Антониево-Сийский монастырь






Из истории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря
В 2002 году исполнилось 10 лет со дня возобновления Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря – одного из древнейших монастырей России, находящегося в Архангельской земле. По своему первому и главному храму монастырь получил сначала название Свято-Троицкого, затем утвердилось название по имени его основателя Антония Сийского.
Своим рождением обитель обязана преподобному Антонию, который в 1520 году, придя с шестью учениками на мыс Михайловского озера у реки Сии, водрузил там деревянный крест и поставил келью.


Тому предшествовали знамения: местные жители еще до появления монахов слышали то колокольный звон, то церковное пение.
Преподобный Антоний (в миру – Андрей) был уроженцем села Кехта Двинского уезда Архангельской губернии. Еще ребенком его отдали учиться грамоте и иконописному делу. После смерти родителей в возрасте 25 лет Андрей отправился в Новгород и поступил в услужение к одному боярину. По повелению хозяина вступил в брак, но скоро, овдовев, вернулся в родные места. В возрасте 30 лет он принял монашество в Пахомиевой пустыни на реке Кена (Каргопольский край). В Житии преподобного Антония, Сийского чудотворца, сказано: Имел… смирение великое, так что последним и худшим у всей братии себя считал. Когда трудился он в поварне, то сам воду носил и дрова рубил, готовя пищу братии, а духом в небесах пребывал… Беседовал же со всяким со смирением, и, встречаясь с кем-нибудь из братии, первым кланялся до земли и брал благословение, и был всеми любим и почитаем.
В 1520 году Антоний с братией поселился близ Михайловского озера на реке Сии (ныне Холмогорский район Архангельской области), в своей келье скудость с благодарением терпя и скорби от лукавых бесов и неправедных людей принимая с радостью, страсти же телесные искореняя. Однажды нагрянули в пустынь разбойники, желая ограбить ее. Они застали Антония молящимся – и поразила молитва преподобного разбойников страхом, как оружием сильным… и бежали они оттуда…
Вскоре благословил Антоний старцев Исайю и Александра ехать в Москву к Великому князю Василию Иоанновичу с прошением построить на этом месте монастырь. Тот, выслушав иноков, повелел дать преподобному Антонию грамоту начальную и церковную утварь. Это случилось в 1525 году. В 1543 г. великий князь Иван Васильевич пожаловал инокам окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 г.—другие судебные и финансовые льготы. В это время монастырь уже имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Нёноксе. В 1579 г. монастырь владел территорией, простилавшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст» (слова из документа).
Первым храмом новой обители стал деревянный собор во имя Живоначальной Троицы. Тяготясь игуменской должностью и ища уединения, Антоний удалился было из монастыря, но монахи упросили его вернуться. Его работы икона св. Троицы прославлена чудесами: когда церковь деревянная сгорела, одна сия икона осталась невредимою среди пламени. В течение 37-летнего игуменства Преподобного Антония было построено три деревянных церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и Преподобного Сергия Радонежского.
Антоний преставился 7 декабря 1557 года. В 1579 году его причислили к лику святых; царевич Иоанн, сын Иоанна Грозного, написал его Житие. Святые мощи преподобного почивают до сего дня под спудом в Троицком соборе Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря.
Пятикупольный Троицкий собор был возведен в монастыре в 1589-1606 годах – это одно из первых каменных сооружений столь внушительных размеров в Двинском крае. Справа к нему был построен придел в честь Преподобного Антония Сийского, где под спудом почивали его Святые мощи. В 1601-1606 годах здесь отбывал ссылку боярин Федор Никитич Романов, отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича и будущий патриарх Московский и всея Руси. Здесь по воле царя Бориса Годунова он принял монашеский постриг с именем Филарет…
В XVII столетии в Антониево-Сийском монастыре подвизаются уже более 200 монахов, строятся каменные Благовещенский храм, Сергиевская надвратная церковь, храм-колокольня Трех святителей Московских, келейные корпуса. Монастырь владеет обширными землями, деревнями, промыслами, солеварнями по берегам Белого моря, Северной Двины и на Кольском полуострове; имеет подворья в Москве, Вологде и Архангельске.
В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь являлся крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. В его библиотеке хранились Евангелие апракос («Сийское») 1339-1340 гг., поступившее сюда из Архангельского Успенского монастыря в 1663 г., Евангелие 1692 г., Житие Антония Сийского 1648 г. со 150 цветными миниатюрами и т.д. В обители отложился огромный архив (свыше 20 тысяч документов): сотные, вкладные, писцовые и переписные книги, приходо-расходные записи и пр. В ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, в том числе —водосвятная чаша 1583 г., панагия 1608 г., драгоценное паникадило 1628 г. и др. Ценные вклады в монастырскую ризницу делали многие богатые и знатные люди страны. Письменные источники сохранили сведения об иконописцах— это сам Преподобный Антоний, игумен Феодосий, архимандрит Никодим и др.
В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над соборной и храмовыми иконостасами работали царский «иконник» Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков и др. В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры— Сийский иконописаный подлинник с 500 изображениями-прописями с икон и западно-европейских гравюр.
В XVIII в. с началом изъятия церковно-монастырских земель (секуляризация 1764 г. по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну) обитель пришла в упадок, сократилось число монашествующих, однако удерживала первенство среди других двинских монастырей (его статус—необщежительный мужской монастырь 2-го класса, получавший в конце XIX в. казенное вспомоществование в сумме 1249 рублей 58 копеек ежегодно).
В начале XX века Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей. В 1920 году обитель была ликвидирована, в монастыре разместили детскую колонию, в 1923-м окончательно закрыли. В последующие десятилетия монастырские здания использовались не по назначению, позже здесь были дом отдыха лесозаготовителей, дом детей-инвалидов и интернат для престарелых, пионерский лагерь, дача Архангельского облисполкома. Монастырские постройки постепенно разрушались и приходили в негодность. В 1992 году пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. Чудом уцелели святые мощи основателя обители преподобного Антония Сийского.





Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его в полуразрушенном состоянии Русской Православной Церкви. В августе 1992 года началось его возрождение. 14 октября в надвратной церкви преподобного Сергия Радонежского была совершена первая после почти 70-летнего перерыва Божественная литургия. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. В 1997 году в Архангельске открывается небольшое подворье монастыря. В 1992 г. настоятелем обители стал игумен Трифон, сейчас архимандрит. 23 августа 1992 г. монастырь посетил Патриарх Московсий и Всея Руси Алексий II.
Сразу же после возвращения монастыря Церкви его наместником, игуменом, а затем настоятелем был назначен архимандрит Трифон (Плотников). Ведется восстановление храмов Благовещенского, Сергия Радонежского; идет подготовка к восстановлению Троицкого Собора, строится Успенская часовня на монастырском погосте.
Братия возрождает традиции северного церковного пения, собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории монастыря. В настоящее время в обители 18 человек братии, в том числе десять послушников; постоянно проживает около 60 трудников. По древней традиции в обители создаются иконописная мастерсткая, налажено свечное производство. Издается своя газета. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки; была отремонтирована животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж; действует пекарня, механическая, столярная, скорняжная и чоботная мастерские.