам знатоков, декорации Гонзага заставляли публику забывать о самом спектакле.
Задолго до покупки Архангельского князь Юсупов пригласил П.Гонзага в Россию, и тот после нескольких лет раздумий приехал-таки в "варварскую страну", где, к своему удивлению, обнаружил общество культурное и, что особенно важно, разделяющее его новаторские взгляды. В том же 1792 году он получил заказ от Марии Фёдоровны, тогда еще скромной супруги наследника престола. Всё, что было сделано им в Павловске, понравилось настолько, что венецианский "дизайнер" сделался чуть ли не другом царской семьи. Став императрицей, Мария Фёдоровна предложила ему обустроить и столичные театры.
Трагическая смерть Павла I могла бы погубить художника, к несчастью своему, входившего в круг близких к императору лиц. Его спасло покровительство Н.Б.Юсупова, который вызвал Гонзага в Москву и надолго обеспечил заказами. В первопрестольной Гонзага продолжал работать для императорских театров, но теперь уже довольно часто отвлекался на оформление частной сцены, устроенной князем в его московском дворце.
Еще более широкое поле для приложения своих способностей мастер нашел в Архангельском, куда смог выбраться лишь через четверть века пребывания в России.
К сожалению, из дюжины композиций, созданных Гонзага для театра в Архангельском, до нашего времени дошло чуть больше трети, то есть 4-е перемены декораций и занавес. Однако, даже эта часть вместе с 9-ю акварельными копиями работ Гонзага, которые крепостные художники написали при подготовке театра к открытию, позволяет судить о мастерстве венецианского декоратора. Каждая из композиций создает поразительную иллюзию объёмности. Совершенством письма отличаются как произведения светлые ("Храм"), радостные ("Малахитовый зал"), так и мрачные ("Тюрьма"), и представляющие небольшие убогие интерьеры ("Таверна"). "Малахитовый зал" – самая необычная из всех декораций Гонзага, изображенная на ней галерея из зеленых колонн покоряет ярким цветом и пространственным размахом. Сооружение перекрыто розоватым сводом, а пространство между колоннами заполнено золотистыми скульптурами. Разбитые на пары 8 кулис оставляют свободной сцену, увлекая взгляд вдаль, туда, где боковые картины сливаются с похожими видами задника. Впечатление бесконечной перспективы настолько реально, что колонны кажутся уходящими за пределы театра. Даже при слабой подсветке "Малахитовый зал" смотрится необыкновенно величественным.
Одновременно с выполнением заказов Гонзага обучал своей профессии молодых русских и иностранных художников, в том числе и собственного сына Паоло, впоследствии известного механика сцены. В 1828 году, оставив службу в императорских театрах, старый мастер уехал в Павловск, где продолжал архитектурно-декоративные опыты до самой смерти.
Пьетро ди Готтардо Гонзага, которого в России звали Петром Федоровичем, не был чужд и литературе. Кроме декораций, в его творческое наследие вошли сочинения "Музыка для глаз и театральная оптика", "О чувстве, о вкусе и о прекрасном", "Предуведомление моему начальнику, или Разъяснение театрального декоратора", изданные в Петербурге на французском языке. В этих трудах, теоретически обобщив свой богатый опыт, автор излагает философские мысли на тему сценографии, которую рассматривал как идеальный, органично дополняющий природу вид искусства.
Здание театра Гонзага решил расположить в западной части парка (сейчас это 5-й километр Ильинского шоссе). Над проектом вместе с Гонзага работал молодой, но уже известный архитектор Осип Бове, тоже итальянец по происхождению, приверженец классицизма. Строительство, начатое весной 1817 года, было поручено плотникам из артели Осипа Иванова, за которыми присматривал крепостной архитектор Стрижаков вместе с приглашенными зодчими Тюриным и Мельниковым.
Следующей весной Пьетро Гонзага закончил декорации, а вскоре для их установки в усадьбу из Москвы прибыл и механик, так как строители уже представили князю готовое здание.
DSCN1201.JPG 341,95К
7 Количество загрузок:Деревянное двухэтажное, крытое на два ската, историческое здание сохранилось до сих пор и даже почти не изменилось ни снаружи, ни внутри. Планируя фасад театра, зодчие не вышли за рамки классического стиля. Канонически строгий, даже аскетичный: с гладкими фронтонами на торцах, покрытый неяркой золотисто-белой штукатуркой, - театр выглядел бы совсем скромным, если бы не портик с 4-мя колоннами, завершающимися изящными ионическими капителями.
DSCN1199.JPG 370,21К
8 Количество загрузок:Парадный вход располагается не в центре фасада, а с южной торцевой стороны, где до уровня второго этажа поднимается 2-маршевая лестница. Перед крыльцом на высоких каменных постаментах – 2 фонаря, не столько изящные, сколько рациональные, ведь представления начинаются поздно вечером. В интерьере, напротив, царит "роскошь", правда, как и полагается театру, искусственная, основанная не на дороговизне материалов, а на виртуозной работе художников. Деревянные стены покрыты слоем штукатурки толщиной 1,5 - 2 см.
DSCN1226.JPG 394,7К
10 Количество загрузок:В распоряжении зрителей имелся полукруглый зал с креслами в партере (сейчас удобные диванчики) и в двух ярусах лож (сейчас в каждой ложе располагаются в ряд три стула, а в частном театре князя Юсупова в ложе было только одно "посадочное место" - для дамы в кринолине, сопровождавший её кавалер обходился без стула, стоя за креслом и оттуда наблюдая за действием на сцене, так как "в приличном обществе не принято сидеть в присутствии дам"). Ложи огорожены легкими балюстрадами (балясины покрашены под бронзу) и разделены между собой 12-ю коринфскими колоннами.
DSCN1215.JPG 417,69К
10 Количество загрузок:Стены зала на уровне партера оштукатурены "под тёсаный камень", колонны покрыты "венецианской штукатуркой" (вид росписи "под мрамор"). Крутой наклон дощатого пола в зале создаёт великолепный обзор, и, что удивительно, не меньший наклон (но уже в сторону зала) имеет и сцена, - очень правильный и комфортный для зрителей театральный зал!
Следующее мероприятие "Ночь в опере. Барокко" назначено на 21.08.2010 (21:00). В программе: произведения Г. Пёрселла, А. Вивальди, Г.Ф. Генделя.