Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Старости прошлых навигаций
#201
Отправлено 02 Март 2012 - 22:25
Издание газеты на пароходе.
Одно из самых остроумных применений беспроволочного телеграфа представляет, без сомнения, издание ежедневной газеты «Дейл. Мейл» на пароходах во время их плавания по океану. Материал для газеты доставляется или постоянными станциями беспроволочного телеграфа, помещающимися на европейском и американском берегах Атлантического океана, иди же встречающимися на пути пароходами. Таким образом, пассажиры имеют возможность следить за всеми новостями всего мира. Газета набирается и печатается на пароходе и тотчас же поступает в розничную продажу пассажирам судна. Такие газеты издаются уже на всех пароходах линии Европа - Америка.
#203
Отправлено 11 Март 2012 - 16:34
На Москве-реке.
Только что закончилась разборка Бабьегородской плотины, и все время стоявшая довольно высоко вода значительно упала. Вообще настоящий подъем воды в Москве очень незначителен: около четверти вершков.
Из Звенигорода сообщают, что Москва-река в том месте покрыта водой и во многих местах образовались большие полыньи. Лед очень рыхлый. Если вода поднимется более чем на аршин, то московская судоходная дистанция будет получать из разных пунктов Москвы-реки ежедневные телеграммы о состоянии льда. Пока таких телеграмм еще не поступало.
#204
Отправлено 13 Март 2012 - 18:21
Плавучая санатория на Волге.
Рыбинск. С начала нынешней навигации на Волге будет функционировать плавучая санатория устраиваемая по заграничному образцу бароном Корфом и одним помещиком. Для санатории уже заарендован большой волжский пароход. Больным, желающим воспользоваться поездкой по Волге для поправления своего здоровья, предлагается заранее записываться на право получения места на плавучей санатории. Применение плавучей санатории для лечебных целей в России является еще первым опытом.
#205
Отправлено 23 Март 2012 - 15:44
ХАБАРОВСК. Член географического общества капитан Арсеньев 9 марта сделал доклад о богатых залежах каменного угля высокого качества, недавно открытых по реке Бире в 120 верстах от Амура и в трех верстах от Амурской дороги. По приблизительным расчетам залежи могут дать 60 миллионов пудов. Уже начаты работы. Единственное нахождение хорошего угля вблизи железной дороги и водных путей обещает переворот в амурском пароходстве, значительно истребившем леса берегов Амура.
Весна в Московском уезде 5-го марта заметили нескольких прилетевших жаворонков и одного скворца. 5-го марта прилетело значительное количество грачей.
В ночь на 6-ое марта при температуре 2° R, выпал в виде мелких крупинок снег. Вследствие пронзительного ветра, 6-го марта на поле происходила настоящая метель. Снег на полях 5-го марта довольно рыхлый, 6-го марта свободно выдерживал человека.
- Благодаря понизившейся температуре, вода в реке Москве за сутки спала на один вершок. Вода у плотины - 0,94 саж. Межень - 0,84 саж. Температура по Цельсию - 0,5 градуса, протекшей воды - 155 милл. ведер.
#206
Отправлено 02 Апрель 2012 - 18:47
Ледоход.
Вчера с утра по Москве-реке пошел редкий лед. К 12 часам лед шед уже сплошной массой. Постепенно уменьшаясь вечером лед пошел опять редко. Вода в реке около Бабьегородской плотины достигла 1 саж.
Большого ледохода скоро не ждут, он будет не ранее, как через два - три дня.
#207
Отправлено 09 Апрель 2012 - 18:55
МОСКВА, 27 марта. Погода: три градуса мороза. Москва-река очистилась от льда.
Открылось пароходное движение от Москворецкого моста до Симонова монастыря.
ЧИСТОПОЛЬ, 24 марта. После 2-дневного теплого дождя в низких местах скопилась масса снеговой воды. Всякое сообщение с уездом прекратилось.
В Каме за вчерашний и сегодняшний день прибыло воды на 1 аршин. Лед слабеет, открытие навигации ожидается раннее чем обычно.
материал с сайта http://starosti.ru/
#208
Отправлено 04 Май 2012 - 15:43
Вчера из Петербурга в Кронштадт вышел первый пассажирский пароход. У Кронштадта версты за четыре, стоит еще тяжелый лед, который ветром уносит в море и который правильной навигации не мешает. С внешними портами навигация все еще поддерживается при помощи «Ермака», который до сегодняшнего провел в Кронштадт и Петербург всего 24 парохода. Море до меридиана «Красная Горка» чисто, дальше идет сплошной лед. Правильная навигация с внешними портами должна установиться дня через два – три.
по материалам с сайта http://starosti.ru/
#209
Отправлено 10 Май 2012 - 16:12
Снежная буря и метель.
НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 26,IV. Сегодня с утра началась метель. Городские улицы покрыты снегом. На Волге и Оке – страшный шторм. Небольшие пароходы прекратили движение, так как их заливало водой. К вечеру шторм затих.
по материалам с сайта http://starosti.ru/
#210
Отправлено 30 Май 2012 - 16:24
Происшествия.
Собств. корреспонд. «Нового Времени».
ПЕРМЬ. Ночью на переполненном пассажирами пароходе «Владимир», шедшем в Пермь, на котором находились в трюме 120 бочек спирта, матросы просверлили бочки и перепились, причем один, наливая спирт в чайник, зажег спичку. Спирт вспыхнул. Загорелась корма парохода. Началась ужасающая паника. С величайшими затруднениями пожар удалось прекратить. Виновник происшествия сгорел.
по материалам с сайта http://starosti.ru/
#211
Отправлено 12 Июнь 2012 - 09:57
Буйство конвоира.
КАЗАНЬ, 28, V. На чистопольской пристани на пароходе "Россия" пьяный солдат из конвоя, сопровождавшего арестантов, стал стрелять из револьвера. При попытках обезоружить его тяжело ранен старший унтер-офицер и один из рядовых. Тогда пьяный солдат схватил конвойную винтовку и открыл стрельбу. Пассажиры в панике разбежались. Обезоружить и арестовать пьяного конвоира удалось с большим трудом. Арестованы ещё два конвойных солдата, которые пьянствовали вместе с буяном.
по материалам сайта http://starosti.ru
#212
Отправлено 07 Июль 2012 - 16:40
Газеты «Казанский Телеграф» и «Камско-Волжская Речь»
4 июля (21 июня) 1912 года Как нам сообщили из округа путей сообщения, 1 июля (18 июня) 1912 года на Волге пароход «Миссури» общества «Русь» подвергся разрушительной атаке большого смерча. Смерч накрыл пассажирское судно в 123 верстах выше Царицына. Стихийное бедствие длилось всего две минуты, но результат его воздействия был довольно плачевен. Страшный вихрь вскрыл все каюты первого класса по правому борту и большую часть мебели унес с собой. Все световые фонари были повалены, хотя и остались на местах. А вот мачту и штурвальную рубку смерч вырвал с корнем и выбросил за борт. Среди пассажиров возникла паника. О человеческих жертвах ничего не сообщается.Известно только, что один из пассажиров - генерал-майор Колпачев - получил ушиб головы от обломков разрушенной каюты.
2 июля (19 июня) 1912 года Вчера под Казанью в Верхнем Услоне при попытке завести американский лодочный мотор пострадали два казанских дачника.Лодки с дешевыми американскими двигателями услонским дачникам распродавал некий машинист Услонского перевозного парохода Хейно. После первых же продаж выяснилось, что вследствие неудачной конструкции эти моторы при запуске дают сильнейшие удары по руке. Однако продавца это нисколько не смутило. Он уверил,что это не опасно, надобно только приучиться правильно пускать его моторы в ход. Но вчера, 1 июля (18 июня) 1912 года, дело закончилось увечьем. Одному дачнику при попытке пустить мотор в ход двигатель сильно расшиб руку, а другому - приехавшему в гости механику - даже раздробило кисть руки. Вот что значит разрешать лицам, не имеющим познаний в моторном деле, продавать доверчивой русской публике, падкой на дешевку, всякий негодный американский хлам!
28 (15) июня 1912 года. Как стало известно, на волжской пристани в Нижнем Услоне 19 (6) июня 1912 года произошел возмутительный случай. Во время посадки на Савиновский пароход «Внук Игоря» матросы установили трап почти вертикально и при этом не укрепили его. Разумеется, по такому трапу легче свалиться в воду, чем забраться на борт парохода. Так оно и случилось. Матрена Баляшева, крестьянка из села Ташевка, попыталась подняться на пароход, держа в одной руке шубу, валяные сапоги, подушку и еще массу вещей, а другой цепляясь за сходни, как скалолаз. Матросы, вместо того, чтобы помочь женщине, гадали между собой — залезет или не залезет. Когда до цели оставалось совсем немного,трап вдруг «заиграл», встал на ребро и Матрена Баляшева вместе с трапом и всем своим добром с 2 саженной высоты полетела вниз головой в Волгу. Бедная женщина,даже барахтаясь в воде, не отпускала свои вещи, что грозило ей утоплением. А матросы и администрация парохода гадали — утопит она свое добро или не утопит.Но тут уже возмутились пассажиры — они потребовали от матросов немедленно достать женщину из воды. Мало того, публика потребовала составить протокол, но матросы и их жены, окружив потерпевшую кольцом, убедили ее, что это будет себе дороже — мол, «затаскают по мировым судьям, а на носу жнитво». Видя эту картину, стоявший на берегу услонский крестьянин крепко выругался и во всеуслышанье заявил, что это уже третий случай.
Третьего дня в Казани командир парохода «Стерлитамак» совершил самоотверженный поступок, спасая от смерти 4-летнего мальчугана на реке Волге. Малолетний сын водолива волжской торговой пристани, рассматривая пароход «Стерлитамак», стоявший у пристани, упал в воду между пристанью и пароходом. Течение подхватило ребенка и быстро понесло. Поднялась суматоха. Командир парохода, недолго думая, бросился в реку, поймал мальчика и поплыл вместе с ним. Их обоих, живых и невредимых, подобрала посланная на помощь лодка.
27 (14) июня 1912 года Позавчера в Казани над Устьем Казанки разразилась страшная буря, сопровождавшаяся сильным градом и ливнем. Буря,неожиданно поднявшаяся около 3 часов дня, бросала и рвала все, что попадалось ей на пути. Два парохода Савинова - «Сын» и «Иван» - были сорваны с чалок пристани, а у парохода «Урал» буря вырвала с бортов несколько досок. Градом выбило много стекол, как на пристанях, так и на пароходах. Не обошлось и без пострадавших. Когда вихрь с ужасным гулом вырвал из земли вместе со столбами Савиновский сарай и отбросил его в сторону, крестьянке Матрене Чахутиной одним из столбов раздробило всю правую ногу, а грузчики Камалютдинов, Гильманов и Иванов получили серьезные ушибы. В настоящий момент Устьинская администрация спешно приводит все в надлежащий порядок
20(7) июня 1912 года - В Казани с наступлением июня не проходит дня, чтобы на реке Казанке или на озере Кабан не было утопленников. За последние два дня это печальное явление начинает принимать даже эпидемический характер. Так, купаясь выше городской мельницы в реке Казанке, около 6 часов вечера утонул кондитер Матвеев. Здесь же, угодив в яму, утонул печник Яковлев.Напротив Подлужной улицы во время купания утонул крестьянин Артамонов. В озере Кабан выше Поповки утонули, купаясь, три мальчика. На Устье Казанки во время купания в озере утонул мальчик Неялов.Там же на Устье, переправляясь в лодке со своим семейством на буксирный пароход «Дочка», выпал из лодки и утонул в 100 саженях от берега кочегар Сидоров. И в довершение всех этих несчастий в цветнике арестантского исправительного отделения 6-летний сын надзирателя Пирогова угодил во врытую в землю кадку с водой, глубиною в 12 вершков, и захлебнулся. В один день 9 утопленников.
15 (2) июня 1912 года - На днях на пассажирском пароходе «Сингелей», стоявшем у казанской пристани, среди публики произошел страшный переполох. Матрос К. Ф. Дурнов, зайдя на пароходную кухню и желая пошутить,плеснул в повара водою. Повару шутка не понравилась. Схватив за лапы заколотую курицу, он стал бить ею матроса по лицу.Спасаясь, матрос выскочил на палубу и своим окровавленным лицом произвел на публику ужасающее впечатление. Дамы стали падать в обморок и кричать, что повар изрезал матросу ножом все лицо. Вызвали полицию. Полиция предъявила публике умытую физиономию дурашливого матроса и разъяснила все «дело». В результате все закончилось дружным хохотом.
21 (8) мая 1912 года - На Волге у строящегося близ Казани Романовского моста вновь произошла крупная авария с участием речных судов. Пароход «Вера» судовладельца Лапшина, проходя с тремя баржами вниз, у строящегося моста ударил баржи о мостовой бык № 3. Одна из баржей, груженая лесным материалом, переломилась и затонула, а у двух других баржей, как и у парохода «Вера», оборваны штуртросы. Первую помощь пострадавшим судам оказали арендованные казною пароходы «Березин» и «Надежный». О человеческих жертвах ничего не сообщается.
9 мая (26 апреля) 1912 года на пароходе братьев Таланцевых «Чайка» душевнобольная женщина покончила жизнь самоубийством, выбросившись из санитарной каюты в окно. Трагедия произошла недалеко от Васильсурска. Мужчина, сопровождавший свою больную супругу в Симбирск для помещения ее в лечебницу для душевнобольных, по просьбе жены отлучился в буфет, чтобы взять кипятку для чая. Как только муж вышел, его жена разбила окно и выбросилась в воду. Пароход был остановлен. Матросам удалось баграми вытащить тело, но женщина была бездыханна.
#213
Отправлено 07 Июль 2012 - 23:52
А что Вас конкретно интересует, т.к. в Обь-Иртышском бассейне сложно разделять пароходы на томские, барнаульские, тюменские и т.д. Поэтому если конкретно Вас интересует какое либо судно я рад поделиться информацией.Всем, здравствуйте!
Несколько месяцев назад я поисках нужной мне информации о пароходах дореволюционной постройки зарегистрировалась на форуме Инфофлота, дабы задать вопросы специалистам, кучкующимся здесь.
Ни фотографий, ни какой-либо другой информации не обнаружила (сведений много о пароходах Волжского бассейна, а мне хочется узнать о судьбе пароходов, ходивших по Оби - Любимецъ, Евгений, Товарищи, Александр Невский) и в подыскивая подходящую для моих вопросов ветку форума попала сюда.
По этой теме даю ссылку http://www.ngonb.ru/ на Новосибирскую гос.библиотеку, где есть Электронный архив старых газет с очень удобным контекстным поиском. В свое время я надергала оттуда кучу материала по интересующим меня вопросам.
Вот некоторые из них:
И еще:
Немного рекламы:
Подобный электронный архив есть и библиотеке Томского университета, но там не организован поиск, смотреть надо весь номер, состав газет во много (но не во всем) пересекается.
И все же знает кто-нибудь что-нибудь о судьбе томских пароходов после революции, где это хотя бы поискать, каким образом? Может из сибирских энтузиастов кто-нибудь может помочь? Поиск в Яндексе ничего не дал.
#214
Отправлено 10 Июль 2012 - 11:19
Газеты «Казанский Телеграф» и «Камско-Волжская Речь»
от 9 июля (26 июня) 1912 года.
Несколько дней назад по городу прошел слух,что в Казани при высадке пассажиров с парохода один из прибывших пассажиров,страдающий водобоязнью, умер на мостках, испугавшись вида окружающей его воды.
Как нам стало известно, внезапно умерший пассажир страдал другой, более страшной болезнью. Житель Мариинского Посада Тихонов в марте месяце был укушен бешеной собакой, однако, надеясь на «авось», никому об этом не сообщил. Через два месяца родственники, заметив у Тихонова признаки жуткой водобоязни, решили отправить больного в Казань.
Везли Тихонова в совершенно изолированной каюте и все время держали за руки, так как больной все время вопил: «Не показывайте мне воды! А то укушу!» Едва только Тихонова вывели с парохода, он вскрикнул: «Вода!», упал на мостки и умер в страшных мучениях.
#215
Отправлено 11 Июль 2012 - 12:15
Реклама пароходств на первых полосах газеты, все направления из Нижнего Новгорода.
ресурс ГАЗЕТЫ Нижнего Новгорода http://www.nounb.sci...ltext/index.php
#216
Отправлено 11 Июль 2012 - 17:10
10 июля 1902 года, в 2 часа 30 минут дня, на казённом пароходе «Межень», прибыл в Нижний Новгород Его Императорское Высочество Великий князь Константин Константинович. Его Высочество, встреченный господином управляющим губернией бароном К. П. Фредериксом, с пристани отбыл в лагерь кадетов. В тот же день вечером Великий Князь на пароходе «Межень» выехал из Нижнего вниз по Волге.
P.S. Был две недели назад в Нижнем Новгороде, читал книжку «Как это было» (воспоминания о счастливых 90-х, ну, типа, когда мы стали миллиардерами), там есть глава, о том как 1992 году прибыл в Нижний Новгород Его Императорское Высочество Великий князь Георгий с августейшими родственниками. Плавал кстати, на «Георгии Жукове» проекта 92-016 (видно тогда ещё о комфорте не думали). Долго смеялся, как в Костроме по капризу мальчика искали рано утром летом пионерский горн, а в Нижнем Новгороде ему возжелалось достать пионерский барабан поздней ночью, побарабанить на палубе. Такие люди бегали в поисках все в поту наперегонки. Это вам не кило икры достать было ха ха ха.
Решил почитать Нижегородские ведомости, интересные там жили люди... да, и сейчас живут.
Газета Нижегородские ведомости №15 от 10 апреля 1902 года
Ночью 5 апреля от ледохода на р. Оке стоявшие у канавинского берега суда потерпели аварию. В числе поломанных судов оказались пароходы «Бушуев», «Луна» и др.
Газета Нижегородские ведомости №19 от 8 мая 1902 года
2 мая в Н.-Новгороде после продолжительной болезни скончался В. И. Виноградов, известный издатель «Иллюстрированного календаря» и «Путеводителя по Волге».
Газета Нижегородские ведомости №33 от 14 августа 1902 года
6 августа вышел первый № «Справочного листка по судоходству».
Газета Нижегородские ведомости №35 от 28 августа 1902 года
Судовладельцы выражают серьёзные опасения за низовой плёс, ожидая там осенью серьёзное мелководье. 26 августа на местной бирже получены тревожные телеграммы из Симбирска. В Ливенской воложке 16 четв., баржи с полным грузом не проходят и наузятся.
Газета Нижегородские ведомости №36 от 4 сентября 1902 года
В Самаре утонул казённый баркас, другой арендованный баркас на днях получил пролом о землечепательницу. И, наконец, 26-го августа в 20 верстах от Богородского на Карташихинском перекате произошло столкновение казённого парохода «Екатерина» с буксирным пароходом «Воля» Сироткина. Бушпритом буксирного парохода разбиты кожуховые каюты на «Екатерине» и наломало несколько стоек на корме. На пароходе Сироткина изломанным остался бушприт.
На днях пароход «Надежда» Журавлёва выше пристани Васильева столкнулся с полулодком, шедшим за пароходом «Братья Кашины». По осмотру поломок на пароходе «Надежда» оказалось, что правый железный кожух помят, а также поломано несколько плиц. Кроме того стенка каюты командира частью снесена. Почти всё имущество командира г. Августовского в момент столкновения упало в воду. Убыток определяется – поломка парохода 450 р., погибло пароходного имущества на 248 р., из имущества принадлежащего командиру парохода, на 579 р., а всего 1273 руб.
#217
Отправлено 13 Июль 2012 - 12:30
Газеты «Казанский Телеграф» и «Камско-Волжская Речь»
от 13 июля (30 июня) 1912 года.
11 июля (28 июня) 1912 года в Казани крестьянин Нижегородской губ. Шувалов, ныне матрос речного судна, проходя по Устью Казанки, в проезжавшей тройке опознал свою лошадь, которую конокрады увели у него со двора ровно год назад - 11 июля 1911 года. Оставшись без кормилицы, Шувалов записался в матросы, прибыл с пароходом в Казань и здесь, у пристаней, ровно через год, случайно встретил свою «любимицу».Вступайте в речной флот - найдёте всё!
#218
Отправлено 07 Август 2012 - 15:43
Газеты «Казанский Телеграф» и «Камско-Волжская Речь»
от 7 августа (25 июля) 1912 года.
Третьего дня казанской полиции пришлось разбираться с инцидентом, произошедшем на проходящем через Казань пароходе «Санкт-Петербург». Пассажир 1 класса крупный коммерсант Радуцкий где-то под Чистополем из-за какого-то пустяка поссорился с пассажиром 2 класса педагогом Торшиловым. Торшилов пригрозил обратиться к капитану судна, на что Радецкий ответил, что ему плевать на капитана, это будет стоить ему не более 25 рублей.Кроме того, по словам педагога, Радецкий добавил: «А если плюну вам в лицо, заплачу всего 3 рубля». С той поры инцидент разрастался, вовлекая в свой круговорот всех пассажиров: пассажиры 1 класса стояли за Радецкого, пассажиры 2 класса — за Торшилова. На каждой пристани вызывали полицию, но полиция ничего существенного выяснить не могла и предлагала обратиться за помощью на следующей пристани. Наша полиция также ничего не выяснила, но на всякий случай составила протокол и отправила его уездной полиции, в районе которой и начался этот инцидент.
***
В Казани на состоявшихся 4 августа (22июля) 1912 года на реке Волге спортивных состязаниях по плаванию был поставлен небывалый еще, кажется, нигде во всей России рекорд на продолжительность плавания в быстро текущей воде. В течение 3 часов 12 минут казанец К.П. Винокуров преодолел вплавь расстояние около 20 верст — от села Верхний Услон до конца песчаной отмели близ села Нижний Услон. Остальные пять участников достичь намеченного пункта не смогли.Газеты «Казанский Телеграф» и «Камско-Волжская Речь»
от 3 августа (21 июля) 1912 года.
Позавчера казанская полиция наказала двух пароходных пассажиров за запрещенную законом азартную игру в карты. На Якимовском пароходе «Латник» два пассажира - Серов и Молоток - сразились между собой «в банчок». Серов проиграл все свои деньги и, расстроившись, заявил капитану парохода о карточном мошенничестве. Молотка заставили вернуть Серову выигранные деньги. Однако, когда пароход прибыл в Казань и встал у пристани на Устье Казанки, администрация парохода сообщила об азартной игре на борту пассажирского судна полиции. Полиция поднялась на пароход и отобрала у бывших карточных партнеров все бывшие в игре деньги в пользу благотворительных учреждений.#219
Отправлено 09 Август 2012 - 12:14
12 марта состоялось заседание педагогического совета нижегородского речного училища, на котором решено из 29 учеников 3 класса 5 оставить на повторительный курс, а 24 выдать свидетельства. В 1 классе оставлено 3, дана переэкзаменовка 12 и 5 исключено; во 2 оставлено 10 человек, дана переэкзаменовка 17 и исключено 15.
P.S. Какие суровые преподы...
Нижегородские губернские ВЕДОМОСТИ №13 1900 год.
Вопрос об улучшении реки Оки находятся на рассмотрении управления шоссейными и водяными сообщениями; предполагается шлюзование на участке между Коломной и Рязанью и капитальное улучшение знаменитого на Оке переката «Каменка». Перекат этот, благодаря тем трудностям, которые он создаёт судоходству чуть ли не ежегодно, давно уже пользуется дурной славой; коренное улучшение необходимо и предложение министерства можно только приветствовать. Вообще на Оку за последние годы обращено очень серьёзное внимание министерства путей сообщений. В навигацию этого года проектируется целый ряд мероприятий, клонящихся к улучшению судоходных условий этой реки. Между прочим, предполагается землечерпательный флот на этой реке довести до 10 машин. Предполагается так же оборудование рязанских пристаней; для надзора на Оку будет командирован, по примеру прошлого года, помощник начальника московского округа Н.Н. Анаровский.
P.S. Типа ещё не поздно...
***
Три вятских пассажирских пароходства, соединившиеся вместе, открывают с начала навигации сквозную товарно-пассажирскую линию между Нижним Новгородом и Вяткой.
Уполномоченный вновь организованного товарищества обращался в нижегородскую управу с просьбой отвести береговое место в Н.-Новгороде для постановки пароходной пристани, для устраиваемой сквозной линии пароходства от Н.-Новгорода до Вятки.
Нижегородские губернские ВЕДОМОСТИ №24 1900 год.
В течении текущей навигации, как передаёт «С.Кур.», предполагается расчистить большинство волжских затонов, так как они сильно засорены песком и представляют множество неудобств, для зимней стоянки пароходов и других судов. Поставлен также в первую очередь вопрос об устройстве обширной гавани близь Нижнего Новгорода, для чего будет соединено Мещерское озеро с Волгой. Устройство гавани обойдётся в несколько миллионов рублей.
Нижегородские губернские ВЕДОМОСТИ №25 1900 год.
От Нижнего до Павлова
(из путевых заметок)
Был светлый ясный день, хотя мало похожий на майский, во всяком случаи он был лучшим из всех прошедших. Тихо покачиваясь, стоял у своей пристани Щербаковский «Трудолюбивый», когда я подъезжал к нему.
Подходя к кассе, даю 65 копеек за билет II-го класса до Павлова.
- Пожалуйте ещё 15 копеек, заметил мне кассир.
- Как так, разве повысили таксу?
- Да-с, нефть подорожала-сь нонче, а потому и пришлось положить.
Третий свисток прервал наш разговор.
- Сходни убирай! – раздался звучный голос капитана.
Через несколько минут мы выехали на середину реки, послав городу прощальный свисток.
Городско жителя сразу охватывает обстановка путешествия по реке. Свежий воздух, полное отсутствие угнетающего нервы городского шума, пыли, отравленного всякими миазмами воздуха – настраивает душу на иной лад. Хочется жить, хочется дышать свежим речным воздухом…
Ока по нижегородской губернии течёт всего на протяжении 350 вёрст, в пределах горбатовского и нижегородского затонов. В горбатовский она входит за 8 вёрст выше Павлова не широкой, сажень 80 – 100, но глубокой струёй и всё время держимся своего правого, древнего берега. Живая струя Оки то имеет форму узкой полосы, сажень в 70 шириной, то расстилается широкой лентой до 300 сажень в поперечнике. Меженная глубина Оки 2 – 4 аршина. Ока вскрывается двумя днями ранее Волги, в половине апреля, около 17 числа, причём весенний разлив достигается местами по 7 – 10 вёрст. Вдоль Оки, по её левому и правому берегу, раскинулись с большими или меньшими перерывами, пойменные луга. Эти поймы особенно широки по левому окскому берегу; большинство их принадлежит балахнинскому уезду, горбатовскому же только западный уголок, на котором совершенно отдельно от других волостей поместилась тумботинская волость. Поймы правого берега уже не представляют большой сплошной ленты Оки, благодаря тому обстоятельству, что древний высокий берег непосредственно подходит к речному руслу. Что касается высоты правого гористого берега Оки в пределах горбатовского уезда, то они вообще очень сильно колеблются. Начиная от села Оленина до Горбатова высота примерно 40 – 50 сажень, у Никольского женского монастыря высота берега равна 1 -2 сажени, у Павлова 30 – 35 сажень и далее всё повышается до Меленок, где достигает своей нормы в 40 - 50 сажень.
Самое высокое место на берегу Оки, господствующее над окрестностями, называется «венцом», «пупом». Это вертикальная стена представляет в нижней части радужные полосы перемежающихся песков, известняков и прочих горных пород. Местами, где залегают толщи алебастра, белый цвет становится преобладающим. Масса ключей бьёт из разных горизонтов правого берега. Оки и производит множество оползней. Местами Ока подходит к самому подножью правого вертикального берега; местами река отделяется от него террасовым бечевником , образованным различной высоты весенними водами, а так же прибоем волн, принимающих большие размеры при сильных ветрах во время половодья. На этом бечевнике лежат обыкновенно обломки разных горных пород, скатившихся с высокого правого берега.
Все селения на правом берегу Оки расположены на его высотах, местами покрытых кустарником и мелким лесом. С этого обрывистого берега, особенно с его «венцов», открываются очаровательные виды и на долину Оки, и на заливные луга левого берега, и на террасы, которыми окоймляется правый берег Оки. Местами пароход подходит так близко к правому берегу, что видны были вполне отчётливо и ломка алебастра, и рабочие, занятые погрузкой его на стоящие на якоре суда.
Первое значительное село на Оке – Оленино, находится на 25 версте от Нижнего Новгорода, на правом Нагорном берегу. О происхождении села существуют весьма неопределённые сведения. Из древних актов видно, что в 1612 году часть оленинской земли, с поселенцами, была отдана в потомственное владение двум братьям казакам Ядышевым, «за осадное сидение в королевичев приход под Москву», как говорится в грамоте. Лет сто тому назад, а именно в 1753 году одна из помещиц села Оленина, желая вероятно, иметь определённые сведения о своих правах на владение селом, выхлопотала из государственной вотчинной коллегии следующие описание Оленина:
«Пo указу ея императорского величества самодержицы всероссийской, из государственной вотчинной коллегии дана cия выпись, государственной коллегии иностранных дел советника канцелярии Василия Михайлова сына Бакунина, жене его Авдотье Васильевне дочери Новиковой, по челобитью он и по определении в оной вотчинной коллегии, на нижегородское недвижимое имение, состоящее за нею по дачам в селе Оленине, о которых, по справке в вотчинной коллегии, явились нижеследующие обстоятельства, а именно: в писцовых книгах нижегородского уезда, письма и меры Димитрий Лодыгина са товарищи 129, 130 и 131 годов в березопольском стану (Березопольем назывался нынешний нижегородский уезд и часть горбатовского ещё в XIII веке, вероятно, в следствии обилия здесь березового лесa), в поместьях написано: за чебоксарским жильцом, казаком, да за Абрамом Федоровыми детьми, да за их племянники за Гаврилом, да за Якушком, да за Ивашком Ядышевымя детьми, с матерью со вдовою Еленою; Гаврило служит, а Якушко ныне тринадцати лет, Ивашко восьми лет, за казаком в вотчине за службу, за московское осадное сидение в королевичев приход под Москву, и за Абрамом с племянники в поместье село Оленино, на берегу Оки реки, а в селе церковь».
Таким образом село Оленино существовало, по крайней и в XVI столетии.
В настоящее время главнейшими промыслами жителей села Оленино является, главным образом, разработка алебастра и бута в горах, по берегу Оки. Алебастр доставляется оленинскими крестьянами к московско-нижегородской железной дороге, а именно: к Чернореченской станции в 10 верстах от Оленина, где и грузится для отправки в Москву.
Здесь пароходной пристани нет, первой пристанью на Oке является Дуденево, большое село и затон для зимовки судов.
(продолжение будет)
Д.
P.S. ха ха ха, вот вам судари и топливный сбор +15 копеек к билету II класса за 65 копеек!
по материалам с сайта
Нижегородской государственной областной универсальной научной
библиотеки им. В.И.Ленина http://www.nounb.sci...ubern/1900.html
#220
Отправлено 12 Август 2012 - 09:06
Новая пароходная компания "Надежда", взяв от г. Зевеке все пароходное дело на Волге, работает, по сравнению с другими пароходными обществами, прекрасно. Дело поставлено коммерчески. Новая компания является серьезным конкурентом даже для таких пароходств, как "купеческое". Что же касается других пароходных обществ, имеющих обширный флот и плохую администрацию, то у этих предприятий новый конкурент вырывает грузы, как говорится, "изо рта". Несмотря на сравнительно глухое время, пароходы новой компании идут сверху с хорошим грузом, которого не имеют другие пароходства; в настоящее время некоторые речные великаны, имеющие десятки тысяч пудов груза, идут, вниз с 2 — 3 тысячами пудов.
P.S. эти сладкие три буквы ВТО...
От Нижнего до Павлова
(из путевых заметок)
(Продолжение).
В Дуденевском затоне пароход наш стоял довольно продолжительное время, так что можно было успеть подняться по деревянной лестнице на высокий тридцатисаженный берег Оки и увидать село Дуденево, расположенное в недальнем расстоянии от пристани. Село это получило свое название от помещиков Дуденевых, которым оно принадлежало. Дуденевы жили в начале XIV или XV века. По их фамилии назван и лежащий невдалеке от села, на самом берегу Оки. Амвросиев монастырь, известный более под именем Дуденева или Дудина монастыря. Монастырь этот упразднён в 1764 г. при архимандрите Савве. Оставшаяся от него Успенская церковь с приделом святителя Николая обращена была в приходскую церковь села Подъяблонова, горбатовского уезда. Дудин монастырь обращает на себя внимание каждого проезжающего по Оке, своим живописным местоположением на обширной террасе у подножья огромной горы, посреди густой красивой зелени, высится на природном фундаменте белая церковь с белою же каменной оградой. Терраса поднимается почти отвесно от Оки, так что перед глазами является какой-то крепостной бастион, увенчанный церковью.
Основание Дудива монастыря в точности неизвестно. Имя монастыря становится известным с 1408 года, тогда в нем был игумен Сергий. Что видно из надписи на Евангелии, писанном на пергаменте и принадлежащем Дудину монастырю, но теперь находящемся в ризнице нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора. Надпись эта следующего содержания: «В лето 6916 (1408) написаны были кни¬ги сии глаголемые четвероблаговестник повелением смиренного игумена Сергия, а ру¬кою многогрешащегo раба Божия Андрея свя¬тому Николе во Амбросив монастырь при великом князе Василии Дмитривече са¬модержца всея Руси в то лето когда не быть по apxиепископе по Киприане архиепи¬скопа на Руси...» Таким образом эта над¬пись свидетельствует, что в 1408 году Дудин монастырь был уже устроен и имел у себя настоятелем игумена.
В летописях же монастырь впервые упо¬минается под 1445 годом, по случаю осво¬бождения великого князя Василия Васильевича Тёмного из плена. Когда дьяк князя Димитрия Шемяки, Фёдор Дубенский и мур¬за, Бигич плыли Окою от Мурома к Нижнему-Новгороду, тогда, услышав о свободе, великого князя, они 1 октября возвратились от Дудина монастыря в Муром, где Бегич взять был под стражу наместником князем Василием Ивановичем Обо¬ленским. Вот подлинные слова летописи:
«....А Фёдор дьяк с Бегичем в ту же пору пойдоша из Мурома судном, а кони отпустиша берегом Андрею же пришедшу против Иванова села Василева, меж Новогорода и Мурома, а срете ту Плитку Образцова, с коими с Бегичевыми и с Фёдоровыми, вернувшиеся оттоле, переняша Фёдорара под Дудиным монастырем, а сим пловет с Бегичем Окою... И князь Василий Иванович Оболенский изымал Бегича и оковал...»
Таким образом основание монастыря , можно отнести или между XIV и началом XV столетия. Что касается до названия мо¬настыря, то оно отчасти объясняется сохранившимся преданием. Амвросчевым он назван от имени его основателя или первого строители Амвросия, Николаевским — от явленной чудотворной иконы Святителя Ни¬колая Чудотворца, которая была обретена на берегу реки Оки, где в честь обретения построен и самый монастырь. Название же он получил от помещиков Дудиных, много способствовавших процветанию монастыря, который принадлежал к числу богатых наших обителей и владел значительным недвижимым имуществом в Нижнем. Так, по сотной грамоте, состав¬ленной при царе Михаила Фёдоровича в 1630 году, в нижегородском кремле был «двор Амвросева Дудина монастыря; а на дворе церковь Зачатия св. Иоанна Предтечи деревянная на подклетях с папертью вокруг неё; а церковь и в церкви образы и всякое церковное строение и колокола и на дворе келья и городьба — строение того монастыря». Не вдалеке от этого места был ещё двор Дудина монастыря для подъезда крестьян. Вид кремля, подле горо¬довой стены, — двор тик же Дудина мона¬стыри и лавка его же у Дмитриевских ворот, мерою в две сажени. Четвертый двор монастыря, с садом, был у старого острогу, у Варварских ворот, а близь гостиного двора были монастырские его лавки и амбар.
Что касается до надворного монастырского строения, то оно в прошлом столетии состояло из каменных архимандричьих келей, под одну крышу с кладовою, келарскою, хлебнею и поварнею, из трех - каменных выходов с четырьмя над ними кельями, из двух братских двойных пяти местных келей и еще двух келей, двух бревенчатых ледников, каменной монастырской ограды толщиною в 1 1/2 арш., вышиною в 4, а длиною, кроме каменного келейного строения, в 103 сажени. Вне монастыря были разные монастырские служ¬бы. Некоторые из них и преимуществен¬но деревянные, по pacпоряжению преосвященного Вениамина Григоровича, перенесены были в Нижнем-Новгород в 1763 г., ещё до упразднения монастыря, а другие проданы, после упразднения или разрушились от ветхости.
Окруженный лесами, лугами и рыбными ловлями Дудин монастырь владел и ими с самого своего основания. Так, в нижегородском уезде, в с. Подъяблонином, в слободке Тетерюгине, в деревнях: Калнке, Подсосе, Ченцове, Слядневе, Шварихе, Дубенках, Трествяке, Жолнине, Кишке, в с. Троицком, в деревне Пирошкове с Высоковым за Дудиным монастырём по второй ревизии считалось мужского пола 940 душ, при коих земли пахотной с лесной порослью 1176 четв., с осьминой, сена 6331 конца, дровяного лесу, в длину на десять, в ширину на 6 верст. Кроме этого оброчные ещё били в ядринском уезде в с. Никольском и в азатырском в деревне Балееве. Всех же крестишь за монастырем по первой ревизии были 1201 души, и по второй 1306, а в год упразднены монастыря было 1296 душ. Кроме этого за монастырем било много рыбных ловлей, за владение которыми монастырь платил в губернскую канцелярию в год по 41 руб. 98 коп. с четвертью. С 1749 года из приплодного xле6a платил 20-тую часть на содержание нижегородской семи в семинарии. Сверх всего этого монастырю принадлежало в Балахне соленая варница, как это видно из сотных грамот города Балахны за 1618 и 1628 годы.
В Амвросиевом Дудином монастыре всей братии было от 15 до 30 человек. Из них в первой половине прошлого столетия положено было в год игумену денежной и хлебной разного рода руги по 10 руб. и по 12 четвертей, казначею по 5 руб. и по 8 чети., простым монахам по 3 руб. 50 коп. и по G чети., прислужникам по 2 руб. 50 кон и по 3 четв. руги и овса. Всех денег на монастырь, в 1750 году выходило 75 руб. 47 коп. со всеми расходамими, хозяйственными и церковными. После, того монастырь сталь получать, вместо хлеба, деньгами. Архимандриту положено было окладного жалованья и год 25 руб., казначею 10, а чередным иеромонахам, иеродьяконам и рядовым монахам но 5 руб. К монастырю принадлежали получавшее жалованья: стряпчий по 30 руб., подьячем по 10 руб., иконописец по 10 руб., часовод по 5 р., три килейника архимандричьн по 5 .р. и менеe, столяр, плотник и кузнец по 8 руб., другой кузнец 4 р., мельник 6 руб., каменщик один 15 руб., а другой 8 руб., штукатур повар 5 и водовоз 15 руб. Это жалованье со всеми монастырскими расходами из неокладных сборов, в половине, прошлого столетия простиралось до 800 руб. Из этих же расходов употреблялось на содержание живших в монастыре по именным указам; так, например, в 1761. году жили в нём один капитан, два каптенармуса и семь человек рядовых: искони, получки и год 69 р. 43 коп.
С 1677 года Дудин монастырь, по грамоте царя Фёдора Алексеевича, причислен был к патриаршему дому, вместо взятого от него Спасо-Преображенского монастыря в Самаре и при учреждении Святейшего Синода поступил в его ведомство Hi стал именоваться Синодальным домовым монастырем!.. После, 1744 года он находился в ведении епархиального начальства, кроме вотчин, денежных и хлебных доходов. В 1764 году монастырь, за неимением средств к содержанию, быль упразднен, и церковь его с того времени принадлежит к селу Подъяблонову, горбатовского уезда.
Из числа достопримечательностей монастыря в церкви Николая Чудотворца сохранилось Евангелие, печатанное, в Москве в 1678 г. с следующей надписью:
«Лета 7189 (1681) января в 24 день, но указу великого господина святейшего Иоакима» naтpиapxa московского и всея Pycи, дано cиe Евангелие напрестольное по оброзу золочено в досках безоболоки нижегородского узда Его святейшего патриарха вдомовой Амвросиев Николаевский монастырь в воспоминовение души по умершем подьячем Иване Минине, и его ж Ивановой жене, того монастыря при игумене Евонкие».
Село Дудевево замечательно развитием в нём грамотности. Все дети школьного возраста ходят в школу. Распростронению грамотности в этом селе много содействовали местный священник Константин Евграфович Цветков и астраханский купец Михаил Емельянович Власов (уроженец села Дуденево). Около двадцати слишком лет тому назад К. Е. Цветков ввёл в своей школе обучение по предметам начального курса, по звуковой методе. М. Е. Власов, с кончавшийся, в 1885 году от чахотки, на сороковом году жизни, сделавшись попечителем дуденевских училищ, мужского и женского, выстроил на площади села Дуденева для мужского училища два с хозяйственными пристройками, стоимостью около 3000 руб. Содержав и ремонт этого училищного дома в продолжении жизни покойного Власова производились из его средств. Он завещал даже своим наследникам отпускать на содержание училищ в Дуденеве те суммы, которые он выделял при своей, жизни.
Дуденево, как пристань, имеет важное значение в торговом отношении, так как через неё идёт всё товарное движение на лежащее в восьми верстах большое промышленное село Богородское, получающее и отправляющее до миллиона пудов груза. Через Дуденево на Богородекое идёт корье, потом кожи не выделанные и проч. Одного корья привозится до 1200 тысяч пудов. Перевозкой занято до 300 лошадей. На телегу запряженную в одну лошадь, наваливают от 25 до 35 пудов корья и за перевозку платят по 1 руб. от Дудевева до Богородска. В сутки одна лошадь свезёт только два груза по этому направлению. Перевозка этих грузов с Оки в Богородское доставляет дуденевским и другим окрестным крестьянам хороший заработок.
Кром этого местные крестьяне занимаются ломкой алебастра. Ломка алебастра по Oке в пределах нижегородской губернии составляет давнишний промысел. Добываниe алебастра производится преимущественно горизонтальными «дудками». Pa6oчиe, найдя выход алебастра, углубляются за ним в гору. Подобные «дудки» местами простираются в гору иногда до сорока сажен от обрыва. Добывание алебастра производится поимущественно зимою и раннею весною, вследствии рыхлости пород, окружающих залежи этого минерала. Лучший алебастр называется здесь «головкою», потому что глубоко залегает отдельными тарами от четверти до полу аршин в диаметре. Он мелкозернист и имеет чистый белый цвет. Серый, рыхлый алебастр называется нижегородцами «скиною». Сильно слоистый песчанистый — мергель, с прожилками алебастр, называется «опокою». Белый, слегка синеватый алебастр. известен в народе под именем «выплавка». Иногда попадется также сладка, т. е. чистый прозрачный гипс. «Головка» идёт в Москву.
(Продолжение будет).
Д.
P.S. когда найдётся ещё 26 номеров за 1900 год
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных