Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Пароходы, пароходы...


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 1636

#921 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 26 Декабрь 2014 - 11:25

Небольшое отклонение. Анна Ахматова писала "И нет свидетелей событий. И не скем плакать. Не с кем вспоминать"

А я вот хочу сказать, как хорошо, что еще есть свидетели событий и есть с кем вспомнить ушедшее прошлое.


Да. Еще несколько лет назад были живы поколение моих бабушек-дедушек. Я много слышал от них интересного, но не выспрашивал подробно, о чем сейчас жалею! Они много рассказывали о пароходах, гудках, огнях, пристанях, плотах и запахах... Мне конечно тоже повезло - я успел насладиться многим из их рассказов, так как мы использовали речной транспорт практически с моего рождения. Я плавал на многих пароходах, дизель-электроходах и теплоходах, которых уже не существует. Но на них плавали и многие другие, однако меня воспитывали не безразличным и поэтому подчеркивали для меня и запахи и звуки и всё, что называлось "жизнью на реке". Наверное поэтому я сейчас всё так живо помню...

#922 Желтиков Александр

Желтиков Александр

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 2 628 сообщений
  • Регистрация: 09-Апрель 04
  • Город:РЕГИОН 64

Отправлено 27 Декабрь 2014 - 23:07

Да... У нас, в Чардыме, под Саратовом, не было пятнадцати минут, чтобы не прошло какое - нибудь суд
но. И длиннющие плоты с Камы, и скоростные, Метеоры и Ракеты, и "ретро - флот". И вот, ушло всё. И - всё Старшее поколение.
Река осиротела. Те же берега, то же небо, те ж острова на Волге - нечеловечески пустой. И -всё чужое.
Всё чаще приходит мысль о "добровольном уходе": мне "здесь" больше нечего ловить. "Былого не вернуть,
а будущего нету"
ЗАЧЕМ МНЕ ЮЖНЫЙ БЕРЕГ КРЫМА, КОГДА Я РОДОМ ИЗ ЧАРДЫМА?

ЗНАК ЗОДИАКА - ПЕСЕЦ.

#923 eugen51

eugen51

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 207 сообщений
  • Регистрация: 12-Декабрь 10
  • Город:Томск

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 03:27

Да... У нас, в Чардыме, под Саратовом, не было пятнадцати минут, чтобы не прошло какое - нибудь суд
но. И длиннющие плоты с Камы, и скоростные, Метеоры и Ракеты, и "ретро - флот". И вот, ушло всё. И - всё Старшее поколение.
Река осиротела. Те же берега, то же небо, те ж острова на Волге - нечеловечески пустой. И -всё чужое.
Всё чаще приходит мысль о "добровольном уходе": мне "здесь" больше нечего ловить. "Былого не вернуть,
а будущего нету"


Штевнем раздвигая набегающую рябь воды по реке шел пароход. Что-то притягательное было в этом, манящее и зовущее вдаль. На подходе к пристани, словно оправдывая надежды ожидавших, над трубой поднимался султан пара, а уж потом доносился протяжный гудок. Мерно загребая плицами воду, пароход в развалку подходил к дебаркадеру, а порой и просто носом к берегу. Обычно по ночам сверкающие огнями пароходы встречали шумные ватаги юнцов. Иных-то развлечений в сельской глубинке просто не было. А это было нечто из другого мира, мира, где кипит жизнь. Вот и молодежь подспудно, своей душой, вместе с пароходом стремились в эту другую жизнь. Днем на пристанях к приходу судна собирался народ. Мужики за пивом, женщины за продуктами в виде конфет, колбасы и прочих изысков. Выбрав время стоянки, пароход под команду вахтенного штурмана «убрать трап…, отдать носовой», продолжал свой бег в круговерти рейса.

Пассажирские суда 50-х в качестве топлива использовали мазут, дым из трубы практически не шел, как это было присуще старым, дореволюционным пароходам, ходившим на дровах. Правда и это иногда случалось, но механики поколдовав над форсунками, быстро приводили работу котла в бездымный режим. Здесь все зависело от качества мазута, а у нас экономить любили. Большие застекленные ограждения давали возможность обозревать работу паровой машины с главной палубы. Мальчишки иногда часами, застыв, стояли у открытых для вентиляции переборок машинного отделения. Смотря на бег шатунов, завораживающе мелькавших перед глазами, и впитывали в себя запахи разогретого машинного масла да негромкий шум работающей машины. Во время работы она издавала легкий шипящий звук пара проходящего через парораспределительное устройство цилиндров высокого и низкого давления. На ходу слышны были только ритмичные удары плиц по воде, да ощущалось равномерное продольное покачивание судна, связанное с особенностями работы паровой машины. Не редки были случаи, когда жители районов Западной Сибири проводили свой отпуск на борту пароходов. И это не смотря на то, что существовали туристические маршруты по Оби на теплоходах. Очевидно, здесь сказывалась экзотика путешествий именно на этих судах.

Еще долго на водных просторах Оби трудились пассажирские суда дореволюционной постройки, типа «Карл Либкнехт» (бывший «Иван Корнилов»), «Пролетарий» (бывший «Товарпар») так и более молодые - «Шевченко», «Пожарский». Со временем на смену им пришли новые, более комфортабельные суда 737 проекта, Венгерской постройки. На судоверфи Обуда для Западно-Сибирского речного пароходства было построено шесть судов: «Бийск», «Новосибирск», «Барнаул», «Томск», «Владивосток» и «Омск». Развитие скоростного флота на Оби привело к снижению пассажиропотока на судах этого типа. А создание сети автобусного сообщения сократило до минимума потребность в пассажирских судах. Вначале 80-х были сняты с линии и списаны последние суда «Барнаул» и «Омск». Так завершилась многолетняя эксплуатация паровых колесников на Оби. По-разному сложилась судьба обских пароходов. «Новосибирск» стоял после списания под базой отдыха, «Бийск» в г. Колпашево, Томской области, в качестве гостиницы. Позднее перевели его в Мегион, где он благополучно сгорел. «Новосибирск» же потом на волне капиталистической эйфории порезали на металл. «Омск» был отбуксирован в Сургутскую РЭБ флота под общежитие. В 1987 перевели в Тюмень, там он и сгорел. О дальнейшей судьбе п\х «Барнаул» ничего не известно.

#924 Yuri Fomin

Yuri Fomin

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 52 сообщений
  • Регистрация: 25-Октябрь 04
  • Город:Москва

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 05:34

Со временем на смену им пришли новые, более комфортабельные суда 737 проекта, Венгерской постройки. На судоверфи Обуда для Западно-Сибирского речного пароходства было построено шесть судов: «Бийск», «Новосибирск», «Барнаул», «Томск», «Владивосток» и «Омск».


Спасибо за очень интересные воспоминания.
А это пароход "Омск", стоит у причала в Бердске. 1967 год

Изображение

#925 eugen51

eugen51

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 207 сообщений
  • Регистрация: 12-Декабрь 10
  • Город:Томск

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 07:32

Юрий, спасибо за фото.

#926 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 08:48

..... Большие застекленные ограждения давали возможность обозревать работу паровой машины с главной палубы. Мальчишки иногда часами, застыв, стояли у открытых для вентиляции переборок машинного отделения. Смотря на бег шатунов, завораживающе мелькавших перед глазами, и впитывали в себя запахи разогретого машинного масла да негромкий шум работающей машины.



...и одним из таких мальчишек был я! А помните еще внутри главной палубы перешагивали через металлические напольные кожухи закрывавшие вал колеса? :)



проводили свой отпуск на борту пароходов. И это не смотря на то, что существовали туристические маршруты по Оби на теплоходах. Очевидно, здесь сказывалась экзотика путешествий именно на этих судах.


Так это и есть настоящая речная романтика.... Для меня пароход был ярким средоточием жизни : корабельный ресторан с металлическими длинными тарелками, с фирменными блюдами типа шницель рубленный, зразы, картошка жаренная, долька зеленого маринованного помидора; далее - потрясающее машинное отделение - где еще увидишь такое наглядное превращение энергии, всякие там загадочные наклейки типа "Берегись колышек!", ну и конечно колоритные настоящие речники с горьковским акцентом типа "пяАть копек" или "от так оть! (вот так вот) :)

#927 Kanaris

Kanaris

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 57 сообщений
  • Регистрация: 12-Январь 14
  • Город:Кострома

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 08:53

Пассажирские суда 50-х в качестве топлива использовали мазут, дым из трубы практически не шел, как это было присуще старым, дореволюционным пароходам, ходившим на дровах.

Не знаю как на других реках, а на Волге в дореволюционное время нефтяное отопление котлов было преобладающим.

#928 eugen51

eugen51

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 207 сообщений
  • Регистрация: 12-Декабрь 10
  • Город:Томск

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 09:41

Готовлю книгу с рабочим названием - Западно-Сибирское речное пароходство: годы первых пятилеток. Вероятный выход в свет - весна\осень 2016, и несколько страниц.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

#929 Yuri Fomin

Yuri Fomin

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 52 сообщений
  • Регистрация: 25-Октябрь 04
  • Город:Москва

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 10:35

[

Большие застекленные ограждения давали возможность обозревать работу паровой машины с главной палубы. Мальчишки иногда часами, застыв, стояли у открытых для вентиляции переборок машинного отделения. Смотря на бег шатунов, завораживающе мелькавших перед глазами, и впитывали в себя запахи разогретого машинного масла да негромкий шум работающей машины.


Я думаю, что число таких мальчишек было велико, я тоже подолгу стоял у застекленных окон и у открытой двери машинного отделения и завороженно смотрел на мерное движение больших, желтых, блестящих шатунов (а у многих волжских пароходов размеры их были очень внушительными). Напольных кожухов вала колеса я что-то не помню, может, вал был ниже главной палубы, но напротив машинного отделения помню дверь в стене с круглым окошечком, в которое можно было видеть вращающиеся плицы колеса. А иногда на стоянках эта дверь открывалась, и колесо представало во всем своем величии.
На 737 венгерских шатуны были уже не такими большими, да и колесо поменьше. А может я просто вырос.....

#930 Yuri Fomin

Yuri Fomin

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 52 сообщений
  • Регистрация: 25-Октябрь 04
  • Город:Москва

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 10:43

Готовлю книгу с рабочим названием - Западно-Сибирское речное пароходство: годы первых пятилеток. Вероятный выход в свет - весна\осень 2016, и несколько страниц.


А где и как можно будет эту книгу заказать? Хотя впереди еще 15-й год, но время летит так быстро!

#931 Yuri Fomin

Yuri Fomin

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 52 сообщений
  • Регистрация: 25-Октябрь 04
  • Город:Москва

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 12:11

Да. Еще несколько лет назад были живы поколение моих бабушек-дедушек. Я много слышал от них интересного, но не выспрашивал подробно, о чем сейчас жалею! Они много рассказывали о пароходах, гудках, огнях, пристанях, плотах и запахах... Мне конечно тоже повезло - я успел насладиться многим из их рассказов, так как мы использовали речной транспорт практически с моего рождения. Я плавал на многих пароходах, дизель-электроходах и теплоходах, которых уже не существует. Но на них плавали и многие другие, однако меня воспитывали не безразличным и поэтому подчеркивали для меня и запахи и звуки и всё, что называлось "жизнью на реке". Наверное поэтому я сейчас всё так живо помню...


Хочу поделиться своим.
Моих бабушек-дедушек я не помню, но тем не менее кое-что от них осталось и передалось мне. Мой дедушка Фомин Федор Афанасьевич был художником-фотографом, учеником довольно известного нижегородского художника и фотографа Карелина ( в конце 19 века в Нижнем Новгороде было два известных фотографа - Максимов и Карелин). Мой дедушка довольно много ездил по Волге и фотографировал. Кое-что немногое досталось и мне.

1890 год. Пароход общества "По Волге" "Император Николай II" отходит от Лыскова

Изображение


Это Романов-Борисоглебск (Тутаев), вид на Борисоглебск,. зевекинский заднеколесный пароход "Алабама"

Изображение

А это уже 21 век, мой снимок. Собор на том же месте :) и на набережной двухэтажный каменный дом

Изображение

#932 eugen51

eugen51

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 207 сообщений
  • Регистрация: 12-Декабрь 10
  • Город:Томск

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 12:48

Когда книга пойдет в печать: извещу всех заинтересованных. Насчет кожуха вала привода гребных колес, о п\х старой постройки сказать ничего не могу, но если судить по Н.В. Гоголю, то такового нет, вал под палубой. Да и у проекта 737 такового нет, но... вдоль МКО по главной палубе проходил кожух привода от рулевой машинки к рулевому устройству.

#933 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 12:56

Когда книга пойдет в печать: извещу всех заинтересованных. Насчет кожуха вала привода гребных колес, о п\х старой постройки сказать ничего не могу, но если судить по Н.В. Гоголю, то такового нет, вал под палубой. Да и у проекта 737 такового нет, но... вдоль МКО по главной палубе проходил кожух привода от рулевой машинки к рулевому устройству.



Я не могу конечно поспорить со специалистом, однако почти уверен в том, что мне запомнился этот вал - аккурат против этой двери с иллюминатором, ведущей к колесу. Я помню мы всегда перешагивали через такой порог в коридоре, а иной раз он и открывался матросами. Рулевые приводы кажется проходили под потолком...

#934 eugen51

eugen51

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 207 сообщений
  • Регистрация: 12-Декабрь 10
  • Город:Томск

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 13:12

Matroskin, да и никто и не спорит. Прояснить ситуацию конечно возможно, но надо знать хотя бы название судна.

#935 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 13:58

Matroskin, да и никто и не спорит. Прояснить ситуацию конечно возможно, но надо знать хотя бы название судна.


Ну сейчас это уже не возможно наверняка. Помню точно, что я плавал и на "Спартаке" и на "Володарском" и на "Уфе" и на "Лескове" и много еще на чем. У бабушки вроде записано, да надо всё это поднимать, искать..

#936 eugen51

eugen51

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 207 сообщений
  • Регистрация: 12-Декабрь 10
  • Город:Томск

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 14:15

Ну сейчас это уже не возможно наверняка. Помню точно, что я плавал и на "Спартаке" и на "Володарском" и на "Уфе" и на "Лескове" и много еще на чем. У бабушки вроде записано, да надо всё это поднимать, искать..


Уфу и Лескова исключаем сразу. Володарский и Спартак однотипные. Фото машинного отделения Володарского.

Изображение

#937 Yuri Fomin

Yuri Fomin

    Пользователь

  • Посетители
  • PipPip
  • 52 сообщений
  • Регистрация: 25-Октябрь 04
  • Город:Москва

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 15:33

На "Володарском", а значит и на "Спартаке" тоже не было никаких выступов от машинного отделения к колесу. Пол был ровный.
Все-таки интересно, у кого же был этот валик? Хотя, может быть, теперь это не так уж и важно.

#938 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 15:37

На "Володарском", а значит и на "Спартаке" тоже не было никаких выступов от машинного отделения к колесу. Пол был ровный.
Все-таки интересно, у кого же был этот валик? Хотя, может быть, теперь это не так уж и важно.


Я вот сейчас силюсь вспомнить как да что. Это очень сложно, вспомнить какие-то детали из 10-летнего возраста. Возможно этот выступ и не был таким уж высоким, может то была просто металлическая пластина, которую поднимали и там уже был вал. Но я это точно помню. Аккурат между стеклом МКО и дверью к колесу. И пластину я эту помню - такая характерная "рефленая"..

#939 eugen51

eugen51

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 207 сообщений
  • Регистрация: 12-Декабрь 10
  • Город:Томск

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 17:11

Обычно,такая картина наблюдалась у мелкосидящих пароходов. Примером такой компоновки может послужить амурский пароход "Адмирал Чихачев"

Изображение

#940 Matroskin

Matroskin

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 4 884 сообщений
  • Регистрация: 28-Июнь 06

Отправлено 28 Декабрь 2014 - 17:12

Евгений, Юрий, простите, у меня вот такой к Вам вопрос, как к интересующимся и разбирающимся. Были ли когда-либо случаи взрыва парового котла на пароходах?




Количество пользователей, читающих эту тему: 10

0 пользователей, 10 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования