Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Театры и спектакли


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 773

#261 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 09 Апрель 2010 - 21:31

"Горе от ума"... представил Ярославский театр драмы


В продолжение темы - ещё и отзыв из вчерашнего номера "Известий" (за 08.04.2010):

http://www.izvestia....article3140614/

#262 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 11 Апрель 2010 - 01:25

В музыкальных кругах есть негласное правило: если труппа театра смогла достойно исполнить оперу В.А.Моцарта ”Дон Жуан”, то ей будет по силам уже любая опера.

Номинант на премию ”Золотая Маска” (Лучшая работа режиссера), художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра ”Санктъ-Петербургъ-Опера” Юрий Александров в качестве режиссёра-постановщика представил свой спектакль ”Дон Жуан” в номинациях:
- Опера, Лучший спектакль;
- Лучшая женская роль ─ Анна Горячева (Донна Эльвира, дама, покинутая Дон Жуаном);
Лучшая мужская роль ─ Сергей Калинов (Дон Жуан) и Владимир Феляуэр (Лепорелло, слуга Дон Жуана).

Возникшая в средневековой Испании легенда о Дон-Жуане быстро приобрела известность по всей Европе. Сюжет о дерзком любителе приключений привлекал многих писателей, в их числе Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме. Известно несколько опер на этот сюжет и, конечно, балет К.В. Глюка "Дон Жуан, или Каменный гость". В этих произведениях образ главного героя трактовался по-разному, диапазон оценок: от грубого сластолюбца, получающего заслуженное наказание, ─ до искреннего искателя Вечного Идеала, наделённого остроумием, чувством чести и отчаянной храбростью. И всех авторов особенно интересовал практический вопрос: от чего же умер Дон Жуан?

После оглушительного успеха оперы "Свадьба Фигаро" Моцарт получил от Пражского театра заказ на новую оперу, выбор композитора пал на сюжет о Дон Жуане, а оперу он назвал ”Don Giovanni” (дружеская форма имени заглавного персонажа точно указывает, на чьей стороне симпатии автора!). Дон Жуан у Моцарта ─ очень привлекательный персонаж, его многогранный образ наделён огромной жизненной энергией, отвагой, романтическим обаянием!
Кстати, есть фильм-опера ”Don Giovanni” 1979 года: режиссёр Джозеф Лоузи (Joseph Losey), производство Gaumont (Франция — Италия — ФРГ), финал которого очень впечатляет (гости Дон Жуана отправляются посмотреть знаменитые венецианские стекольные мастерские, располагающиеся на островах Мурано, где преследуемый Командором Дон Жуан падает в чан с расплавом стекла :D ).

В.А. Моцарт назвал свою оперу ”drama giocosa”, т.е. ”весёлая драма”, или, в современном понимании, трагикомедия. Действительно, в этой опере сплетаются трагические и комические повороты сюжета, возвышенные эпизоды сменяются бытовыми, всё построено на контрасте. В этом смысле бережное прочтение этого произведения Юрием Александровым можно признать классическим, хотя и с авторской расстановкой смысловых акцентов. Все артисты труппы прекрасно сочетают вокальную подготовку с драматическим мастерством. Сам режиссёр оценил постановку так: "Я много раз ставил "Дон Жуана" в русле традиционных режиссерских задач. Этот спектакль – совершенно иное, новое прочтение. Сегодня меня интересует не столько фигура самого Дон Жуана, сколько те люди, которые его окружают и то, в какие жизненные ситуации он из-за них попадает".

За мрачным и трагическим музыкальным вступлением вместе с открывающимся занавесом следует изящная (и легкомысленная!) увертюра, с которой режиссёр совместил балетную миниатюру о любовных похождениях Дон Жуана и шести молоденьких ”проказниц” (все персонажи, как и полагается, в панталонах и корсетах). Ха! :D Оказывается, мужской корсет (он выше, чем у дам, и заканчивается широкими подплечниками) может выглядеть довольно аппетитно.

Вообще, у этого спектакля очень красивая "картинка". Художник Вячеслав Окунев для компоновки пространства сцены выбрал каре итальянского палаццо в натуральную величину, с двухэтажными прогулочными галереями. В высоких арочных проёмах обоих этажей, обрамлённых роскошными колоннами, живописно, как в старинных рамах, смотрятся персонажи в нарядных ”правильных исторических” костюмах.

Бликующие "полированные" поверхности "мраморной" облицовки колонн и стен цвета маренго (чёрный с серым отливом, "мокрый асфальт") по ходу действия и в зависимости от способа подсветки (художник по свету Ирина Вторникова) создают иллюзию то "уличной" архитектуры (сейчас так освещаются фасады исторических зданий), то дворцовых интерьеров.

Спектакль получился динамичным и ярким, в нём много комических моментов. Например, Лепорелло, одновременно порицая и восхищаясь, записывает в особую книжечку (с карандашиком на конце шёлковоё закладки) имена обольщённых Дон Жуаном красавиц и, пытаясь утешить страдающую Донну Эльвиру, демонстрирует ей этот знаменитый "донжуанский список", в котором одних только "испанок тысячи три" (не осилив и четверти списка, несчастная Донна Эльвира падает без чувств). Вот служанка Донны Эльвиры поднимает со сцены отброшенные в гневе хозяйкой "несвежие" носовые платки, сразу "аккуратно и методично" сворачивает конвертиком и укладывает в саквояж, откуда снова предлагает их своей госпоже, уже как новые и чистые. А Дон Жуан (баритон), поменявшись одеждой с Лепорелло, требует от своего слуги (а у Лепорелло бас) для большего сходства копировать его, Дон Жуана, голос, что выходит очень забавно. Шутки есть и в самой музыке: Моцарт включил в сцену званого ужина отрывки из модных опер того времени, в том числе и из собственной ─ "Свадьба Фигаро".

Остроумное художественное решение выбрано для надгробной статуи Командора. Фигура стоящего на постаменте Каменного Гостя скрыта от зрителей, но подсвеченная прожектором, отбрасывает внушительную трёхметровую тень на лёгкий шелковый занавес, закрывающий центральную часть сцены (он по ходу спектаклю многократно опускается из-под колосников, помогая создать "укромные уголки", так необходимые по сюжету оперы). Дон Жуан только тогда обращает внимание на статую, когда слышит голос Командора, предвещающий, что срок смеяться Дон Жуану только до завтра. Лепорелло в полумраке разбирает надпись на постаменте: "Бесчестному убийце я и в могиле расплату приготовлю". Дон Жуан смеётся над Лепорелло, и приглашает Командора на ужин. "Статуя" кивает, Лепорелло в ужасе. Дон Жуан, скрывшись за лёгким занавесом, повторяет своё приглашение, Командор снова кивает и произносит "да".

