Где Якунину взять деньги на электрички 04.09.2012 18:37
В борьбе за бюджетные субсидии на пригородные перевозки РЖД собирает на вокзалах страны подписи под обращением к правительству. По версии монополии, единственный способ сохранить действующее расписание электричек – государственная поддержка. Однако «Фонтанка» обнаружила другой способ: перестать брать с дочерних компаний деньги за аренду подвижного состава. По этой статье в одном только 2011 году монополия получила миллиарды рублей, а компенсировать эти странные взаимозачеты пришлось государству. И пассажирам.С 3 по 7 сентября ОАО «РЖД» проводит на вокзалах России акцию, которая больше свойственна политическим партиям, – собирает подписи граждан. Поводом для этого стала инициатива правительства РФ полностью отменить с 2014 года федеральную субсидию на региональные пассажирские перевозки, а с 2013-го – 50%-ную скидку на проезд в электричках для школьников и студентов.
Как полагают в монополии, в таком случае разницу между установленными тарифами и реальной стоимостью проезда придется полностью компенсировать региональным бюджетам. Последние и сейчас с трудом справляются с той долей компенсаций, которая возложена на них, а значит, РЖД неизбежно до минимума оптимизирует расписание. «Мы за сохранение существующих маршрутов и появление новых!», «Мы против сокращения маршрутов и уменьшения составности в электропоездах!» – так, словно речь идет о политическом митинге, звучат лозунги акции РЖД на вокзалах.
Разговоры о том, что пригородные перевозки убыточны, монополия ведет уже давно, ссылаясь на то, что доходы от тарифа не покрывают всех расходов компании. «Фонтанка» решила посмотреть, о каких именно расходах идет речь, и все ли они являются неизбежными. В качестве примера возьмем отчетность ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» («СЗППК»), которая на 74% принадлежит РЖД и 26% – Смольному.
Не «мать», а мачехаПредприятие отвечает за перевозки электричками жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, а также Республики Карелия и частично – Тверской области. При этом по сути оно является лишь оператором, который взимает плату за проезд, проверяет наличие билетов и формирует расписание. Весь подвижной состав находится в собственности ОАО «РЖД», которое предоставляет его в аренду и берет деньги за техобслуживание и текущий ремонт.
Согласно официальному отчету, в 2011 году доходы «СЗППК» составили 5,390 млрд рублей, расходы – 5,360, то есть в итоге даже получилась небольшая прибыль. При этом 3,5 млрд, то есть львиная доля всех средств, ушли на счета РЖД.
Больше всего монополия получила от своего дочернего предприятия за ремонт и обслуживание электричек – около 1,5 млрд. В 1,4 млрд обошлись услуги локомотивных бригад. Еще 32 миллиона – по статье «услуги инфраструктуры», то есть за право использовать железнодорожные пути для проезда по ним электричек.
Эти затраты в целом вопросов не вызывают: поезда нужно обслуживать и ремонтировать, машинистам следует платить зарплату, пути – ремонтировать и обновлять. Однако помимо этого в 2011 году «СЗППК» перевело РЖД около 580 млн рублей в качестве платы за аренду подвижного состава.
Формально здесь все прозрачно: «СЗППК» и РЖД – отдельные акционерные общества, взаимоотношения которых построены по коммерческим законам: одна компания владеет подвижным составом, другая – нет и поэтому берет его в аренду.
Но, по сути, речь идет об одной и той же структуре, которая сама у себя арендует электрички: как мы уже говорили, 74% акций «СЗППК» принадлежат РЖД. И если бы не эти юридические особенности взаимоотношений двух компаний, то в одном только 2011 году пригородные перевозки по Северо-Западу принесли железнодорожникам около 600 млн рублей прибыли.
Юридические миллиардыЭти юридические особенности возникли в середине 2000-х годов, когда РЖД затеяло масштабную реформу пригородных перевозок и начало создавать региональные пассажирские компании совместно с местными властями. Необходимость запуска такой системы монополия объясняла все той же убыточностью электричек, которую, как говорят в РЖД, приходилось покрывать в первую очередь за счет грузовых перевозок. Предполагалось, что если операторами пригородных направлений станут самостоятельные ОАО, то это будет намного эффективнее с точки зрения управления бизнесом. Кроме того, если убытки пригорода перестанут портить годовые отчеты РЖД, то значит, увеличится ее стоимость на рынке, и переговоры с банками для получения кредитов будет вести гораздо легче.
Всего было создано 26 пригородных компаний, и каждая из них из года в год берет у материнской компании электрички в аренду. Так, «Свердловская пассажирская компания», действующая на Урале, в 2011 года перечислила по этой статье 400 млн рублей, «Черноземье» (Воронежская, Белгородская, Липецкая и другие области средней полосы) – 200 млн, «Саратовская ППК» – 66 млн рублей, «Экспресс-пригород» (Новосибирск») – 88 млн. Правда, вычислить, сколько всего получило РЖД от своих «дочек» по этой статье, достаточно проблематично: не все компании детализируют свои отчеты, а некоторые указывают общую сумму «аренда плюс зарплата машинистам».
Электрички в подарокВ конце августа «СЗППК» сообщила, что по итогам 2012 года ее убыток может достичь почти 1 млрд рублей. В связи с этим она пригрозила резким сокращением числа электричек. По версии компании, чтобы не допустить этого, региональные власти должны увеличить размер субсидии. Так, Псковская область должна заплатить около 390 млн вместо заложенных в местном бюджете 10 млн, Новгородская – 320 вместо 13,5. А Ленинградская область, которая в этом году вообще не планировала платить монополисту, должна раскошелиться на 400 млн рублей.
Свои угрозы перевозчик начал воплощать в жизнь. В августе «СЗППК» уже отменила около 6 электричек в Мурманской области, 22 – в Новгородской области, 19 – в Псковской. Причина везде одна и та же: недостаточный размер субсидии, выделяемый региональными властями.
Однако «Фонтанка» предлагает другой способ решения проблемы, причем он применим не только в нашем регионе, но и по всей стране. Как объяснила юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и партнеры» Екатерина Смирнова, согласно статье 575 Гражданского кодекса, коммерческие организации не могут дарить друг другу имущество. Однако, как следует из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2005 года, эта норма не распространяется на те случаи, когда материнская компания передает имущество своему дочернему обществу.
Иначе говоря, РЖД достаточно просто перевести электрички на баланс пригородных компаний, и тогда последним уже будет не нужно платить за его аренду. При, согласно письму Министерства финансов от 9 ноября 2006 года, передача может быть абсолютно безвозмездной. Тогда из статьи «расходы» магическим образом вдруг исчезнут миллиарды рублей. И возможно, железнодорожникам и вовсе не понадобится федеральное субсидирование, вероятное исчезновение которого заставило их собирать подписи по всей стране.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"
Справка:До 2003 года грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки находились в ведении министерства путей сообщения. Однако работа ведомства была признана неэффективной, и постановление правительства было создано ОАО «РЖД». Единственным акционером компании является государство.
http://www.fontanka.ru/2012/09/03/162/