Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Угадайка теплоходов и городов
#901
Отправлено 28 Февраль 2008 - 16:05
Стокгольм — город у ледяной кромки.
Балтийское море замерзает примерно по Аландские острова, то есть почти по широту Стокгольма. В районе самого Стокгольма устанавливается лишь прибрежный лед, так что порт в принципе доступен. Так веками зимние балтийские грузы для севера Скандинавии дотягивались водою до Стокгольма, откуда уже сухим (санным) путем двигались дальше. Для этих, равно как и для следующих в противоположном направлении, потоков Стокгольм оказывался перевалочным фокусным пунктом, это «место встречи судна и саней». Если Ботнический залив не замерзал бы, то какой-нибудь город в северной вершинке залива (например, Лулео) получил бы гораздо больше козырей развития и составил бы конкуренцию Стокгольму.
#902
Отправлено 28 Февраль 2008 - 16:38
Чо-то тебя за бугор.. т.е. в заморские страны потянуло Вернись, Кирилл! Про родину что-нить расскажи!Стокгольм — город у ледяной кромки.
Балтийское море замерзает примерно по Аландские острова, то есть почти по широту Стокгольма. В районе самого Стокгольма устанавливается лишь прибрежный лед, так что порт в принципе доступен. Так веками зимние балтийские грузы для севера Скандинавии дотягивались водою до Стокгольма, откуда уже сухим (санным) путем двигались дальше. Для этих, равно как и для следующих в противоположном направлении, потоков Стокгольм оказывался перевалочным фокусным пунктом, это «место встречи судна и саней». Если Ботнический залив не замерзал бы, то какой-нибудь город в северной вершинке залива (например, Лулео) получил бы гораздо больше козырей развития и составил бы конкуренцию Стокгольму.
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#903
Отправлено 28 Февраль 2008 - 16:54
Звонит мне на днях из Стокгольма и кричит в трубку: "Бродим тут, бродим, а всё никак не поймем, почему это Стокгольм тут находится?"
Ну я ему и говорю: "Лед есть?" А он: "Полстакана!"
Трубку бросил, а сам задумался...
#904
Отправлено 03 Март 2008 - 19:33
Пора разобрать общий пространственный каркас территории России. Издревне таким каркасом являются реки - каналы повышенной пространственной проницаемости (вспомните значение нашего любимого речного транспорта). На схеме - реки, концентрирующие пять и более городов:
Что же у нас в результате получилось?
Что-то удивительно непохожее не только на карту нашей страны, но даже на ее подобие. Больше всего это похоже на беспорядочно высыпавшиеся из коробка спички, перемешавшиеся с разнокалиберным горохом.
Тем не менее получившийся абстрактный рисунок имеет четко выраженное географическое звучание. Ведь мы получили индивидуальный штрихкод нашей страны, ребра скелета, к которым крепятся мышцы и сухожилия, приводящие его в движение, обнаружили существование своеобразной кристаллической решетки.
Возможно, решетка эта не совсем упорядочена, но так ли склонна к порядку вся жизнь в нашей стране? Это в Германии реки, как по команде шеренгой и в ногу, текут с юга на север, это во Франции водные артерии галантно, словно кавалеры по дамам, разбегаются от центра по всем сторонам горизонта. Россия во всём исключительна, и каркас ее не похож ни на что подобное.
Какую информацию мы можем снять с открывшейся нам картины, как будто взятой из галереи современного художественного авангарда? Если не бояться проделать интеллектуальную работу, то очень много. Распутывая клубок нитей, можно совершить несколько удивительных открытий. Так что отправляемся за духом просвещения.
Открытие первое
Плотность городов неодинакова в разных частях нашего каркаса. Реки Европейской части заметно «усеяннее» городами, чем сибирские и дальневосточные. Однако легко заметить также и то, что при этом средний размер городов больше все же на востоке нашей страны. Если «виноградные кисточки» Дона, Волги и Днепра просто ломятся от обилия «плодов», то «плоды» эти, вскормленные реками, не всегда получаются крупными. Россыпь «виноградин» Востока хоть и более редкая, но при этом «ягоды» там вызрели отборные. Возьмите карты географического и исторического атласов и попробуйте самостоятельно объяснить эту странную закономерность.
Открытие второе
Даже при беглом взоре на схему открывается рыхлость нашего опорного каркаса, сильная разобщенность его частей. Структурообразующие линии — реки — следуют, по народному говоря, кто в лес, кто по дрова, точнее даже, кто в лес, кто в степь. При более внимательном рассмотрении все же заметно, что вертикальных и близких к ним по направлению линий на схеме все же больше. Явно выраженное субширотное простирание имеют лишь Амур, небольшие, но зато сильно «городские» реки Северного Кавказа и некоторые притоки второго и третьего порядка главных российских рек. Это указывает на покатость большей части территории России в направлении с юга на север, что хорошо заметно и на физической карте. Как влияет относительная изолированность звеньев каркаса на жизнь единой страны? Подумайте, насколько удобно использование внутреннего водного транспорта для дальних перевозок, вспомните, какими искусственными водными путями россияне пытались устранить дефекты своей кристаллической решетки.
Открытие третье
Две российские столицы, два крупнейших города, два узла урбанизации и индустриализма — Москва и Петербург лежат на сравнительно коротких реках. Это хорошо заметно на схеме: весь отрезок, символизирующий как Неву, так и Москву-реку целиком оказывается вписанным в масштабный круг города-гиганта. Расположение двух важнейших центров на боковых ветвях, может быть, и не совсем удобно, но вполне с исторической точки зрения оправданно: Москва сначала защитила себя в таежном тупике одновременно от кочующих орд и просвещенных западных христиан, а потом превратилась в центр на перекрестке торговых путей; Петербург оседлал короткую, но полноводную Неву — реку, связывающую с Мировым океаном весь озерный Северо-Запад Русской равнины.
Открытие четвертое
По схеме, хоть и не без труда, все же можно определить верховья и низовья рек, не прибегая к помощи карт атласа. Дело в том, что в верховьях реки города еще без труда преодолевают неширокий водный поток и развиваются на обоих берегах, в низовьях же реки, особенно крупнейшие русские, раздаются настолько, что город, даже очень крупный, способен занять лишь один берег. Подобное различие верховьев и низовьев хорошо видно на схеме в случаях Волги, Оби, Ангары, Днепра, Дона.
Ну а если внимательно посмотреть на схемку еще часика два, то, дорогие форумчане, Вы сделаете еще несколько открытий!
#905
Отправлено 21 Апрель 2008 - 21:24
Ну что ж, для желающих легкая задачка по математике за первый класс:
"Баржу с помидорами разгрузили за 26 часов, а баржу с арбузами - на 7 часов быстрее. Сколько часов длилась разгрузка обеих барж?"
У нас возникло, по меньшей мере, три ответа на этот весьма неоднозначно поставленный вопрос...
Alfred de Musset
ЖЖ
#906
Отправлено 21 Апрель 2008 - 23:32
во сколько раз арбузы крупнее помидор, если баржи одинакового водоизмещения
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#907
Отправлено 22 Апрель 2008 - 01:22
1. Каким образом поезд "Россия" Москва - Владивосток оказался в Благовещенске?
2. Какова связь между современной границей среднестатического ледового покрова в Ботническом заливе и формированием Стокгольма как столицы Шведского королевства, если во время оно наша планета находилась в другой климатической фазе и замерзало, по-видимому, всё Балтийское море?
#908
Отправлено 22 Апрель 2008 - 06:05
Вопросы Кириллу по предыдущим недавним загадкам:
1. Каким образом поезд "Россия" Москва - Владивосток оказался в Благовещенске?
Да, ошибся, правильно - Белогорск
Волга, Кама, Ока, Москва, Дон, Белая, Ковжа, Шексна, Свирь, Нева, Вологда, Сухона, Молога, Казанка, Енисей, Бирюса, Лена, Сура, Днепр, Дунай, Манавгат, Сена, Амстел, Вятка, Трубеж.
Моря: Черное, Балтийское, Охотское, Японское, Лаптевых, Мраморное, Адриатическое, Средиземное, Северное.
#910
Отправлено 14 Сентябрь 2008 - 22:03
не поленись- отскань маленькую статьюВ 4 номере журнала "Флот и круизы" опубликована маленькая статья по пространственному анализу. Не поленитесь выполнить задание! Будет интересно!
И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.
К.Г.Паустовский
#913
Отправлено 24 Сентябрь 2008 - 17:59
Количество пользователей, читающих эту тему: 5
0 пользователей, 5 гостей, 0 анонимных