Но я предлагаю вернуться к "нашим баранам". Были же у нас дизель - электрические ледоколы, три поколения атомных ("постоянник" - "Ленин", "переменно - постоянники" серии "Арктика" и "частотник - асинхронник" 50 лет Победы, последняя машина этой серии). Кто знает подробности?
У меня есть только про "Россию" нарыл в бескрайних просторах сети.
Гребная электрическая установка (ГЭУ) атомного ледокола «Россия» выполнена по схеме переменно-постоянного тока. В состав ГЭУ входят 6 главных генераторов (по 3 на каждую турбину), 6 кремниевых выпрямительных установок, 3 двухъякорных гребных электродвигателя постоянного тока, 6 нереверсивных тиристорных возбудителей-генераторов, 3 щита электродвижения, пульт электродвижения и 3 дистанционных поста управления.
Генераторный агрегат состоит из трех соединенных между собой синхронных главных генераторов (ГГ) типа ТК-9-4 переменного тока; мощность каждого генератора 9 МВт, напряжение 780 В, частота 116,7 Гц при частоте вращения 3500 об/мин. Генераторы имеют независимое возбуждение (статические возбудители ВАКС-150-330), самовентиляцию по замкнутому циклу. Каждый генератор работает на свой силовой выпрямитель типа ВУКЭП9000-1000, собранный на кремниевых вентилях.
Для привода гребных винтов установлены 3 двухъякорных ГЭД типа 2МПС17600-1300М3 мощностью 2х8,8 МВт при напряжении 1000 В и частоте вращения 130 об/мин. Каждый ГЭД имеет дополнительные полюса, обмотки независимого возбуждения и компенсационные обмотки; охлаждение — встроенными электровентиляторами по разомкнутому циклу. Для питания обмоток возбуждения ГЭД установлены 6 реверсивных статических возбудителей ВАКСР-150-330, собранных по трехфазной мостовой схеме на тиристорах. Управление гребными электродвигателями осуществляется дистанционным воздействием на статические возбудители ГГ и ГЭД через задатчики мощности при помощи рукоятки машинных телеграфов пультов судовождения. Система электродвижения автоматически обеспечивает поддержание заданного уровня мощности генераторов в диапазоне изменения характеристик гребных винтов на положениях задатчиков мощности с десятого по двадцатое и поддержание постоянства скорости на положениях с первого по девятое.
Для соединения выпрямительных устройств и гребных электродвигателей со щитами электродвижения использован медный шинопровод ШПВ8, проложенный по специальным коридорам электрокабелей. Основные приборы управления, измерения и сигнализации ГЭУ сосредоточены на пульте электродвижения, установленном в ЦПУ.
Электростанция ледокола состоит из пяти вспомогательных турбогенераторов (ВТГ), автоматизированного резервного дизель-генератора и двух аварийных дизель-генераторов. Вспомогательный турбогенератор представляет собой безредукторный трехопорный агрегат, состоящий из турбины активного типа с сопловым регулированием, двухходового конденсатора с двойными трубными досками и генератора ТК-2-2 мощностью 2 МВт, напряжением 400 В с системой самовозбуждения и воздушным охлаждением.
Резервный дизель-генератор (РДГ) типа 1Д100А мощностью 1МВт постоянно находится в готовности к пуску и обеспечению необходимых потребителей электроэнергией при отсутствии или внезапном прекращении подачи пара на ВТГ. Аварийные дизель-генераторы (АДГ) типа АДГФ 200/1500 мощностью по 200 кВт обеспечивают подачу электроэнергии наиболее ответственным потребителям в аварийных случаях. Состав, размещение и схемные решения обеспечивают высокую надежность обеспечения потребителей электроэнергией.
Управление и контроль за работой вспомогательной электроэнергетической установки осуществляются системой дистанционного автоматизированного управления, которая обеспечивает точную синхронизацию ВТГ и РДГ с шинами ГРЩ, секций или ГРЩ между собой и с береговой сетью, выдачу сигнала на запуск РДГ и АДГ по сигналам сброса аварийной защиты реакторов АППУ и на разгрузку ВТГ, контроль сопротивления изоляции на шинах ГРЩ, дистанционное распределение нагрузок между ВТГ, дистанционное управление генераторами, секционными, фидерными автоматами со световой сигнализацией их положения и другие функции. Указанная система позволяет обеспечить оперативное управление всей электроэнергетической установкой (вместе с ГЭУ) вахтенным электромехаником из ЦПУ.
"-Ну, Боб, ты на славу потрудился".
Эту фразу шеф произносил в офисе, когда был особенно недоволен чьей-нибудь работой. Она принадлежала капитану супертанкера, который, взойдя на мостик увидел, что пьяный третий помощник, которого звали Боб, посадил судно на риф. Из-за этого в хрупкую экосистему влилось сто тысяч бареллей сырой нефти, исчезло несколько редких видов и по судебным искам было выплачено 10 миллиардов долларов. Cristopher T Buckley Boomsday