Ниже привожу свою статью о посещении Новокаргино в оригинальном виде (в печать пошёл вариант с иным заголовком).
Несказочные героини
Название этого посёлка в Енисейском районе поначалу вызывает внутреннее отторжение, особенно у тех, кто помнит русский фольклор и сказки – Новокаргино. Ведь «карга» в большинстве словарей – это злая безобразная старуха! Женщины же этого села, с которыми довелось познакомиться минувшим летом участникам пресс-тура «Енисей.РФ», - полная противоположность мифологическому образу!
Возможно, название посёлка имеет и другие корни. Ведь «карга» - это и «ворона» по-тюркски, и железная скоба, скрепляющая брёвна, а у поморов это каменистая или песчаная речная отмель… Но оставим загадки этимологии профессиональным исследователям. Нам же давно известно, что не место красит человека, а человек – место. Вот, например, сразу по приезду в Новокаргино мы встретили – как говорилось в легендарной комедии «Кавказская пленница» - студентку, спортсменку и просто красавицу, при встрече с которой не поздоровилось бы и иному Соловью Разбойнику.
Коня на скаку остановит
Говорят, главной задачей корейского боевого искусства тхэквондо в древности было выбить всадника из седла. Первым удивлением на тренировке секции тхэквондо в спортзале Новокаргинской школы стало то, что почти половину занимающихся составляли девочки. Вторым – то, что саму тренировку вела девушка – обладатель чёрного пояса.





Тренер Константин Ташходжаев, благодаря которому в 2001-м году и появилась в Новокаргино секция единоборств, с гордостью пояснил нам: «Наши девчонки недавно выступали на Кубке Байкала. В составе сборной Красноярского края они стали серебряными призёрами этих соревнований. А ведёт тренировку Оля Шмидская – двукратный серебряный призёр Кубка России по тхэквондо, участница чемпионата Европы 2011 года, многократный победитель и призёр краевых соревнований по тхэквондо».
-- У нас посёлок маленький, поэтому, когда я училась в школе, большого выбора спортивных секций не было. К тому же в 11-12 лет нам просто было любопытно, что такое неведомое тхэквондо, было интересно побегать, побить по «лапам», потренироваться, а уж потом всё это меня всерьёз затянуло.
Слова Ольги звучат просто, даже обыденно. То, что за ними стоят преодоление себя и годы упорных тренировок, знают только посвящённые. По словам тренера Константина Ташходжаева, в начале каждого года в группе около 35 человек, но к концу года остаётся не более десяти, остальные не выдерживают нагрузки. В то же время сейчас ребята и девчата гораздо лучше, чем 10 лет назад, оснащены спортивным снаряжением, формой и инвентарём. Кстати, имеющиеся в секции спортивные тренажёры юные единоборцы заработали сами на соревнованиях в качестве призов.




Сейчас Ольга Шмидская – студентка педагогического университета, и её будущая специальность удивила меня не менее, чем её многолетнее увлечение – преподаватель математики и информатики! Попытайтесь вспомнить свою школьную «математичку» и представить её на татами в кимоно с чёрным поясом… Не получается? То-то же! А двукратный серебряный призёр России по тхэквондо из маленького посёлка Новокаргино в Енисейском районе Красноярского края лишь улыбается в ответ:
-- Да, я, наверное, нетипичный математик, но с учёбой справляюсь успешно, сессии закрываю без троек. Думаю, в будущем могла бы преподавать математику в школе и параллельно тренировать там же ребят в секции тхэквондо – почему нет? Когда человек совмещает профессию и увлечение – это же здорово!
Очевидное-невероятное
А вы знаете, что, если количество усыновлённых и взятых на иные формы семейного устройства детей России, оставшихся без попечения родителей, поделить на численность населения всей страны, получится менее четырёх ребятишек на тысячу человек? Я проделал такое же вычисление с данными о посёлке Новокаргино, представленными администрацией Енисейского района (53/1117), и получилось 47 усыновлённых детей на тысячу человек – больше среднероссийского показателя более чем в 10 раз! Земля у них что ли там особая, или вода, или воздух?.. В день нашего журналистского десанта в Новокаргино минувшим летом я понял – особые тут люди!








Эти особые люди несколько лет назад создали в посёлке и особую организацию – клуб приёмных и опекунских семей «Славушка». Первоначально он объединил пять семей, а со временем и все 16 приёмных семей Новокаргино. В 2009 году местная администрация предоставила в распоряжение клуба помещение, оплачивает его тепло- и электроснабжение. Сейчас «Славушка» - это по сути культурно-досуговый центр всего посёлка.
-- Теперь уже к нам в клуб, к нашим ребятам тянутся дети из обычных семей, ведь тут у нас и вышивание, и вязание, и бисероплетение, и лоскутное шитьё, - говорит Евгения Линичёва, избранная руководителем клуба на общественных началах. - Мы организуем дни именинников, проводы зимы, праздник «Осень разноцветная», участвуем в акции «Помоги пойти учиться», буквально на днях наши команды успешно выступили в районных «Весёлых стартах», взрослые из наших семей участвовали в дне донора. На главных знаковых мероприятиях района, «Енисейской ярмарке» и «Празднике енисейской ухи», которые получили известность и за пределами Красноярского края, наш клуб регулярно выставляет подворье от имени всего посёлка Новокаргино.




В талантах и хлебосольстве и старших, и юных участников «Славушки» заезжие журналисты из самых разных городов и весей смогли убедиться лично, потому как приехали мы в Новокаргино в день именинника. А это и интересный ребячий концерт, с персональными поздравлениями каждому виновнику торжества и выступлениями представителей всех приёмных семей, и богатый стол для всех участников и гостей праздника человек на семьдесят!
Праздник праздником, но большую часть нашей жизни составляют рядовые будни. А воспитание чужих детей – это вообще нелёгкий труд! Впрочем, похоже, здесь в отношении детей не знают слово «чужие»…
-- У меня самой дети, три сына и дочь, выросли, получили образование и разъехались, сказав: «Внуков в ближайшее время не ждите». Мы с мужем год прожили одни, совсем заскучали и написали заявление в отдел опеки и попечительства с просьбой об усыновлении, - вспоминает Евгения Линичёва. – После специальной подготовки в школе приёмных родителей взяли троих мальчиков и одну девочку – так же, как свои были. Старший у нас в следующем году уже заканчивает школу по коррекционной программе, но, к сожалению, в нашем районе никакой другой специальности кроме штукатура-маляра приобрести не сможет. Дочь планирует после 9-го класса поступить в педагогическое училище в Енисейске.
На концерте в честь именинников я обратил внимание на то, что фамилии некоторых ребят не такие, как у их приёмных родителей, видимо, свои собственные, оставшиеся от прежней жизни. Даёт ли прошлое себя знать? Проживают ли дети, попавшие в приёмные семьи, вторую жизнь или начинают её вообще заново?
-- Наверное, жизнь в приёмной семье начинается с чистого листа, - задумчиво говорит Евгения Николаевна. – Одного из моих мальчишек в своё время подобрали на вокзале. Когда я взяла его к себе и привела за руку в школу, меня потом каждые два часа туда вызывали! То он у ребят что-то из рук выхватит, то попрошайничает… И не потому, что голодный – просто он раньше так жил! А вообще мы стараемся не напоминать детям об их прежней жизни. И, насколько я знаю, никто из родных пап или мам ребятишек, живущих в приёмных семьях в Новокаргино (а настоящих сирот из них человек пять, остальные – «социальные сироты» при живых родителях!), не пытался восстановить родительские права.
(продолжение следует)