Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Внезапное, нестандартное мини-путешествие по Енисею на последнем аутентичном дизель-электроходе проекта 785 «М.Ю. Лермонтов». 12.06-17.06.2013.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 105

#61 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 30 Май 2014 - 12:01

Прикрепленный файл  _100_5539.JPG   23,24К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5529.JPG   151,1К   13 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5500.JPG   96,78К   10 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5501.JPG   120,8К   10 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5507.JPG   129,29К   9 Количество загрузок:
Всё более вечереет… Журналистская братия не спит, надеется пройти место слияния Ангары с Енисеем до наступления темноты. Примета приближения Стрелки – нефтебаза на правом берегу. Сам посёлок Стрелка – это по сути транзитная точка речной навигации, ведь по сравнению с Енисеем Ангара очень мелкая, её пороги могут проходить лишь суда с осадкой чуть более метра.
Прикрепленный файл  _100_5509.JPG   100,61К   10 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5510.JPG   109,16К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5511.JPG   106,83К   11 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5512.JPG   113,23К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5531.JPG   146,99К   6 Количество загрузок:

#62 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 30 Май 2014 - 12:17

Прикрепленный файл  _100_5505.JPG   112,59К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5506.JPG   142,64К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_Широкий Лог.JPG   173,8К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_Стрелка.JPG   125,89К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_Стрелка_2.JPG   121,4К   3 Количество загрузок:
Ещё один паром… Оказывается, на сайтах краевого правительства и ОАО «Пассажирречтранс» размещена информация далеко не о всех существующих паромных переправах. Реально их раза в два-три больше. Этот – как раз один из наиболее известных в здешних краях «Стрелка – Широкий Лог», через него лежит дорога с левого берега на правый и далее вдоль Ангары до районного центра Мотыгино.
Прикрепленный файл  _100_5514.JPG   155,07К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5515.JPG   173,67К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5517.JPG   197,67К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5527.JPG   113,25К   1 Количество загрузок:

Напротив левобережного Широкого Лога увидел наливную баржу БРН-314, а недалеко от неё – «Плотовод-708».

#63 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 30 Май 2014 - 12:57

Прикрепленный файл  _100_5518.JPG   103,89К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5519.JPG   91,43К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5520.JPG   94,53К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5521.JPG   168,7К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5522.JPG   128,85К   6 Количество загрузок:
Напротив – у правого берега, на котором расположена Стрелка, плавкраны перегружали уголь с баржи на баржу… Зачем? Осмелюсь предположить, что здесь формировался «мелкосидящий» караван с углём для нужд ЖКХ Приангарья. На это «намекали» также и буксиры типа Р-14А Красноярской постройки «Ярцево» и «Боготол» и «Ангара» с названием «Техпомощь-5» , стоявшие у загружаемых углём барж.
А может быть версия с перевалкой для Ангары и не верна, ведь ранее в этот же день во время прогулки на остров Караульный мы встретили сцепку барж, гружёных углём, которую аналогичный буксир «Балахта» вёл вниз по Енисею…
Прикрепленный файл  _100_5525.JPG   87,77К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5526.JPG   92,41К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5528.JPG   136,74К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5530.JPG   93,71К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5224.JPG   138,66К   2 Количество загрузок:

#64 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 30 Май 2014 - 13:12

Прикрепленный файл  _100_5540.JPG   103,96К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5541.JPG   97,15К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5542.JPG   110,56К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5547.JPG   145,05К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5550.JPG   116,65К   14 Количество загрузок:
И вот, наконец, место слияния Ангары и Енисея. Живущие здесь сибирячки утверждают, что, оказавшись в этой точке, мужчина или женщина должны загадать желание о привороте любимого или любимой, и загаданное обязательно сбудется. В отличие от коллег с других маршрутов, наша группа журналистов пересекала «волшебное место» уже в третий раз за один день. И всё равно спать я пошёл лишь после того, как Стрелка осталась далеко позади. Как мы пришли ночью в Енисейск, я уже не слышал…
Прикрепленный файл  _100_5551.JPG   141,5К   17 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5552.JPG   129,92К   16 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5553.JPG   113,32К   14 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5554.JPG   124,5К   14 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5555.JPG   157,15К   27 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5556.JPG   181,32К   38 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5557.JPG   180,7К   39 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5558.JPG   130,79К   24 Количество загрузок:

#65 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 27 Июнь 2014 - 11:43

3 день. 14 июня 2013 г.


Третий день путешествия начался для меня с бодрого марша на мотив «Варяга», которым нас по радиотрансляции и палубным громкоговорителям будили организаторы пресс-тура. «Наверх вы, товарищи – это подъём…» Дальше не помню. Но товарищи наверх, как и на завтрак не спешили. На многих коллегах сказывались вчерашнее гостеприимство в местах «рейдов» журналистских групп и поздний отбой из-за дискотеки, затянувшейся за полночь.
Прикрепленный файл  _100_5560.JPG   80,86К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5559.JPG   59,58К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5562.JPG   51,72К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5561.JPG   112,21К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5567.JPG   101,91К   6 Количество загрузок:
Вышел на палубу правого борта (наша каюта была по левому борту) и увидел, что мы стоим в Енисейске у дебаркадера. Тут же пристроилась парочка КСок. На берегу видны старинные здания, сразу напоминающие гостям, прибывшим по реке, что для Красноярского края Енисейск – это музей под открытым небом.
Прикрепленный файл  _100_5568.JPG   89,58К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5564.JPG   63,73К   10 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5565.JPG   60,22К   10 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5574.JPG   65,6К   10 Количество загрузок:
Быстренько завтракаю, беру всё необходимое для работы и схожу на берег. К дебаркадеру начинают подтягиваться люди и машины. Странно, не нас же они встречают?.. А вот и «ответ» появился на горизонте – глиссер типа А-45 «Михаил Годенко», работающий на линии Енисейск - Бор (Подкаменная Тунгуска).

Прикрепленный файл  _100_5572.JPG   14,94К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5575.JPG   24,95К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5577.JPG   58,54К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5578.JPG   33,27К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5580.JPG   59,03К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5581.JPG   67,78К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5582.JPG   66,88К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5583.JPG   61,24К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5587.JPG   54,25К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5588.JPG   75,92К   9 Количество загрузок:

«Михаил Лермонтов» степенно отходит влево, пропуская к дебаркадеру младшего тёзку «Михаила Годенко». Из-за того, что журналисты не успели позавтракать и сойти на берег до этих манипуляций, торжественная встреча пресс-тура «Енисей.РФ – 2013» в Енисейске задерживается: в нескольких десятках метров от берега бродят по палубам гости, а на берегу переминаются с ноги на ногу хозяева.
Прикрепленный файл  _100_5589.JPG   58,96К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5604.JPG   51,06К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5607.JPG   63,74К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5608.JPG   85,31К   3 Количество загрузок:

#66 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 27 Июнь 2014 - 12:06

Прикрепленный файл  _100_5590.JPG   52К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5591.JPG   62,93К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5596.JPG   77,04К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5592.JPG   56,52К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5593.JPG   39,28К   3 Количество загрузок:
Кстати, в 2014 году именно «Михаил Годенко» перемещал по Енисею северный пул журналистов пресс-тура «Енисей.РФ». Но, согласитесь, быстрые дневные переходы на глиссере с ночёвками в гостиницах на берегу – это совсем не то, что путешествие в каюте на солидном водоизмещающем судне с рестораном, душем, прочими удобствами и даже собственной дискотекой на борту (правда, мне лично она были ни к чему). Всё потому, что «Лермонтову» пожалели 30 млн. на подготовку и переосвидетельствование Речным Регистром, поэтому навигация-2013 была для него последней, оставшиеся в работе «Чкалов» и «Матросов» (проекта 588) плотно заняты на транспортной линии Красноярск-Дудинка-Красноярск.
Прикрепленный файл  _100_5595.JPG   71,7К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5597.JPG   54,91К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5599.JPG   57,6К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5601.JPG   50,78К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5602.JPG   33,54К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5605.JPG   36,5К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5610.JPG   63,1К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5611.JPG   54,84К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5613.JPG   73,73К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5614.JPG   49,67К   4 Количество загрузок:
Но вернёмся в июнь 2013 года… Вот «Годенко» принял пассажиров и пошёл вниз по течению, а «Лермонтов» снова швартуется дебаркадеру. Далее – программа уже привычная, но от этого ничуть не менее приятная. Встреча, хлеб-соль, задорные частушки и прибаутки… Но пора и за работу, ведь из-за отходов/подходов «Лермонтова» деловая часть программы и так сдвинулась.
Прикрепленный файл  _100_5616.JPG   106,75К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5617.JPG   71,5К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5619.JPG   83,13К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5612.JPG   113,16К   4 Количество загрузок:

#67 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 27 Июнь 2014 - 12:26

Я на этот день записался в группу, которой предстоит знакомиться с посёлком Подтёсово. Он по праву носит звание столицы енисейских речников. Грузимся в «ГАЗель» и едем к переправе на правый берег. В районе Енисейска их две. Одна выше по течению – по сути «ведомственная» компании «Полюс-Золото», другая ниже по течению, в районе деревни Еркалово – её обслуживают так называемый «муниципальный» бесплатный паром (а на самом деле – паром хорошо знакомого форумчанам, бывшим на Енисее, «Пассажирречтранса») и более крупный «коммерческий» - Подтёсовской РЭБ флота.
Прикрепленный файл  _100_5621.JPG   58,81К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5623.JPG   72,54К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5624.JPG   89,87К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5621.JPG   58,81К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5626.JPG   105,72К   3 Количество загрузок:
Мы грузимся на «муниципала», «двигателем» которого является буксир «Хатанга». В ожидании отправления замечаю необычное судно, я уже видел на Енисее такие длинные узкие катера, но успел сфотографировать в первый раз. Почему-то у меня в голове возникла ассоциация с казацкими стругами.
Прикрепленный файл  _100_5627.JPG   61,57К   5 Количество загрузок: Прикрепленный файл  _100_5630.JPG   64,33К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5632.JPG   93,13К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5633.JPG   39,36К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5622.JPG   45,08К   9 Количество загрузок:
Переправа-переправа,
Берег левый – берег правый
Для кого-то так – забава,
Прокатиться с ветерком,
Посмотреть на наш паром…

А для нас – дорога жизни,
Это связь с большой землёй,
Потому что через реку
Путь лежит в посёлок мой.
Прикрепленный файл  100_3182.jpg   73,86К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_3183.jpg   69,87К   9 Количество загрузок:
Осенью, весной и летом,
В будний день и выходной
Мы форсируем все реку
В обстановке боевой.

Вот совсем другое дело
Ехать за реку зимой.
Катим мы довольно смело
По ледовой мостовой.

Только это ненадолго –
Два-три месяца в году,
А потом – опять паром
Ждать на левом берегу.

Кстати, в межсезонье, когда ни паромы, ни ледовая переправа не действуют, единственный способ переправы - вертолёт.
Прикрепленный файл  _100_5644.JPG   22,64К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5645.JPG   18,11К   7 Количество загрузок:
А автором приведённого выше "подражания Твардовскому" является наш экскурсовод и директор Подтёсовской библиотекуи Юлия Анатольевна Маркова. Пока мы пересекаем на пароме Енисей и расходимся со вторым паромом, который толкает БТ-303 (забегая вперёд, скажу, что возвращались мы в Енисейск именно на этом пароме), она расскажет о посёлке Подтёсово.
Прикрепленный файл  _100_5641.JPG   39,14К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5637.JPG   59К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5642.JPG   62,9К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5643.JPG   48,13К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5647.JPG   60,02К   6 Количество загрузок:
Подтёсово получил статус посёлка в 1946 году. А вообще первые письменные упоминания о Подтёсово относятся к 1654 году. В то время шло освоение русскими сибирских земель и в 1659 году землю, на которой сейчас расположен посёлок получил во владение стрелецкий голова Енисейского острога Карп Самойлов. Он был хозяин очень «ухватистый», крепкий, на пожалованных ему землях расселил своих дворовых людей, они построили ему большой дом. Постепенно Карп Самойлов стал и близлежащие земли «прихватывать» и прикупать – в результате у него образовалось обширное поместье.

Почему Подтёсово? На сей счёт существует несколько версий. Вообще-то большинство деревень, расположенных в Енисейском районе, названы по фамилиям первых поселенцев. Так, например, были названы Еркалово, Ожегово, Погадаево, Анциферово. Когда стали смотреть списки населения тех лет, человека с фамилией Подтёсов не нашли. Была версия, что где-то недалеко протекали две речки Пода и Тёса, между которыми и расположилась деревенька, которую назвали Подтёсово. Просмотрели карты, в том числе старейшую, составленную Семёном Ремезовым в 1698 году, достаточно подробную по тем временам, но не обнаружили тех рек. Значит не в этом дело.Наиболее очевидная версия происхождения названия в том, что крыши в давние времена крыли тёсом, потому и Подтёсово. Но ведь тёсом тогда крыли крыши по всей России, почему же название прилипло только к одной деревне? Ещё одна версия связана с тем, как в енисейской тайге прорубали дороги. Это сейчас есть тяжёлая техника: бульдозеры, грейдеры прошли и расширили. А раньше всё делали вручную, потому и дороги были узкими, чтобы только обоз прошёл с лошадьми. И чтобы в тайге дорогу не потерять, на больших приметных соснах делали затёсы или подтёсы. Одна из таких дорог выходила как раз на Подтёсово. Но и эта версия не выдерживает критики, поскольку дорога эта в сибирской тайге появилась в XVIII веке, а название деревня получила в XVII веке…

Наши историки-краеведы выявили наиболее правдоподобную версию. Она заключается в следующем. Посёлок расположен на высоком правом берегу реки Енисей, а у Енисея нрав очень крутой, и весной, когда начинался ледоход, часть берега «стёсывалась» льдинами и водой. И как раз на том месте, где была построена деревенька, на Кекурском лугу можно было накосить сена на большое стадо коров. Но постепенно этот луг уменьшался, потому что его берег «подтёсывал» Енисей. Видимо люди об этом говорили, так и появилось название Подтёсово.

Люди здесь распахивали пашню, занимались рыбалкой, охотой, извозом. Когда на Енисее появился пароход… Вы знаете, что первый пароход на Енисее был построен именно в городе Енисейске? Богатые купцы объединились в пароходное товарищество, и в 1861 году началось строительство первого парохода, который назвали «Енисей». Его построил механик-самоучка Худяков. В 1863 году «Енисей» был спущен на воду, и в этом же году был построен второй пароход «Опыт». По тем временам для купцов это было очень прибыльное дело, уже за первую навигацию пароход окупил все затраты на его постройку.

Я обо всём этом рассказываю, потому что Подтёсово – посёлок речников. Ещё в XIX веке енисейские купцы приметили очень хорошее место зимнего отстоя пароходов, поскольку в открытом русле реки пароход на зиму оставить нельзя, его весенним ледоходом раздавит. И вот в устье речки Чернянки недалеко от Подтёсово енисейские купцы стали ставить свои пароходы на зимний отстой. Там же была построена судоверфь, на которой зимой строили баржи. Из близлежащих деревень и из Подтёсово мужики нанимались к купцам работать зимой на верфи, летом же они занимались рыбалкой, охотой и своим хозяйством. (продолжение следует)

#68 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 27 Июнь 2014 - 13:58

Кстати, Юлия Маркова сама из семьи речников. Её отец и мать работали на грузовых теплоходах и буксирах. После рождения дочери жить в отрыве от дома практически всю навигацию стало затруднительно, поэтому отец Юлии перешёл на скоростной флот и около 15 лет отработал на "Ракете".

В прежние времена пассажирское судоходство на Енисее было очень развито. Про "Метеоры" и "Восходы", ходившие между Красноярском и Енисейском, я знал, но, оказывается, здесь были местные линии, которые обслуживали "Ракеты".

- Утром одна "Ракета" уходила из Подтёсово в Стрелку и к обеду возвращалась, другая осуществляла рейсы до Енисейска и до Епишино. На следующий день они менялись. Билет от Подтёсово до Енисейска стоил рубль. Шла «Ракета» в Енисейск 40 минут, а обратно – 30, дело в том, что по пути "туда" была ещё одна остановка в Усть-Кеми. А ещё у нас ОМик ходил, он шёл от Подтёсово до Енисейска 2 часа! Зато какое веселье было на его борту, когда эти два часа он вёз в Енисейск, например, свадьбу или призывников, уходящих в армию, вместе с провожатыми… На всех остановках по пути следования "Ракет" стояли дебаркадеры: в Епишино, Лесосибирске и др. Потом содержать дебаркадеры стало дорого, от «Ракет» на подводных крыльях отказались и пустили «Зарю», которая может ходить по мелководью и приставать к необорудованному берегу. А потом и «Зарю» посчитали нерентабельной, и остались мы только с автобусным сообщением.
Прикрепленный файл  _100_5648.JPG   60,44К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5649.JPG   46,46К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5650.JPG   41,23К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5652.JPG   66К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5653.JPG   81,82К   4 Количество загрузок:


(продолжение рассказа Юлии Марковой)
До начала ХХ века Подтёсово было маленькой деревенькой в 12-15 дворов. Жизнь текла спокойная, без потрясений. Революционных событий не было, кровопролитных боёв Гражданской войны тоже. В 1931 году две деревеньки – Чернянка, расположенная в 7-ми километрах от Подтёсово и сама деревня Подтёсово объединились в колхоз «Путь Ленина». Может быть так и занимались бы здесь земледелием, шагали в одном строю со всем Енисейским районом, если бы не событие, которое коренным образом изменило судьбу посёлка.

В 1933 году в Подтёсово была незапланированная зимовка судов Енисейского речного пароходства. Осень тогда выдалась очень холодная, лёд пошёл рано, и в конце октября по Енисею пошла такая шуга, что двигаться дальше вверх по течению стало больше невозможно. В это время с севера шёл большой караван, который возглавлял теплоход «Клим Ворошилов». По тем временам это был новейший теплоход, построенный в Германии (однотипный с «Красноярским рабочим»), он собирал по Енисею оставшиеся суда в караван, рассчитывая до ледостава увести всех в Красноярск. Если бы все те баржи, теплоходы и пароходы составили по всем правилам буксировки, караван растянулся бы на 5-6 километров, управлять им в ледовой обстановке было бы просто невозможно. Поэтому баржи счалили бортами по 2-3 в ряд, и получилась целая плавучая деревня. Вместе с «Климом Ворошиловым» этот караван вели теплоходы «Тобол», «Полярный», «Енисейск».

26 октября караван подошёл к Подтёсово, из-за тяжёлой ледовой обстановки за следующие сутки он продвинулся только до Енисейска. Ночью было созвано техническое совещание, на котором присутствовали не только капитаны судов, но и местные жители, и именно енисейские старожилы посоветовали отвести караван ниже по течению и оставить его на зимовку напротив деревни Подтёсово. В Подтёсово тогда было всего 17 дворов, когда 28 октября караван зашёл в Подтёсовскую протоку, его встречала вся деревня. Тогда в протоке уже стоял лёд, и, чтобы приготовить караван к зимовке, речники неделю пешнями долбили лёд и вручную выталкивали баржи на берег. В деревне удалось разместить лишь часть экипажей, а более 100 человек остались на барже «Карская». До Нового года эта баржа выполняла функции общежития, затем был построен большой барак. У старой избы убрали одну стену, сделали пристройку – получился клуб. Построили мастерскую, дизель-генератор теплохода «Клим Ворошилов» дал электричество и речникам, и жителям деревни – в Подтёсове впервые зажглись электрические лампочки.

Трудно представить, что практически на пустом месте появился целый посёлок речников, в котором они не только пережили очень суровую зиму, но и отремонтировали суда к началу следующей навигации. К началу ледохода почти все суда вывели из Подтёсовской протоки, потому что весной это было очень опасное место – по ней шёл ангарский лёд. Правда, несколько барж всё-таки были повреждены во время ледохода, но их оперативно отремонтировали и к началу навигации ввели в эксплуатацию.

После этой незапланированной зимовки прошло два года, и в 1935 году в Подтёсово приехала большая комиссия, которую возглавлял начальник Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт. Рассмотрев все предложенные варианты строительства будущей базы флота, он настоял именно на подтёсовском варианте.

В 1936 году прибыли первые бригады, которые начали строить и посёлок, и завод. Завод построен именно на том месте, ранее располагалась деревня, так как это самое высокое место, а завод, как вы понимаете – это стратегический объект, его надо максимально защитить от капризов стихии и подтоплений. Поэтому старую деревню разобрали, и дома увезли на другое место. Завод и посёлок строили очень быстрыми темпами. Сразу же был разработан генеральный план, поэтому всё сделано очень грамотно: если вдоль затона – это улицы, если поперёк – переулки. Говорят, что планированием посёлка занимались ленинградцы, поэтому улицы у нас широкие как проспекты. На территории посёлка более 20 улиц и переулков, заблудиться в них практически невозможно – всё просто и понятно.
Прикрепленный файл  100_3175.jpg   31,32К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_3176.jpg   78,36К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_3177.jpg   81,82К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_3178.jpg   65,53К   1 Количество загрузок:
Многие улицы носят имена русских писателей: Пушкина, Некрасова, Лермонтова, переулок Маяковского. Улица и два переулка названы в честь героев-молодогвардейцев: улица Олега Кошевого, переулки Ивана Земнухова и Ульяны Громовой. Интересно, что в Подтёсово нет улицы Ленина, центральная улица посёлка – улица Калинина, на ней расположено много детских учреждений, поэтому часть улицы закрыта для движения транспорта.


#69 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 03 Июль 2014 - 13:28

Первая наша «неофициальная» остановка в Подтёсово была ещё перед посёлком в районе дамбы, образующей затон Подтёсовской ремонтно-эксплуатационной базы (РЭБ) флота, но о ней (дамбе) и о РЭБ – чуть позже. А пока первая большая встреча в Подтёсовской средней школе, которая носит имя Виктора Астафьева.

Прикрепленный файл  _100_5661.JPG   104,62К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5662.JPG   72,02К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5663.JPG   111,39К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5657.JPG   37,89К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5659.JPG   58,07К   3 Количество загрузок:

Руководитель школьного музея Татьяна Губарева рассказала журналистам, что сама история присвоения имени писателя школе не совсем обычна. Подтёсово напрямую никак не связано с жизнью и творчеством Виктора Астафьева, он лишь несколько раз бывал в посёлке, но вот школа, которая теперь носит его имя, появилась в немалой степени именно благодаря Виктору Петровичу.

Прикрепленный файл  _100_5665.JPG   51,77К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5668.JPG   52,52К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5670.JPG   42,87К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5671.JPG   50,26К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5672.JPG   48,45К   6 Количество загрузок:

Справедливости ради надо отметить, что в свою очередь знакомство и дружба школьников с писателем – заслуга самой Татьяны Дмитриевны Губаревой, буквально влюблённой в творчество Виктора Петровича Астафьева. В 1997 году она организовала поездку участников школьного литературного кружка на теплоходе в Игарку, где прошло нелёгкое детство Вити Астафьева.

Одна из участниц литературного кружка Лена Попова (сейчас она работает журналистом) предложила затем рассказать писателю в письме об их поездке в Игарку и впечатлениях. Через две недели литкружковцы получили от Астафьева ответ, а ещё через несколько месяцев в январе 1998 года он сам приехал в Подтёсово. Здание, в котором сейчас располагается школа, тогда представляло собой занесённый снегом долгострой. Ребята же учились в разных помещениях посёлка: восьмилетка в одном месте, девятые-десятые классы — в другом, спортзал — в третьем, мастерские для трудового обучения — в четвёртом...

Виктор Петрович рассказал проблемах подтёсовских школьников губернатору Александру Лебедю, в результате работы на объекте были возобновлены, в 2001 году была сдана в эксплуатацию первая очередь новой школы, и через некоторое время — вторая. Благодарные подтёсовцы обратились к Виктору Петровичу с просьбой разрешить новой школе носить его имя. «При жизни я на такой «памятник» никогда не соглашусь. Неэтично! - ответил Астафьев. - Не станет меня, тогда — как хотите...» В том же 2001 году Виктор Петрович ушёл из жизни, и согласие на присвоение его имени школе в Подтёсово дала вдова Мария Семёновна Астафьева-Корякина.

1 сентября 2002 года в школе был открыт музей Виктора Петровича Астафьева и памятник писателю, созданный скульптором Константином Зиничем. Поначалу экспонатов в музее было мало: в основном передвижная выставка Литературного музея Красноярска и материалы газеты «Красноярский рабочий». На момент же нашего визита в книге учёта школьного музея было уже 744 экспоната. Наиболее ценные из них – личные вещи писателя и книги с его автографами.

В музей представлены исследовательские работы школьников, многие из которых занимали призовые места на «Астафьевских чтениях» и научных конференциях Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. В 2012 году эти исследования были систематизированы в альманах «Читая Астафьева». Автор одной из работ – «Произведения Виктора Петровича Астафьева в театре» - Татьяна Ерёмина удостоена губернаторская стипендия имени Астафьева.

Прикрепленный файл  _100_5674.JPG   55,37К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  стипендиат Татьяна Ерёмина.JPG   39,06К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5679.JPG   26,95К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5682.JPG   58,14К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5683.JPG   36,29К   4 Количество загрузок:

Поистине грандиозный для музея поселковой школы проект «По Астафьевским местам» был реализован с 2008 по 2011 год. Участники творческой группы побывали в тех местах, где жил Виктор Петрович: в Овсянке, Игарке, Перми, Чусовом, Вологде, Красноярске. Интересные встречи и новые знакомства легли в основу дальнейшей исследовательской деятельности школьников.
Прикрепленный файл  _100_5684.JPG   63,23К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5686.JPG   69,29К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5687.JPG   91,04К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5689.JPG   47,12К   8 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5692.JPG   41,01К   8 Количество загрузок:
Прикрепленный файл  _100_5694.JPG   85,05К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5695.JPG   61,17К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5698.JPG   51,2К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5701.JPG   56,51К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5702.JPG   32,75К   2 Количество загрузок:

#70 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 03 Июль 2014 - 13:42

Подтёсово – посёлок речников, поэтому одним из главных направлений в деятельности музея Астафьева является исследование темы Енисея в творчестве писателя. В числе первых экспонатов музея были книги писателей-речников, членов Клуба капитанов, многие из которых начинали трудовой путь в Подтёсово.

Прикрепленный файл  _100_5703.JPG   28,69К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5705.JPG   32,56К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5706.JPG   60,99К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5708.JPG   31,9К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5710.JPG   82,02К   2 Количество загрузок:

Общественная организация «Клуб капитанов» первоначально объединила 60 ветеранов пароходства, её учредительное собрание состоялось 23 апреля 1999 года. И первым почётным членом «Клуба капитанов» стал в том же 1999 году Виктор Петрович Астафьев. Его членство в клубе не было формальным, он активно помогал в составлении «Летописи Енисея», вызвался написать рецензию книгу Ивана Булавы «Флотская судьба». После смерти писателя по инициативе «Клуба капитанов» его именем был назван один из крупнейших танкеров Енисейского речного пароходства.
Прикрепленный файл  _100_5722.JPG   66,35К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5727.JPG   33,37К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5730.JPG   72К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5736.JPG   55,14К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5742.JPG   66,22К   2 Количество загрузок:
Прикрепленный файл  _100_5744.JPG   63,31К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5749.JPG   53,04К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5751.JPG   66,9К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5755.JPG   37,03К   2 Количество загрузок:


Завершил наше знакомство с необычной школой интерактивный спектакль по страницам книг Астафьева, поставленный на средства гранта «Партнёрство во имя развития» на одной из традиционных здесь музейных ночей. Этот спектакль ребята уже представляли на разных площадках Енисейского района, а на следующий после нашего визита день поехали с ним в Овсянку и Дивногорск.

#71 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 03 Июль 2014 - 14:07

Следующий пункт нашей программы - Подтёсовская детско-юношеская спортивная школа имени Фёдора Вольфа. Подробно о ней рассказывать не буду, вряд ли многих форумчан живо интересует, например, греко-римская борьба, баскетбол или волейбол... Тем не менее нельзя не отметить, что на счету воспитанников Подтёсовской ДЮСШ немало серьёзных достижений, а ежегодный турнир по греко-римской борьбе на приз генерального директора Енисейского речного пароходства собирает юных спортсменов не только Красноярского края, но и регионов Сибири.

Прикрепленный файл  _100_5770.JPG   64,32К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5772.JPG   67,99К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5777.JPG   64,19К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5779.JPG   27,92К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5797.JPG   44,02К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5799.JPG   36,76К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_3179.jpg   71,09К   4 Количество загрузок:

#72 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 13 Январь 2015 - 09:25

Второй год не доходят руки дописать рассказ о поездке 2013 года...

Тем временем, для тех, кому интересна пассажирская навигация 2015 года на Енисее, привожу таблицу отправлений-прибытий, составленную и систематизированную на базе отрывочной информации о круизах-2015 одной из красноярских турфирм и стандартного графика движений судов. Официального расписания (как и новых цен) на сайте ПРТ пока нет.



9 июня (вторник) Красноярск -- 12-13 июня, Дудинка -- 18 июня (четверг) Красноярск - «Матросов»

15 июня (понедельник) Красноярск -- 18-19 июня, Дудинка -- 24 июня (среда) Красноярск - «Чкалов»

24 июня (среда) Красноярск -- 27-28 июня, Дудинка -- 2 июля (четверг) Красноярск - «Матросов»

28 июня (воскресенье) Красноярск -- 30 июня-1 июля, Дудинка -- 6 июля (понедельник) Красноярск - «Чкалов».

7 июля (вторник) Красноярск -- 10-11 июля, Дудинка -- 16 июля (четверг) Красноярск - «Матросов»

10 июля (пятница) Красноярск -- 13-14 июля, Дудинка -- 19 июля (воскресенье) Красноярск - «Чкалов»

18 июля (суббота) Красноярск -- 21-22 июля, Дудинка -- 27 июля (понедельник) Красноярск - «Матросов».

22 июля (среда) Красноярск -- 25-26 июля, Дудинка -- 31 июля (пятница) Красноярск - «Чкалов»

30 июля (четверг) Красноярск -- 2-3 августа, Дудинка -- 8 августа (суббота) Красноярск - «Матросов»

4 августа (вторник) Красноярск -- 7-8 августа, Дудинка -- 13 августа (четверг) Красноярск - «Чкалов»

11 августа (вторник) Красноярск -- 14-15 августа, Дудинка -- 20 августа (четверг) Красноярск - «Матросов»

17 августа (понедельник) Красноярск -- 20-21 августа, Дудинка -- 26 августа (среда) Красноярск - «Чкалов»

23 августа (воскресенье) Красноярск -- 26-27 августа, Дудинка -- 1 сентября (вторник) Красноярск - «Матросов»

29 августа (суббота) Красноярск -- 1-2 сентября, Дудинка -- 7 сентября (понедельник) Красноярск - «Чкалов»

4 сентября (пятница) Красноярск -- 7-8 сентября, Дудинка -- 13 сентября (воскресенье) Красноярск - «Матросов»

10 сентября (четверг) Красноярск -- 13-14 сентября, Дудинка -- 19 сентября (суббота) Красноярск - «Чкалов»

16 сентября (среда) Красноярск -- 19-20 сентября, Дудинка -- 25 сентября (пятница) Красноярск - «Матросов»

22 сентября (вторник) Красноярск -- 25-26 сентября, Дудинка -- 1 октября (четверг) Красноярск - «Чкалов»

28 сентября (понедельник) Красноярск -- 1-2 октября, Дудинка -- 7 октября (среда) Красноярск - «Матросов»

4 октября (воскресенье) Красноярск -- 7-8 октября, Дудинка -- 13 октября (вторник) Красноярск - «Чкалов»

#73 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 16 Июль 2015 - 05:39

Второе лето подряд не получается выбраться куда-нибудь за пределы родного Красноярка. С другой стороны – это повод наконец-то дописать рассказ о поездке 2-летней давности. Тем более, что, кроме подробного описания последнего из ходивших дизель-электрохода проекта 785 «М.Ю.Лермонтов», до большинства остального, интересного для речников-энтузиастов и путешественников-круизёров речь пока так и не дошла. Надо исправлять упущение...
Прикрепленный файл  100_3175.jpg   31,32К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_3176.jpg   78,36К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_3178.jpg   65,53К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_3181.jpg   97,49К   1 Количество загрузок:
Мой рассказ прервался в посёлке речников Подтёсово, где не то что заезжие туристы – большинство жителей Красноярского края никогда не бывает. А там есть на что посмотреть. Проблема лишь в том, что для свободного посещения праздношатающимися Подтёсовская РЭБ флота, как действующее предприятие (в советские времена даже особое режимное), закрыта. Но для журналистов пресс-тура «Енисей. РФ – 2013» не просто сделали исключение – директор Подтёсовской РЭБ Николай Николаевич Губаревич лично встретил нас у ворот.
Прикрепленный файл  _100_5758.JPG   91,99К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  100_5814.JPG   26,64К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5760.JPG   70,47К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5763.JPG   117,3К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5764.JPG   79,57К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5767.JPG   27,06К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5768.JPG   68,9К   1 Количество загрузок:
Первое, что меня удивило ещё до пересечения проходной – заводской гудок, отпустивший речников на обед. Поскольку Подтёсово – посёлок компатный, большинство работников РЭБ ходят на обед домой пешком. Пожалуй, теперь заводской гудок и вереницу рабочих, выходящих из ворот, можно увидеть и услышать только в старых советских фильмах… Меня накрыла волна ностальгии, ведь мои детство, отрочество и юность прошли в доме, который стоял у забора Красноярского судоремонтного завода. По его 8-часовому гудку я понимал, что опоздал в школу, когда учился в первую смену, а по гудку окончания обеда в 12:45 понимал, что пора собираться в школу, когда учился со второй смены… Уже много лет я живу в других районах Красноярска. Судоремзавод с тех пор сильно «усох» в размерах и объёмах работ, и, как говорят живущие там знакомые, ежедневные заводские гудки, отмечавшие начало, конец рабочего дня и обед, давно уже не разносятся по округе.


В ходе этого пресс-тура можно было бы устать от бесконечных «хлеба-соли», если бы не искренняя радость тех, кто принимал в гостях нас, журналистов. Вот и здесь у заводоуправления нас встретила фольклорная группа с караваем и песнями: незамысловатыми, но именно своими «подтёсовскими»…
Прикрепленный файл  _100_5802.JPG   98К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5807.JPG   69,71К   1 Количество загрузок:
Где-то вдали от городов,
В том краю таёжном между соснами
Раскинулся посёлок речников
С неречным названием Подтёсово.

Люди там отличные живут,
Водят корабли по Енисею
И вносят свой нелёгкий скромный труд,
Сил своих и время не жалея.

Городом его не назовёшь,
Не услышишь в нём трамвая песен,
Но в каждом сердце песню ты найдёшь,
Потому что мир без песен тесен.
Прикрепленный файл  _100_5815.JPG   57,33К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5816.JPG   77,1К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5818.JPG   81,96К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5766.JPG   46,64К   2 Количество загрузок:
На стене заводоуправления – мемориальная доска в память о визите в эти края знаменитого учёного, полярника, а на тот момент – начальника Главного Управления Северного морского пути (ГУСМП) Отто Юльевича Шмидта. Именно с его «лёгкой руки» здесь появилась крупнейшая на Енисее база флота и вырос посёлок Подтёсово. «Что это ещё за Шмидт?» - выразила искреннее недоумение некая девица с повадками «райцентровской гламурки», несколько лет отдавшая ненавистной ей профессии школьного учителя в одном из городов края, а теперь как-то затесавшаяся в пресс-тур...

#74 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 16 Июль 2015 - 05:59

Прикрепленный файл  _100_5839.JPG   44,2К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5843.JPG   63,64К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5820.JPG   66,3К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5823.JPG   28,29К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5836.JPG   76,99К   3 Количество загрузок:
В 2013 году Подтёсовской РЭБ флота исполнилось 78 лет. Теперь зимой в затоне здесь отстаивается порядка 300 судов – это самая крупная на Енисее ремонтно-эксплуатационная база. Николай Губаревич сообщил, что ежегодно в навигацию отсюда выходит около 200 судов (80 самоходных и 120 несамоходных) – основное ядро флота Енисейского речного пароходства, подразделением которого и является Подтёсовская РЭБ.
Прикрепленный файл  _100_5833.JPG   81,9К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5835.JPG   51,58К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5873.JPG   108,89К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5860.JPG   100,02К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5850.JPG   67,71К   6 Количество загрузок:
К сожалению, к моменту нашего визита 97% действующих судов уже покинули затон. Мы увидели, и то издалека, танкер «Василий Суриков», переклассифицированный для работы в море (он готовился к рейсу в Хатангу через Карское море и море Лаптевых), да несколько мелкосидящих толкачей-буксиров «Ангара», как правило, работающих на одноимённой реке.

Небольшое отступление: ниже - "Василий Суриков" грузится нефтепродуктами для Северного завода в Абалаково. (2014 год).
Прикрепленный файл  _100_1408.jpg   215,21К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_1426.jpg   185,08К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_1427.jpg   210,06К   2 Количество загрузок:

Подтёсовская РЭБ флота – это то, ради чего собственно я и записался именно в данную журналистскую группу. Мне бы походить, поснимать, поговорить здесь весь день… А на деле из-за плотно «нашпигованной» другими встречами и объектами программы на эту главную базу флота на Енисее пришлось всего-то часа два, включая в финале визита праздничный обед, организованный для десанта работников СМИ руководством предприятия. Но я забегаю вперёд…
Прикрепленный файл  _100_5827.JPG   64,57К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5830.JPG   68,93К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5822.JPG   70,14К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5821.JPG   87,31К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5654.JPG   39,96К   5 Количество загрузок:
Подтёсовская РЭБ флота осуществляет все виды ремонта самоходных и несамоходных судов. На предприятии 1200 работников, из них 570 – плавсостав, остальные работают на берегу. На каменистых порожистых притоках Енисея, в которых к тому же сильно колеблется уровень воды, нередки пробоины и посадки на мели, поэтому в межнавигационный период многим судам требуется корпусной ремонт. Для этого в Подтёсово есть слип и стапельная площадка, где можно одновременно вести работы на 20 судах разного водоизмещения. С другой стороны – из-за холодной воды Енисея и его притоков, коррозия здесь менее активна, чем на той же Волге, а в Подтёсовском затоне вообще, говорят, какой-то особый природный химический состав воды, благодаря которому корпуса судов, которые базируются здесь, ржавеют гораздо медленнее, тех, что отстаиваются в затоне СРЗ в Красноярске.

#75 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 16 Июль 2015 - 06:17

В цехах предприятия неожиданно много женщин. Технологическое оборудование по большей части далеко из прошлого века. Тем не менее, именно здесь проходят практически полную реновацию с заменой корпусов и силовых установок суда Енисейского речного пароходства. После такой процедуры срок их жизни продляется ещё лет на 20-30.
Прикрепленный файл  _100_5902.JPG   65,24К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5880.JPG   42,31К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5891.JPG   44,78К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5884.JPG   63,57К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5887.JPG   60,8К   3 Количество загрузок:
– К нам недавно вернулись 6 судов чешской постройки, которые несколько лет работали в Азовском, Чёрном и даже в Средиземном море. Мы вложили не один десяток миллионов, чтобы привести их в порядок. В том числе меняли вспомогательные силовые установки, - сообщил журналистам заместитель директора Подтёсовской РЭБ флота по экономике и социальной работе Николай Степанович Олейников.
Прикрепленный файл  _100_5837.JPG   98,68К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5864.JPG   76,26К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5876.JPG   70,46К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5914.JPG   35,17К   13 Количество загрузок:
Кстати, он, как и директор РЭБ Николай Губаревич, в прошлом – капитан. Сам родом из Новосибирска, на Енисей попал по распределению, будучи ещё молодым специалистом. Более того – Олейников несколько лет был капитаном «Александра Матросова». Из тех лет ему запомнился эпизод «не самого удачного взаимодействия» с журналистами. В навигацию 1981 года во время одного из круизных рейсов Красноярск – Диксон – Красноярск Николай Степанович подвёл теплоход к ледовому полю, на котором лежали нерпы. Понятия «селфи» ещё не существовало, но за экзотическими кадрами туристы охотились и тогда. Несколько «экстремалов» уговорили Олейникова высадить их на несколько минут на льдину. Пощёлкав фотоаппаратами, туристы вернулись на борт, в Дудинке сошли на берег и разлетелись по домам… А «Александр Матросов», взяв очередную группу туристов, сходил с ними на Диксон и пошёл вверх по Енисею в Красноярск. По прибытии в краевой центр Олейникова тут же вызвали к начальнику пароходства. На столе у того лежала газета «Красноярский рабочий» с заметкой благодарных туристов, которые на радостях, не предполагая последствий, запечатлели «криминал»: теплоход «Александр Матросов», приткнувшийся носом к льдине и вышедших на неё туристов! О последствиях того инцидента Николай Степанович, распространяться не стал, а заметку и фото 1981 года я нашёл – вот они.
Прикрепленный файл  __100_8005.JPG   410,83К   20 Количество загрузок:Прикрепленный файл  __100_8006.JPG   51,46К   18 Количество загрузок:
Но от дел минувших вернёмся к делам насущным. Особую сложность для енисейских речников представляет капитальный ремонт судов иностранной постройки, в частности их силовых установок.
Прикрепленный файл  _100_5899.JPG   78,04К   11 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5890.JPG   66,76К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5906.JPG   47,7К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5911.JPG   63,72К   9 Количество загрузок:
-- На судах проекта 2188 стоят дизеля Skoda, аналог им мы найти пока не можем, - говорит главный инженер Подтёсовской РЭБ Михаил Урбан. – Там специфический расчёт движительно-рулевого комплекса, под который надо подбирать аналог двигателя. Поэтому пока мы делаем по дизелям Skoda полную дефектацию с продлением моторесурса. Параллельно ЕРП ищет варианты замены этим двигателям. Сейчас на многие суда в процессе модернизации устанавливают главные силовые установки китайского производства, пока они показывают себя неплохо. В России есть предприятия, которые оснащают импортные судовые и конвертированные дизели реверс-редукторами и предлагают уже готовый движительный комплекс со всеми соответствующими сертификатами Российского Речного Регистра. Они же в дальнейшем занимаются полной дефектацией и имеют право продления моторесурса. Эти установки созданы под конкретные проекты судов, поэтому на месте доработка уже не требуется.
Прикрепленный файл  _100_5819.JPG   53,79К   12 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5824.JPG   78,02К   12 Количество загрузок:
Кроме ремонта и реновации судов, в Подтёсово занимаются их утилизацией. В день нашего визита, похоже, именно этой участи ждал на слипе менее везучий собрат ещё бегающего в Красноярске «Юнги» - «Юный водник». Когда-то оба этих теплохода красноярской постройки принадлежали детскому речному пароходству…

#76 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 16 Июль 2015 - 06:49

Пустынная акватория самого большого на Енисее Подтёсовского затона кажется гигантской – 75 гектаров, территория самой РЭБ – 34 гектара. Закрытая сверху по течению акватория образована островом Большой Кекурский и дамбой длиной 1662 метра, шириной 20 метров (80 метров у основания), соединившей его с правым берегом Енисея. Дамбу, как и большинство других объектов Подтёсовской РЭБ флота, строили с 1944 по 1949 год заключённые Норильлага. Среди них было много прибалтов, финнов, поволжских немцев. Подтёсовские старожилы говорили, что умерших на стройке хоронили прямо в теле самой дамбы. В 2001 году, когда в Подтёсово появился православный священник, на краю дамбы у входа в затон был установлен памятный крест, стали регулярно организовывать молебны за упокой тех, кто навечно остался в этой земле. В планах была и установка часовни, но пока это сделать не удалось.
Прикрепленный файл  _100_5655.JPG   46,78К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5656.JPG   57,51К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5848.JPG   64,17К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5849.JPG   57,91К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5859.JPG   85,7К   2 Количество загрузок:
В 1980-х годах Подтёсовский затон удлинили за счёт того, что соединили маленькой дамбой Большой и Малый Кекурские острова. Теперь его протяжённость 2,5 км. Говорят, при необходимости здесь может разместиться вообще весь флот всего Енисея. За порядком в этом гигантском хозяйстве следит диспетчер Алексей Новиченков. Его рабочее место похоже и на капитанскую рубку, и на музей «речного волка» одновременно. Год нашего визита (2013-й) был для Алексея Анатольевича юбилейным – 75 лет. Его карьера речника началась в далёком 1958-м году.
Прикрепленный файл  _100_5854.JPG   68,27К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5847.JPG   39,39К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5852.JPG   67,08К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5857.JPG   66,8К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5868.JPG   34,15К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5870.JPG   58,97К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5855.JPG   70,38К   1 Количество загрузок:
-- Поступил на курсы шкиперов, потом плавал рулевым на пароходе, потом пошёл в армию, там сдал экзамены за 10 классов. Поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, и с тех пор на флоте, - говорит Новиченков. – Начинал мотористом, а закончил капитаном-механиком теплохода «Волго-Дон». Затем ушёл в судоходную инспекцию, там проработал начальником отдела и оттуда вышел на пенсию. Но дома не сиделось, поэтому пришёл сюда работать диспетчером.

-- Кто-нибудь из родственников работает на реке?

-- Жена работает здесь начальником химлаборатории. Сын живёт в Красноярске, но тоже связан с флотом, работает в компании «Транзит-СВ».

-- Чем «приворожила» вас река?

-- Не знаю… С детства хотел стать капитаном или лётчиком. Но на лётчика здоровье подвело, поэтому пошёл на флот.

Капитан Новиченков ходил на «чешках», «Волго-Донах», а в самом начале речной карьеры – рулевым на буксирах… Жалеет, что дальше Дудинки (последний раз там был в 1980 году) на север не ходил. В те времена на рейде Дудинки в ожидании разгрузки/погрузки стояло до сотни речных судов.

-- Раньше пароходство было большое, у нас в Подтёсово зимой весь затон был заставлен самоходными судами – буксирными и грузовыми. Сейчас большую часть затона зимой занимает несамоходный флот, - с грустью говорит Алексей Анатольевич. – Поначалу, после схода на берег, Енисей сильно тянул обратно. Но сейчас, видя какой стала работа и жизнь плавсостава, даже будучи моложе, вряд ли захотел бы возвращаться. Рядовой состав сейчас на флот не рвётся, потому что зарплата невелика и только в период навигации. Зимой же людей или отправляют в неоплачиваемый отпуск, или платят им по 8-10 тысяч.

#77 EkaterinaEKB

EkaterinaEKB

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 327 сообщений
  • Регистрация: 06-Июнь 14

Отправлено 16 Июль 2015 - 10:54

Кстати, он, как и директор РЭБ Николай Губаревич, в прошлом – капитан. Сам родом из Новосибирска, на Енисей попал по распределению, будучи ещё молодым специалистом. Более того – Олейников несколько лет был капитаном «Александра Матросова». Из тех лет ему запомнился эпизод «не самого удачного взаимодействия» с журналистами. В навигацию 1981 года во время одного из круизных рейсов Красноярск – Диксон – Красноярск Николай Степанович подвёл теплоход к ледовому полю, на котором лежали нерпы. Понятия «селфи» ещё не существовало, но за экзотическими кадрами туристы охотились и тогда. Несколько «экстремалов» уговорили Олейникова высадить их на несколько минут на льдину. Пощёлкав фотоаппаратами, туристы вернулись на борт, в Дудинке сошли на берег и разлетелись по домам… А «Александр Матросов», взяв очередную группу туристов, сходил с ними на Диксон и пошёл вверх по Енисею в Красноярск. По прибытии в краевой центр Олейникова тут же вызвали к начальнику пароходства. На столе у того лежала газета «Красноярский рабочий» с заметкой благодарных туристов, которые на радостях, не предполагая последствий, запечатлели «криминал»: теплоход «Александр Матросов», приткнувшийся носом к льдине и вышедших на неё туристов! О последствиях того инцидента Николай Степанович, распространяться не стал.


Туристы своей болтовнёй подвели многих капитанов на Енисее, и не только на Енисее. Благодаря таким "туристам" енисейские теплоходы ещё до прихода в Красноярск, в Енисейске, стали встречать прокуроры с омоновцами и ордерами на обыск. И благодаря таким "туристам" в последнее время капитаны очень даже неохотно общаются со всеми пассажирами.
Урал-Сибирь-Байкал!

#78 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 18 Июль 2015 - 17:28

К счастью, несмотря на нелёгкие для речников (и не только для них) времена, находятся желающие связать свою судьбу с Енисеем. Для них в Подтёсово с 57-го года работает профессиональное образовательное учреждение – речное училище, ПТУ, колледж, а в момент нашего визита – профессиональный лицей №5. Несколько лет его возглавлял уже знакомый нам и вам заместитель директора Подтёсовской РЭБ флота по экономике и социальной работе Николай Степанович Олейников.
2013-й год был непростым даже для речного учебного заведения в посёлке речников. Как раз тогда столичные реформаторы из минобра РФ уничтожали начальное профессиональное образование в стране. В лицее тогда насчитывалось всего 140 учащихся (поступивших после 9 класса), которых готовили по трём специальностям: судоводитель-механик, судовой электрик и повар-кондитер (это для девушек). Правда, начальник учебной части Вениамин Марков выразил надежду, что лицей не ликвидируют, и он, преодолев «демографическую яму» абитуриентов, сможет набирать и больше учащихся, и предлагать больший выбор профессий.
Прикрепленный файл  _100_5918.JPG   104,45К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5919.JPG   67,98К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5981.JPG   79,21К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5984.JPG   69,88К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5997.JPG   62,29К   4 Количество загрузок:
В 2015 году подтёсовских речников из профессионального лицея №5 и красноярских речников из профессионального училища №2 присоединили к Красноярскому трамвайно-троллейбусному профессиональному лицею №56 (!). В результате появился Красноярский техникум транспорта и сервиса с подтёсовским филиалом.
Прикрепленный файл  _100_5931.JPG   69,82К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5932.JPG   52,62К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5936.JPG   187,59К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5935.JPG   169,67К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5929.JPG   180,07К   3 Количество загрузок:
Но это теперь, а в 2013-м мы были гостями профессионального лицея №5 и его музея. С экспозицией нас знакомила преподаватель биологии и географии и одновременно заведующая музеем Людмила Михайловна Ружникова. Первоначально экспозиция размещалась на территории судоремонтного завода, затем её перенесли в училище.
Прикрепленный файл  _100_5937.JPG   72,21К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5938.JPG   78,88К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5922.JPG   64,53К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5923.JPG   69,43К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5925.JPG   246,25К   4 Количество загрузок:
В музее боевой и трудовой славы посёлка Подтёсово и речников развивают военно-патриотическое направление, исследование истории посёлка, самого речного училища и судоремонтного завода. Здесь собран огромный материал едва ли не о каждом жителе Подтёсова, о каждом здании и об окрестностях посёлка. В музее частые гости не только подтёсовские школьники, но и ребята из окрестных деревень – для них это не только региональный компонент школьного курса истории, но и профориентация.

#79 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 19 Июль 2015 - 07:19

Прикрепленный файл  _100_5973.JPG   41,39К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5965.JPG   65,46К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5933.JPG   45,22К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5924.JPG   65,67К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5934.JPG   45,69К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5939.JPG   60,3К   2 Количество загрузок:
Меня особо заинтересовали многочисленные модели судов. Оказывается, это наследие 70-х, когда судомоделизм был популярен среди молодежи. В экспозиции представлена только часть имеющихся в музее моделей, всего их около полусотни.
Прикрепленный файл  _100_5940.JPG   68,72К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5957.JPG   69,86К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5972.JPG   69,31К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5979.JPG   42,65К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5952.JPG   47,45К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5974.JPG   51,6К   3 Количество загрузок:

Вот модель парохода «Туруханскъ». Он был самым мощным из шести пароходов, закупленных российским министерством путей сообщения в Германии, Англии и Голландии и пришедших в 1905 году на Енисей. В 1913 году именно этот буксир с баржами под командованием легендарного енисейского капитана Константина Мецайка встречал в устье Енисея норвежский пароход «Correct», чтобы принять с него груз, доставленный из Европы, и отправить на этом же судне в Европу сибирские товары.
Прикрепленный файл  _100_5944.JPG   83К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Nansen.jpg   41,71К   3 Количество загрузок:
На пароходе «Correct» проделал арктическую часть своего путешествия по северу и востоку России Фритьоф Нансен, описавший эту поездку в книге «В страну будущего». Знаменитый норвежец описал ту встречу так:
«Капитан «Туруханска» объяснил нам, что мы стояли в бухте отмели, тянувшейся к западу от острова (прим. – накануне встречи с речным караваном «Correct» несколько раз касался мелей), и нам нужно вернуться немного назад к северу, а затем уже к востоку, где шёл фарватер. Сам он вернулся на свой пароход, который сейчас же пошёл вперёд, измеряя глубину, а следом за ним в кильватере двинулись и мы, чувствуя себя теперь в полной безопасности».
Пароход «Туруханск» был в составе каравана, который в 1933 году впервые зимовал в районе Подтёсово. В 1935 году «Туруханск» вместе с пароходами «Енисейск» и «Спартак» доставил в Дудинку первых строителей Норильского комбината, грузы и оборудование.
Прикрепленный файл  _100_5948.JPG   88,04К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5947.JPG   140,26К   4 Количество загрузок:

А вот модель когда-то самого мощного на Енисее грузопассажирского парохода "Святитель Николай". Оригинал сейчас служит музеем в Красноярске (см. в начале путешествия). Обратите внимание на его малую осадку. Дело в том, что заказчик Александр Сибиряков предполагал использовать этот пароход на быстрой и местами мелководной Ангаре.
Прикрепленный файл  _100_5954.JPG   98,21К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5953.JPG   135,56К   2 Количество загрузок:

#80 radio

radio

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 252 сообщений
  • Регистрация: 11-Март 10
  • Город:Красноярск

Отправлено 19 Июль 2015 - 07:39

Ещё один отсыл к началу нашего путешествия - модель теплохода "Комсеверпуть". Это "систершип" "Красноярского рабочего", который стоит около острова Отдыха в Красноярске. Буксир за годы жизни сменил три имени: "Комсеверпуть", "Клим Ворошилов", "Михаил Калинин".
Прикрепленный файл  _100_5975.JPG   117,82К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5976.JPG   192,05К   4 Количество загрузок:

А это предшественник туера "Енисей". Под именем "Святой Иннокентий" этот пароход английской постройки начинал свою карьеру на Ангаре. А затем с 1888 года 80 лет проводил суда через Казачинский порог на Енисее. С 1928-го по 1940-й год туер носил "говорящее" имя "Бурлак", а с 1940-го и до конца жизни в 1968-м - "Ангара".
Прикрепленный файл  _100_5949.JPG   76,01К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5964.JPG   160,13К   5 Количество загрузок:

Название парохода "Минусинец" тоже не случайно (правда, изначально его назвали "Самоход", а потом "Инородец"). Судно, построенное в 1890-м году в Тюмени, пришло на Енисей по Обь-Енисейскому каналу и совершало регулярные рейсы между Енисейском и Минусинском. Теперь и канала того нет, и сквозное судоходство от севера до юга Красноярского края из-за плотины Красноярской ГЭС невозможно.
Прикрепленный файл  _100_5950.JPG   91,76К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5951.JPG   159,42К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5963.JPG   103,84К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Минусинец.jpg   96,16К   1 Количество загрузок:

Пароход "Москва" знаменит тем, что это первое паровое судно, одолевшее в 1882 году Казачинский порог, правда, с помощью местных мужиков-лямщиков:
"14 мая, в 6 часов вечера, прибыл в Красноярск пароход «Москва», купленный Н. Г. Гадаловым в Енисейске. Пароход этот пришел в Енисейск через Ледовитый океан, а строился он за границей. С утра разосланы были по городу объявления, извещавшие о времени прихода небывалого ещё здесь никогда гостя; многие наблюдали появление его с возвышения своих построек, которые теперь воздвигаются па погорелых местах. Едва только показался дым, как массы любопытных устремились на берег и буквально запрудили его от плашкотной пристани до Шипилинского взвоза на протяжениии почти версты.
Пароход «Москва», килевой, с виду весьма красивое судно, окрашенное белою краскою; будучи в 60 сил, длиною около 22 х сажень; он сидит весьма не глубоко в воде и на ходу скорый; на нем две трубы; на палубе довольно просторная рубка с окнами со всех сторон, сбоку тут же капитанская каюта и на верху крытый трап".

Прикрепленный файл  _100_5958.JPG   58,99К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5956.JPG   144,13К   2 Количество загрузок:

160-сильный пароход "Стрела" немецкой постройки 1900 года за свою достаточно долгую жизнь несколько раз тонул, его уносило ледоходом. Стрела" была в составе "красной флотилии", на которой в 1918 году после захвата Красноярска войсками Колчака, бежало на север большевистское руководство губернии. В 1919 году "Стрела" уже в составе флотилии белых принимала участие в боях с красными партизанскими отрядами. В 1945 году "Стрела" затонула в Минусинске.
Прикрепленный файл  _100_5978.JPG   63,51К   3 Количество загрузок:

Ещё одна легенда - пароход "Феникс", который в 1887 году привёл Северным морским путём из Ньюкасла на Енисей английский капитан Джозеф Виггинс. Не знаю, насколько верны остальные данные, приведённые на табличке к модели, ведь и год катастрофы "Феникса" в Осиновских порогах в большинстве источников указан 1892-й.
Прикрепленный файл  _100_5959.JPG   76,43К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  _100_5955.JPG   142,13К   3 Количество загрузок:




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования