Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Путешествие по Енисею на т/х "В.Чкалов"
#61
Отправлено 11 Июль 2008 - 16:50
А мы с 18 до 18-20 стоим в Ворогово – одном из самых больших населенных пунктов Туруханского района, возникшим здесь в 1614 году как зимовье мангазейских казаков.
Сибирские лошадки...
Стоя на палубе в ожидании отправления в рейс, ловишь себя на мысли, что немного завидуешь людям, живущим в этих далёких сибирских деревнях. Конечно, я далёк от мысли идеализировать жизнь в этих краях и уж тем более не жалею, что живу в столице (более того, я очень люблю Москву и мне нравится ритм её жизни), но с другой стороны, как же порой после суетного рабочего дня, полного проблем, хочется отстраниться от всего и перенестись куда-то далеко-далеко… Здесь по-другому идёт время, здесь более простые и открытые люди, здесь никуда не спешат, не суетятся, тут другие жизненные приоритеты… А одним из главных событий в жизни села является прибытие теплохода с Большой Земли…
Сразу по отправлении расходимся с крупным плавсоставом, состоящим из толкача типа ОТ-2100 и нескольких несамоходных барж с контейнерами и автомобилями.
Лес - один из основных грузов на Енисее:
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#62
Отправлено 11 Июль 2008 - 17:49
Через сорок минут теплоход сделал получасовую санитарную стоянку - посреди реки стоит система, состоящая из сцепленных старого лихтёра, небольшого самоходного судна и плавучего жилого корпуса. Здесь расположена станция по сжиганию мусора.
Пока матросы выносили с теплохода мешки с отходами, с интересом наблюдаю за жизнью этого небольшого речного царства...
А это действительно маленькое царство, всю навигацию стоящее посреди реки – иногда к нему подходят пассажирские теплоходы и иные суда, а в остальное время жизнь здесь идёт размеренно и неторопливо – в свободное время работники станции ходят на моторках в протоки на рыбалку, а улов коптится и хранится прямо рядом с рубкой.
Кстати, оччень неплохая моторочка.
Так всё лето проводит на Енисее этот мальчонка, который стремится во всём быть похожим на своего отца. Он растёт на Енисее. Для него река – это жизнь…
А вот мама мальчика. С магазинами тут туговато, поэтому прибытие теплохода для неё тоже важное событие…
Оп!
А рыба перемещается в обратном направлении.
Так и проходит жизнь на великой реке…
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#63
Отправлено 11 Июль 2008 - 18:41
Пока Андрей готовит продолжение, добавлю от себя небольшую лепту портретов сибиряков
Ярцево. "...На людей посмотреть, себя показать..."
Мужчина с фотокамерой попросил разрешения сфотографировать мужичков. Посмотрите на их удовольствие!
Завораживающая своею красотой - простота притягивает к себе.
Аэропорт "Ярцево"
А это уже Ворогово. Поколение Next
Женщина торговала на ярмарке, а теперь провожает близких? или друзей? или добрых покупателей?
Она долго стояла провожая теплоход и все с кем-то прощалась.
День впечатлений.
370 лет истории.
Хозяин-отец. Был очевидцем диалога, хозяина и пассажира теплохода:
- Лодка хороша... Почем взял?
- Хороша. 120 тыщ. с доставкой из Петербурга.
- Волну-то хорошо держит?
- Еще как! Хорошо не то слово!
- Ну а как тут живется-то?
- Помаленьку, вона рыбки половишь в запрудах, с людьми хорошими погутаришь, так оно и день проходит.
Хозяин-сын. Всему пассажирскому сообществу показал все свои укромные уголки: И где рыбка, и где огород в ящиках, и где в прятки играет, и в лодке посидел, и с ровестниками из пассажиров успел подружится (а у меня есть вот, а у меня вот, а вот этого у тебя нет, а у меня есть... )
Матрос с борта Чкалова. А Вы о ком подумали?
#64
Отправлено 12 Июль 2008 - 12:30
День перевалил за экватор, но самое интересное сегодня будет именно вечером и ночью - Вороговское многоостровье, Осиновский порог, скалы "Барочка" и "Кораблик", осиновские "щёки", устье Подкаменной Тунгуски и удивительно красивый посёлок Бор.
Покинув Ворогово и завершив техническую стоянку, теплоход направляется далее вниз по реке.
Удивительно ведёт себя Енисей ниже по течению! Ниже Ворогово начинается Вороговское многоостровье – Енисей здесь разливается на 20 с лишним километров в ширину, русло дробится на десятки островов, отделенных друг от друга причудливыми протоками – впереди, сзади, слева, справа – везде кругом водная ширь, острова, протоки. Фарватер идёт то прямо, как по линейке, то лавирует между островами…
Простор...
Где вода, где небо?
Острова, протоки...
Причудлив и извилист здесь фарватер...
А здесь фарватер прочерчен как по линейке...
ОТ-2404
Длина Вороговского многоостровья – более сорока километров. Этот разлив – естественное водохранилище, сразу за которым река устремляется в Осиновский порог.
С бешеной скоростью (10-15 км/ч) несётся могучая река, которая равна здесь полутора Волгам и семи Днепрам...
Сразу за порогом взору открывается освещенный солнцем узкий проход в скалах - направляемся туда!
Мой блог о путешествиях=>>
#65
Отправлено 12 Июль 2008 - 12:45
Устремляемся в каньон!
Высокие гранитные берега образуют коридор высотой 150 метров.
Кстати, в половодье в этом каньоне часто возникают мощные ледяные заторы, образующие естественную плотину – тогда паводком накрывает все вышележащие места вплоть до Ворогово.
Стремительно несёмся мы дальше между скал...
Мой блог о путешествиях=>>
#66
Отправлено 12 Июль 2008 - 13:01
Первый возвышается над водой на 50 метров, покрыт редким лесом с единственной сосной на вершине, напоминающей трубу парохода. За ним в 150-200 метрах – остров Барочка.
Кораблик:
Сразу за ним - остов Барочка, отделённый от Кораблика узким проходом:
Проход между островами:
Барочка:
А налево от Барочки, уже по левому борту теплохода – большой остров Монастырский, поросший мощными деревьями. В старину сюда отправляли беглых монахов Спасского монастыря.
Да, Осиновская система действительно одно из самых живописных мест на Енисее! Для любителей точной хронологии, а также для тех, кто будет рассчитывать временные расклады при подготовке к дальнейшим путешествиям – Вороговское многоостровье мы проходили с 18-50 до 21-00 (с учётом упоминавшейся получасовой технической стоянки), Осиновский порог – 21-00, Осиновские Щёки и острова Барочка и Кораблик – в 21-30… 22-00.
Уже почти одиннадцать часов вечера, а солнце и не думает садиться – до чего потрясающе красивое освещение!
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#67
Отправлено 12 Июль 2008 - 13:16
В 22-50 теплоход справа проходит устье Подкаменной Тунгуски – одного из трёх крупнейших притоков Енисея.
Длина реки 1865 километров, она протекает в пределах Среднесибирского плоскогорья, главным образом, в Эвенкии. Тунгуской река названа потому, что так называли себя раньше эвенки, а Подкаменная – так как течение реки пересекает Енисейский Кряж, называемый Камнем. Подкаменная Тунгуска – это очень бурная река потрясающей красоты, выдающийся природный феномен Сибири. Бывалые люди говорят, что нет более живописной реки, чем Подкаменная.
Подкаменная Тунгуска судоходна в половодье на 1146 километра до села Ванавара. Навигация на реке возможна только в течение 25-30 дней в июне. За этот короткий период суда должны успеть доставить грузы и топливо до порта Ванавара. Летом уровень кристально чистых вод реки значительно снижается, и суда уже не могут преодолевать многочисленные шиверы и пороги, в которых река не течёт, а прыгает. Особенно впечатляет узкий скалистый каньон, называющийся Горлышком, где на протяжении десятка километров пароходы идут по узкому скалистому ущелью и преодолевают множество опасных порогов – например, Большой порог, а также пороги Дедушка и Мучной. Почти безлюдны берега реки, поросшие кедрачом. На всём протяжении реки (1865 км) не наберется и полутора десятков селений. С давних пор Подкаменная Тунгуска – единственный путь в Южную Эвенкию, где прибытие первого каравана с грузом (состоящего обычно из пары танкеров и нескольких могучих толкачей типа ОТ с баржами) – настоящий праздник для местных жителей. Проводка караванов вверх по Подкаменной Тунгуске – необычайно сложная, ответственная, но в тоже время удивительно красивая и ювелирная работа, которой по праву гордятся енисейские речники!
Проходим устье Подкаменной:
======================================================
Сразу за устьем Подкаменной Тунгуски находится посёлок Бор, расположенный на крутом обрыве по левому берегу Енисея. Улицы посёлка проложены среди вековых сосен и берёз. В Бору живут охотники, лётчики, рыбаки и научные работники Центральносибирского заповедника, находящегося ниже по реке. Несколько работников заповедника ехали и на нашем теплоходе.