Полные драматизма события званого ужина оттеняются оформлением парадного зала, где поражает своим великолепием люстра, у которой не хрустальные подвески, а рубиновые (очень интересное цветовое решение). С ними гармонируют рубиновые украшения приглашённых дам, оттенённые тёмно-серыми вечерними нарядами. Веселье нарушает только Донна Эльвира, которая на протяжении всего спектакля остаётся в чёрном строгом платье, это траур по ушедшей любви. Она умоляет Дон Жуана раскаяться, напоминает о страшном возмездии Командора, и, видя бесполезность уговоров, уходит, но вдруг слышится её крик. Из люка в сцене появляется в клубах дыма Командор в окровавленной рубашке и с кинжалом в груди, час расплаты настал. Дон Жуан не теряет присутствия духа, он протягивает Командору кубок вина, другой рукой опираясь на стол. И тут вдруг Командор, вырвав кинжал из собственной груди, пригвождает им руку Дон Жуана к столешнице! О, ужас! Освободившись и заматывая платком рану, Дон Жуан не может видеть, что происходит за его спиной. А в это время Командор, как ни в чём не бывало, снимает окровавленную белую рубашку, под которой оказывается другая, чёрная — с серебристым аксельбантом, но без каких-либо следов раны. Целый и невредимый Командор спокойно, на глазах у гостей, высыпает в кубок яд и предлагает Дон Жуану выпить "круговую". Отравленный Дон Жуан падает замертво, его смерть оплакивает только Донна Эльвира, Лепорелло молчит, а гости, включая и Командора, продолжают пировать и веселиться, меняя партнёров (зло якобы наказано!)… Донна Эльвира с безумным криком бросается прочь: встретиться с призраком, стать свидетельницей убийства любимого и наблюдать, как "шоу продолжается", — от всего этого впору сойти с ума…

P.S. Да, вспомнила, такое же острое чувство несправедливости оставляет и фильм "Профессионал": нашёлся один приличный человек — Жослен Бомон (Бельмондо), так его подло расстреляли, выстрелами из снайперской винтовки в спину!

P.P.S. Труппа успешно справилась с исполнением оперы В.А.Моцарта ”Дон Жуан”! Спектакль понравился! Наградой певцам, режиссёру, дирижёру и оркестру были долгие аплодисменты публики (выстроившись на сцене, артисты трижды! все по очереди выходили к рампе на поклоны) и тяжеленная корзина с белыми розами!

#263 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 13 Апрель 2010 - 23:11

Имя Якоба Эбершта что-нибудь Вам говорит? Нет? ;) А ведь знаменитый французский композитор, основоположник классической оперетты Жак Оффенбах (Jacques Оffenbach) – это и есть Эбершт...
Жака Оффенбаха, – настоящие имя и фамилия которого Якоб Эбершт (1819-1880), – Россини называл "Моцартом Елисейских Полей", Стравинский – "первым музыкальным весельчаком Европы". Ну, кто же не знает мотив бодренького галопа из оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду", ставшего впоследствии самой известной мелодией для канкана?!!

Оперетту Ж.Оффенбаха "Бандиты" (оригинальное название – "Разбойники", написана в 1869 году) после успешной её постановки в 1947 году в Ленинграде в СССР больше нигде не ставили, хотя в ней едко высмеиваются "нравы капиталистического общества", не щадя ни власть имущих, ни духовенство, ни полицию.
В рамках фестиваля "Золотая Маска" восстановленный авторский текст партитуры оперетты Ж.Оффенбаха "Бандиты" (с подзаголовком "Дело о трёх миллионах") представил Саратовский Академический театр оперы и балета, причём представил почти во всех возможных для музыкального спектакля номинациях:
- оперетта/мюзикл, Лучший спектакль;
- Владимир Арефьев, Лучшая работа художника;
- Виталий Могилин (Морда), Лучшая мужская роль;
- Виктор Демидов (Министр Финансов), Лучшая мужская роль;
- Андрей Сергеев, Лучшая работа режиссера ;
- Юрий Кочнев, Лучшая работа дирижера.

Действие происходит в вымышленном государстве, граничащем с Гренадой и находящемся в глубоком экономическом кризисе. Декорация представляет собой монументальную колоннаду со следами былой роскоши в виде "венецианской штукатурки": высокие четырёхгранные колонны сверху покрыты росписью, имитирующей итальянский мрамор, а снизу до высоты человеческого роста колонны обшарпаны до красной кирпичной кладки. В сюжете переплелись гангстерская сага и авантюрная комедия с классическим для жанра оперетты любовным треугольником. Оперетта идёт в 3-х действиях: первое заканчивается двумя взрывами (зря что ли, на слух фамилия Offenbach воспринимается так же, как :) often "БАХ!"), второе и третье – канканом. В финале – закономерный happy ending!

Кстати, об ударных! Когда Ж. Оффенбах получил приглашение дирижировать своей опереттой "Хорошенькая парфюмерша" в США, то на месте он обнаружил, что оркестр из рук вон плох, и хотел отказаться от спектакля, но приехавшая с ним на гастроли певица упросила его не делать этого. Предвидя грядущие неприятности, композитор попросил вторую скрипку сесть за барабан, которого ни в партитуре, ни в оркестровке вообще не было.
Спектакль был ужасен! Виолончель и контрабас пропускали такты с завидным постоянством, гобоист играл время от времени, фаготист спал половину спектакля... Певица пела на пять тонов выше, чем играл оркестр... Зато заготовленный как раз для подобного случая барабан начал великолепное громкое тремоло на 30 тактов, которое длилось до конца дуэта и скрыло массу фальшивых нот. Композитор после пережитого позора ожидал разгромных рецензий, однако наутро все газеты поместили восторженные отзывы. "После этого урока я всегда старался вписать в партитуру барабан", - говорил Оффенбах, - "ведь и на каждом корабле (!) существует спасательный круг."

Ну, это так, к слову. В отличие от новомодных мюзиклов, абсолютно не возможных без средств технической поддержки звука в зале, на спектакле Саратовского театра – живой звук большого симфонического оркестра и оперные голоса!

"Смысл моих требований к классической оперетте – живая речь, полноценное (неподзвученное) пение, отвечающее критериям оперного звукового баланса", – отмечает дирижёр Юрий Кочнев. И всё заявленное в спектакле есть! Единственный минус постановки – многократно повторяющийся рефрен про "стук сапогОВ жандармских". Хотя откуда же вымышленным бандитам :) было знать, что по-русски следует говорить "стук сапог жандармских"? Простим им эту ошибку, ведь главное во французской оперетте – прекрасные мелодии, бравурные галопы с канканом, слаженность в исполнении сложнейших хоровых сцен, прекрасная вокальная и хореографическая подготовка артистов и, как следствие, весёлое настроение у зрителей в зале!!!

#264 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 14 Апрель 2010 - 23:49

16-й фестиваль "Золотая Маска" подходит к концу, торжественная церемония вручения Национальной театральной премии состоится 16.04.2010, телеканал "Культура" покажет телеверсию этого заключительного события "Золотой Маски-2010" в 23.50 того же дня.

А сегодня "Вечер одноактных балетов" представил Пермский академический театр оперы и балета им. П.И.Чайковского: "Кончерто барокко" на музыку "Концерта для двух скрипок и струнного оркестра ре-минор" И.С.Баха и "Медею" на музыку Мориса Равеля "Павана" и "Концерт №2 для фортепиано с оркестром (для левой руки)".

Хореография Дж.Баланчина, поставившего "Кончерто барокко" в 1941 году, была восстановлена для Пермского театра Адамом Людерсом (США) в 1996 году.
Этот одноактный балет примечателен тем, что практически не имея сюжета, он представляет собой хореографическую иллюстрацию к музыке Баха. Двум солирующим скрипкам в оркестре (1-я скрипка - заслуженный артист России Борис Гамус, 2-я скрипка - заслуженная артистка России Людмила Ивонина) соответствуют две основные женские партии на сцене (Юлия Манжелес и Наталья Макина), а струнным инструментам симфонического оркестра – восемь балерин кордебалета. Движения его участниц, как партии отдельных инструментов в оркестре, не копируют друг друга, но находятся в гармонии диалогов с солистками (в первой части) и с солирующим дуэтом (в adagio мужскую партию исполнил лауреат Всероссийского конкурса артистов балета им. Г.С.Улановой Иван Михалёв). "Картинка" не просто красивая, а божественно прекрасная, как и сама музыка И.С.Баха! Отточенные па неоклассической хореографии Дж.Баланчина, требующие высочайшего технического мастерства, настолько слаженны, что балерины кажутся единым "организмом". Насколько же они все разные, понимаешь только тогда, когда по окончании балета все выходят на поклоны.

В балете "Медея" хореографом Юрием Посоховым представлен "эстетизированный образ древнегреческого мифа" с "трагедийным хором" (кордебалет в традиционных "древнегреческих париках и масках") и долгими "нервными до надрыва" соло (по аналогии с трагическими монологами) Медеи.
История серийной убийцы Медеи (как часть древнегреческого мифа об аргонавтах и поисках Золотого Руна) дошла до нас в изложении Еврипида
(480–406 до н. э.). "О, если бы никогда не рушились те сосны, из которых был сколочен тот корабль, на котором отплывал Ясон", — так начинается трагедия.
1) Царевна-волшебница Медея, полюбив предводителя аргонавтов Ясона, колдовством помогла ему сперва вспахать пашню на огнедышащих быках, а потом усыпить охранника дракона.
2) Чтобы беспрепятственно покинуть Колхиду, Медея убила и расчленила своего родного брата; участники погони задержались из-за погребения и не смогли настичь беглецов.
3) Вернувшись в Иолк, чтобы освободить для Язона трон, занятый Пелием, Медея предложила дочерям Пелия зарезать их старого отца, пообещав после этого воскресить его юным. Они так и сделали, но Медея отказалась выполнить обещание, поэтому дочери-отцеубийцы отправились в изгнание.
4) Но трон Иолка Язону так и не достался, т.к. народ был против колдуньи-чужестранки. Язон с Медеей и двумя маленькими сыновьями бежали в Коринф. Старый царь Коринфа предложил Язону в жены свою дочь и с нею царство. Язон сыграл новую свадьбу, а Медее приказал покинуть Коринф. Она бежала в Афины, а перед побегом велела детям преподнести мачехе наряд, пропитанный "огненным ядом": в пламени погибли и юная царевна, и старый царь Коринфа, и царский дворец.
5) В Афинах Медея пророчествует молодому царю Эгею, что у него родится сын Тесей, умолчав, правда, что потом Эгей погибнет из-за этого сына — бросится в море при ложной вести о его гибели (забудут поменять чёрные паруса на белые). У Эгея будет сын, а у Ясона детей не будет — ни от новой жены, ни от нее, Медеи: "Я вырву с корнем Ясонов род!" После гибели царской династии Коринфа, если Медея не убьет детей сама — их убьют другие. Но даже после двойного детоубийства Медее удалось уйти от расплаты: дед Медеи Солнце-Гелиос забрал в свою колесницу её и двух мёртвых сыновей.
Юрий Посохов дал этому своему первому сюжетному спектаклю красноречивый подзаголовок — "Проклятые". В одноактном балете "Медея" всего несколько эпизодов: союз Язона и принцессы Коринфа (Мария Меньшикова), месть Медеи (Юлия Манжелес) принцессе и убийство детей (Алексей Хамзин, Даниил Хамзин). Месть принцессе: на возвышении в глубине сцены юная красавица примеряет красное шифоновое полотнище, у рампы — подсвеченная прожектором зловещая фигура Медеи в чёрном, отбрасывающая на задник сцены и на саму принцессу громадную тень, световые и аэродинамические эффекты имитируют пламя грандиозного пожара, погибающая принцесса скрывается за подиумом. В сцене детоубийства Медея с сыновьями, целиком задрапированные в чёрное покрывало, напоминают надгробный конический обелиск, резкие наклоны балерины внутри этого "кокона" изображают удары ножом, из-под ткани выбирается только Медея, оставляя за собой чёрный "могильный холмик". Красиво сделанные, но сценически-условные, почти циничные, эти эпизоды к накалу страстей и переживаниям древнегреческой трагедии и близко не стоят, увы, за внешней красивостью пропала мораль. Так что гораздо большее впечатление на меня произвёл не спектакль-номинант "Медея", а "Кончерто барокко" Дж. Баланчина.

#265 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 15 Апрель 2010 - 21:38

Коротенький трейлер о "Кончерто барокко" Пермского театра:

http://theatre.perm....41/108-gallery/


Он же, но качество получше (судя по финальным титрам, предоставлен Пермским театром):



#266 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 16 Апрель 2010 - 23:57

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ «ЗОЛОТАЯ МАСКА» 2010 года:

http://www.goldenmas...?nid=1059&year=

#267 Юрий1962Самара

Юрий1962Самара

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 827 сообщений
  • Регистрация: 10-Июнь 07
  • Город:Самара

Отправлено 17 Апрель 2010 - 08:18

Виктор Шендерович
и джазовый ансамбль Игоря Бриля
в спектакле "Как таскали пианино"

Премьера 3 мая на сцене Московского театра "Эрмитаж"

Автор идеи и текстов: Виктор Шендерович
Исполнители: Виктор Шендерович и Игорь Бриль
Музыканты на сцене: Александр Бриль (тенор - саксофон), Дмитрий Бриль (саксофон - сопрано), Александр Зингер (ударные), Иван Катков (контрабас) - команда "Бриль-джаза"
Режиссер: Михаил Чумаченко

"О разных временах в которых мы жили - и о джазе, который во всякое время оказывался к месту"
Виктор Шендерович

Писатель Виктор Шендерович и джазовый ансамбль под руководством Игоря Бриля в ироническом путешествии по 20му веку - сквозь разные времена и страны в сопровождении любимых мелодий. Прозвучат мелодии Джорджа Гершвина, Дюка Эллингтона, Курта Вайля, Пола Дезмонда и других классиков джаза а также рассказы Виктора Шендеровича многие из которых тоже давно стали классикой…
http://shender.ru/tour/

блин, когда же он к нам то приедет? :angry:
2002 - Буденный (к.31) 3-10июля
2007 - Никулин (к.115) 19-21мая, Пушкин (к.268) 27-31мая, Будённый (к.11) 3-10сент
2008 - Никулин (к.115) 11-16мая, Кулибин (к.66) 11-13июня, Юлаев (к.3) 1-4сент, Пушкин (к.150) 5-7сент, Никулин (ск) 19-21сент, Чкалов (к.322) 29-30сент ...
2009 - Кабаргин (к.48) 20-30мая, Юлаев (к.1) 31авг-4сент, Пожарский (к.68) 2-4окт ...
2010 - Композитор Глазунов 8-13мая (к.201)
2011 - Космонавт Гагарин 30.05-3.06 (к.310)
2012 - Фёдор Достоевский 14-18мая (к.406)

#268 Василий Краюхин

Василий Краюхин

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 350 сообщений
  • Регистрация: 16-Август 07
  • Город:Москва

Отправлено 21 Апрель 2010 - 15:40

Триптих

среда, 21 апреля, с 19:00
Прямые трансляции премьерного спектакля со сцены «Мастерской П. Н. Фоменко» 21 и 22 апреля.
http://www.cultu.ru/
Славянов Кругосветка 12-27 сентября 2000год.
Звонков Кругосветка" 23 июля-05 авг. 2.003 год.
Гр Пирогов " М-Плёс-М 20е июль-27 июль.2004г.
Башкортастан " М-Яр-М (не помню) 2005г.
Дзержинский М-Спб_М 22 авг - 03сент 2008Г.
Президент М- Тв _М 21 мая 24 мая..............
Папанов М- Спб-М 16 авг 27 авг.
Космонавт Гагарин М - Астрахань - М 18июля -06 авг.
Василий Чпаев М-Белозерск М- 21июн-29июн.. Две столицы- Москва -Спб-Москва август 2017

#269 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 20 Май 2010 - 23:49

Вместо эпиграфа:
"Ну, а где же японская группа? ─ А их повезли в Оперу на балет..."
(Из случайного разговора на борту т/х "Т.Г.Шевченко", стоявшего в Одессе).

