Впереди у нас было 49часов стоянки на Соловецком архипелаге.
Как использовать каждый выбирает для себя сам.
Обычно попав в новую местность я стараюсь вначале пройти с экскурсоводом. Если экскурсовод квалифицированный, то от него всегда узнаешь много нового. Если нет – то приходится осматривать самостоятельно и при отыскании достопримечательностей надеяться только на себя.
В этом случае встает вопрос о способах ориентирования на местности.
Опрос местных жителей не всегда может быть эффективен, особенно если вы ищите не ближайший магазин, а тропу к полуразрушенному храму.
Вспоминается старая мудрость: Если военный достал карту, значит он заблудился.
К ориентированию туристы подошли по разному.
- Я использовал GPS коммуникатор HTC P3300 известный в некоторых кругах под псевдонимом «Артемка». На нем работала программа GisRussa (
http://www.gisrussa.ru/russa.html) с атласом
http://www.gisrussa.ru/freemaps.html.
- некоторые «продвинутые» пользователи использовали GPS навигаторы с программой Oziexplorer. Программу с «лекарством» для ПК и КПК можно найти на известной площадке
http://www.geocaching.su/?pn=43, а карты (с привязкой в OziExplorer) для большей части Соловецкого архипелага здесь: (часть1
http://1.leoniv1.z8....q36-107_108.zip, часть2
http://1.leoniv1.z8....36-119_120.zip).
- Одна опытная туристка эфективно использовала помощь местных бродячих собак (без смеха).
- Основная часть ничем не пользовалась.
В 11 часов Софья Васильевна скомандовала выходить на причал для следования к турбюро (на 11:45 было назначено начало проведение экскурсии по кремлю).
Туристы потянулись на причал:
И организованной толпой за директором круиза двинулись к кремлю:
От Тамариного причала до него чуть больше километра.
Идти надо через поселок.
Схема поселка:
Встречаются причудливые сооружения и конструкции.
У сараев стоит странный агрегат белого цвета. Не то подводная лодка, не то подвесной бак:
При виде запертого домика «Велопрокат» появилось подозрение: нас здесь не ждали…
Неподалеку, на склоне монастырского вала, в 1972 установлен памятник воспитанникам Школы Юнг:
Это о них была написана знаменитая когда-то книга «Мальчики с бантиками» ученика школы Валентина Пикуля.
В мае 1942 г. приказом наркома Военно-Морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова при Учебном отряде Северного флота была создана Специальная Школа юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах. Учебный отряд Северного флота (УО СФ), возникший в 1940 г., теперь состоял из пяти школ: Электромеханической, Школы оружия, Школы связи, Объединенной школы и Школы юнг ВМФ. Последняя действовала по всем нормативам УО СФ, юнги принимали присягу. Сначала это подразделение именовалось «Школа юнг Военно-Морского флота», позже — «Школа юнг Северного флота».
В юнги отбирали 15–16-летних юношей-добровольцев, имеющих 6–7-классное образование. Всего в Школе было три выпуска (наборы 1942, 1943 и 1944 гг.), и общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. Обучение продолжалось около года. На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ».
По прибытии на Соловки в 1942 г. первые юнги были отправлены в Савватьево (монастырский скит, находящийся от Кремля в 14 км). Но когда через несколько месяцев выявилась недостаточная обеспеченность Школы в Савватьево в хозяйственном отношении, часть юнг была передислоцирована в Кремль. В результате Школа юнг территориально разделилась на две части. В конце учебы юнги сдавали выпускные экзамены и распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ.
В честь героев-юнг в поселке названы две улицы. Одна — в память о Герое Советского Союза Иване Сивко, погибшем за освобождение Севера, и другая - в честь Саши Ковалева, умершего от ран. В Соловецком Кремле создана экспозиция, посвященная школе юнг.
После закрытия школы на Большом Соловецком острове продолжал функционировать учебный отряд Северного флота. Располагался он бывшей гостинице Преображенской, одной из трех гостиниц, построенных перед монастырем для паломников.
Преображенская гостиница, построенная в начале 1860-х гг:
Это большое трехэтажное каменное сооружение расположено между монастырским причалом и Петербургской гостиницей. Преображенская гостиница — крупнейшее каменное здание поселка. В лагерное время в нем размещалось Управление СЛОН, Криминологический кабинет («Кримкаб», в котором работал Д.С.Лихачев), гостиная Соловецкого музея («одно из притягательных центров всей соловецкой интеллигенции» — по выражению Д.С.Лихачева).
С приходом военных в 1939 г. и до 1990 г. в ней располагались командный состав Учебного отряда и воинской части, казармы, Ленинская комната. Печальным символом завершения военно-морского периода жизни Соловков стал в октябре 1990 г. пожар Преображенской гостиницы. От «Белого дома» — так называли соловчане за цвет стен бывшую монастырскую гостиницу, — теперь остались лишь потерявшие свою белизну трехэтажные стены:
Существует несколько проектов реконструкции здания, но пока работы не начаты.
Печально глянув на развалины, подошли к соседнему зданию бывшей Петербургской гостиницы, в котором на первом этаже располагается дирекция музея, а на втором – собственно гостиница
.
Туристам предложили разбиться на две группы.
Первую должен был вести заведующий методкабинетом Соловецкого Музея Олег Геннадьевич Волков (на фото справа
):
Здание Петербургской гостиницы было построено в 1841 г., рядом с Корожной башней монастыря и Константиновской часовней. Это добротное, обшитое тесом деревянное сооружение с толстыми стенами, большим количеством окон и коридорной системой внутри. В 1920-1930-х гг. в здании Петербургской гостиницы монастыря располагалась соловецкая детская колония для бывших беспризорников, комнаты вольнонаемных охранников, фотография для вольнонаемных, лечпункт. На данный момент здание Петербургской гостиницы принадлежит Соловецкому музею.
Оставив вторую группу дожидаться экскурсовода у здания бывшей Петербургской гостиницы:
и не подозревая, как нам повезло, мы отправились на экскурсию в монастырь:
Кстати, справа за часовнями видно здание третьей дореволюционной соловецкой гостиницы - Архангельской.
Это простое, установленное на солидном каменном фундаменте прямоугольное в плане двухэтажное деревянное здание. Массивные бревна сруба обшиты тесом, на центральной части главного фасада выделяется крытое крыльцо. Внутри здания идут широкие коридоры, по сторонам которых раньше располагались комнаты: внизу — четыре большие с нарами, для «черного народа», и вверху — двадцать две, для «чистого народа». Архангельская гостиница, построенная в 1836 г., пережила пушечный обстрел англичан при осаде острова в 1854 г. Это одно из старейших деревянных сооружений поселка.
В постановке Петербургской и Архангельской гостиниц по обе стороны Бухты благополучия на столь отдаленном расстоянии есть своя логика — они венчают высшие точки берега вблизи гавани и хорошо заметны приезжающим. Расположенные по сторонам монастыря, они не загромождают его панорамы, хотя имеют внушительные объемы.
При СЛОНе в здании Архангельской гостиницы размещалась женская рота, в которой содержалось до 800 заключенных-женщин. В настоящее время этот памятник архитектуры и истории, являясь жилым домом, пребывает в неприглядном виде (здание наполовину пустует) и пользуется дурной славой. В поселке его зовут «Шанхаем». Старая планировка комнат была изменена и приспособлена под современное жилье. Предполагалось отселить жильцов полностью для возвращения дома монастырю. Однако в связи с активизацией в последние годы строительных и реставрационных работ на острове, «Шанхай» активно используется для размещения приезжих рабочих и волонтеров. На официальном сайте Соловецкого музея техническое состояние гостиницы определено как «неудовлетворительное и частично аварийное».
От экскурсионного бюро до парадного входа в монастырь через Святые ворота с надвратной Благовещенской церковью идти 10минут.
Начало экскурсии в 10:30 было прервано торжественным появлением крестного хода:
Несколько туристов попытались присоединиться, но одумались и остались слушать экскурсовода. А рассказывал он очень интересно.
История монастыря полна слухов и недомолвок.
Основание Соловецкого монастыря связано с именами трех православных подвижников: Савватия, Германа и Зосимы. Савватий был пострижен в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре в годы игуменства там преподобного Кирилла. После смерти знаменитого игумена он ушел на Валаам в монастырь, который тогда был весьма уединенным местом. Пробыл он там около двух лет и там же (по легендам) он впервые услышал о Соловках, на которых в то время не было постоянного христианского населения. Ищя еще большего уединения Савватий направился на Соловки.
У часовни на реке Выг Савватии встретил инока Германа уроженца города Тотьма (нынешней Вологодской области). Тот уже бывал на Соловках и не плохо знал местность. Они решили вместе перебраться на архипелаг, после чего, дождавшись попутного ветра, пересекли море и летом 1429 года высадились на Большом Соловецком острове в районе у губы Сосновой. Отойдя от берега внутрь острова к горе, которую сейчас называют Секирной, рядом с озером преподобные выкопали землянку и поставили крест (или наоборот, поставили крест и выкопали землянку, исторические свидетельства не сохранились
). Это место сегодня носит название Савватьево.
