А насчет швартовок, если не затруднит, ссылочку на документик бросьте. Ни разу не видел, чтобы капитан тусовался на мостике при любой швартовке.
На реке такого правила действительно нет. Но местные правила плавания предписывают находиться в рубке на швартовках в некоторых портах, к ним относится и Москва (СРВ), двум судоводителям. Поэтому капитан практически всегда присутствует на маневрах в этих портах вне зависимости от вахты.
Что касается того, несет капитан вахту или не несет, то это зависит не от проекта или размера судна, а от того, как организована служба в той или иной судоходной компании. В подавляющем большинстве компаний вахты распределены так: капитан (0-4, 12-16), старпом (8-12, 20-24), 2 штурман (4-8, 16-20).
Но бывают и другие варианты, которые тоже не противоречат нормативным документам. Первый - освобождение от вахты капитана, с вводом должности первого штурмана. Второй - освобождение капитана от дневной вахты и вводом должности пассажирского помощника капитана, который выполняет часть обязанностей старпома и несет вахту в рубке с 12 до 16 часов. Так было принято на многих судах в советское время, и не только четырехпалубных. И, к слову, СК "Инфофлот" планирует ввести такую систему на всех трех своих теплоходах - "Некрасов", "Карл Маркс" и "Чапаев", хотя это и не четырехпалубные суда. Это позволяет капитану сосредоточиться на наиболее сложных участках, а также на подготовке второго штурмана как полностью самостоятельного судоводителя, и поделить организаторскую работу на судне между старпомом и пассажирским помощником, так как у старпома, если это хороший старпом, работы всегда очень много.
Зная, как организована работа в ООО "Пассажирский флот", могу сказать, что там работа поставлена на высоком уровне и серьезными специалистами. Виктор Иванович Челдышев - очень опытный и грамотный специалист, сам много лет проработавший капитаном на четырехпалубных судах. Это серьезная компания. Но, к сожалению, даже в этих случаях от беды никто не застрахован.