:18p: Кстати, в Одесском оперном театре я ещё ни разу не была... А для него сезон 2009-2010 будет юбилейным, 200-м!


Проведя в Одессе четыре дня, в отличие от японской группы, мы имели возможность выбора, и, естественно, предпочли оперу Дж.Верди "Бал-маскарад" балету "Лебединое озеро"... Но сначала о самом Одесском национальном академическом театре оперы и балета, который одесситы называют - "Большой театр". Существующее здание было построено в 1887 году по проекту венских архитекторов Ф.Фельнера и Г.Хельмнера (Гельмера) в стиле "венское барокко".
Прикрепленный файл  DSC05739_.jpg   249,98К   4 Количество загрузок: Прикрепленный файл  DSC05732_.jpg   244,19К   5 Количество загрузок: Прикрепленный файл  DSC05746_.jpg   360,33К   4 Количество загрузок:

Над фасадом театра возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз ─ покровительницу театра Мельпомену, которая восседает на колеснице, запряжённой покорёнными ею пантерами! Чуть ниже расположены скульптурные группы на мифологические сюжеты. Около центрального входа на высоких постаментах: слева - фрагмент трагедии Еврипида "Ипполит", справа - эпизод из комедии Аристофана "Птицы". По фронтону здания в нишах установлены бюсты Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя.
Прикрепленный файл  DSC06010_.jpg   333,79К   4 Количество загрузок: Прикрепленный файл  DSC06008_.jpg   269,54К   5 Количество загрузок: Прикрепленный файл  DSC05735_.jpg   259,32К   5 Количество загрузок:

Но самая красивая часть здания - это его зрительный зал, архитектура которого выдержана в стиле "французского рококо" (позднее барокко) с богатейшими лепными орнаментами, украшенными позолотой. Особый интерес представляет декор потолка: в основу его композиции положены четыре картины художника Лефлера в форме медальонов с изображением сцен из произведений Шекспира "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимняя сказка" и "Как вам это понравится". Просто поражают изяществом ажурных деталей центральная люстра и всевозможные светильники в ложах: привычных рядов ни в бельэтаже, ни на балконах нет, так как всё пространство поделено на "отсеки" отдельных лож (когда Дочь Землемера наконец-то зарегистрируется :) , то разместит и свои фотографии интерьеров зала, боковых вестибюлей и мраморных лестниц).
И самое главное: уникальная акустика, позволяющая доносить со сцены в любой уголок зала даже шёпот! Всё это великолепие было бережно сохранено и восстановлено в ходе завершившейся в 2007 году продолжительной реставрации фасада и внутренних помещений, включая укрепление фундамента здания с помощью 1800 свай и комплексную модернизацию технических систем театра (кондиционирования, пожарной безопасности и пр.).

Итак, "БАЛ-МАСКАРАД" (Un ballo in maschera) - oпера в трех действиях Джузеппе Верди на либретто, основанное на тексте Огюстина Эжена Скриба, написанном в свое время для Даниеля Обера и его оперы "Густав III, или Бал-маскарад": детективный сюжет, основанный на реальных событиях убийства короля Швеции Густава III. В ночь 16 марта 1792 года либеральный шведский монарх Густав III был смертельно ранен на бале-маскараде лидером аристократической партии Якобом Иоганном Анкерстрёмом. Через тринадцать дней после этого король Густав умер. Анкерстрём был арестован, судим и приговорен к сечению, отрубанию руки и затем обезглавливанию. Однако приговор мог быть отменен, если бы он назвал имена других своих многочисленных сообщников. Он отказался это сделать. Приговор был приведен в исполнение, а другие участники заговора, против которых не было убедительных доказательств, высланы из страны.
В либретто (опера исполняется на итальянском и сопровождается титрами на украинском языке) Антонио Сомма исторические события были весьма вольно истолкованы в романтическом духе с преобладанием не политических мотивов, а личных переживаний: ревность, таинственное предсказание колдуньи Ульрики, борьба между любовью и долгом - всё это и составляет сюжет оперы. Но в 1858 году, почти накануне премьеры оперы Верди, произошло покушение на Наполеона III. Власти Неаполя были напуганы: они сочли, что опера об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание. В результате от Верди потребовали внести в сюжет определенные изменения, в частности, действие оперы разворачивается в Бостоне (США). Поэтому и сейчас у разных постановок оперы "Бал-маскарад" есть некоторые отличия: место действия порой переносится в Неаполь, иногда в Стокгольм; имена персонажей порой соответствующим образом меняются, а иногда - нет... Великолепная музыка Дж.Верди всегда остается без изменений!
В общем, исполнение оперы заслуживает только восторженных эпитетов, а особенно тенор Руслана Зиневича (граф Ричард, губернатор Бостона), который в настоящее время является одним из наиболее гастролирующих солистов Одесского театра. Его голос звучал на лучших сценах Англии, Италии, Испании, Польши и стран СНГ. Блестящий актерский и исполнительский талант артиста оценил даже Лучиано Паваротти, когда выступал с одесским певцом в гала-концерте. Так что с солистами нам повезло!
Хотя нужно отметить, что декорации всё-таки лучше в Национальной опере Украины в Киеве, где мы были в прошлом году (см. пост от 05.05.2009).
Вспомните про потрясающие видео-эффекты и декорации Дуная, по глади которого серебрятся многочисленные мелкие блики, создавая иллюзию настоящих речных волн и ряби от "порывов ветра"! Да, сердца энтузиастов форума не могли не дрогнуть! :wub:

#270 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 30 Май 2010 - 18:45

Одна из самых знаменитых опер мира, - "Норма" Винченцо Беллини (1801-1835), прозвучала 27 мая в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки в концертной интерпретации солистов, хора и оркестра Московского музыкального театра "Геликон-опера" под управлением главного дирижёра театра, народного артиста России Владимира Понькина.
Впервые худрук театра Дмитрий Бертман представил свою версию этой оперы ещё летом 2004 года на фестивале в Сантандере (Испания), тогда заглавную партию исполняла Мария Гулегина.
Москва же до сих пор не видела этого спектакля! Зато теперь меломаны получили поистине царский подарок: на заглавную роль театр "Геликон-опера" пригласил мировую оперную знаменитость и тёзку (!) самой героини оперы - Норму Фантини. Российской публике итальянская дива знакома по выступлению осенью 2009 на сцене Большого зала Московской Консерватории, где она исполнила партию Дездемоны.
Норма Фантини поёт на лучших оперных сценах мира: Метрополитен опера (Нью-Йорк), Ковент-Гарден (Лондон), Венская опера, театр "Ла скала" (Милан), Берлинская опера, Цюрихский опрерный театр, Гамбургская опера, Баварская опера (Мюнхен). И всякий раз прекрасное сопрано в сочетании с просто потрясающим (тут и я свидетель!!!) драматическим талантом темпераментной итальянки оставляет неизгладимое впечатление у публики!
Прикрепленный файл  Норма.jpg   46,25К   3 Количество загрузок:


Итак, "Норма" (итал. Norma) — "лирическая трагедия" в четырёх действиях (два акта) на итальянское либретто Феличе Романи по трагедии Александра Сомэ (Alexandre Soumet) «Норма, или Детоубийство» («Norma, ossia L’infanticidio»), премьера которой состоялась в Милане в театре "Ла Скала" 26 декабря 1831 года.
Действие оперы происходит в покоренной римлянами Галлии около 50 г. до н.э.

Первый акт.
Действие 1. В храмовую рощу приходят друиды во главе с отцом Нормы, верховным жрецом Оровезо (бас, Александр Киселёв). Он просит богов благословить народ на войну против римлян и помочь Галлии сбросить ненавистное иго угнетателей. После ухода священников в роще появляется римский проконсул Поллион (тенор, заслуженный артист России Николай Дорожкин) со своим центурионом Флавием (тенор, Дмитрий Хромов). Поллион признается другу, что разлюбил верховную жрицу Норму (сопрано, Норма Фантини), которая ради него изменила своей религии, нарушила обет целомудрия и родила двух сыновей, которых теперь скрывает в своих покоях в храме. Теперь сердцем Поллиона завладела молодая дева их храма друидов Адальжиза (меццо-сопрано, заслуженная артистка России Ксения Вязникова), которую он недавно увидел. Заслышав звуки труб, созывающие всех друидов к священному камню, римляне уходят. Торжественно входят жрецы и жрицы. Норма обращается к богам и предсказывает падение власти римлян – такова воля богов (каватина "Casta Diva", - самый популярный фрагмент оперы). Перед священным камнем склоняются друиды. Все уходят. Остается Адальжиза. Она молит богов дать ей силы забыть Поллиона, которого она тоже заметила в храме. Тем временем возвращаются Поллион и Флавий. Поллион клянется Адальжизе в любви и предлагает уехать с ним в Рим. Адальжиза в смятении.

Действие 2. Покои верховной жрицы. Норма в глубокой скорби. Она делится опасениями со своей подругой Клотильдой (меццо-сопрано, Александра Ковалевич). Норма догадалась, что Поллион оставил ее ради другой, но имени своей соперницы не знает. Входит Адальжиза. Она признается Норме в преступной любви к Поллиону, кается в том, что ради него готова нарушить обет целомудрия. Норма, сознавая, что она сама первая совершила такое же преступление, готова простить Адальжизу. Входит Поллион. Он объявляет Норме, что между ними все кончено. Он хочет увести Адельжизу, но она отталкивает римлянина. Адальджиза слишком чтит верховную жрицу, чтобы стать возлюбленной того, кто изменил Норме.

Второй акт.
Действие 3. Покои верховной жрицы в храме друидов. Охваченная отчаянием Норма склонилась над колыбелью своих детей. Она задумала лишить их жизни. Но чувство материнской любви одерживает верх над ненавистью к их отцу. Теперь Норма готова отказаться от Поллиона, она просит Адальжизу стать матерью ее и Поллиона детям и забрать их в Рим. Но Ададьжиза не хочет быть предательницей, она решила напомнить Поллиону о его долге перед Нормой.

Действие 4. Священная роща друидов: галльские воины ожидают сигнала к началу восстания против римлян, пришедший Оровезо вдохновляет их.
Норма в храме ожидает возвращения Адальжизы, но вместо нее появляется Клотильда. Разговор Адельжизы с Поллионом не принес положительных результатов: римлянин непреклонен – он навсегда покидает бывшую возлюбленную.
В храм входят воины и Оровезо. Норма ударяет мечом по бронзовому щиту, давая тем самым сигнал к началу восстания. За стенами храма слышатся шум и крики. В храм приводят Поллиона, он пытался совершить святотатство – похитить из храма друидов деву, за это ему полагается смерть. Норма требует оставить их наедине. Она предлагает Поллиону спасение, если он откажется от Адальжизы и вернется к ней, но Поллион предпочитает умереть. Возвращается Оровезо с воинами. Норма приказывает сложить костер – на нем погибнет нарушительница обета – истинная виновница всего. Воины требуют назвать ее имя. Норма открывает правду – это она, верховная жрица, нарушила обет целомудрия. Она поручает Оровезо заботиться о ее сыновьях и вырастить их воинами. За пределами храма разгорается пламя костра. Норма прощается с отцом. Поллион пытается ее остановить, но жрица непреклонна. Тогда Поллион принимает решение разделить участь Нормы, и они вдвоем восходят на костер.

"Норма" Беллини - превосходный образец традиции бельканто. Заглавная партия — одна из самых трудных в репертуаре сопрано, на протяжении ХХ века лишь несколько певиц могли справиться с нею: Роза Понсель (в начале 1920-х), затем Джоан Сазерленд и Лейла Генчер (в 1960-х), Монтсеррат Кабалье, в наши дни партию Нормы кроме Нормы Фантини исполняет ещё Рене Флеминг.
Но самой знаменитой Нормой была, конечно же, Мария Каллас, которая исполняла её партию 89 раз (сохранились звукозаписи её исполнения, сделанные в 1954-м и в 1960-м). Кстати, Норма Фантини даже внешне чем-то похожа на Каллас, но мне её проникновенное исполнение больше напомнило ранние записи Галины Павловны Вишневской.

#271 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 02 Июнь 2010 - 14:14

В продолжение темы - в сегодняшнем номере "Известий" статья "Две Нормы":

http://www.izvestia....article3142506/

P.S. Ну, согласитесь, на фотографии к этой статье Норма Фантини внешне очень похожа на Марию Каллас!

#272 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 04 Июнь 2010 - 00:58

Внеочередной IX Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова (25 мая – 30 июля) посвящен 150-летию со дня рождения Антона Павловича. В программе: спектакли "по Чехову, о Чехове и посвящённые Чехову". Из них пятнадцать - совместные постановки Чеховского фестиваля с российскими и зарубежными режиссерами и театрами.

3, 4, 5 июня на сцене Театра им. Моссовета Королевский Театр "Драматен" (Стокгольм, Швеция) представляет сценическую версию "Вишневого сада" А.П.Чехова: режиссер и хореограф - Матс Эк.

Матс Эк - современный шведский хореограф-новатор, автор переноса сюжетов классических балетов в современный контекст с превращением романтических героев классики в наших современников (со всеми плюсами и минусами характеров ХХI века). Его радикальная трактовка балета "Жизель", показанная этой весной в Москве и Санкт-Петербурге в постановке Лионского балета, - история о нимфоманке из психбольницы (но именно эта постановка и вдохновила Ларса фон Триера на фильм "Рассекая волны"). Балет Матса Эка "Спящая красавица" расскажет зрителям о том, как врач-наркоман Карабос "подсадил на иглу" влюбленную в него Аврору, а замечательный парень Дезире ее спас. Именно Эк первым выбросил из "Лебединого озера" романтических красавиц в перьях: по его версии лебеди (обоих полов!) неловко шлепают по полу корявой походкой, поблёскивая при этом своими "лысыми макушками".