В Бору наш теплоход стоял полчаса – с 23-10 до 23-40. Эта стоянка оказалась одной из самых красивых на нашем маршруте – крутой обрыв, могучий Енисей, озаренный заходящим вечерним солнцем, буйство красок… Фантастика!!!
Мой блог о путешествиях=>>
#68
Отправлено 12 Июль 2008 - 13:24
Этот удивительный день заканчивался, но несмотря на поздний час долго не уходим мы с палубы! Теплоход проходит территорию уникального Центральносибирского заповедника… Необычайно красив закат… Хотя в полном смысле слова закатом назвать его трудно - около полуночи солнце скрывается за горизонтом, небо играет яркими красками, другой край неба чуть-чуть темнеет, всходит луна, а уже в третьем часу ночи закат плавно переходит в рассвет, и солнце снова поднимается над горизонтом – наступает новый день…
Продолжение - в следующий раз...
Мой блог о путешествиях=>>
#70
Отправлено 14 Июль 2008 - 20:05
Часть 5.
25 июня. В суровой сибирской глуши. Таёжные деревни.
Туруханск. Нижняя Тунгуска. Полярное солнце.
В этот день я решил чуть-чуть отоспаться. Около 10 утра теплоход прошёл посёлок Верхнеимбатск. От Бора до Туруханска на протяжении почти 600 километров на реке нет ни одной пристани, и в немногочисленных деревнях отстоящих друг от друга порой на сотню километров пассажиры доставляются на борт или мотоботами, спускаемыми с теплохода, или, что чаще, из деревни к борту подходят моторки, откуда прямо на воде и производится посадка/высадка.
Канготово - одна из крошечных таёжных деревенек, изредко разбросанных вдоль Енисея...
За ночь теплоход продвинулся ещё на 300 километров на север – природа поменялась: горы отступили, вдоль ровных берегов реки тянется тайга…
Тайга… Мрачная, тесная, сырая, заболоченная. Труднопроходимая… Можно днями пробираться по ней и не встретить ни жилья, ни человека. Пихта, ель с примесью осины, кедр, кустарники. Такую тайгу называют черневой или темнохвойной.
А Енисей могуч… Напрямик, как стрела, на протяжении нескольких сотен километров течёт он строго на Север. Здесь нет такой яркой красоты, как, скажем, вчера в Осиновских щёках или ещё днём ранее в окрестностях Красноярска, но тут своё очарование – мощь, суровость, величие, безмолвие… Эту красоту куда сложнее охватить фотоаппаратом, но воспринимается она не менее сильно.
Удивительно находиться на палубе, пить душистый зеленый чай с вкуснейшими пирожками и осознавать, что вокруг теплохода, за исключением нескольких глухих деревень, изредка разбросанных вдоль берега реки, что влево, что вправо на тысячи километров нет ни одной живой души, и практически нет следов присутствия человека.
Суров здесь Енисей, суров…
Появились чайки...
Кругом тайга…
На прямых участках реки не видно берегов…
В 16-00 теплоход подошел к деревне Верещагино и остановился, окруженный подошедшими со всех сторон лодками.
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#71
Отправлено 14 Июль 2008 - 20:37
Сажаем несколько пассажиров, и снова в путь...
========================================================
По пути очень много интересного флота. Подробнее об этом наверняка расскажет на своём сайте Миша Архипов, а я сделаю это более тезисно
Удачный кадр - слева направо: СТ-310, ГТМ-63, ОТ "Н.Ефремов", Ленанефть "Василий Суриков" - душа энтузиаста в предвкушении.
Первый:
Расхождение "Ефремова" с составом и "Сурикова":
Второй:
Третий:
Обгоняем танкер «Василий Суриков». Как выяснилось из подслушанных радиопереговоров, он, как и мы, идёт в Дудинку – везёт топливо; а ещё они очень спешат в Дудинку посмотреть футбол – завтра ночью в 2-30 по местному времени наши будут играть в полуфинале с испанцами…
Ленанефть "Василий Суриков" будет нашим постоянным попутчиком всё оставшееся время...
А вот ещё одна очень интересная "Ленанефть" - "Виктор Астафьев" (до 2002г. - "Ленанефть 2035"):
====================================================
Около восьми вечера проходим деревню Сухая Тунгуска и устье одноименной реки. Удивительно! В деревне всего два дома, а она обозначена на карте России, висящей у меня в комнате.
В 21-00 теплоход останавливается напротив деревни Костино – к борту подходят несколько моторок…
Сельсовет...
Высадив несколько пассажиров, теплоход продолжил свой путь на север… Тут уже рукой подать до Туруханска – крупного села, центра Туруханского района Красноярского края - района, по площади превосходящего целый ряд европейских стран.
На подходе к Туруханску теплоход идёт вдоль правого берега Енисея, обрывающегося к воде необычайно красивыми скалами…
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#72
Отправлено 14 Июль 2008 - 22:19
Вскоре на горизонте показались очертания Туруханска – одного из древнейших поселений Восточной Сибири.
В 23-30 теплоход ошвартовался у дебаркадера, расположенного в устье Нижней Тунгуски. Как и везде на реке, несмотря на поздний (пусть и совершенно светлый) час на пристани толпится много народа, к теплоходу подъезжает несколько грузовиков – "Чкалов" привёз в Туруханск много груза.
В отличие от всех предыдущих пристаней, в Туруханске теплоход стоит долго – целых полтора часа (с 23-30 до часа ночи). Это здорово – поселок расположен у самого Полярного круга, так что ночь не помешает нам познакомиться с Туруханском более подробно.
=====================================================================
Туруханск – одно из старейших поселений Красноярского края. Туруханск старше Красноярска. Позволю себе привести немного исторических данных.
В 1600 году Борис Годунов приказал построить в 200 километрах от устья Тазовской губы острог Мангазея. Это был первый русский город в Сибири, имевший большое значение в освоении и изучении природных богатств Сибири. Красив был город со своими островерхими башнями и золочеными куполами церквей. Промышленников влекли богатые пушниной Приенисейская Сибирь и районы восточнее Енисея. Чтобы попасть на Енисей, люди плыли из Мангазеи вверх по реке Таз, а оттуда по его притокам и мелким водотокам доходили до Таз-Енисейского водораздела, где волоком и далее через притоки добирались до реки Турухан, притока Енисея.
В 1607 году на берегу реки Турухан вблизи её впадения в Енисей воеводами Жеребцовым и Давыдовым было основано Туруханское зимовье, сыгравшее главную роль в освоении севера Приенисейской Сибири. После большого пожара в Мангазее в 1619 году Туруханское зимовье, расположенное на большой реке, стало заселяться мангазейцами и превратилось в город. Опустошительные пожары в Мангазее в 1642 и 1662 годах привели к окончательному её запустению, жители Мангазеи переселились в Туруханск, который долго был известен как Новая Мангазея. В 1670 году в Туруханск переводится из Мангазеи и воеводское управление. В 1677 году в Новой Мангазее были выстроены 4 деревянные башни с пушками, в 1780 году город был переименован в Туруханск и стал уездным городом.
Во 2-й половине 17 и в течение всего 18 веков Туруханск являлся крупным торговым центром, специализировавшимся на пушнине. На туруханскую ярмарку съезжались купцы и торговцы не только из Сибири, но и со всей России. Ярмарка начиналась 29 июня, и продолжалась две недели; гостиный двор имел 25 лавок; кроме того, много временных лавок и балаганов было построено на открытом месте, а примерно в 25 км от города происходила ярмарка на судах и лодках. Как уже было отмечено, все эти годы Туруханск располагался не в том месте, где находится сейчас, а несколько ниже по реке.
С 1822 года начинается период упадка города – он был оставлен за штатом, а в середине 19 века перенесён на нынешнее место, в устье Нижней Тунгуски - туда, где раньше находилось село Монастырское, а на старом месте теперь находится село Старотуруханск.
Село Монастырское, на месте которого находится современный Туруханск, было основано в 1660 году – тогда на этом месте монахом Тихоном, сосланным в Мангазею, был основан монастырь, вокруг которого стали появляться дома, образовавшие село. С конца 17 века монастырь играл значительную роль в экономическом освоении севера енисейского края – со временем монахи сосредоточили в своих руках значительное количество земельных угодий и промыслов в Енисейском и Мангазейском уездах. Монастырь был культурным центром края, а также активно занимался христианизацией коренного населения. В 1923 году монастырь был закрыт – до наших дней без куполов сохранилась лишь Троицкая церковь, использовавшаяся для административных нужд. В 1991 году она вновь стала действующей, а с 1994 года началось восстановление монастыря.
На протяжении значительной части своей истории Туруханск являлся местом ссылок – в древнем Свято-Троицком монастыре долгое время находилась религиозная тюрьма, здесь в 1827 году находился декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин, а с начала 20 века Туруханск стал центром политических ссылок – сначала сюда ссылали революционеров (здесь были Свердлов, Сталин, Спандарян), а потом политзаключенных, осуждённых уже в советское время.
В Туруханске действует музей политической ссылки, основанный в 1938 году, как мемориальный дом-музей Я.М. Свердлова, в 1984 году объединенный с домом-музеем С.С. Спандаряна, а в 1992 году переименованный в музей «Политическая ссылка». В музее подлинные вещи того времени – одежда ссыльных из оленьих шкур, топчан, на котором отдыхал Сталин (он постоянно пребывал в Курейке, что ниже по Енисею, но два раза в месяц ему разрешалось приезжать оттуда в Туруханск за почтой), а также письма и фотографии. В экспозиции отражена и ссылка советского периода. Так, в 1949 году в Туруханск по Енисею прибила на пожизненное поселение А.С.Эфрон – переводчица, поэтесса, дочь М.И.Цветаевой. Здесь она жила и работала до 1955 года, до полной своей реабилитации.
За полтора часа стоянки мне удалось обойти практически весь Туруханск. Посёлок оставил очень приятное впечатление – очень ухожен и чист.
Фотопрогулка по Туруханску.
Новая детская площадка:
Памятник павшим в Великой Отечественной войне:
В Туруханске действует аэропорт, обслуживающий местные линии, которые связывают между собой отдалённые посёлки края:
Универмаг "Мангазея"
Памятник С.С.Спандаряну на фоне мемориального домика (ныне - музей "Политическая ссылка")
Троицкая церковь:
Пристань Туруханск, расположенная при впадении Нижней Тунгуски в Енисей:
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#73
Отправлено 14 Июль 2008 - 22:43
Немного малого флота на Нижней Тунгуске:
1918-й...
Особенно поражает воображение вид, открывающийся с крутого обрыва – тайга, а вокруг, куда ни глянь - широкие водные просторы! Здесь, необъятный как море Енисей, принимает Нижнюю Тунгуску – один из своих крупнейших притоков.
Нижняя Тунгуска (ближний план) встречается с могучим Енисеем (из-за мыса)
По своей водности Нижняя Тунгуска лишь немного уступает Ангаре (но она всё равно несёт воды больше, чем Кама, или три Дона, или два Днепра, или полторы Невы), но по длине Нижняя Тунгуска не знает себе равных среди притоков Енисея – на протяжении почти трёх тысяч километров несёт она к Енисею свои воды – для сравнения, это лишь чуть-чуть короче, чем длина реки Обь. Если бы Нижняя Тунгуска текла по Европейской части России, она была бы второй по величине её рекой после Волги.
Большая это река – Нижняя Тунгуска.
В верховьях течёт она в широкой долине, а в нижнем течении озеровидные расширения шириной до 25 километров чередуются с многочисленными ущельями, через которые река прорывается сквозь Тунгусское плато. В ущельях русло реки сужается местами до 100 метров, берега высотой более 200 метров совершенно отвесны, а глубины достигают порой 60-100 метров. Как и Подкаменная, Нижняя Тунгуска – очень бурная река с многочисленными порогами и шиверами. Река судоходна в основном в высокую воду. На реке очень мало поселков: единственный относительно крупный поселок на реке – столица Эвенкии Тура населением около 9 тысяч человек. Тура расположена почти в тысяче километрах от устья Нижней Тунгуски, в 1630 километрах от Красноярска, при этом расположенный в устье Тунгуски Туруханск является ближайшим к ней населенным пунктом! В высокую воду по Нижней Тунгуске до Туры поднимаются караваны с топливом и продовольствием, а в остальное время добраться туда можно только по воздуху.
Как только не называли эту реку в разные годы – Троицкая Тунгуска, Мангазейская Тунгуска, а иногда с лёгкой руки писателя В.Я.Шишкова называют «Угрюм-рекой». Нижняя Тунгуска – река своеобразная, своенравная и удивительно красивая – пороги, речные ущелья, буруны и перекаты, красота и пустынность берегов, прибрежные горы и скалы. На плато левого берега Нижней тунгуски расположены необычайно чистые и красивые горные озёра.
Устье Нижней Тунгуски с теплохода:
Вдали - Тунгусское плато:
Долго стою я на обрыве на стрелке двух огромных сибирских рек, вглядываясь то на юг вверх по Енисею, откуда мы приплыли, то на восток – вверх по Нижней Тунгуске, открывающей путь в таинственный огромный край, куда так хочется проникнуть...
...то на север, где две реки, объединившись, текут далее Большим Енисеем в Северный Ледовитый океан…
Подойдя к пристани, долго брожу я вдоль воды…
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#74
Отправлено 14 Июль 2008 - 23:10
В час ночи теплоход направился в дальнейший путь...
...и едва мы отошли от пристани, как всё вокруг озарило ночное Полярное Солнце, показавшееся над кромкой крутояра…
Небо над обрывом розовеет...
...становится всё ярче...
...ярче!!!
Над кромкой берега появляется солнечный диск, заливающий всё вокруг мягким светом...
Приняв воды Нижней Тунгуски, Енисей становится необъятным - ширина реки достигает пяти – восьми километров, и местами Енисей становится похожим скорее на море. Вскоре после Туруханска в русле Енисея – остров Большой Шар, а далее гигантский водный поток делает несколько поворотов. Этой ночью мы пересекаем Северный Полярный круг. Долго не могу уйти с палубы – любуюсь могучей рекой, ночным солнцем, а с кормы – долго виднеющимися позади далёкими отрогами Тунгусского плато…
Продолжение - в следующий раз...
Мой блог о путешествиях=>>
#75
Отправлено 15 Июль 2008 - 08:26
Помните, был такой фильм – «Человек-оркестр»? Так вот, Андрей Урицк – «Человек-пиар-агентство»!
#76
Отправлено 15 Июль 2008 - 19:47
Ну вот, начали за здравие а закончили за… Я бы на месте Андрея за такое сравнение обиделся.Так вот, Андрей Урицк – «Человек-пиар-агентство»!
т/х в моей жизни:
"А.С.Попов";"Вл.Ильич"/"Санкт-Петербург";"Герой Ю.Гагарин";"Т.Г.Шевченко";"А.Сурков";
"М.Ульянова";"С.Орлов";"Н.К.Крупская";"А.Ульянов"/"Кронштадт"
#78
Отправлено 16 Июль 2008 - 20:27
Да нет, ну зачем же обижаться - это ведь всего лишь шутка.Я бы на месте Андрея за такое сравнение обиделся.Так вот, Андрей Урицк – «Человек-пиар-агентство»!
======================================================
Между тем, продолжу отчёт...
Часть 6.
26 июня. Заполярье. 500 километров на Север. Последний рывок.
Суровое дыхание Арктики. Игарка. Дудинка – морской порт близ устья.
Вот и наступил последний день речной части путешествия. Вообще, хотя сам переход Красноярск – Дудинка занимает всего четыре дня, но по внутренним ощущениям кажется, что прошло намного больше – уж больно интересными и насыщенными оказались эти дни. Каждый день мы проходили совершенно разные места, видели совершенно разные стороны жизни края, каждый день по-новому представал перед нами могучий Енисей. Сегодня широкий как море необъятным потоком несёт он свои воды на север.
Около шести утра мы пересекли Северный Полярный круг и прошли устье реки Курейка – правого притока Енисея. Это крупная горно-таёжная река берёт своё начало с плато Путорана и имеет несколько проточных озёр. В 101 километре от устья на реке сооружена Курейская ГЭС, построенная в 1975-2002 годах для энергоснабжения крупнейшего в мире Норильского горно-металлургического комбината, а также Дудинского и Игарского промышленных районов.
На высоком левом берегу Енисея прямо напротив устья Курейки расположено крохотное село Курейка, которое долгое время служило местом ссылки.
Перед Февральской революцией здесь отбывали ссылку 25 политических изгнанников, в том числе И.В.Джугашвили (Сталин). В те времена здесь было несколько маленьких домиков рыбаков, в одном из которых он и квартировал. Позднее над этим маленьким домиком был построен большой двухэтажный деревянный дом, а к 70-летию вождя на этом месте было решено построить величественный дворец, и в 1952 году громадное светло-серое здание пантеона было построено. Это было величественное здание высотой 14 метров с красивым сквером и клумбами цветов. Перед дворцом стояла столь же величественная фигура Сталина, внутри дворца дубовый паркетный пол был устлан пушистыми коврами, а посредине на толстом слое желтого песка стоял освещенный лампами маленький рыбацкий домик, в котором жил Сталин в 1914-1916 гг. Но ничего этого на сегодняшний день не сохранилось – скульптура была демонтирована в 1961 году, тогда же некоторые вещи и экспонаты пантеона были перевезены в Ачинский краеведческий музей, где в запасниках и хранятся до сих пор. А величественный дворец долго стоял пустым и полуразрушенным, вызывая интерес у проплывающих по Енисею. В 1996 году здание было уничтожено пожаром.
Вот так выглядел дворец изначально:
И в начале 90-х…
=========================================================================
Чуть ниже Курейки - там, где Енисей делает большую петлю, расположено ещё одно памятное место, также связанное со Сталиным, правда совершенно в другом свете.
В посёлке Ермаково в прошлом располагался опорный пункт строительства железной дороги Салехард – Игарка (1949-1953 гг.). Эта заполярная трасса протяженностью 1263 километра получила название «мертвая дорога». В соответствии с постановлением правительства от 1947 года, строительство этой трассы было возложено на МВД СССР и управление Главсевморпути.
Изначально в низовьях Обской губы у мыса Каменный планировалось построить крупный секретный военный порт и проложить к нему железнодорожную ветку. Со временем выяснилось, что строительство порта в том месте невозможно из-за малых глубин, и вместо этого началось строительство заполярной железнодорожной ветки Салехард – Игарка между Обью и Енисеем. Стройка была засекречена, велась силами 100 тысяч политзаключенных, работавших и содержащихся в нечеловеческих условиях, и имела условные номера – западный участок имел кодовый номер 501, центральный – 502, а восточный, начинавшийся от Енисея – 503-й. В ходе строительства на участках трассы через каждые 5-7 км возводились объекты – бараки для заключенных, хозяйственные помещения, казармы охраны. Каждый такой лагерь представлял собой квадратный участок размером 200х200 м, огороженный тремя рядами колючей проволоки.
Строительство велось вручную в суровых условиях Заполярья – забитые в мерзлоту опоры со временем выталкивались из неё, ледяные линзы при оттаивании вызывали осадку построенных объектов, но несмотря на трудности к 1953 году от Игарки в юго-западном направлении было уложено 65 километров ж/д полотна. После смерти Сталина строительство «Мертвой Дороги» было остановлено. Свёртывание стройки происходило хаотично, и по сей день в тайге и тундре можно увидеть остатки лагерей, брошенные стройматериалы, рельсы и паровозы…
Во время туристических рейсов теплоходы останавливаются здесь на рейде, туристы на мотоботах доставляются на берег и в сопровождении проводников идут несколько километров в тайгу, где посещают один из заброшенных лагерей 503-й стройки и смотрят остатки железной дороги. Это очень интересная экскурсия, оставляющая необычайно сильное впечатление!
Однако мы идём на рейсовом теплоходе, поэтому можем лицезреть Ермаково лишь со стороны, всматриваясь в бинокль в огромный таёжный массив, скрывающий от нас один их самых страшных памятников сталинской эпохе…
Крест на берегу...
Село Ермаково:
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
От Ермаково до Игарки – четыре часа хода, и в 12-30 с борта теплохода открывается панорама Игарки – города, долгое время являвшегося морскими воротами Восточной Сибири.
Знакомая картина.
"В.Чкалов" в Игарке:
Игарка находится в 673 километрах от устья Енисея, это порт, доступный для морских судов. Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея, отделенной от основного русла реки островом Игарский, на котором располагается аэропорт города, наряду с Норильским аэропортом Алыкель являющийся северными воздушными воротами Красноярского края. Аэропорт Игарки способен принимать большинство типов воздушных судов, (в том числе Ту-134, Ту-154, Ил-76 и Як-42, а с 1988 года – Ил-86) и является запасным аэродромом для Норильска.
Впервые Игарскую протоку нанесли на карту в первой половине 18 века, а современная история города началась в 1929 году, когда здесь стали строить порт, доступный для морских судов. Тогда же началось строительство огромного лесопильно-перевалочного комбината для торговли пиломатериалами на экспорт через Севморпуть. Город стал центром лесопильной промышленности.
Морской порт в 500 километрах от моря…. Долгое время Игарский морской порт был одним из крупнейших в мире по перевалке леса. За навигацию он перерабатывал до 1 млн. тонн грузов. В игарском порту имеются береговые причалы для погрузки одновременно трёх морских судов, а также 12 стоянок на рейде для перегрузки с речных судов на морские. Морской порт расположен в Игарской протоке, защищающей от ледоходов и штормов.
Морские буксиры:
Когда-то крупнейший лесоперевалочный порт, Игарка теперь переживает упадок – изменились транспортные потоки, и морских судов теперь сюда заходит совсем немного. В последнее время появилась надежда на вторую жизнь города в связи с началом разработки Ванкорского газонефтяного месторождения, расположенного на противоположном левом берегу Енисея.
====================================================================
Теплоход стоит в Игарке больше часа (с 12-45 до 14-00), здесь сходит много народа, на берег выносят очень много груза. Современный центр города («Новая Игарка») расположен в нескольких километрах от порта, но я для поддержания спортивной формы решил совершить туда марш-бросок и нисколько об этом не пожалел.
Старая Игарка – практически брошенный прилегающий к порту район...
"Мой город - моя гордость"...
В полном энтузиастском обмундировании начинаю марш-бросок в "Новую Игарку"...
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
#79
Отправлено 16 Июль 2008 - 20:47
Самолёт полярной авиации Ли-2, поставленный сюда на вечную стоянку в 1979 году. Десятилетия трудились эти самолёты на освоении сурового Крайнего Севера…
А это уже Новая Игарка...
Обратите внимание, что дома здесь, как и везде в зоне вечной мерзлоты, сооружаются на сваях:
Набережная Енисея:
Тем, у кого будет больше времени, советую посетить в Игарке два музея – вечной мерзлоты и 503-й стройки.
А я возвращаюсь в прилегающий к порту район:
Памятник Ленину...
...и 50-летию Октября:
Очень интересное здание у пристани:
Чтобы попасть на теплоход пассажирам приходится творить чудеса эквилибристики.
"Чкалов" привёз в Игарку много груза - среди прочего, детские игрушки...
...а также много овощей и фруктов...
...которые быстро грузятся на различные виды транспорта:
В небе тоже есть, что поснимать...
Прощаемся с Игаркой:
Хочется верить, что в истории этого переживающего сейчас не лучшие времена города скоро снова наступит светлая полоса…
Продолжение следует...
Мой блог о путешествиях=>>
#80
Отправлено 17 Июль 2008 - 19:01
В 14-00 «В.Чкалов» покинул Игарку и направился далее на север. Теплоход вышел на финишную прямую: отсюда до Дудинки 250 километров, а до устья Енисея - более 600 километров. Кстати, в отличие от ряда других рек, у Енисея нет чётко обозначенного устья – после Дудинки и Караула Енисей постепенно расширяется, дробясь на рукава, и могучий речной поток незаметно и постепенно переходит в длинный Енисейский залив Карского моря. Между тем, официальным устьевым створом Енисея считается створ мыса Сопочная Карга. Отсюда берет начало последний километраж на Енисее, который отсчитывается вверх по реке до Игарки (помните, в одной из предыдущих частей я писал об этом?).
От Игарки до моря ещё более 500 километров, но именно отсюда начинается устьевой участок Енисея. Здесь чувствуется дыхание Океана – тут уже очень заметны приливные колебания; от Игарки на Енисее начинают действовать морские правила судоходства, речные бакены уступают место расположенным на значительном расстоянии большим морским буям с радиолокационными отражателями. Гарантированные глубины здесь не менее 16 метров по любой воде, а реально – больше 22 метров, но течение остаётся сильным даже здесь, на устьевом участке.
Морской буй
На речных просторах...
Остатки зимника... Тут снег пока встречается лишь изредка. Через несколько часов белая пелена будет доминировать по берегам...
А вот наш старый знакомый «Василий Суриков»
(обратите внимание - на заднем плане видна ЛЭП, протяжённостью несколько тысяч километров. Она через бескрайнюю тайгу и тундру связывает воедино Курейскую и Хантайскую ГЭС, Игарку, Дудинку и Норильск)
Вот эта ЛЭП крупнее:
От Игарки до Дудинки 11-12 часов хода в зависимости от погоды и прочих условий. А погода здесь часто приносит сюрпризы – нередки пронизывающие северные ветра, разгоняющие на реке сильные шторма. Слегка поштормило и нас.
Впрочем, стоять на палубе большого теплохода – одно, а рассекать штормящий Енисей на утлой моторке – совсем другое, а именно так добиралась тут на берег одна женщина. Ей нужно было попасть в Снежногорск – город энергетиков, расположенный в 70 км вверх по притоку Енисея реке Хантайке. Добраться можно двумя способами: первый – выйти в Игарке и 5 дней ждать вертолета, а вторым воспользовалась она: подойдя к теплоходу на моторке, её подобрал муж, и, преодолев волны и ледяной ветер Енисея, по Хантайке направились они 70 километров вверх до Снежногорска.
Да, здесь совершенно другая жизнь, совершенно другие расстояния, совершенно по-другому идёт время. Но люди привыкают и воспринимают это спокойно. Мы же тоже привыкаем к недостаткам большого города.
Хантайка, кстати, крупный приток Енисея, вытекающий из системы Хантайских озёр, расположенных на Плато Путорана. На реке в Снежногорске построена ГЭС, которая, как и Курейская, используется для нужд огромного Норильского комбината.
Устье реки Хантайки:
А Енисей могуч… Поймал себя на мысли, что уже много раз в своём отчёте писал подобное. Но здесь эти слова как никогда доселе характеризуют реку – громадная ширина (до 8 км), суровые северные ветра, морские суда, встречающиеся по пути; кроме этого, почти всегда что впереди, что за кормой не видно берегов…
Теплоход сопровождает множество чаек...
Далёкий берег...
Судно с контейнерами и автомобилями, уклоняясь от северного ветра, прижимается к левому берегу:
Зябко... Спасает зелёный чай...
Продолжение далее...
Мой блог о путешествиях=>>
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных