Целый день ходил по музеям - ничего подобного не нашел!
Итак, пришла пора посмотреть, что же у нас получилось в итоге.
Для разработки была предложена траектория реки Волги, это понятно
При аккуратной работе с циркулем пространственные связи в волжском бассейне должны были протянуться так:
Что эксперимент выявил?Если вы будете анализировать волжскую кривую по другим картам, возможны легкие (несущественные) изменения результата из-за различий в проекциях. Вы уже поняли, в чем смысл результата: мы математически обосновали положение крупнейших волжских городов (На бланковке Волга показана от Ржева — от места официального начала судоходства). Они-то и стоят в локальных экстремумах волжской долины (или близ этих экстремумов), в местах, куда неизбежно — в условиях равнинной и лишенной резких контрастов местности — сходятся множественные межместные связи.
Как наглядно, как ярко высвечиваются географические положения миллионеров
Казани, Самары, Волгограда!
Четко обозначаются географические положения
Твери, Костромы, Саратова, Астрахани.Всё ли вполне четко и чисто в результатах эксперимента? Принимая во внимание, что географическая реальность сложна и никогда не представляет собой идеальной экспериментальной площадки, можно сказать, что эксперимент с Волгой дал почти великолепные по четкости результаты. Сравнительно мало случаев, не вписывающихся в правило. Но они, разумеется, есть.
Что осталось непонятным по результатам эксперимента?
Разберем два вида «странных» случаев. Первый вид нарушений правила — когда к точке на Волге «тянется» большой территориальный сектор (множество линий), а город здесь недостаточно велик или даже непомерно мал. Второй вид — когда к довольно большому городу тянется лишь очень незначительный сектор.
1. ГОРОД МЕНЬШЕ, чем можно было бы ожидать по результатам пространственного анализа
а) ВерховьяОчень большие пучки линий стягиваются к городкам на Верхней Волге, особенно мощный — к
Зубцову (найдите этот город на карте и мысленно совместите с соответствующей фокальной точкой). Глядя на этот пучок, можно ожидать здесь не 7-тысячник Зубцов (о котором сочиняли уничижительные дразнилки вроде «Зубцовцы таракана на Волгу поить водили»), а по меньшей мере миллионер Казань. Дело, однако, в том, что Волга в верховьях - скромная речушка, мало превосходящая других среднерусских сестер. Здесь она еще не выступает важным фактором размещения, не формирует ключевых географических положений. Хотя река и считается официально судоходной от Ржева, в действительности здесь возможно движение лишь небольших судов, и то река часто мелеет. Даже в наше время, когда на Волге создан ряд водохранилищ, выше Рыбинска судоходство в межень затруднено. А в прошлом дело обстояло еще хуже: в жаркое лето в этих местах реку переходили вброд. Лишь от Рыбинска, где Волга принимает Шексну, подпитываемую естественным регулятором Белым озером, река исстари — полнокровная артерия и монопольный, не имеющий конкурентов фактор размещения.
Если обрезать волжскую кривую на северо-западе по Рыбинск, то есть по начало стародавнего устойчивого движения судов с большой (поистине волжской) осадкой, то картину наших линий придется перерисовать. Линии, «тянущиеся» с юга к Зубцову, лишь формально правильные. В действительности же груз или пассажир, которому потребуется из Орла сухим путем добраться до волжского порта, конечно, выберет путь к Саратову (к настоящей Волге), а не к Зубцову.
В верховьях выраженный фокус виден и в районе Дубны. Для такого сектора (как у Твери) 60-тысячная Дубна, конечно, маловата. Ведь это ближайшая к Москве волжская точка. Но именно сюда - в результате многовековых проб и ошибок - Москва протянула судоходный канал, именно здесь развивается знаменитый наукоград.
б) Рыбинсксо своими 200 тысячами жителей кажется слишком маленьким (да и не областной центр даже) для такого мощного, тянущегося к нему сектора. Тем более что сектор этот тянется до Петербурга (если не принимать во внимание конкуренцию Твери на мелеющем участке выше по течению). И Рыбинск в старой России действительно имел огромное значение: это была бурлацкая столица, ответственная за снабжение хлебом всего Северо-Запада. До Рыбинска доходили с низовьев волжские баржи с хлебом, и здесь он уже сгружался для последующего движения на север. (В городе, кстати, недавно открыт памятник бурлаку —этому главному двигателю пространственных связей Русской равнины.) Соответственно, город развивался как мощный торгово-промышленный узел, обеспечивающий единство Волжского бассейна, Балтики и Белого моря. Протяните прямую по линии ближайшего схождения Волги и Белого моря. Примерно на полпути — древний и буквально напичканный достопримечательностями (воплощение когда-то проходивших здесь меридиональных торговых связей) Каргополь.
В первые годы Советской власти Рыбинск получил официальное признание своего ключевого географического положения, став, пусть и на короткое время, губернским (!) центром. Дальнейшее же развитие узла затормозилось в связи с тем, что в середине прошлого века было создано Рыбинское водохранилище, и Волга как бы расширилась, ушла своей северной точкой на полторы сотни километров к северу. В результате фокальное североориентированное положение Рыбинска перехватил Череповец. Его металлургический комбинат создавался в расчете на воркутинский уголь и карельскую руду, при этом город оставался в пределах стержневой, волжской России. Череповец — это как бы новый Рыбинск (эманация Рыбинска) в условиях изменившейся Волги. Взятые вместе Рыбинск (более 200 тыс. чел.) и Череповец («похитивший» географическое положение Рыбинска; более 300 тыс.) мало уступают Ярославлю.
в)ЮрьевецСкандально мал (12 тыс. жителей, едва вытягивает на критерий города) этот городок в сравнении с тем мощным сектором, что тянется от него на северо-северо-восток. У Костромы сектор и то меньше. «Скандально» и то, что Юрьевец лежит на правом берегу Волги, тогда как «его» сектор — на левом. Для всех остальных сколько-нибудь заметных волжских городов — общее естественное правило: город (или хотя бы его историческое ядро) лежит на том берегу Волги, откуда должны сходиться пространственные связи (проверьте).
Юрьевец, однако, не пустое место. Он, стоя в потенциально бойкой точке, многим прославлен. Здесь начинал свою ярую проповедь величайший старообрядческий святой, неистовый нонконформист протопоп Аввакум. Здесь проходило детство самого, пожалуй, эпатажного кинорежиссера советских времен Андрея Тарковского. Слова «Юрьевецкий поворот» знакомы каждому волжскому капитану. Но почему город, стоя «во главе угла», не разросся? Барьер возвышенности Северные Увалы не пускает отсюда связи напрямую. Дремучие Увалы как бы подрезают зону влияния Юрьевца. (Лежащие западнее, там где Увалы уже снижаются, Кострома и Ярославль более преуспели как волжские базы заброски связей на север, за Увалы, в долину Сухоны.)
Кроме того, нужно принять во внимание и само «качество» территории, попадающей в юрьевецкий сектор. До сих пор мы считали все квадратики на нашей бланковке равнозначными. На самом же деле одни сектора — плотнозаселенные, экономически и культурно богатые (как, например, у Ярославля: с заслуженными Владимиром и Ростовом), другие же — бедные. К северу от Юрьевца — малонаселенная тайга, с большими участками нулевого населения. А ноль, на какую бы большую площадь сектора мы ни умножали, большого произведения не даст.
г)НизовьяНиже Саратова, в левобережье как бы зарождается еще один пучок побегов, но он бесплоден: здесь уже сухие степи с очень низкой плотностью населения и экономической жизни (как тайга напротив Юрьевца).
2. ГОРОД БОЛЬШЕ, чем можно было бы ожидать по результатам пространственного анализа
а)ЯрославльУ этого очень большого (600 тыс. жителей) и древнего города (1000-летие на носу) прочерчивается лишь дохленькая «зона влияния». Но картина совсем изменится, если не принимать во внимание «слабой» Волги — участка выше Рыбинска. Тогда выявляется роль Ярославля как полноценного волжского порта, ближайшего к Москве!
Перерисуйте линиями другого цвета северо-западную часть нашей бланковки, мысленно обрезав часть Волги выше Рыбинска (по течению, разумеется).
б)Нижний НовгородНе очень убедительным выглядит жиденькое сгущение линий близ этого миллионера. Здесь Волга описывает плавную кривую, близкую к дуге окружности, и линии ближайших расстояний располагаются по радиальным направлениям. Ясно, что в каждой точке дуги не может возникнуть город. Нижний Новгород как бы собирает эту гирлянду точек воедино и собою результирует ее. Положение в месте слияния Оки и Волги обеспечивает городу заведомое первенство на большой дуге.
Похожую размытость мы наблюдаем и по правому берегу плавной дуги близ Саратова, но преимущество Саратова там очевидно уже из самой конфигурации пучков.
в) Ульяновсквеликоват для своей ограниченной зоны фокусирования (600-тысячник). Привести в его защиту рассуждения подобные тем, что приведены по Ярославлю, не получается. Ни Москва, ни какая-либо другая «крупная рыба» в его потенциальную зону не попадают ни при каких условиях. Думается, нынешние размеры Ульяновска искусственно увеличены. Город действительно больше, чем пристало городу со столь скромным, хотя и достойным географическим положением. Испытывая к городу особое уважение как к родине Ленина, власти в советское время инвестировали в город, по-видимому, больше, чем следовало сюда, создавали больше рабочих мест, чем нужно здесь.
г) ЧебоксарыНо самым вопиющим примером искусственной гипертрофии (сверхмерной раскормленности) города служат, конечно, Чебоксары. В дореволюционное время это был — и по размеру, и по имиджу — такой же Зубцов, который и поддразнивали так же незлобиво снисходительно: «Чуваш-Париж», «Всем коротам корот». Лишь создание Чувашской автономии, а потом республики, и выбор Чебоксар в качестве столицы вызвал мощный поток бюджетных инвестиций, далеко не пропорциональных качеству географического положения города. Ныне это единственный волжский центр субъекта федерации, расположенный вне фокальных точек волжской траектории.
Внимательный взгляд на бланковку позволит выявить специфику положения и других волжских городов.
Следующее аналогичное задание (с траекторией известной и любимой многими, да нет, даже всеми энтузиастами реки) будет опубликовано в 4 номере журнала "Флот и круизы". Не пропустите.
Всем хорошего настроения!