Для многих туристов, кто шел на теплоходе, Старая Ладога оказалась крайней точкой маршрута, достигнув которую пора было возвращаться домой. Но не для всех покинувших борт теплохода туристов круиз завершился. В Старой Ладоге к нам присоединилась Ира Листик, привнеся в наше настроение, уже настроенное на завершение круиза, еще немного туристической бодрости. Позже при прохождении каналов, мы как заправские туристы рассказывали Листику, что, мол, это не пейзажи, вот впереди еще что будет.
Утренняя экскурсия вышла весьма насыщенной, учитывая, что мы не успели увидеть ни курганов вдоль берега реки, ни церквей, оставшихся наследием времен от древних монастырей. Далее на автобусе мы отправились в Новую Ладогу.
Но, честно говоря, от посещения Новой Ладоги фотографий у меня осталось крайне мало, т.к. большую часть мы проездили в автобусе, да и экземпляра книги на мою долю у экскурсовода не хватило. В краеведческий музей нас не завозили, а решили вместо него отвезти на рыбный рынок, поэтому из Новой Ладоги я вернулась совершенно без литературы, со стойким ощущением того, что и этот город богат своей историей, которая в архитектурном плане до наших дней дошла, но немного в запущенном виде.
План и карта города Новая Ладога
http://www.lenobl.ru...pal/mc23/mc23_6http://www.russian-g...44525786Big.JPGИстория города Новая Ладога
http://arina-tour.ru...a_ladoga_01.htmhttp://arina-tour.ru...a_ladoga_02.htmНесмотря на то, что в Новую Ладогу мы доехали на автобусе, у стен вблизи Николо-Медведского монастыря оборудован причал, к которому на будущие навигации теплоход вполне технически сможет причалить, не возвращаясь на автобусе в Старую Ладогу, экономя тем самым время на осмотр городских достопримечательностей,
среди которых мы успели увидеть Николо-Медведский монастырь, расположенную поблизости Климентовскую церковь, а также шлюз старого Петровского канала.
В комплекс Николо-Медведского монастыря входит Никольский собор и церковь Иоанна Богослова.
Особое внимание привлекает чугунная винтовая наружная лестница, и, несмотря на общее состояние храма, по этой лестнице разрешено подниматься.
Лестница вела к иконе Николая Угодника, которая находилась с внешней стороны церковной стены на высоте восьми метров от земли.
http://pravladoga.ru/page_10.htmlhttp://www.lentravel...kolo-med_monastКлиментовская церковь, завершенная одной луковичной главой, со столпообразной колокольней, была освящена в 1743 году.
В заброшенном и запустевшем виде она дошла до наших дней. По описанию очевидцев и найденных в интернете фотографиях, в интерьере церкви еще сохранились фрагменты росписей на куполе и на стенах. Еще до недавних пор в церкви находились цеха завода, безвозвратно уничтожившие церковные убранства и иконостас.
http://pravladoga.ru/page_13.htmlhttp://www.temples.r...PictureID=10237Новая Ладога приобрела особое значение в связи с началом строительства Старо-Ладожского канала.
http://ps-spb2008.na..._new_ladoga.htmhttp://www.ladoga-sh...h...9&Itemid=16Идея прорыть канал от устья Волхова до истока Невы, где на острове стояла древняя крепость Орешек (с 1702 года— Шлиссельбург), возникла у Петра I. В 1716 году приступили к подготовительным работам. Канал начали рыть в Новой Ладоге 22 марта 1719 года в присутствии самого царя. Строительство растянулось не на одно десятилетие: судоходство открыли только в 1731 году, а окончательно работы были завершены только к 1754 году.
Внешний облик города, его центральной части, формирование его улиц и застройки, определяло строительство каналов. Каменная облицовка шлюзов, деревянный царский дворец, построенный еще в 1721 году, торговая площадь с «лавками купецкими» по обоим берегам, высокий (около 19 м) обелиск, установленный в честь начала строительства канала - формировали своеобразный парадный центр города. В 1765 году в связи с сооружением второго устья канала (Екатерининского, ныне Староладожского) был составлен новый план застройки города. Центральная часть города стала треугольным островом, образованным двумя рукавами канала и рекой. Эти четкие границы окончательно отделили центр от предместий. В конце 18 века, при Павле 1, в Шлиссельбурге было также построено второе устье канала, что еще больше увеличило сходство двух городов - оба расположены на Ладожском озере (в устье и в истоке большой реки), оба — с двумя рукавами каналов, со шлюзами, возле которых формировались городские центры, где стояли одинаковые обелиски, с главными улицами вдоль реки, с прямоугольными жилыми кварталами.
Последним крупным планировочным мероприятием стало строительство безшлюзного Александровского (ныне Новоладожского) канала. Канал прорезал северную слободу Загородье параллельно Екатерининскому устью.
http://arina-tour.ru...a_ladoga_02.htmhttp://www.adresaspb...4_021/14_21.htmНаглядно расположение Староладожского и Новоладожского каналов в городе видно на карте
http://www.russian-g...44525786Big.JPGШлюз Староладожского канала
После небольшого крюка на рыбный рынок мы вернулись в Старую Ладогу, где нас ждал теплоход. Сильный ветер быстро гнал теплоход по неспокойным водам Волхова, берега которого провожали нас вековыми памятниками культуры. Вот уже и позади остались стены Никольского мужского монастыря,
Староладожской крепости,
Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря,
церковь Рождества Иоанна Предтечи.
И, безусловно, все это не могло пройти мимо фото и видеокамер наших туристов.
Хранимые берегами Волхова уникальные архитектурные достопримечательности словно в который раз убеждали путника в том, что он побывал на земле «стольного града», первой столицы Древнерусского государства.
Вскоре на пути торжественно засияли купола и Новой Ладоги - города ровесницы Петербурга, также основанного по указу Петра I, чьи улицы сформированы обводными каналами - водным путем, ставшим уже историей.