На примере Оки хочу порассуждать на следующую тему. Уважаемый Александр Соснин в ЖЖ пишет, что береговая инфраструктура и технический флот практически порушены: на той же Оке фекальные и подсланевые воды негде откачать. Но у меня, глядя с берега
, сложилось несколько двойственное впечатление. И пример Оки тут как нельзя кстати: на этой реке некогда существовало весьма интенсивное и востребованное речное сообщение, но оно фактически рухнуло несколько ранее кончины советской власти - так что винить во всём ельцинские реформы не получится. Ну так вот, конец 80-х, валовой национальный продукт СССР зашкаливает за все мыслимые пределы, а на окском фарватере - тишина
Пол дня, а то и дольше, рыбу ловишь, а из всего регистрового флота пройдёт какой нибудь представитель вспомогательного флота (дебаркадер, например, протащут) или вообще ничего не пройдёт, или пройдёт баржа, но порожняя
Но при этом береговая и плавучая обстановка стоит весьма плотно и по внешнему виду ясно, что её обслуживают. А в устье Трубежа масса технического флота, содержание которого также требует материальных средств. Ещё тогда у меня возникал вопрос: За счёт чего держится судоходство на Оке? Или ради чего? Путешествие на т/х типа Гр.Пирогов - хорошо, но это не социально значимая функция. А грузов не видать... Единственное, что пришло в голову: реализация песка и щебня, добытых самими же речниками. Впоследствии оказалось, что так оно и есть, только добыча песка со дна и разработка перекатов - это совершенно разные функции, которые выполняют разные организации.
А ведь технического флота в устье Трубежа много торчало. Ну и спрашивается: За чей счёт банкет - коммерческого судоходства , считай, нету, а техники и технического персонала дофига...
Возможно, техническому флоту нужно стать более мобильным. Не стоит к каждому порту привязывать все виды обслуживания, не стоит держать в Серпухове, Коломне, Рязани, Касимове, Муроме вообще всё, что только может быть на реке. Путь та же ОСка будет более мобильной: сегодня в Рязани, позже в Коломне, далее в Южном порту, а после вообще не в окском бассейне, а там, где нужнее. А то странно как-то выглядел окский флот в конце 80-х: технических и вспомогательных судов больше, чем коммерческих.
И ещё вопрос, может, кто знает: в каком году на Оке отказались от освещаемой обстановки? Помню, весь день рыбу ловили между устьем Вожи и Бараньими рожками - только год точно не помню. Но всеобщее воровство меди ещё не началось, а вот бессмысленный вандализм был - т.е. похоже что ещё не Ельцин, а пока что горбачёвское время. И вот на береговых знаках явствнно виднелись следы демонтированного (а может сорванного) электрооборудования: обрывки проводов, клеммы и т.д. Обстановка уже явно не освещалась.