Отшельничество монахов продолжалось шесть лет. Жизнь на необитаемом острове была не легкой. Тонкий почвенный слой архипелага не позволял им заниматься сельским хозяйством. По-видимому голод вынудило Германа уехать на Онегу за продуктами. Вслед за ним уехал и Савватии, почувствовавший скорое приближение смерти. Он скончался 27 сентября 1435 на берегу и был погребен году возле селения Сорока (которое через пятьсот лет станет городом Беломорском).
В 1436 году, через год после смерти Савватия, Герман познакомился в Суме с совсем молодым Зосимой пострижеником Палеостровского монастыря (расположен в Карелии) и рассказал ему о преподобном Савватии. Зосима был родом из села Толвуя Новгородской епархии. В момент знакомства у него скончались родители. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.
Воодушевленный рассказами Германа, Зосима решил пойти по стопам Савватия. Герман поддержал это решение, но чтобы не повторять предыдущих ошибок, на этот раз монахи выбрали для своего поселения другое место - берег бухты, получившей название «гавани Благополучия». Там они основали пустынь (поселение монахов для вознесения молитв, эдакий мини монастырь) попутно занимаясь обращением в христианство местных язычников: чудь, корелов, саамов.
Слух об основании новой пустыни распространился по всему Беломорью. К Зосиме и Герману начала собираться братия. Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая. Пустынь была преобразована в скит (поселение монахов с элементами хозяйственной деятельности). Основатели скита испросили у Великого Новгорода, которому принадлежали тогда беломорские земли, разрешения именовать его монастырем. Соответствующие права и льготы были даны. Вскоре последовали и дары в виде приписки к обители разных волостей и сел. Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове. Второй игумен, Феодосий, также возвратился, и третий из назначенных игуменов, Иона, тоже удалился обратно на материк. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство наставника их преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения в священники и поставления (назначение) игуменом.
По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.
Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден отправиться в Новгород и просить посадников, чтобы земли монастыря не отдавались в руки мирян. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.
Умер Зосима 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.
В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном - Саввой, бывшим Киевским митрополитом.
Любопытна история канонизации «соловецких чудотворцев»: и здесь Герман явился проводником - именно он подвиг монахов соловецкого монастыря записать его рассказы о Савватии и Зосиме. Их канонизировали в 1547 году, через 68 лет после смерти сподвижника Савватия и вдохновителя Зосимы - неграмотного проводника Германа.
Первые строения Соловецкого монастыря были деревянными - и Преображенский собор, и кельи, и ограда. Все последующие сооружения, возводимые во второй половине XV и в первой половине XVI столетия, также рубились из дерева. Отсюда и пожары, опустошавшие территорию монастыря. Сильные пожары произошли в 1485 и 1538 годах. И уничтожили деревянные здания монастыря.
На фоне экономического подъема и усилившегося влияния соловецкого монастыря, через год после канонизации Савватия и Зосимы, игуменом монастыря стал Филипп Колычев. Родился он в 1507 году, служил при дворе, и решение «удалиться в пустыню» и «посвятить себя на служение Богу» принял после очередной «зачистки» Ивана Грозного: в ходе расправы с мятежным князем Андреем Старицким были казнены родственники Филиппа. После скитаний по Прионежью Филипп принимает постриг в Соловецком монастыре. А уже в 1548 году, на 41 году жизни, братия монастыря единодушно поддержала игуменство Филиппа, что и было утверждено новгородским архиепископом Феодосием.
Организаторский талант Филиппа нашел свое применение. Будучи деятельной натурой, молодой игумен смог не только оценить, но и применить экономическую мощь Соловецкого монастыря. Филипп начинает каменное строительство, при нем возводятся храмы дошедшие до наших дней.
Успенская церковь с трапезной и келарской палатами (1557 гг.):
За шесть летних сезонов (зимой строительство не велось - качество каменной кладки снижалось) под руководством новгородских зодчих Игнатия Салки и Столыпы было возведено это чудо средневековой русской архитектуры.
В лесах стоит колокольня 1777г. высота ее 55м. Еще в начале двадцатого века на ней было 35 колоколов, самый большой из которых весил 18т и его звук говорят было слышно в Кеми за 60 км. Колокольня пока самое высокое сооружение на Соловецком архипелаге. Пока, потому что господа Церетели и Лужков обнародовали план постройки на Соловках 100м статуи Христа.
В 1923 году уже во время существования Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) в монастыре произошел пожар. Перекрытия всех церквей сгорели. Этот пожар пережили только три колокола.
Кстати с этим связан любопытный казус. Художник изображавший Соловецкий монастырь на купюре 500 000рублей образца 1995г видимо пользовался фотографией тридцатых годов, когда крыши монастыря только восстановили после пожара
:
О чем думал художник помещая на купюру изображение разрушенного монастыря не известно.
На храмах отсутствуют кресты. Вместо луковок установлены конусные крыши.
Монастырь изображен со стороны Святого озера. По этому небольшому водоему (800на 300м) под всеми парусами идет поморская шняка – рыболовная лодка широко применявшаяся в Белом море
В 1997 году при деноминации дизайн купюры не изменился и она осталась немым укором исторической и географической безграмотности.
При игумене Филиппе был построен и грандиозный Спасо-Преображенский собор- главный храм монастыря. Он был заложен на следующий год по завершении Успенского храма. Его строительство было завершено в 1566 году. Этот грандиозный храм не имеет аналогов в русской культовой архитектуре. Он необычен во всем: в объемно-пространственной композиции, в решении кровли, в художественном оформлении:
При Филиппе строятся каналы, прокладываются дороги, обустраиваются гавани. Молодой игумен снискал себе славу и в упорядочении управления вотчинами, развил и продолжил традиции книжничества и иконописи. Слава Филиппа достигла царского двора, и, не смотря на принадлежность к опальному роду, душевную близость к опальному городу Новгороду, косвенную причастность к побегу очередного соловецкого заключенного - игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия - Филипп получает от Ивана Грозного настоятельное предложение стать митрополитом.
Выставив царю несколько предварительных условий, среди которых было требование отмены опричнины (которое не было выполнено), и заключив с Грозным соглашение (20 июля 1566 года), Филипп становится митрополитом Московским и Всея Руси. Но уже весной 1568 года, на службе в Успенском соборе митрополит пригрозил царю адскими мучениями за «пожар лютости», охвативший Россию. А выступление митрополита на богослужении в Новодевичьем монастыре 28 июля 1568 года привело Ивана Грозного в неописуемую ярость. Суд над митрополитом состоялся в ноябре 1568 года. Филипп, признанный виновным в «скаредных делах», по церковным канонам подлежал сожжению. Но Иван IV не был готов к такой расправе над первым духовным лицом государства. По указанию царя ноги митрополита был забиты в деревянные колодки, а на руки одели железные кандалы. Его посадили в монастыре святого Николая Старого. Историк Н.И. Костомаров сообщает, что царь, казнив племянника святителя, прислал ему его голову, зашитую в кожаный мешок со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары». Казнь была заменена ссылкой в Тверской Отроч монастырь. Филипп в монастыре не сидел сложа руки, осуществляя переписку со своими сторонниками. Содержание писем было известно царю. Он их называл «Филькиными грамотами».
23 декабря 1569 года в келье Отроч монастыря отверженный митрополит был задушен Малютой Скуратовым.
Исторических свидетельств причин и обстоятельств этого убийства не осталось. По одной из версий подоплека была следующая. Царь Иван Грозный следовал с опричным войском для карательной экспедиции в Великий Новгород, поводом к которой послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Специалиста по особым поручениям Малюту Скуратова он послал выбить из опального Патриарх благословенье на этот карательный рейд. Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов... сказал: «Владыко святый, дай благословение царю идти на великий Новгород». Но Филипп отвечал Малюте: «Делай, что хочешь, но дара Божия не получают обманом». Скуратов применил пытку и переусердствовал. Боясь гнева царя, он сообщил, что Филипп умер от спертого воздуха.
Тем не менее карательная экспедиция была продолжена, разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. В Новгороде было казнено до 10тыс. человек.
Сегодня митрополит Филипп - самый заметный соловецкий персонаж, вошедший в историю России.
Через два года после смерти Филиппа в Белом море появились шведы - соперники Руси за владение Севером. К тому времени договор между Норвегией и Новгородом от 1251 года, по которому племена Беломорья и Кольского полуострова стали данниками Северной Руси, уже не соблюдался. Московия разгромила Северную Русь (центром которой был Великий Новгород).
Но, судя по всему, угроза со стороны шведов сначала была более «гипотетической», поскольку строительство первого деревянного острога началось только с появлением на Соловках воеводы, то есть через семь лет после первого появления «потенциального» противника.
В связи с реально возникшей опасностью нападения шведов на обитель в 1578 году на Соловки прибыл воинский отряд под руководством воеводы Михаила Озерова. Одним летом вокруг монастыря был поставлен деревянный острог, набрано войско (около ста человек стрельцов и стрелецких начальников). На следующий год монастырские ратники получили первое боевое крещение, отражая нападение шведских отрядов на Кемь. Первый опыт оказался неудачным - стрелецкий отряд был разбит, воевода погиб. В последующие годы монастырь сосредоточенно укрепляет оборону, как острова, так и своих обширных материковых владений. Вновь набирается войско (жалованье, провиант, амуниция, оружие, боеприпасы поставляет и оплачивает монастырь), строятся остроги: Камский, Думский, Ругозерский, Муезерский; начинается строительство каменной крепости на Соловках.
Летом 1582 года был положен первый камень в основание Соловецкой крепости. Строительство продолжалось 13 летних сезонов. Руководил им каменных дел мастер из Вологды Иван Михайлов, которого со временем сменил монах Трифон (Кологривов). Стены и башни возводились из природного материала - валунов, которые в изобилии имеются на острове. Строительство велось участками, к лету разбирали часть деревянного острога, к осени на этом месте уже стояла каменная стена. В 1595 году строительство было приостановлено, а на следующий год завершилось возведением Белой башни. Крепость представляет собой вытянутый с севера на юг пятиугольник с пятью круглыми боевыми башнями:
Общая длина стен по внешнему обводу 1084 метра, толщина от 5 до 7 метров у основания, высота до 11 метров. Крепость обладала отличными для своего времени боевыми качествами, оборона ее была тщательно продумана и она стала крупнейшей регулярной крепостью Северной Европы. Примечательно, что шведы, регулярно разбойничавшие в материковых владениях обители, так ни разу и не отважились напасть на сам монастырь.
Через 45 лет после смерти Филиппа Соловки привлекают еще одну личность, также оказавшую заметное влияние на историю нашего государства.
В период между 1606 и 1614 годами в монастыре принимает постриг Елеазар. Известно, что родом он был из Козельска. Купеческий род Севрюковых, к которому принадлежал Елеазар, по мужской линии соблюдал традицию ухода в монастырь в конце жизни. В монастыре Елеазар проявил себя как искусный резчик. В конце 1614 года Елеазар уходит на остров Анзер, поселяясь у горы, позднее получившей название Голгофа. Чуть позже он принимает схиму, и встает на путь сурового аскетизма: раз в неделю принимает пищу, носит вериги, молится, читает и переписывает книги. Через четыре года он переселяется к Троицкой губе острова Анзер, где мореплаватели издревле обретали убежище в непогоду. Через них и начинает распространяться слава о суровом подвижнике, к нему начинают стекаться люди, образовывается скит, настоятелем которого позже становится сам Елеазар. Условия пребывания в скиту Елеазар устанавливает по образцу Афонского богослужебного устава: «... безоименство, послушание, молчание, терпение во скорбех, пост, молитва, сло-вобдение и низулегание».
Дружба Елеазара с бывшим пострижеником соловецким, а позднее кумом и советником царя Михаила Федоровича - Александром Булатниковым - приводит к признанию подвигов пустынножителя самим царем. Существует легенда о предсказании Елеазаром рождения наследника престола - Алексея Михайловича. Подобные легенды были широко распространены в XVI-XVII веках на всей территории России (например, о Корнелии Комельском или Нектарии, настоятеле Ниловой Столобенской пустыни). В1628 году в Москве Елеазар получает царскую жалованную грамоту и, отказавшись от возможностей церковной карьеры, возвращается на Анзер. С этого момента Елеазар начинает борьбу за получение независимости от Соловецкого монастыря. В одной из архивных записей упоминается «Отписка от строителя Елеазара непокорная - под соловецкою паствою быть не хочет». 31 июля 1633 года скит получает независимость от монастыря, породив десятилетия конфронтации с Соловецкой обителью. В 1636 году в скит к Елеазару приходят три монаха, которым суждено было стать его любимыми учениками. Видимо, из-за забот, связанных с сохранением независимости скита, он нарекает их воинственными именами: Никифор («победоносец»), Никодим («побеждающий народ») и Никон («побеждающий»).
Никон (в миру Никита Минов) в истории известен как властолюбивый патриарх Московский и всея Руси, расколовший Русскую Церковь официальную и старообрядческую.
