почему при всей электронности процесса приобретения авиабилетов, там те же самые места указываются именно при регистрации в длиннющей очереди по принципу "что дам - тем и довольствуйся", если, опять же, специально не попросишь??? Почему нельзя сразу указывать место? Тип самолета ведь точно также заранее известен!
Как правило, место во время покупки билета выбрать нельзя, потому что:
- есть вероятность замены типа самолета - это не столь редкий случай;
- даже если тип самолета не меняется, заранее не всегда известно, борт в какой конфигурации пассажирского салона будет поставлен на этот рейс;
- неизвестна загрузка самолета. В зависимости от типа самолета и его загрузки (пассажиры и груз) пассажиры могут располагаться в определенной части салона (например, в хвостовой, тогда во время регистрации первые ряды в салоне недоступны).
Несмотря на это, некоторые авиакомпании практикуют выбор пассажиром места заранее, а иногда и берут за это деньги (компании лоу-кост).
Коллеги, если не возражаете, я попытаюсь несколько пояснить, ибо немного знаю тему по роду своих занятий.
В мировых авиаперевозках существует несколько вариантов назначения пассажирам мест в салоне воздушного судна. Собственно, эти варианты охватывают, практически, все, что можно выдумать. Это либо использование практики предварительного назначения мест в салоне - на этапе бронирования авиаперевозки и выпуска бумажного или электронного билета - при этом в билете указывается обозначение конкретного места (кстати, западные пассажиры часто любят именно такой сервис), либо назначение места на регистрации - когда на выпускаемом билете проставляется только статус OK, означающий право пассажира на место в салоне, а обозначение места указывается в том самом посадочном талоне, если такой талон вообще используется и работает контроль на посадке. И самый простой вариант - т. н. свободная рассадка, когда пассажиры просто, заходя в самолет, выбирают понравившиеся им свободные места (ну, примерно, как в автобусе
). Последний вариант официально допускается IATA, хотя и не является рекомендуемой ею практикой. В частности, до недавнего времени его практиковала авиакомпания "Аэрофлот-Дон", которая сейчас переходит на назначение мест при бронировании.
Во всех крупных международных системах бронирования имеется возможность назначать места как при бронировании, так и при регистрации. При этом, разумеется, сотрудники, по идее, должны учитывать желания пассажиров. Назначение конкретного места возможно как в ручном режиме, когда сотрудник явно указывает вручную конкретные места конкретным пассажирам, так и в автоматическом, когда срабатывают автоматические алгоритмы размещения, учитывающие, в том числе, необходимость центровки воздушного судна и желательность, по возможности, размещения пассажиров из одной брони единой группой рядом сидящих лиц (наиболее популярен из таких алгоритмов элементарный зигзаг от носа к хвосту).
Другое дело, что в реальности, чтобы была возможность назначения мест на регистрации, нужно:
- чтобы авиакомпания подключила подсистему назначения мест при бронировании для себя в системе бронирования (т. н. подсистема PRS - Pre-Reserved Seats subsystem). Это отдельная услуга со стороны системы бронирования, которая требует некоторой платы, хотя и не супербольшой;
- чтобы указанная выше подсистема работала на конкретном рейсе - на различных своих направлениях (т. н. рынках) авикомпания может проводить различную политику. И даже на различных рейсах - в зависимости от самых разных факторов. Например, от прогнозируемой загрузки и типа воздушного судна - если постоянно летает полупустой, так зачем там PRS?;
- чтобы существовали построенные карты мест для конкретной компоновки воздушного судна (или, как иногда говорят и как справедливо заметил Александр, конфигурации) - не всегда технологам хочется их строить, особенно, если таких вариантов - вагон и маленькая тележка;
- чтобы сотрудник, назначающий места, относился к своей работе добросовестно, а не бурчал "как машина даст" ("что дам - тем и довольствуйся").
В реале, опять же, обычно имеется возможность предварительного назначения мест. К примеру, почти на всех рейсах, "большого" "Аэрофлота". Но "Аэрофлот" относится к компаниям, которые, действительно, очень часто меняют оборудование перед вылетом (т. е. тип воздушного судна). На самом деле, это не очень страшно, поскольку хорошая система бронирования (а "Аэрофлот" пользуется хорошей
) позволяет легко выполнять такую замену. И даже т. н. автоматическую защиту пассажиров - автоматическую пересадку их на другие подходящие рейсы, когда рейс отменяется, либо воздушное судно меняется на значительно меньшее по вместимости. Возможно, просто особого смысла нет в таких условиях просить место заранее.
Что касается неизвестности, то относительно загрузки - согласен. Хотя она тщательно мониторится в процессе регистрации, и некоторые места, да, блокируются по соображениям центровки. Относительно неизвестности конкретной компоновки - фактически это быть может, но в системе бронирования всегда информация по рейсу хотя бы формально содержит какую-то из существующих компоновок - от нее изначально идет отсчет числа мест, разрешенных к продаже (т. н. уровня авторизации мест). Иначе просто можно напродавать больше, чем разрешено.
Авиационщики в СССР чуть ли не раньше железнодорожников внедрили компьютерную систему продажи билетов ("Сирена"). Кстати, в ней при продаже билетов автоматически назначались места в самолете.
Места назначались втупую, подряд. Просто потому, что в СССР не было никакого управления классами бронирования в связи с отсутствием необходимости. И к конкретным классам были "привязаны" конкретные места в салоне, а продажа билетов со статусом OK еще лет восемь назад для отечественных кассиров была невероятной диковиной.
Кстати, международные автоматизированные системы бронирования авиаперевозок появились еще в конце 50-х - начале 60-х годов XX века.