Отрадно, что вопрос "новостроев" хотя бы обсуждается. Думаю, до практической реализации дело не дойдёт никогда.
Вы знаете, за последние лет десять произошло много такого, о чем раньше говорили что-то подобное, мол, этого не будет никогда. Посему - never say never.
Вторая проблема - техническая. В СССР строились отдельные пассажирские суда. Но массового строительства даже не очень удачных образцов наладить так и не удалось.
Вы хотите сказать, что в СССР было
технически невозможно построить речное пассажирское судно? То есть космические корабли СССР строил, атомные ледоколы тоже, а вот в речных пассажирских судах было какое-то ноу-хау, которое советские корабелы так и не смогли освоить? На мой взгляд, все гораздо проще: во-первых, заказы на строительство речных пассажирских судов были одной из форм помощи странам СЭВ (Чехословакия, ГДР, Венгрия), а во-вторых, в условиях плановой экономики это строительство не нужно было ни Госплану, ни заводам. Колготни много - та же отделка кают, например, а профита никакого. Поэтому проще купить за границей, и не обязательно в соцлагере - как покупали множество потребительских товаров.
Массового строительства не было по очень простой причине - экономика была директивная, а партия и правительство такой задачи не ставили. Поставили бы - было бы массовое строительство. Какого качества - это другой вопрос.
Если этого не получилось сделать в СССР, производственные и конструкторские возможности которого были выше, чем у РФ, а денег вообще немеряно то вряд - ли это удасться сделать в России, которая является постиндустриальной страной, зависимой от притока иностранных денежных средств.
Во-первых, Россия не является постиндустриальной страной. Съездите ради интереса в Литву или на Украину, можно еще в Болгарию, вот там вы увидите настоящую постиндустриальную экономику в демократическом государстве. Да, наше производство сильно подорвано, но сейчас ситуация меняется. Кое-кто осознал, что производство высокотехнологичной продукции - это не меньший профит, чем торговать "скважинной жидкостью". Я работаю в реальном секторе экономики, посему знаю, о чем говорю.
Что касается притока иностранных денежных средств, то СССР зависел от него не в меньшей степени, чем нынешняя Россия. Удалось кое-кому за счет дешевой саудовской нефти уронить на нее цены - через несколько лет кончился и СССР, потому как был зависим и от экспортных поступлений, и от импорта. СССР зерно покупал в США и в Канаде, притом что совего урожая гноили процентов по 10, нынешняя Россия его экспортирует. Это, кстати, и к вопросу о "немеряности денег" СССР. Экономика должна быть экономной - помните такой лозунг времен позднего Брежнева?
Потом, если и построить чисто гипотетически на каких-то отечественных предприятиях пассажирские суда, они же достануться не сегодняшним операторам, а компаниям с госучастием. Компаниям же с госучастием хлопотные и малопривлекательные с точки зрения окупаемости перевозки пассажиров по воде не нужны.
По поводу компаний с государственным участием вы, пожалуй, правы. Ибо государство имеет право контролировать, куда идут его деньги. Причем в какой форме будет это госучастие - неизвестно. А вот решать за них, что им нужно, а что не нужно, да еще в будущем времени, я бы не стал.
Платёжеспособный спрос на круизы, хотя стабильно уменьшается, но уменьшается ненамного, и для его удовлетворения стоит ожидать появления иностранных теплоходов. Мы же должны открыть свои ВВП иностранцам, коли вступили в ВТО.
Ну почему же сразу должны открыть? Вон, иностранным банкам - ничего не должны, несмотря ни на какое ВТО, никаких филиалов, только дочерние банки с лицензией, выданной ЦБ РФ. И с внутренними водными путями можно сделать так же, было бы желание. ВТО - это всего лишь инструмент, которым можно пользоваться в обе стороны.
Если иностранные автомобили заменили отечественные, если то же самое произошгло с самолётами, если этот процесс сейчас пошёл на железной дороге,
Маленькая ремарочка - иностранные автомобили,
изготовленные в России. Причем степень локализации год от года увеличивается - детали кузова тех же Логанов уже не первый год штампуют из российского металла, под Калугой для автомобильного производства строится целый электрометаллургический завод, там же строится завод по производству двигателей. А ведь можно было бы купить автомобили за границей, не правда ли? И на железной дороге то же самое - в новых электровозах, в тех же ЭП20, используются асинхронные приводы и силовая электроника Альстом, но производятся электровозы в Новочеркасске. Российскими рабочими и из российского металла. Сапсаны и Ласточки тоже будут локализованы, при наличии достаточных объемов выпуска. С самолетами сложнее, но те же Супер Джеты выпускают по нескольку штук в месяц. Просто авиапром восстановить несколько сложнее.
Так что если вы видите перспективу в использовании европейского "секонд-хэнда", то позвольте с вами не согласиться. Это как раз тупиковый путь. Потому как такой ресурс, как секонд-хэнд, конечен и легко исчерпаем. А вот организовать в России выпуск пассажирских судов с использованием европейского опыта и технологий, но со сборкой здесь и из отечественного железа - вот это действительно стоит обсуждать. Причем опять-таки замечу, что государство не придет к вам и не принесет деньги на блюдечке с голубой каемочкой - у него своих забот до хрена. Или круизные компании начнут шевелить эту тему сами, изыскивать выходы на соответствующие структуры, отстаивать свои интересы - или придется признать, что таких ресурсов и возможностей у них нет и тогда все они на круизном рынке явление сугубо временное, а революцию на нем сделают позже и совсем другие люди. Ну примерно как у нас ларечники делили место на привокзальной площади, а потом пришел дядя с деньгами, все ларьки снес и построил торговый центр.
На мой взгляд, главный минус круизных операторов - отсутствие привлекательной бизнес-модели. Сами ведь признают, что инвесторам неинтересно вкладывать деньги в речфлот. И не только по причине "длинного" оборота средств. Даст вам завтра государство льготы по кредитам - не факт, что инвесторы в очередь выстроятся. Придумайте такую бизнес-модель, чтоб им стало интересно. Навигация короткая? Придумайте, как зарабатывать деньги в межнавигационный период. Или как больше зарабатывать их в навигацию. Есть, например, реки, где востребованно пассажирское или грузопассажирское сообщение. Сами ведь знаете, не важно, ЧТО делать - важно, КАК делать.