барон Осман создал облик Парижа (который мы любим таким как он есть сейчас) в 19 веке. Улицы Питера 18 век. Но Париж смотрится несравнимо богаче и архитектурно затейлевей чтоли. (Ни в коем случае не хочу глубоко сравнивать два славных города).
Почему-то Петербург в моём воображении абсолютно не воспринимается, как единое архитектурное целое. Я помню выдающиеся здания, но я не помню кварталы и улицы. Скажем, закрою глаза и захочу увидеть Невский проспект - вспоминается башенка, оставленная нам в наследство фирмой Зингер (между прочим, против той небольшой башенки в своё время культурная общественность северной столицы ополчилась не менее воинственно, чем парижане против Эйфелевой башни
).
А вот дворцово-парковые комплексы мною воспринимаются как единое целое. А в самом Петербурге как вполне целостное и законченное воспринимаются Летний сад и Петропавловская крепость. Вид исторического центра с Невы, безусловно, хороший!!! Я бы даже сказал, что в оформлении Петербурга практически ничего не говорит о претензиях города на роль морской столицы, но при этом город может претендовать на роль именно речной столицы России (при всём уважении к волжским городам).
Моё мнение, конечно, субъективное, но ИМХО, для того, чтобы
в целом застройка хотя бы исторической части города создавала в голове не стираемые воспоминания, недостаточно, чтобы эта застройка включала в себя выдающиеся здания и сооружения - нужен общий лейтмотив. В московском купеческом Замоскворечье этот лейтмотив, ИМХО, гораздо более сильный - и вид тамошних кривых улочек мне гораздо легче вспомнить
при том, что отдельные здания куда как менее ценны в архитектурном и художественном плане, чем выдающиеся дворцы и храмы Петербурга.