"Мне кажется, что режиссер драматического спектакля и хореограф – совершенно разные профессии... Режиссер ограничен драматургическим текстом, который задан изначально. Но ведь текст – это трамплин, с которого можно прыгнуть в спектакль". (Матс Эк)

И ещё цитата, уже конкретно про "Вишневый сад" А.П.Чехова, его главную героиню Л.А. Раневскую и режиссёрский замысел. "Для меня это драма потери: потери ребёнка, дома, сада - потери невинности и расставания с определённым образом жизни. Пьеса о переменах: старый - удобный, но жестокий, - порядок, как в замедленной съёмке, взрывает новая политическая и социальная реальность. Но более всего это пьеса о людях и их обхождении со своими жизненными обстоятельствами и желаниями, об отдельных личностях". (Матс Эк)

Действие спектакля происходит в наши дни, но не совсем ясно, как удалось Раневской сохранить дом, прислугу (включая и имеющего правительственные награды Фирса, - он после войны получил медаль!) и огромный сад в частной собственности. Отец Лопахина был колхозником, сам Ермолай Алексеевич никакого образования не получил, но в 90-х годах сумел "подняться", теперь носит дорогой костюм и итальянскую обувь, пользуется "навороченным" мобильным телефоном. Остальные действующие лица тоже более-менее соответствуют персонажам чеховской пьесы, но особенно удался образ Шарлотты Ивановны (в этой роли выступает знаменитая танцовщица Ана Лагуна, жена Матса Эка) - чудесный типаж, этакая стареющая балерина, которая, в буквальном смысле, живёт, танцуя (самозабвенно исполняет классические балетные па вперемешку с современной хореографией).

Профессиональный хореограф Матс Эк часть диалогов пьесы заменил танцем, причём это даже не совсем хореография, а, точнее сказать, пластические этюды. Например, во втором акте (перед отъездом) объяснение Лопахина и Вари эмоционально решено таким образом, что на сцене просто физически ощущаются "электрические поля", но они не притягиваются, а отталкиваются (как одноимённые полюса магнитов)!!!

Удивительное дело, текст постановки далеко не всегда соответствует авторскому, да ещё и воспринимается он в переводе со шведского (субтитры синхронно транслируются на световом табло), персонажи в современной одежде и в современных реалиях, декорации минимальны (никакого "сада" нет, из "мебели" на сцене только стол и стулья, обитые тканью перегородки и деревянный паровозик - детская игрушка!), занавес вообще отсутствует, а вот впечатление от спектакля осталось точно такое же, как было при моём первом, ещё школьном, прочтении "Вишневого сада" (летом... по списку литературы на каникулы... из хрестоматийного собрания сочинений в серых обложках), с запомнившимся чувством необъяснимо-щемящей нежности и жалости... А вот как удалось авангардисту-шведу так "угадать тонкость души" этой "комедии в четырёх действиях" А.П.Чехова, - для меня загадка: "Волшебная сила искусства!" (С)
В общем, мировая премьера (в Стокгольме, в родном театре премьеру отложили осознанно, - из уважения к Чеховскому фестивалю!) спектакля шведского режиссера и хореографа Матса Эка "Вишневый сад" однозначно удалась!

В качестве бонуса для читателей темы "Театры и спектакли" - автограф Матса Эка на программке (там же: кроме длинного списка творческой группы - ещё и авторские эскизы сценических костюмов, - с милой ошибкой в слове "Ивановна"):
Прикрепленный файл  DSCN1175.JPG   353,75К   7 Количество загрузок: Прикрепленный файл  DSCN1173.JPG   370,38К   6 Количество загрузок: Прикрепленный файл  DSCN1171.JPG   370,25К   8 Количество загрузок:

#273 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 08 Июнь 2010 - 12:29

:) По уже сложившейся традиции продолжает тему статья из сегодняшнего номера "Известий" - "Шведский сад имени Чехова":

http://www.izvestia....article3142692/

#274 xelga1476

xelga1476

    Любитель Севера

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 330 сообщений
  • Регистрация: 29-Июль 07
  • Город:Москва

Отправлено 08 Июнь 2010 - 17:23

Калинка, какая Вы молодец, все в театры ходите, да с нами тут делитесь, я что-то на путешествия переключилась и забросила эту тему, спасибо, что хоть Вы не забываете ее пополнять :) .
Как прикуплю очередной билетик в Мастерскую, тоже чего-нибудь тут напишу.
«Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда…»
мои круизы ЖЖ

#275 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 08 Июнь 2010 - 23:22

Спасибо! :) Зато я вот забросила фотоотчёт об отпуске, втайне надеясь, что его никто особенно и не ждал...
:) Согласно нашей договорённости взяла билет в Мастерскую на 25 июня - "Носорог". Компанию составите? При любом раскладе - отчёт обещаю.

#276 xelga1476

xelga1476

    Любитель Севера

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 330 сообщений
  • Регистрация: 29-Июль 07
  • Город:Москва

Отправлено 09 Июнь 2010 - 19:46

… Согласно нашей договорённости взяла билет в Мастерскую на 25 июня - "Носорог". Компанию составите? При любом раскладе - отчёт обещаю.

Калинка, а по поводу спектакля «Носорог» в этой теме я писала следующее

Но не все спектакли, которые мне удалось посмотреть в театре Мастерская П.Фоменко, мне ясны, понятны и вызывают у меня восторг. Если мне что-то не понять, я смело об этом говорю и спрашиваю у других, кто и как понял. В частности пару спектаклей на сцене Фоменко мне и не удалось правильно осознать.

Подобная участь постигла меня на спектакле «Носорог», поставлен он по произведению Эжена Ионеско (известный более как драматург театра абсурда).
http://fomenko.theat...rmance/nosorog/

Пожалуй, чтобы немного понять автора и его произведения, лучше посмотреть, что он сам говорит о театре. информация по ссылке
http://fomenko.theat.../nosorog/12105/

Спектакль идет на новой сцене театра, что на набережной. Сам сюжет, замысел автора, безусловно скрывает многое и все это весьма талантливого сыграно актерами, но театр абсурда, к этому нужно быть готовым, честно говоря, идя в театр я не посмотрела ничего ни об авторе произведения, ни прочитала ни одной статьи. И думаю это весьма к лучшему. По завершению спектакля, когда зритель в большей своей части уходил в недоумении, я подошла к работникам театра и спросила, а о чем был спектакль. Видно мой вопрос вызвал смущение, но ответ последовал в одну фразу - об идеологии.
Спектакль, а точнее, затрагиваемая и раскрываемая в нем через образы и хорошую игру актера проблема коллективного сознания и индивидуальности, весьма и весьма актуальна для общества и поныне. Пожалуй, этот спектакль более философский, чем я была готова увидеть. Но в этом и есть П.Фоменко и актеры его мастерской.

Может, кто-то из форумчан уже посмотрел этот спектакль, мне действительно было бы интересно узнать мнения об этом спектакле, кто и что для себя понял его просмотрев.


Честно говоря, не думаю, что мне захочется во второй раз посмотреть этот спектакль, сюжетную линию его я немного помню, повторно смотреть просто игру актеров Мастерской в этом спектакле я уже не хочу. Но… Калинка, Ваше мнение после просмотра этого спектакля мне будет очень интересно прочесть в этой теме.

Касаемо Мастерской и его спектаклей, вот все никак не решусь я посмотреть спектакль «Улисс»
http://fomenko.theat...rmance/ulisses/
не решусь или просто не найду для этого единомышленника, спектакль по времени идет прилично, этого произведения Джойса я не читала, читавшие его говорят, что оно весьма специфично, местами сложно и они совсем не представляют как его можно поставить на театральной сцене. У меня представлений по этому поводу нет никаких, авторско- режиссерское прочтение произведения будет для меня первоисточником. Мне хотелось бы сходить в театр с человеком, который бы мне объяснил, о чем этот спектакль, ибо пять часов полного непонимания сюжета учитывая, что я не имею привычки уходить из театра до окончания спектакля, для меня многовато.
Так, что Калинка, если решитесь на «Улисс», компанию я обязательно составлю.

Повторюсь, что Ваше понимание «Носорога» мне будет крайне интересно, будет ли Ваше мнение о спектакле выражено одной фразой или увиденному на сцене Вы дадите более развернутое объяснение, расскажите мне как Вы поймете эту комедию абсурда.
«Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда…»
мои круизы ЖЖ

#277 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 10 Июнь 2010 - 08:03

Так, что Калинка, если решитесь на «Улисс», компанию я обязательно составлю.


ОК!!! :D Обязательно!

будет ли Ваше мнение о спектакле выражено одной фразой


:P Не-а, это не мой случай!

#278 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 20 Июнь 2010 - 02:11

раз в год и на оперу можно сходить. Вот теперь хотелось бы посетить балет большого я его вообще никогда не видел, но вот даже и не знаю на что лучше бы сходить.


Советую "Корсар" Минкуса.


Итак, Новая сцена Большого театра: "КОРСАР". Романтический балет в трех действиях с эпилогом (в 5 картинах).
Либретто: Жюля Анри Вернуа де Сен-Жоржа, Жозефа Мазилье в редакции Мариуса Петипа.
Хореография - Мариус Петипа.
Хореографическая нотация предоставлена Гарвардской театральной коллекцией.
Использованы костюмы Евгения Пономарева (1899 г.): эскизы предоставлены Санкт-Петербургской театральной библиотекой.
Оригинальная партитура Адольфа Адана и Лео Делиба из архива Национальной библиотеки Франции, предоставлена Парижской национальной оперой. Использована музыка Людвига Минкуса, Цезаря Пуни, Петра Ольденбургского, Риккардо Дриго, Альберта Цабеля, Юлия Гербера.

Так чья же всё-таки музыка? Адана с Делибом? Или Минкуса? И зачем использовать сочинения других композиторов?
По совести говоря, следовало бы указывать, что в балете "Корсар" звучит музыка всех перечисленных авторов "под редакцией Людвига Минкуса"! Так как именно Минкус на посту "Первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров" в Санкт Петербурге, где творил Мариус Петипа, отвечал за "музыкальный материал" для бессмертных балетов этого величайшего хореографа. В соавторстве с Петипа Минкус создал 16 балетов, из которых наибольшую известность получила "Баядерка" (1877). Целостность любого своего спектакля Петипа видел в том, чтобы балерина выглядела подлинной драгоценностью, и мог на скорую руку переставить или пересочинить для нее целую сцену, занимался не только хореографией, но и правил либретто. Для солистки по индивидуальной мерке делались эффектные вставки. Добавлялись вариации, даже из другого – её любимого – балета. Или сочинялись специально. Вариации – небольшой самостоятельный техничный танец – стали "коньком" Петипа. Но ведь не в гробовой же тишине они шли! А под музыку, которую Л.Минкус вынужден был создавать незамедлительно, положение обязывало, а если вдохновение не торопилось, то в ход шли уже написанные произведения... Например, до сих пор в "Корсаре" звучит, начиная с возобновлённой редакции балета 1899 года, вариация Медоры в сцене "Оживлённый сад" (это цитата из музыки Людвига Минкуса к балету "Приключения Пелея").

Балет "Корсар" вот уже полтора века слывет надежным кассовым хитом, билеты пришлось покупать больше чем за полтора месяца до спектакля. Поставленный в 1856 году хореографом Жозефом Мазилье по поэме Байрона для Парижской оперы, он уже в 1858 году был перенесен в Россию. Еще через пять лет за него взялся Мариус Петипа, который совершенствовал балет всю свою долгую жизнь. В итоге "Корсар" оказался зрелищем на все вкусы, сочетающим имперскую роскошь постановки, динамичный сюжет и великолепные, в разнообразных техниках танцы.
Реконструкцию балета в 2007 году подготовили хореограф Алексей Ратманский, до недавнего времени руководивший балетом Большого, и его одноклассник Юрий Бурлака, нынешний худрук балетной труппы. Некоторые танцы были ими досочинены (традиция!), а некоторые восстановлены по Гарвардской архивной нотации. Балет в сокращенном (удобном для гастролей) варианте, идет три часа (с двумя антрактами). И при такой продолжительности и использовании музыки разных композиторов спектакль, тем не менее, получился удивительно цельным!
Сюжет балета довольно запутанный: пираты, рынок рабов, гарем, мятежи, предательства, отравленные цветы, девичьи мечты, множество шансов сбежать, которые почему-то игнорируются, и многое, многое другое.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая "Базар"

Площадь восточного портового города, похожего на Стамбул. Купцы предлагают пестрый товар. Здесь же торгуют и невольницами. На площадь выходит группа корсаров во главе с Конрадом. На балконе дома появляется молодая гречанка Медора - воспитанница купца Исаака Ланкедема. Увидев Конрада, она быстро составляет из цветов "селам" - букет, в котором каждый цветок имеет свое значение, и бросает его Конраду. Ну, какой же пират не знает языка цветов?!! Конрад, он хоть и не Джек-воробей (Дж.Депп), но тоже неплох и с одного взгляда на букет понял, что Медора его любит. Но алчный Ланкедем пытается помешать влюбленным и выгодно продать свою воспитанницу богатому купцу.
В это время на площадь вносят носилки Сеида-паши, который хочет купить невольниц для своего гарема. Невольницы демонстрируют искусство танца. Сначала Сеид-паша останавливает выбор на прекрасной Гюльнаре, а затем, совершенно очарованный, покупает у Ланкедема ещё и Медору. Обеих девушек отводят во дворец Сеида.
Конрад велит корсарам освободить Медору. По условному знаку корсары похищают невольниц вместе с Ланкедемом.
Картина вторая "Пиратский грот"
Большая пещера на берегу моря. Конрад приводит Медору в пещеру - убежище пиратов. Сюда же прибывают похищенные невольницы. Бирбанто, друг Конрада, хвалится своей "добычей" - Исааком Ланкедемом. Корсары начинают веселую пляску, в которой к большому удовольствию всех присутствующих принимает участие Медора, переодетая в костюм пирата. В этой сцене в пиратском гроте есть совершенно очаровательное соло героини, где она танцует с трубой: чтобы показать, как она готова стать членом банды корсаров, героиня весело кричит: "На абордаж!".
Невольницы просят отпустить их на волю. Медора вымаливает у Корсара свободу пленницам. Бирбанто и его сообщники протестуют: они требуют отдать им невольниц. Конрад в гневе повторяет свое приказание, взбешенный Бирбанто бросается на Конрада, но глава корсаров побеждает в этом поединке и освобождает невольниц.
Появляется Исаак Ланкедем. Бирбанто предлагает ему возвратить Медору, если он получит за нее хороший выкуп. Исаак клянется, что беден и заплатить не может. Бирбанто срывает с Исаака шапку, кафтан и кушак. В них спрятаны монеты.
Получивший таким образом выкуп Бирбанто и Ланкедем придумывают план, как избавиться от Конрада. Заговорщики посылают предводителю отравленные цветы, Конрад, понюхав один из них, впадает в глубокий сон. Медора тщетно пытается разбудить возлюбленного. Появляются незнакомцы в черных масках. Медора, защищая себя, успевает выхватить нож Конрада и ранит главаря нападающих. Но в общей суматохе Ланкедем похищает Медору, Бирбанто и его товарищи скрываются.
Конрад просыпается и, обнаружив пропажу, отсылает преданных ему пиратов найти Медору.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ "Во дворце Сеид-паши"
Дворец Сеид-паши на берегу Босфора. Жены паши во главе с его фавориткой Зюльмой выходят на террасу. Напыщенность Зюльмы вызывает общее возмущение.
Старший евнух старается прекратить распри женщин. В это время появляется Гюльнара - молодая соперница Зюльмы. Она насмехается над чванливой Зюльмой. Входит паша Сеид, все еще недовольный происшествием на Адрианопольском рынке. Зюльма жалуется на непочтительность невольниц. Паша приказывает всем подчиняться Зюльме. Но своенравная Гюльнара не слушается его приказаний. Увлеченный молодостью и красотой Гюльнары, он в знак расположения бросает ей свой платок. Гюльнара перебрасывает его подругам. Возникает веселая возня. Платок доходит до старой негритянки, которая взяв его, принимается преследовать пашу своими ласками и, наконец, передает платок Зюльме. Рассерженный паша подходит к Гюльнаре, но она ловко ускользает от него.
Во дворец приходит группа паломников, Сеид-паша великодушно принимает их и приглашает на великолепное зрелище в своем саду. Сцена "Оживлённый сад" - настоящая кульминация второго действия, она представляет хореографию Мариуса Петипа во всем великолепии: "каскад хореографических номеров", включая вариации солистов, ансамбли и многочисленный кордебалет.
Конрад, переодетый паломником, открывается Медоре. Он и его соратники сбрасывают плащи и вскоре завоевывают дворец. Сеид-паша убегает. Напуганная Гюльнара просит у Конрада защиты от преследований Бирбанто. Медора узнает в нем именно того разбойника, которого она ранила кинжалом в гроте, и рассказывает Конраду о его предательстве. Неожиданно Бирбанто нападает на Конрада, но тот, защищаясь, убивает противника.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ "Свадьба Сеид-паши"
Гарем Сеид-паши. Вдали виден закованный в цепи Конрад, которого ведут на казнь. Медора в отчаянии. Она умоляет пашу отменить казнь. Паша соглашается, но при условии, если Медора станет его женой. Ради спасения Конрада Медора соглашается. Конрад освобожден. Оставшись с Медорой, он клянется умереть вместе с ней. Вошедшая Гюльнара слышит их разговор и предлагает свою помощь, у неё уже готов хитрый план. Паша приказывает приготовить все к свадебному обряду. На невесту накидывают покрывало. Паша надевает ей на руку обручальное кольцо.
Задуманный план удался Гюльнаре: это ее, скрытую покрывалом, обвенчали с пашой. Она передает покрывало Медоре, а сама прячется в покоях гарема. Медора танцует перед пашой и старается хитростью выманить у него кинжал и пистолет. Затем берет платок и шутя связывает Сеиду руки. Паша смеется над ее шалостями.
Бьёт полночь. В окне показывается Конрад. Медора передает ему кинжал и прицеливается в пашу из пистолета, грозя убить его. Медора и Конрад скрываются. Раздаются три пушечных выстрела, корабль корсаров уходит с беглецами на борту!!!

ЭПИЛОГ
На сцене очень реалистичный морской пейзаж: волны, скалистый берег, полную луну то и дело скрывают тёмные тучи, при попутном ветре на сцене появляется трёхмачтовый парусник!!! На палубе корабля праздник: корсары довольны счастливым исходом опасных приключений. Конрад велит принести бочонок вина. Все пируют.
Погода на море быстро меняется, начинается буря: потрясающие видео- и аэродинамические эффекты создают иллюзию настоящего шторма (туман, волны, порывы ветра, "натуральная" гроза)!!! Корсары саблями уменьшают площадь парусов (хорошо, хоть мачты не завалили!), но видя бесперспективность таких действий, команда и Медора спешно покидают борт. Неуправляемый корабль под ударами нешуточных волн разворачивается кормой к берегу и налетает на рифы. Как написали в анонсе спектакля, художник спектакля Борис Каминский создал грандиозную финальную сцену в духе "Девятого вала" Айвазовского: феерическую бурю с раскалывающимся пополам девятиметровым кораблем. :) Ну, положим, мидель-шпангоут всё же уцелел, а разлом произошёл как раз между грот- и бизань- мачтами, почти перпендикулярно диаметральной плоскости... Но "картинка" на сцене настолько красива, что от созерцания невозможно оторваться! Так что, в полной мере насладившись впечатлением от шторма и "Девятого вала", можно сказать, принимала личное участие в кораблекрушении...
Но "шторм" начинает стихать так же неожиданно, как и начался. Свет полной луны освещает две фигуры на берегу: легко догадаться, что это "чудом спасшиеся" Медора и Конрад.

#279 Василий Краюхин

Василий Краюхин

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 350 сообщений
  • Регистрация: 16-Август 07
  • Город:Москва

Отправлено 21 Июнь 2010 - 09:24

Ещё раз напоминаю,если Вам приспичит посмотреть "Улисс"или ещё чего-нибудь на новой сценене ,не берите билеты а дайте знать.
Славянов Кругосветка 12-27 сентября 2000год.
Звонков Кругосветка" 23 июля-05 авг. 2.003 год.
Гр Пирогов " М-Плёс-М 20е июль-27 июль.2004г.
Башкортастан " М-Яр-М (не помню) 2005г.
Дзержинский М-Спб_М 22 авг - 03сент 2008Г.
Президент М- Тв _М 21 мая 24 мая..............
Папанов М- Спб-М 16 авг 27 авг.
Космонавт Гагарин М - Астрахань - М 18июля -06 авг.
Василий Чпаев М-Белозерск М- 21июн-29июн.. Две столицы- Москва -Спб-Москва август 2017

#280 Калинка

Калинка

    Тоже энтузиаст:)

  • Посетители
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений
  • Регистрация: 13-Ноябрь 08
  • Город:Москва

Отправлено 21 Июнь 2010 - 10:42

Ещё раз напоминаю,если Вам приспичит посмотреть "Улисс"или ещё чего-нибудь на новой сценене ,не берите билеты а дайте знать.


Так, что Калинка, если решитесь на «Улисс», компанию я обязательно составлю.


Увы! До осени на "Улисса" мы с Хельгой ну никак не попадаем ( :mellow: одна не может 27 июня, другая - 11 июля), а хотелось бы посмотреть вместе.
Спасибо Вам большое за хлопоты! В новом театральном сезоне обязательно дадим о себе знать!!!




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования