Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
На пароходе «Н.В.Гоголь» по Северной Двине
#341
Отправлено 30 Июнь 2008 - 09:24
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#344
Отправлено 30 Июнь 2008 - 17:29
Про Великий Устюг так про Великий Устюг и это объективно правильно, поскольку основной осмотр г.Котласа, о котором непременно сведения от нас еще будут, был осушествлен на второй день стоянки парохода в Котласе.
Значит сегодня навещаем Деда Мороза и прогуливаемся по старым улочкам красивого городка с необычным названием Усть-Юг. А вы знали, что в мире всего только две реки меняют по временам года свое течение, это Миссисипи в Америке и...да, да, да - река Сухона в Вологодской области.
Минутки терпения и мы с моими попутчиками вновь начнем наш рассказ.
#345
Отправлено 30 Июнь 2008 - 20:44
Великий Устюг - районный центр, расположен на северо-востоке области на левом берегу р. Сухона, напротив впадения в неё реки Юг. Имеет статус города-заповедника. Город вытянут вдоль левого берега реки Сухоны чуть выше места её слияния с рекой Юг. Факт слияния двух рек нашел отражение как в названии города - Усть-Юг, так и в его гербе, на котором дано символическое изображение "Водолея", сливающего воду из 2-х кувшинов в одно место.
Союз двух рек имеёт уже новое название - Северная Двина. В месте их слияния еще в IX-X вв. возникло финно-угорское поселение Гледен. В XI же веке на Двинскую землю началось наступление новгородцев, и к началу XII века почти весь Северный край превратился в обширную новгородскую колонию. Но уже в первой половине XII века, с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, началась также и колонизация, идущая из Волго-Окского бассейна.
В результате напряженной борьбы между могущественными соседями, новгородцы захватили верхнее и среднее течение реки Сухоны, где основали Вологду и Тотьму, а все нижнеё течение оказалось в руках владимиро-суздальцев. Чтобы закрепить свои позиции на стыке крупнейших рек этого края - Сухоны, Юга и Северной Двины, они основали новый город Устюг в нескольких километрах от уже существовавшего города Гледен, но на другом берегу реки. Река Сухона, неоднократно менявшая свое русло, стала подмывать берег, на котором стоял Гледен, и жители переселились на противоположный, левый берег реки. Здесь и возник современный Устюг.
В летописи впервые Устюг упоминается в 1207 году среди городов, отданных Всеволодом Большое Гнездо в удел одному из своих сыновей. Город был основан в 1147 г., летописец, сообщая об основании в 1212 году Михайло-Архангельского монастыря, указывает, что место было выбрано «за острожной осыпью» (вне городских стен).
Жизнь далекого форпоста русской колонизации была непростой. В 1218 году Устюг был разорен камскими болгарами, через год устюжане участвовали в ответной карательной акции. Одновременно с колонизацией края шла его христианизация. Михайло-Архангельский монастырь было основан в 1212 г., Троицкий монастырь вблизи Гледена был основан, по некоторым данным, еще в 12-м веке, а в 1262 году появился еще один - Иоанно-Предтеченский монастырь.
Промосковская ориентация Устюга крепко досаждала новгородцам, поскольку мешала им контролировать важнейший речной узел. Верховья Сухоны и берега Северной Двины уже контролировались новгородцами и не хватало лишь Устюга чтобы контролировать весь Сухоно-Двинский водный путь. Новгородские караваны грабились устюжанами, окрестности Устюга опустошались новгородцами. В 1386 году устюжская рать в составе войск Дмитрия Донского оказывается под стенами Новгорода.
Во второй четверти 15-го века Устюг затрагивает феодальная усобица между московским князем Василием II и Юрием Звенигородским с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1436 году Василий Косой осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошел в город, поклявшись не причинять вреда его защитникам. Однако Василий «преступил клятву» и казнил множество жителей во главе с воеводой. А еще через 2 года город был сожжен и опустошен вятичами. Другой же сын Юрия, Дмитрий Шемяка, в 1450 году занял Устюг, заставил жителей присягнуть на верность и княжил в течение двух лет. Княжение окончилось с появлением под стенами города дружины великого князя Ивана Васильевича. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре и умер.
Важную роль сыграл Устюг во второй половине XV века, собирая под власть Москвы северные земли. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов.
В 1465 году «охочие люди» из Устюга ходили воевать Югорскую землю и, пленив тамошних князей, наложили дань.
В 1471 году имел место поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году, не без участия устюжан, к московскому государству была присоединена Пермская земля, а в 1489 году - земля вятичей.
Вскоре основным занятием местных жителей стала торговля - в 1553 году в устье Северной Двины было занесено штормом английское судно. Так был открыт новый торговый путь на Запад - от Вологды через Сухону и Северную Двину в Белое Море. Устюг же на этом пути занимал ключевое положение. И уже в 1565 году Иван Грозный включает Устюг в число опричных городов. В официальных же документах второй половины XVI века к названию города начинают присоединять эпитет «Великий».
В XVII веке Великий Устюг становится одним из богатейших городов на Руси, чему способствовало также и то, что он избежал разорения в войне с поляками в Смутное время. Важно и то, что в Устюге торговый путь на Запад (по Северной Двине) сходился с древним Печорским путем (по Вычегде в северо-западную Сибирь). Поэтому Великий Устюг стал главным пушным рынком страны.
Бурное развитие промышленности и торговли сопровождалось процессом классового расслоения. В 1632 и 1648 годах в округе прокатилась волна стихийных народных восстаний. И вот, в конце XVII века массовый характер приобретает такая пассивная форма протеста трудящихся масс против угнетателей, как уход в Сибирь. Кроме того, царское правительство, будучи заинтересованным в скорейшем освоении богатых сибирских земель, предоставляло переселенцам определенные льготы. Так формировалось русское население Сибири, существенную часть которого составили бывшие жители Устюга.
Но еще раньше в Сибирь из Устюга направились промышленники. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу великих географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далеё. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнева, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах - «кочах», Дежнев первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву. Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его Дежнев на 80 лет раньше.
В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». Теперь в его честь назван город Хабаровск.
Но и на этом замечательные экспедиции устюжан не закончились. В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, открыв тем самым период интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана. Именно донесения Атласова о Камчатке заинтересовали Петра I, и он распорядился организовать экспедицию к «неведомым землям». Начальником был назначен Витус Беринг. Экспедиция не дала желаемых результатов, зато вторая попытка удалась и вошла в историю как Великая Северная. Участники экспедиции не только описали северные и восточные берега России, но и проложили путь в Америку вдоль Алеутских островов. Интересно, что последняя экспедиция Беринга имела своей отправной точкой Вологду, а её участники на две трети состояли из её жителей.
С открытием нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, который был и удобнеё и короче Северного морского пути, Сухоно-Двинская водная магистраль утратила свое былое значение. Так города русского севера оказались в стороне от новых торговых путей, что подорвало их экономику. Но судьба Великого Устюга отличалась от прочих. Причиной дальнейшему процветанию города послужили хорошо развитые многочисленные художественные ремесла (как, например, серебряная чернь), а также сохранившиеся связи с богатыми землями Сибири. И вот, прекратив торговать с Западом, устюжские купцы переключились на Восток.
В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль «за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов». В результате всех этих «взысканий» в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской. Этой компании принадлежали все промыслы, расположенные по северным берегам Америки, на Алеутских, Курильских и других островах, «по Северо-Восточному океану лежащих». Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков, зять Григория Шелихова (одного из основателей компании).
Но вскоре Россия в результате русско-турецких войн получает выход к южным морям. Что обернулось выгодой для государства в целом, для Великого Устюга послужило началом упадка - сибирские товары стали следовать с Камы на Волгу и далее на юг. А когда в 1869 году открылся Суэцкий канал утратила свое значение и Кяхта, что привело к полному разорению устюжского торгового общества. Неудивительно, что строящиеся во второй половине XIX века железные дороги обходят город стороной и Великий Устюг полностью утрачивает свое прежнеё экономическое значение и величие.
С XVII в. Великий Устюг стал центром художественных ремесел. В его активе просечное железо, разноцветная эмаль, чернь по серебру, резьба по бересте (шкатулки, туески), оковка жестью с рисунков типа морозных узоров («мороз по жести»), чеканка шитье бисером, изготовление изразцов для облицовки печей.
В Устюге сохранились памятники церковного зодчества. Это исключительно постройки XVII и XVIII вв. Самый древний архитектурный памятник Великого Устюга - Успенский Собор (1619-1622 гг.). Он расположен в пределах центрального комплекса устюжских церквей - на набережной реки Сухоны, где также находятся собор Святого Прокопия ( 1668 г.), собор Иоанна Устюжского (1656-1663 гг.), церкви Алексея Митрополита (конец XVIII в.), Богоявления или Власьевская (1687-1689 гг.) и др.
Один из основных архитектурных ансамблей Великого Устюга - находящийся в центре города комплекс сооружений Михайло-Архангельского монастыря ( 1653 г.). В состав его входят Архангельский собор, три церкви, трапезная палата, кельи и др. постройки.
В Великом Устюге немало памятников светской архитектуры. Это главным образом жилые здания XVII - первой половины XIX вв. - купеческие особняки Шилова, Кузнецова, Захарова и др.
В Великом Устюге действует историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который имеёт ценнейшие коллекции древнерусского искусства и народных ремесел.
Значительный интерес представляет комплекс Троице-Гледенского монастыря ( 1659 г.) на противоположном берегу Сухоны, в месте впадения в неё реки Юг (отдельно с фотографиями).
На противоположном берегу реки Сухоны находится старинная Дымковская слобода с церквями Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) и Сергия Радонежского (1739-1747 гг.).
За свою древнюю богатую историю, необычайно привлекательный величавый облик, целостность архитектурного ансамбля, красоту ландшафта, живописную природу Великий Устюг объявлен Родиной русского Деда Мороза, где находится его вотчина. Городская резиденция Деда Мороза.
#346
Отправлено 30 Июнь 2008 - 21:31
Река Сухона (длина 562 км) вытекает из Кубенского озера и после слияния с рекой Юг дает начало Северной Двине (называемой до слияния с Вычегдой Малой Северной Денной). Это типичная северная река с быстрым течением, частыми мелями, перекатами и лесистыми берегами.
Сухону можно разделить на три характерных участка: верхний - от Кубенского озера до села Шуйского (137 км), где река медленно течет в низменной долине и имеет ширину до 100-120 м; средний - от Шуйского до Тотьмы (146 км), на котором долина суживается, берега повышаются до 9-10 м; далее луга постепенно заменяются лесом, ширина реки увеличивается до 140-240 м, появляются мели и перекаты, течение становится более быстрым; нижний - от Тотьмы до слияния с Югом (279 км), где долина суживается, коренные берега подступают к воде и местами достигают высоты 80 м, ширина реки 80-100 м, на отдельных отрезках - 400 м.
В высокую воду Сухона судоходна на всем протяжении, а в межень только участками: от истока до Тотьмы; от Тотьмы до Нюксеницы; от Великого Устюга до деревни Опоки. По всей реке установлена речная обстановка, а по берегу через каждые 5 км - километровые столбы, показывающие расстояние от устья.
Сухона сама по себе является достопримечательностью, потому как по веснам течет обратно в свой исток Кубенское озеро. Это происходит потому, что лед в верховьях реки, вытекающей из Кубенского озера, тает раньше, чем ниже по течению. Вешние воды натыкаются на ледовый затор, и река поворачивает назад. Потом пригревает солнце, и Сухона смиряет нрав, вновь устремляясь к Северной Двине, в самые лесистые места, называвшиеся в древности чудским Заволочьем. Как я уже поведала, так ведут себя только две реки Миссисипи и Сухона.
#347
Отправлено 30 Июнь 2008 - 21:39
А так она выглядит зимой - мужики строят над ней навес.
Прикрепленные файлы
#348
Отправлено 30 Июнь 2008 - 22:49
К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине.
Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.
Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края.
Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а "Летопись великоустюжская" по этому поводу сообщает, что "... в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом". Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская "пустынь" возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.
Вся история Троице-Гледенского монастыря была неразрывно связана с историей древнего города Гледена. В 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.
К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе "Прокопий и Иоанн Устюжские". Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.
Возведение основных каменных зданий Троице-Гледенского монастыря было завершено в 1659 г., через шесть лет после окончания строительства центрального комплекса Михайло-Архангельского монастыря, а общее композиционное сходство главных сооружений этих ансамблей свидетельствует о том, что строителями их были, очевидно, одни и те же мастера. При этом Троице-Гледенский монастырь, как вариант более поздний, представляет дальнейший этап развития общих принципов организации ансамблей этого типа.
Так же, как в Михайло-Архангельском монастыре, напротив главных западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля - величественный пятиглавый Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Однако шатровая колокольня расположилась здесь не на углу главного объема собора, а прямо над западным его крыльцом, предваряя тем самым симметричные композиции храмов XVIII в.
Теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой аналогична комплексу Введенской церкви Михаиле-Архангельского монастыря, но отличается от последнего своими скромными размерами и более интимной трактовкой основного объема. Значительно усиливали общее сходство центральных сооружений этих монастырей и каменные переходы, связывавшие некогда Троицкий собор с трапезной и Тихвинской церковью, но, к сожалению, в настоящее время утраченные.
В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.
Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был "приписан" к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.
В интерьере храма уцелел резной деревянный пятиярусный иконостас 18в. со скульптурным декором в стиле барокко.
#349
Отправлено 30 Июнь 2008 - 23:39
Основные принципы общей объемно-пространственной композиции отдельно стоящего устюжского прихода ярче всего отображены в Дымковском комплексе, представляющем собой один из наиболее характерных примеров организации ансамбля этого типа.
церковь Сергия Радонежского (1739-1747)
церковь Дмитрия Солунского (1700-1708)
Комплекс этот расположен на противоположном по отношению к городу правом берегу Сухоны, там, где к переправе через реку подходила с одной стороны Вологодско-Тотемская дорога, а с другой стороны - Никольский тракт. Здесь уже в глубокой древности возникла слобода Дымково. Дата основания этой слободы и связанного с нею прихода не известна, однако самое посвящение одной из дымковских церквей покровителю Дмитрия Донского - Дмитрию Селунскому, а другой - знаменитому современнику этого князя, основателю Троице-Сергиевского монастыря Сергию Радонежскому позволяет, с известной степенью достоверности, отнести дату возникновения этого ансамбля ко второй половине XIV в. В это время Дымковская слобода была, очевидно, одной из многочисленных удельных вотчин великого московского князя и перешла затем к его потомкам. Впервые Дымково упоминается в 1462 г. в грамоте внука Дмитрия Донского Василия II Темного, в которой великий князь завещает эту слободу своей супруге.
Одновременно со слободой, по-видимому, был основан и самый приход, состоявший уже в то время из двух церквей, первые сведения о которых содержит сотная книга 1630 г. На основании данных этой книги, Дымковский приход в первой половине XVII в. представляется свободно организованным, живописным ансамблем, в котором роль главного сооружения играла величественная шатровая церковь Дмитрия Селунского "рубленая вверх" и служившая холодным летним храмом этого прихода. Рядом с Дмитриевской церковью располагалась теплая зимняя церковь Сергия Радонежского, построенная по типу скромных клетских культовых сооружений. Общую композицию этого ансамбля венчала отдельно стоящая стройная шатровая колокольня "рубленая округло". Кроме того, при этих церквах находилось кладбище и размещенные периметрально различные вспомогательные и хозяйственные сооружения, а вся территория прихода была обнесена деревянной оградой.
Подобную структуру в XVI-XVII вв. имело большинство всех приходских ансамблей Великого Устюга, и в этом отношении дымковский комплекс является одним из наиболее типичных образцов.
Общая перестройка ансамбля началась с сооружения каменной Дмитриевской церкви, строительство которой было завершено в 1708 г. Роль теплой церкви при этом новом храме продолжала играть старая деревянная клетская церковь, и только в 1739 г. на ее месте был воздвигнут новый зимний Сергиевский храм. Окончательное оформление дымковского ансамбля относится ко второй половине XVIII в., когда вокруг всего прихода была сооружена каменная ограда с двумя обращенными к Сухоне декоративными угловыми башенками и двумя воротами, из которых одни вели к реке, а другие - на юго-запад к жилой застройке самой слободы.
Интересно, что и на этой стадии своего развития дымковский комплекс продолжал оставаться одним из наиболее характерных примеров организации приходского ансамбля Великого Устюга. Так, построенная раньше других Дмитриевская церковь, подобно большинству устюжских каменных летних церквей, представляла собой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, и по своим формам тяготела к XVII в. В связи с холодной церковью находилась колокольня, получившая типичную для подобных сооружений этого времени неизменную шатровую форму. Наконец, общий характер местных зимних храмов XVIII в. нашел свое отображение в церкви Сергия Радонежского с ее ярусным завершением центрального объема и с пристроенной с запада обширной трапезной. В результате свободной компоновки всех этих разнообразных сооружений был создан замечательный ансамбль, который и в этой новой редакции сохранил присущие древнерусскому зодчеству богатство силуэта, живописность и органическую связь с окружающим природным ландшафтом.
Вид на Соборный комплекс из Дымковской слободы
Ближе к вечеру завершим прогулку по улочкам г.Великий Устюг, а также посмотрим на Михайло-Архангельский монастырь....
#350
Отправлено 01 Июль 2008 - 05:50
После экскурсии в Троице-Гледенский монастырь и Дымковскую слободу у нас был обед в кафе "Берлога"
после которого пути с моими попутчиками у меня разошлись.
А поэтому следующие фото - это город моими глазами, скажу, что 5-ть часов прогулки по нему пролетели быстро, но некоторые фото есть.
#352
Отправлено 01 Июль 2008 - 21:19
#353
Отправлено 01 Июль 2008 - 21:25
#354
Отправлено 01 Июль 2008 - 21:46
Что сделать! Такая пасмурная погода тогда былаДорогие попутчики! Фотографии об уже рассказанных местах вышли у меня слишком пасмурные, однако совершенно не хотелось бы оставлять столь серые впечатления у форумчан об этом красивом городке, а поэтому, если есть фото про рассказанное, размещайте, мне самой интересно посмотреть.
Но для настроения пару снимков все же дам
#355
#356
#357
Отправлено 01 Июль 2008 - 22:33
Здание речного вокзала, внутрь заходить не стала, очень хотелось пройтись по набережной, т.к. набережная реки Сухона, а точнее виды города и достопримечательностей с нее, одно из красивейших мест в городе.
И это все набережная реки Схона. Однако надо быть очень, очень романтиком в удобной обуви, чтобы пожелать пройти по ней второй раз.
#358
Отправлено 01 Июль 2008 - 22:38
Да,он самый.Роман Игоревич, а стены какого храма содержат такую роспись? Неужели это Михайло-Архангельский монастырь?
#359
Отправлено 01 Июль 2008 - 23:57
Соборное дворище
Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города.
Расположенный на месте первичного городского ядра - детинца, этот комплекс является древнейшим устюжским ансамблем, возникновение которого было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII в. В то время устюжский детинец представлял собой типичную древнерусскую крепость, являясь одновременно главным городским архитектурно-художественным центром.
Установившаяся уже в древности традиция строить новые здания храмов неизменно на старом освященном месте позволяет предполагать, что положение современного Успенского собора примерно совпадало с местом первоначальной деревянной церкви. Следует отметить, что древнерусские зодчие всегда придавали большое значение размещению главного храма города, и в этом отношении Устюг представляет собой один из ярких примеров.
Построенный на территории детинца в непосредственной близости к древнейшему торгу и первым монастырям, собор расположился на бровке высокого берега Сухоны в симметричной ее излучине, благодаря чему его монументальный объем приобрел необычайно выигрышные видовые точки и господствовал над всей обширной речной поймой, безошибочно определяя место древнего городского центра. Уже с момента своего основания Успенский собор был призван играть роль главного сооружения всего города, и поэтому он получил наиболее "величественную" пятишатровую форму, которую устюжане ревниво оберегали от изменений вплоть до XVII в.
Превращение древней крепости-детинца в религиозный центр города привело к интенсивному строительству на его территории многочисленных церковных зданий, предопределивших собой архитектурно-планировочную структуру всего ансамбля.
Вторым после Успенского собора по значению и по времени возникновения зданием соборного комплекса стал храм, посвященный позднее одному из популярных местных юродивых Прокопию, который был похоронен на берегу реки (1303 г.) в непосредственной близости к главному храму города.
Позднее над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня, которая в 1471 г. была заменена первой деревянной церковью, освященной в честь Бориса и Глеба, так как сам Прокопий в то время еще не был причислен к лику святых. Эта церковь была замечательна тем, что, подобно многим храмам Древней Руси, одновременно с функциями культового здания выполняла роль исторического монумента, который был поставлен воинами-победителями в честь успешного похода устюжан под Нижний Новгород против казанских татар (1471 г.). Поэтому церковь и была посвящена покровителям русского воинства - Борису и Глебу. В 1495 г. после пожара эта церковь была отстроена заново и освящена уже на имя Прокопия. Борису и Глебу, а затем и Георгию здесь были выделены специальные приделы. Прокопьевский храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, но каждое новое выстроенное на этом месте здание неизменно сохраняло свою первоначальную композицию "о пяти верхах", которая дошла вплоть до XVII в. и была описана авторами сотной книги 1630 г. В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге "по конец Песьей слободы" были основаны две отдельно стоящие церкви Борисоглебская и Георгиевская.
В 1495 г. в Устюге скончался второй популярный местный юродивый Иоанн, который также был похоронен на территории Соборного дворища между Успенским собором и Прокопьевской церковью. Над гробом Иоанна вскоре после его смерти была построена церковь Происхождения креста, которая получила придел, посвященный Иоанну, и стала третьей святыней соборного комплекса. В 1602 г. после пожара церковь эта была вновь отстроена и окончательно приобрела свою двухшатровую форму.
Каждому из трех основных сооружений этого ансамбля соответствовала теплая зимняя церковь.
Так, при Прокопьевском храме возникла Алексеевская церковь, включенная позднее в комплекс Архиерейского дома; для церкви Происхождения креста (Иоанновской) теплым храмом служила церковь Власия; для Успенского собора - церковь Козьмы и Демьяна.
Первоначально все эти зимние храмы имели форму скромных клетских сооружений, увенчанных в соответствии с числом приделов одним или двумя "верхами". Каждая пара храмов - холодный и теплый - имела свою колокольню. Но, несмотря на то, что ни одно из этих древних деревянных зданий не сохранилось до наших дней, роль их в общей структуре Соборного дворища была очень велика, так как, предопределив положение более поздних каменных построек, они тем самым закрепили древнюю топографию этого ансамбля и обусловили его дальнейшее планировочное развитие.
Коренная перестройка соборного комплекса началась в 1619 г., когда на месте последнего, седьмого, здания деревянного Успенского собора был заложен первый в городе одноименный каменный храм, освященный в 1622 г. Однако просуществовал этот храм очень недолго и уже через девять лет сгорел. Возведение нового здания продолжалось с 1639 по 1658 г., а в строительных работах совместно с устюжанами в разное время участвовали ростовские и ярославские мастера. Остатки первого каменного собора были разобраны полностью, включая фундаменты, и на его месте среди живописной группы старых деревянных сооружений вырос новый каменный собор, в нижней части своих стен сохранившийся до наших дней. От древней пятишатровой деревянной церкви этот собор унаследовал обусловленную местом и значением статичность и центрированность общей композиции, которые были выражены теперь в спокойных и монументальных формах кубического пятиглавого сооружения, издревле ставшего каноническим для храмов этого типа.
Следующее каменное здание этого комплекса - церковь Происхождения креста (позднее Иоанновская) - была освящена через пять лет после Успенского собора (1663 г.), а в 1668 г. устюжский мастер Котельников закончил строительство каменной Прокопьевской церкви. Таким образом, соборный ансамбль обогатился двумя новыми каменными храмами, которые в 1683 г. были превращены в соборы. Вслед за этими основными сооружениями в последней четверти XVII в. постепенно переводятся в кирпич и зимние церкви этого ансамбля: Алексеевская (1672 г.), Власьевская (1689 г.), а также и Козьмодемьянская (1680 г.), которая примкнула к южной стене нового здания Успенского собора и была переименована в церковь Симеона и Анны, а затем - в Благовещенскую. Одновременно при соборах были сооружены каменные шатровые колокольни, значительно обогатившие общую композицию всего ансамбля. И, наконец, завершающим этапом формирования этого комплекса можно считать последнее десятилетие XVII в., когда было закончено строительство каменных зданий Архиерейского дома, примкнувшего к соборной группе с юго-востока.
Устюжское Соборное дворище представляло собой типичный для древнерусского градостроительства пример организации ансамбля и основой его служила площадь нерегулярной формы, в центре которой располагалась живописная группа свободно стоящих культовых сооружений, играющих роль отдельных доминант и доступных для обозрения с самых различных видовых точек. Такая трактовка внутреннего пространства площади позволяла добиться исключительного богатства и разнообразия перспектив и принципиально отличала ансамбли Древней Руси от средневековых ансамблей Западной Европы с их четко очерченной конфигурацией и плотной фасадной застройкой по периметру.
#360
Отправлено 02 Июль 2008 - 06:56
Храмовый комплекс (Успенский собор,ц.Благовещения, Ц.Богоявления, собор Прокопия Праведного, архирейский дом), Никольская церковь
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных