Возвращаясь к теме условий для экипажа, думаю, что все-таки служебный бар должен быть. Выгода, на мой взгляд, в том, что когда что-то "щекотливое" становится официально разрешенным, у потребителей резко падает та составляющая интереса, что базируется на ореоле и запретности "вкушаемого плода". Второй момент связан с тем, что люди все равно будут искать и находить варианты, чтобы выпить. Так пусть делают это хотя бы цивилизованно, а не уговаривая втихаря туристов передать водку или там винца. Третий момент, разрешив официально и культурно организовав процедуру употребления спиртного, можно установить жесткие требования и ответственностиь за нарушение правил.
Проблема только в одном: не все умеют остановиться. Знаю очень многих работников судовых экипажей, для которых выпитая рюмка означает начало запоя. Когда спиртное относительно недоступно, можно держаться. А когда спиртное официально продается в баре для экипажа, то у некоторых людей не хватит никакой выдержки отказаться от этой первой рюмки. И ладно матрос. А нетрезвый судоводитель или механик может своими действиями убить людей. Ведь это судно, объект повышенной опасности.
И вот человек ушел в запой. И что дальше делать компании? Какие меры принимать к человеку? Списывать на берег? Да. Но кем его заменить? Хороших судоводителей и хороших механиков и так мало, а в навигацию свободных специалистов вообще нет. Так что, думаю, что лучше все-таки не провоцировать людей наличием такого бара, создавая этим потенциальные проблемы и членам экипажа, и себе.
Как, на ваш взгляд, в совеременных условиях должен быть устроен досуг для экипажа и обслуживающего персонала? Т.е. не столько в плане выделяемых площадей, сколько именно по своей специфике, действиям, мероприятиям.
У меня в голове очередность того, что должен выполнить судовладелец для экипажа, по приоритетности такая: 1) достойная оплата труда; 2) достойные условия проживания; 3) организация досуга. Такие же приоритеты и у большинства членов судовых экипажей. Поэтому мы стараемся максимально обращать внимание на п. 1, мы уже подходим к п. 2, а вот над п. 3 еще предстоит работать в будущем. Как и практически всем нашим коллегам по отрасли. Поэтому сейчас я, честно говоря, не знаю, каким должен быть оптимальный досуг для экипажа.
Но кое-что мы делаем. "Инфофлот" иногда практикует организацию экскурсий для экипажей, как правило, в Москве. В кают-компаниях теплоходов СК "Инфофлот" есть (а где-то будут установлены) телевизоры с приемом спутниковых каналов и DVD.
Думаю, что в будущем имеет смысл обратиться к зарубежному опыту: там на некоторых морских круизных судах организуются развлечения для экипажа, разные курсы, чтобы человек в свободное время мог еще и приобрести какой-то полезный навык. Например, курсы английского языка. Хорошо бы, чтобы в кают-компании периодически проводились интересные лекции и беседы на разные темы. Возможно, и беседы с теплоходным методистом о самых интересных местах, которые посещает теплоход. Черт, хорошая же идея, спасибо за вопрос!
С другой стороны, знаю, что некоторые капитаны относятся к подобному с раздражением, считая, что люди пришли на судно работать, а не заниматься посторонними вещами. Хотя я думаю, что сбалансированный досуг, отвлекающий от основной работы, - дело очень хорошее.