В недавнем телефонном разговоре Евнгений Васильевич говорил, что он отказался от гидравлики в пользу электродвижения по соображениям охраны окружающей среды в случае аварии.
Хорошее дело, но как это скажется на стоимости проекта?
На такую чудовищную мощность нечего извращаться. Два двигателя ЯМЗ - 236 поперёк, кстати с автомобильными радиаторами и их принудительным охлаждением без внешнего контура циркуляции с пристыкованными к ним сцеплениями и "Мазовскими" пятиступками. На выходном валу КПП - шестерня, через которую перекинута двухрядная цепь (в транспортёрах работают вполне надёжно). Другим концом цепь вращает аналогичную шестерёнку на барабане колеса. Так с каждой стороны. Передача включена всё время прямая, КПП нужна только для заднего хода так как двигатели автомобильные нереверсивные. А колесо можно вообще разрезать пополам, сделать его из двух отдельных барабанов с двумя комплектами опор (из двух независимых секций, в случае необходимости могущих соединятся вместе). Сцеплением не пользуемся, заводим всё сразу - и двигатели и колесо, а если нужны сверхмедленные обороты достаточно включить первую скорость в КПП. Это дело вполне можно подвести под судовые требования: к таким двигателям производиться и пневматический привод"газульки", и дистанционное электропневматическое переключение передач. Можно все операции по управлению осуществлять от одной ручки, как и положено. Агрегаты можно взять с капитального ремонта, это здорово снизит стоимость строительства. Вместо силовой цепи: новый судовой двигатель - новый генератор - новый частотник и модерновый иностранный электромотор с кучей датчиков получаем другую: автомобильный двигатель б/у, сцепление и КПП б/у, правда оборудованные новыми системами управления (их мало и достать б/у не удасться), далее - цепь б/у от железнодорожной снегоуборочной машины СМ - 2 и гребное колесо, сделанное из вала питателя этой же машины. Всё б/у, но будет работать.
Впрочем, можно сделать ещё проще: найти списанную "Москву", взять от неё реверс - редукторы и поставить их поперёк вместе с состыкованными двигателями ЯМЗ - 236 (Москвушки на них сейчас активно переводят, так что неродной двигатель присобачить получиться). Далее привод - цепью, только не забыть для неё натяжитель и сделать про запас запасные шестерёнки.
Если есть сомнения по поводу работы открытой приводной шестерни гребного колеса в воде, то можно сделать привод цепью на двухступенчатый редуктор (неважно передаточное число и горизонтальный он или вертикальный), а барабан колеса посадить на его выходную шестерню. Редуктор с лабиринтными уплотнениями, брызги проникать не будут а входной вал, который и будет вращать цепь - вообще работает в сухоте. Считаем по деньгам: двигатель - б/у, реверс - редуктор - б/у, цепь тоже можно взять б/у. выходит дёшево и сердито. Работать будет - 100%, опыт есть. Когда-то я занимался конструированием именно подобных извращений на железной дороге. Точнее, сразу воплощением их в жизнь, минуя этапы расчётов, составления проектов и рабочих чертежей.
Вот ещё одна рацуха: на автомобильных двигателях есть гидронасос усилителя руля... Вы поняли, что исполнительные механизмы (а в МАЗе гидроцилиндры, а не винт - гайка) мы возьмём тоже от грузовика. Ну и клапана управляющие соответственно. В рубке будет стоять не манипулятор, не джойстик, не старорежимный штурвал, а руль с надписью "МАЗ". А поскольку на автомобильных двигателях есть ещё и генераторы, мы сделаем рабочее освещение в машине, освещение приборов на пултьте судовождения и аварийное освещение пассажирского комплекса на 24 вольта. Соответственно, дизель - генератор оставляем только один.... Электропривод здесь явно лишний, ведь малым рекам нужны малые, простые, понятные обслуживающему персоналу быстрые и дешёвые в постройке банкетоходы из подручных материалов!
Что, это будущий турист? Не потянет. Нет, что "Сура" будет комфортабельна и надёжна, по-своему красива, я не сомневаюсь. Но люди покупают билет на пароход или даже на дизельэлектроход, каким она наверное всё-таки будет не только из-за желания посмотреть в нашем случае малые реки. Они покупают билет и из-за самого парохода, из=за его атмосферы. Ради того чтобы послушать по матюгальнику "вахте по местам стоять!", а затем "прощание славянки", ради "первая смена, проходите на ужин" из-за того, что они, пассажиры большого лайнера заведомо выше в речной иерархии всяких яхтсменов и рыбаков на надувных лодках. Да на большом теплоходе познакомиться можно с кем-нибудь. Не сплошь же пенсионеры там ездят, особенно в КВД! А "Сура" не то ни сё. На большой теплоход не тянет, не обладает и преимуществами яхты (возможность остановок по требованию). Рискованная это инвестиция, однако! Пожелаем удачи её будущим владельцам. Она им понадобиться!