Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Советские СПК
#1
Отправлено 20 Август 2004 - 17:40
А вот есть ли что-то аналогичное иностранное? И если выгодно (удобно) эксплуатировать старинные "Метеоры" и "Восходы" - почему нет развития (или хотя бы новых судов старых проектов)? На экспорт у нас или ТАМ кто-то подсуетился бы...
Это, собственно, приглашение к обсуждению... ваше слово, тов. Яблонский!
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#2
Отправлено 20 Август 2004 - 17:59
Мое представление об этом сугубо дилетантское.
Есть несколько верфей, которые занимались строительством СПК "у них". Причем начало сравнительно массового производства пришлось примерно на то же время, что и у нас: 50-е - 60-е годы. В 70-е был расцвет СПК, затем начался постепенный закат. Как я понимаю, это обусловлено развитием основных конкурентов СПК в скоростных перевозках - этаких специфических катамаранов, которые у нас аналогов вроде не имели (ну разве что скеговые суда "Зарница", "Луч" работают примерно на таком принципе). Сейчас катамараны делаются еще и с небольшими крыльями, поэтому комбинируется эффект пассивной воздушной подушки, появляющейся при движении на большой скорости, и подводных крыльев.
Что касается СПК, то самое массовое производство - это проекты верфи Rodriquez Navale в Италии. Такие суда поставлялись во множество стран (от Азии и Австралии до Великобритании и Скандинавии). Был еще немецко-швейцарский, если не ошибаюсь, производитель Supramar, также выпускавший разнообразные СПК. В Америке отметился Boeing (тот самый), сделавший очень необычный проект JetFoil, которых было построено не слишком много, но которые также работали в Европе, Азии и Америке.
Фотографий всего этого добра в сети довольно много, можно и поискать. На мой взгляд, СПК Алексеева самые красивые, особенно классика вроде "Ракеты" и "Кометы".
Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik
#3
Отправлено 20 Август 2004 - 18:03
Например стоимость того "Циклона" -5,8 млн .долл. В 60-х 70-х на западе также возникали проекты СПК но строились они единично и как правило долгой жизни не имели - именно из-за своей экономики. Так что в принципе можно говрить о том что "пик" судов на подводных крыльях уже прошел, строятся еще единичные экземпляры но динамика их строительства отрицательная.
Где-то в конце 80-х получило серьезный толчок другое направление - скоростные водоизмещающие суда - катамараны и монохаллы - гораздо более выгодные на скоростных линиях из-за гораздо более высокой пассажировместимости, автомобилевместимости, лучшей мореходности, и более высокой чем у СПК скорости.
#4
Отправлено 20 Август 2004 - 18:31
Еще вопрос...
Можно ли сравнивать уровень наших и их СПК? В СССР, естественно, себя считали лидером, ну... без учета навигационного и т.п. оборудования (что вообще спорно) - т.е. мореходность, скорость, прочность, надежность...
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)
Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"
#5
Отправлено 20 Август 2004 - 19:02
Насчет скорости скажу что СПК, точно также как и водоизмещающие суда имеют свой "потолок" 60-80 км/ч - так что скорости находились приблизительно в одном и том же диапазоне. Насчет мореходности трудно судить потому что СПК бывают нескольких видов: - с глубокопогруженными крыльями; - Малопогруженными крыльями и промежуточный вариант. В СССР все СПК Алексеевских проектов имели малопогруженные крылья и соответственно ограниченный район плавания, за границей экспериментировали и строили в основном с глубокопогруженными крыльями, которые имели возможность автоматически менять угол атаки и соответственно имели более высокую (морскую) мореходность - этот вариант более дорогой из-за необходимости установки специальной следящей автоматики, которая при зарывании крыла в воду меняет угол атаки и судно не прыгает по волнам (как наши Ракеты, Восходы, Метороы), а остается на одном уровне, что при штормовых условиях очень актуально, поэтому сравнить наши и их проекты сложновато,я думаю это могут сделать те кто специально занимается вопросами скоростного флота.
Ну и плюс обитаемость их аппаратов я думаю была выше - т.е. шумопоглощение, вибрация были все-таки на более оптимальных уровнях нежели у нас.
#7
Отправлено 21 Август 2004 - 16:42
А насчет судов с динамическими принципами поддержания - в 50-60 годы это была очень модная тема, т.к. военные годы показали, что быстроходный класс водоизмещающих судов исчерпал возможности наращивания скорости и подошел к своеобразному "потолку" тандема "скорость-мощность", поэтому стали задумываться о судах с динамическими принципами поддержания. Первые успешные эксперименты в Англии с судами на воздушной подушке, а в СССР с судами на подводных крыльях, определили направления развития двух школ: нашей СПК и английской СВП - так сложилось исторически. Причем нельзя сказать, что СВП у нас не занимались - тоже были люди, но им просто не совсем повезло: громкая слава Алексеевского ЦКБ мешала продвижению других скоростных проектов (хотя позднее Феодосийское ПО "Море" строило и военные СВП и СПК), плюс ряд других причин в зародыше подкосили школу СВП.
Например в Одесском водном институте был ученый который сам со своими своими студентами построили небольшое судно на воздушной подушке в 60-х годах, которое даже вошло в английский специализированный каталог. Однако в биографии этого человека было по тем временам огромное "пятно" - во время войны он был угнан немцами в Германию на работы, когда вернулся назад - никаких контактов, даже научных, с зарубежными коллегами ему не разрешали. А судно это постигла печальная участь - во время летнего отпуска этого человека, институтское начальство просто сдало это СВП на металлолом.
#8
Отправлено 22 Август 2004 - 19:04
#9
Отправлено 23 Август 2004 - 08:45
Я тоже не видел, но в справочнике пассажирских судов морского флота СССР, который мне присылал Дима Илескин, он есть (с подробностями, где построен и т.д.). Ты вроде говорил, у тебя такой справочник тоже есть."Стрела - 1" называется, хотя ни на фото ни в жизни никогда таких не видел
Вообще, по-моему, это как раз судно с глубоко-погруженными крыльями, похоже на иностранные проекты.
Вот, поискал фотографии наиболее характерных западных конструкций.
Довольно массово выпускавшиеся на разных верфях разработки фирмы Supramar (60-е годы). PT-20 (такой, кстати, засветился в фильме "Шаровая молния" про Джеймса Бонда):
... и PT-50:
А вот более поздние суда Rodriquez (70-е - 80-е). Небольшой RHS-70:
...одна из версий RHS-150 для итальянских озер:
...и один из самых поздних больших СПК RHS-160:
Boeing. Видна ниша, куда убирается носовое крыло при ходе судна в погруженном положении. Кормовые крылья тоже поднимаются. Кроме Боинга их строила еще то ли Yamaha, то ли Kawasaki - в Японии.
А вот пример катамарана, оборудованного еще и крыльями. Это, как правило, скандинавские разработки (Westamarin, Kvaerner-Fjellstrand и проч.):
...или японские (Mitsubishi):
Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik
#10
Отправлено 23 Август 2004 - 09:55
В принципе, если сегодняшние цены на нефть будут устойчиво возрастать и держатся на высоком уровне, владельцам сегодняшних скоростных судов тоже грозит такая участь.
#11
Отправлено 28 Июль 2006 - 18:08
#12
Отправлено 28 Июль 2006 - 18:22
#13
Отправлено 29 Июль 2006 - 22:39
#14
Отправлено 30 Июль 2006 - 09:57
http://shepeshka.kilu.de/ - Сайт "Шестая Пятилетка" (пр. 576).
#15
Отправлено 30 Июль 2006 - 10:31
Как заявлялось, экономика у них должна была быть якобы намного лучше, чем у скоростных судов других видов, но что-то в Сибири их не очень хвалят (прежде всего из-за небольшой вместимости).
Развитие катеров "Волга" - это "Дельфин". Вот такой:
Что касается иностранных разработок на подводных крыльях, то есть такой сайт: The International Hydrofoil Society. Там все есть довольно подробно, правда по-английски.
Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik
#17
Отправлено 30 Июль 2006 - 12:37
Monohull - это на профессиональном сленге - скоростное однокорпусное судно. Сегодня эти суда выполняют функции скоростных паромов (скорость до 40-42 уз - 70-75 км/час).Прошу прощения, но "монохаллы" - это что такое?
Вот картинка типичного монохалла:
#20
Отправлено 30 Июль 2006 - 20:46
Количество пользователей, читающих эту тему: 3
0 пользователей, 3 гостей, 0 анонимных