В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Московской Церкви, сложившаяся в отрыве от вселенского православия в XVI веке, была изменена в следующих пунктах:
- были отредактированы тексты Священного писания и богослуженых книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Московской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Iсус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Iисус» (под титлом «Iиc»);
- заменено двуперстное крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились»;
- крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, т.е. против часовой стрелки, а не по солонь);
-озглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);
- изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
С одной стороны, Елеазар посвящает себя уходу от мирской суеты и отшельничеству, с другой - жажда власти отражается в его заботах о независимости скита. Желая рассказать о себе миру, Елеазар издает собственное жизнеописание - что было новшеством в русской монастырской культуре. Размах, сила, величие Елеазара отражаются на его учениках.
В годы «Соловецкого сидения», когда скитом руководил второй любимый ученик - Никодим - монахи скита поддерживали восставших, видимо, продолжая и творчески развивая наставления Елеазара.
Елеазар умер 13 января 1656 года. Он был похоронен в Троицкой церкви острова Анзер.
В 1658 году, через два года после смерти Елеазара Анзерского, его лучший ученик Никон посылает в Соловецкий монастырь новые богослужебные книги - основу своей реформы.
Конфликт обостряется отказом принять нового настоятеля, назначенного царем. Тем временем, на Соловках собирается масса людей, недовольных не только церковной реформой, но и... недовольных вообще. К1673 году в монастыре остаются только бунтовщики - ярые противники реформ выгоняют сторонников «мирного стояния» за веру, а место изгнанных занимают беглые разинские казаки. В 1674 году государь Алексей Михайлович присылает на Соловки воеводу Ивана Мещеринова со строгим приказом «мятеж искоренить вскоре».
Неповиновение монахов доходит до того, что они отменяют моление за царя.
Штурм соловецкого монастыря стрелецким войском в 1675 году был неудачным. Но ночная диверсия 22 января 1676 года, удавшаяся из-за предательства монаха Феоктиста, окончила историю Соловецкого сидения. Обозленные стрельцы убили несколько человек. Всего за время противостояния погибло более двухсот "сидельцев". В память о них установлен поклонный крест на Бабьей луде - небольшом островке, куда были сброшены тела бунтовщиков:
С этого момента монастырь теряет свою духовную значимость. Реформированная обитель оказывается в окружении староверческого Поморья, в массе своей не принявшего нововведения. Монахов Анзерского скита, как сочувствующих и поддерживавших «сидельцев», допросили и разослали по разным монастырям и пустыням. Дух Соловецкого монастыря, знавшего Савватия, Зосиму, Германа, Филиппа, Елеазара был уничтожен. Никогда после этого монастырь не имел такого влияния на судьбы России.
Конец XVII и начало XVIII века ознаменовались двумя визитами Петра Первого на Соловки. Государь посетил свое богомолье в первый раз в 1694 году. Второй раз Петр побывал на Соловках в 1702 году. Этот второй приезд ознаменовался строительством церкви Святого Апостола Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове. Церковь сохранилась до нашего времени.
XVIII век отмечен в истории обители еще одним печальным событием: в 1764 году Императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных и монастырских земель. Огромная Соловецкая вотчина отошла в казну. В компенсацию монастырю была дарована ставропигия, т.е. непосредственное подчинение Святейшему Синоду, минуя Архангельскую епархию. С тех пор губернские власти неоднократно жаловались по инстанциям на свойственный старцам "сепаратизм", выражавшийся в регулярном игнорировании распоряжений этих самых властей.
Секуляризация, лишив монастырь материковой вотчины и доходов, поступавших с нее, дала толчок интенсивному развитию островного хозяйства. К 1880-м годам в монастыре насчитывалось до 40 различных производств: слесарное, столярное, кузнечное, гончарное, кожевенное и т.д. и т.п. Развивается сеть скитов (Савватьево, Исаково, Секирная, анзерские скиты, Сергиевский на Б.Муксалме), представлявших собой небольшие монастыри, ориентированные на занятие тем или иным видом в основном сельскохозяйственной деятельности. Процветают рыболовный и зверобойный промыслы. Скотный двор на Б. Муксалме насчитывает до 300 голов коров. Для облегчения доставки мяса и молочных продуктов Б. Соловецкий остров и о. Б. Муксалма соединяются насыпной валунной дамбой с проезжей дорогой поверху через пролив Железные ворота.
Получив такую фундаментальную информацию мы отправились осматривать внутренние помещения монастыря
: