Между Гродно и Друскининкаем наладят водный туристический маршрут
http://www.transport...-evropu-po-vode
В Европу - по воде!
Транспортный вестник №23(5770) за 06 июня 2013
Впервые в истории независимой Беларуси судно под нашим флагом пересекло водную границу с Евросоюзом.
Своеобразное "окно в Европу" на пассажирском теплоходе "Ольга Соломова" прорубили 29 мая речники Гродненского филиала РУП "Белводпуть". Несколько десятков лет этот маршрут пребывал в забвении. Теперь гродненские речники согласно Программе развития внутреннего водного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы возродили водный путь из Гродно.
Теплоход "Ольга Соломова" прибыл в Друскининкай, когда в этом курортном городе проходил II Белорусско-литовский форум регионального сотрудничества. Команду судна приветствовали белорусский посол в Литве Владимир Дражин и литовский посол в Беларуси Эвалдас Игнатавичюс.
По мнению руководителей двух городов, это лишь первый шаг. Маршрут привлечет и белорусских туристов, интересующихся курортом, и литовских, желающих побывать на Августовском канале и в исторических местах Гродненского района.
Прошедший рейс был своего рода экспериментом, призванным показать возможность путешествия в Европу водным путем. Он совершался в рамках соглашения между Беларусью и Литвой о восстановлении судоходства и развитии туризма в прибрежной приграничной зоне двух стран. По словам начальника Гродненского участка РУП "Белводпуть" Александра Маскалевича, рейс станет первой попыткой возобновить существовавший когда-то водный туристический маршрут. Он начнется в Гродно, пройдет по Августовскому каналу и завершится в Друскининкае.
Директор Дирекции внутренних водных путей Гинтаутас Лабанаускас порадовался такой инициативе. Он убежден: это - большой шаг, который открывает возможности выхода к водной сети Западной Европы.
Примечательно, что страны подписали Межправительственное соглашение о судоходстве по внутренним водным путям еще в мае 2007 года, однако до сих пор перевозки пассажиров не практиковались. Между Литвой и Беларусью судоходное сообщение существовало до 1990-х годов. Прекратилось оно из-за отсутствия соглашения о госгранице. Тогда речной маршрут также пролегал из Гродно в Друскининкай.
Впрочем, сегодня он несколько отличается от советского. Если до распада СССР маршрут рассматривался как пассажирский, то теперь представляет интерес исключительно для туристов. Бизнес-путешественники, к примеру, предпочитают другие виды транспорта, ведь автобусом добраться из Гродно в Друскининкай намного быстрее.
Для тех, кто хочет просто отдохнуть, водный путь весьма привлекателен. И даже неспешность пассажирского теплохода в этом случае является несомненным достоинством. Действительно, приятно спокойно плыть по реке и любоваться красотами Немана. А места там на самом деле замечательные! Доступ в пограничную зону, как известно, ограничен, и люди на берегах практически не встречаются. Это дает уникальную возможность побыть наедине с природой. Приятно видеть непуганых уток и прочую пернатую живность и слушать всплески, оставляемые рыбой.
По словам Александра Маскалевича, возрождению маршрута предшествовала трехлетняя кропотливая работа совместно с Дирекцией внутренних водных путей Литвы, многочисленные переговоры и согласования. Необходимо было разведать фарватер, согласовать маршрут и получить нужную документацию от литовских коллег.
Провести теплоход "Oльга Соломова" с осадкой 0,6 метра по водному пути в Европу было отнюдь не просто. С литовской стороны на некоторых участках Немана совершенно не проводятся дноуглубительные и очистные работы. Поэтому теплоход вели сразу два опытных речника - капитан Владимир Дедюль и лоцман Юрий Ванишевский. С поставленной задачей они справились блестяще. Добрым словом следует помянуть белорусских и литовских пограничников, которые смогли организовать контроль и досмотр судна на водном переходе. И если на белорусской стороне есть причал и некие стационарные сооружения, то литовским стражам границы пришлось специально приезжать в условленное место для выполнения своих функций.
Кстати, проблема пограничного контроля может оказаться довольно серьезной. Если на этот раз на судне было всего четыре пассажира и столько же членов команды, то как быстро и безболезненно пропустить через границу, например, 80 человек? Возможно, решение проблемы заключается в проведении совместного пограничного контроля белорусами и литовцами непосредственно на борту судна, но это требует дополнительных соглашений.
Некоторую проблему представляет статус госграницы по Неману. Сегодня она проходит по середине реки, однако реальный фарватер может быть и в другом месте. В случае получения Неманом статуса судоходной реки границу можно будет провести по фарватеру.
Необходимо также договориться с литовской стороной об очистке фарватера, проведении дноуглубительных работ, что позволит водить суда не только во время большой воды.
Все проблемы при желании решаемы. Ведь главное, чтобы границы проходили не в сердцах людей, а оставались линиями на географических картах. Тогда пограничные реки будут не рубежами, а артериями, соединяющими народы.
В ДОПОЛНЕНИЕ К ТЕМЕ
28 июля расстояние между Гродно и Друскининкаем можно будет преодолеть: бегом. Третий марафон дружбы стартует в Гродно от стелы Олимпийской славы. Участвовать могут все желающие старше 18 лет. А вот верхней планки нет - в прошлом году, рассказывают организаторы, марафон бежал (и добежал!) участник, которому за семьдесят. Ожидается, что всего участие примут от 150 до 200 человек.
С учетом того, что бегунам придется преодолеть государственную границу, определиться с участием организаторы рекомендуют заранее. Обратившимся до 1 июля обещают содействие в получении бесплатной однократной визы, шенгенской или белорусской, в зависимости от гражданства марафонца.
Бежать через границу с паспортом не придется: паспортный контроль организуют в Гродно еще до старта.
Юрий ГОРОДЕЦКИЙ