Перейти к содержимому

Сайты портала: Клуб речных туристовВодные пути РоссииРоссийские речные судаКруизное информационное агентствоРечной флотГид по морским круизамМорской флот СССР"Флот и Круизы. Вестник Инфофлота"Речные круизы от компании "Инфофлот"РетрофлотФотоколлекцияФотографии из круизовРечная СтаринаМорские круизы от компании "Инфофлот"
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире

Фотография

Советские СПК


  • Закрытая тема Тема закрыта
Сообщений в теме: 116

#1 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 500 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 20 Август 2004 - 17:40

Я вот думаю - сколько наделали проектов СПК, до сих пор экслуатируются, в том числе и на Западе, и на Востоке...
А вот есть ли что-то аналогичное иностранное? И если выгодно (удобно) эксплуатировать старинные "Метеоры" и "Восходы" - почему нет развития (или хотя бы новых судов старых проектов)? На экспорт у нас или ТАМ кто-то подсуетился бы...

Это, собственно, приглашение к обсуждению... ваше слово, тов. Яблонский!
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#2 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 20 Август 2004 - 17:59

Я тут энциклопедия что ли? :D

Мое представление об этом сугубо дилетантское.

Есть несколько верфей, которые занимались строительством СПК "у них". Причем начало сравнительно массового производства пришлось примерно на то же время, что и у нас: 50-е - 60-е годы. В 70-е был расцвет СПК, затем начался постепенный закат. Как я понимаю, это обусловлено развитием основных конкурентов СПК в скоростных перевозках - этаких специфических катамаранов, которые у нас аналогов вроде не имели (ну разве что скеговые суда "Зарница", "Луч" работают примерно на таком принципе). Сейчас катамараны делаются еще и с небольшими крыльями, поэтому комбинируется эффект пассивной воздушной подушки, появляющейся при движении на большой скорости, и подводных крыльев.
Что касается СПК, то самое массовое производство - это проекты верфи Rodriquez Navale в Италии. Такие суда поставлялись во множество стран (от Азии и Австралии до Великобритании и Скандинавии). Был еще немецко-швейцарский, если не ошибаюсь, производитель Supramar, также выпускавший разнообразные СПК. В Америке отметился Boeing (тот самый), сделавший очень необычный проект JetFoil, которых было построено не слишком много, но которые также работали в Европе, Азии и Америке.

Фотографий всего этого добра в сети довольно много, можно и поискать. На мой взгляд, СПК Алексеева самые красивые, особенно классика вроде "Ракеты" и "Кометы".
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#3 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 20 Август 2004 - 18:03

В принципе особой выгоды от эксплуатации СПК практически нет - их рентабельность выводится только за счет высоких цен, либо круглогодичной эксплуатацией в жарких странах. А содержаниие их и ремонт обходится недешево, плюс относительно низкая мореходность и дорогой ремонт крыльевого устройства.
Например стоимость того "Циклона" -5,8 млн .долл. В 60-х 70-х на западе также возникали проекты СПК но строились они единично и как правило долгой жизни не имели - именно из-за своей экономики. Так что в принципе можно говрить о том что "пик" судов на подводных крыльях уже прошел, строятся еще единичные экземпляры но динамика их строительства отрицательная.

Где-то в конце 80-х получило серьезный толчок другое направление - скоростные водоизмещающие суда - катамараны и монохаллы - гораздо более выгодные на скоростных линиях из-за гораздо более высокой пассажировместимости, автомобилевместимости, лучшей мореходности, и более высокой чем у СПК скорости.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#4 Владимир Минаев

Владимир Минаев

    Монстр

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 12 500 сообщений
  • Регистрация: 20-Январь 04
  • Город:Рязань

Отправлено 20 Август 2004 - 18:31

А вот и да, оба Алексея - две энциклопедии!

Еще вопрос...

Можно ли сравнивать уровень наших и их СПК? В СССР, естественно, себя считали лидером, ну... без учета навигационного и т.п. оборудования (что вообще спорно) - т.е. мореходность, скорость, прочность, надежность...
"Who the fuck you are to lecture me?"
------------------------------------------
За последние 47 лет 70 круизов (примерно 323 дня на борту)

Участник 1-й конференции Инфофлота в 2003 г. на т/х "Иван Кулибин"


#5 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 20 Август 2004 - 19:02

Да сложно нам судить, т.к. иностранческие проекты мы видели только по журналам.

Насчет скорости скажу что СПК, точно также как и водоизмещающие суда имеют свой "потолок" 60-80 км/ч - так что скорости находились приблизительно в одном и том же диапазоне. Насчет мореходности трудно судить потому что СПК бывают нескольких видов: - с глубокопогруженными крыльями; - Малопогруженными крыльями и промежуточный вариант. В СССР все СПК Алексеевских проектов имели малопогруженные крылья и соответственно ограниченный район плавания, за границей экспериментировали и строили в основном с глубокопогруженными крыльями, которые имели возможность автоматически менять угол атаки и соответственно имели более высокую (морскую) мореходность - этот вариант более дорогой из-за необходимости установки специальной следящей автоматики, которая при зарывании крыла в воду меняет угол атаки и судно не прыгает по волнам (как наши Ракеты, Восходы, Метороы), а остается на одном уровне, что при штормовых условиях очень актуально, поэтому сравнить наши и их проекты сложновато,я думаю это могут сделать те кто специально занимается вопросами скоростного флота.
Ну и плюс обитаемость их аппаратов я думаю была выше - т.е. шумопоглощение, вибрация были все-таки на более оптимальных уровнях нежели у нас.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#6 Гость_Югатов Роман_*

Гость_Югатов Роман_*
  • Гости
  • Регистрация: --

Отправлено 21 Август 2004 - 08:27

Англичане пошли по другому пути и до сих пор строят разных размеров СВП. А вообще в нашем ВМФ есть сторожевые корабли на подводных крыльях. Вид на ходу впечатляющий.

#7 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 21 Август 2004 - 16:42

Да, про эти военные СПК даже художественный фильм показывали "Случай в квадрате" - что -ли? Действительно, когда становится на крыло - очень впечатляет.

А насчет судов с динамическими принципами поддержания - в 50-60 годы это была очень модная тема, т.к. военные годы показали, что быстроходный класс водоизмещающих судов исчерпал возможности наращивания скорости и подошел к своеобразному "потолку" тандема "скорость-мощность", поэтому стали задумываться о судах с динамическими принципами поддержания. Первые успешные эксперименты в Англии с судами на воздушной подушке, а в СССР с судами на подводных крыльях, определили направления развития двух школ: нашей СПК и английской СВП - так сложилось исторически. Причем нельзя сказать, что СВП у нас не занимались - тоже были люди, но им просто не совсем повезло: громкая слава Алексеевского ЦКБ мешала продвижению других скоростных проектов (хотя позднее Феодосийское ПО "Море" строило и военные СВП и СПК), плюс ряд других причин в зародыше подкосили школу СВП.
Например в Одесском водном институте был ученый который сам со своими своими студентами построили небольшое судно на воздушной подушке в 60-х годах, которое даже вошло в английский специализированный каталог. Однако в биографии этого человека было по тем временам огромное "пятно" - во время войны он был угнан немцами в Германию на работы, когда вернулся назад - никаких контактов, даже научных, с зарубежными коллегами ему не разрешали. А судно это постигла печальная участь - во время летнего отпуска этого человека, институтское начальство просто сдало это СВП на металлолом.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#8 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 22 Август 2004 - 19:04

Есть в моей коллекции открыток еще такой СПК "Стрела - 1" называется, хотя ни на фото ни в жизни никогда таких не видел, Может быть у кого-то есть информация о нем?

Изображение
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#9 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 23 Август 2004 - 08:45

"Стрела - 1" называется, хотя ни на фото ни в жизни никогда таких не видел

Я тоже не видел, но в справочнике пассажирских судов морского флота СССР, который мне присылал Дима Илескин, он есть (с подробностями, где построен и т.д.). Ты вроде говорил, у тебя такой справочник тоже есть.
Вообще, по-моему, это как раз судно с глубоко-погруженными крыльями, похоже на иностранные проекты.

Вот, поискал фотографии наиболее характерных западных конструкций.

Довольно массово выпускавшиеся на разных верфях разработки фирмы Supramar (60-е годы). PT-20 (такой, кстати, засветился в фильме "Шаровая молния" про Джеймса Бонда):

Изображение

... и PT-50:

Изображение
Изображение

А вот более поздние суда Rodriquez (70-е - 80-е). Небольшой RHS-70:

Изображение

...одна из версий RHS-150 для итальянских озер:

Изображение

...и один из самых поздних больших СПК RHS-160:

Изображение

Boeing. Видна ниша, куда убирается носовое крыло при ходе судна в погруженном положении. Кормовые крылья тоже поднимаются. Кроме Боинга их строила еще то ли Yamaha, то ли Kawasaki - в Японии.

Изображение

А вот пример катамарана, оборудованного еще и крыльями. Это, как правило, скандинавские разработки (Westamarin, Kvaerner-Fjellstrand и проч.):

Изображение

...или японские (Mitsubishi):
Изображение
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#10 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 23 Август 2004 - 09:55

Топливный кризис в 70-х гг. частично подкосил всю эту армаду и зарубежные компании-владельцы СПК либо перешли в сектор дорогих удовольствий либо обанкротились.
В принципе, если сегодняшние цены на нефть будут устойчиво возрастать и держатся на высоком уровне, владельцам сегодняшних скоростных судов тоже грозит такая участь.
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#11 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 28 Июль 2006 - 18:08

Гёте

Изображение
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#12 scientist

scientist

    Просто замечательный человек

  • Посетители
  • Pip
  • 16 сообщений
  • Регистрация: 28-Май 06

Отправлено 28 Июль 2006 - 18:22

В литературе встречал упоминания о судах на воздушной каверне, тип "Линда", если не ошибаюсь, проект 14200. Там же было упоминане о том, что на конец 90-х гг. было построено что-то около 11 судов гражданского назначения и несколько сходных по типу судов для МЧС, пограничников и т.п. Самому мне эти суда видеть не довелось, но знает ли кто-нибудь, где они эксплуатируются и каковы технико-экономические показатели их эксплуатации в сравнении с СПК и СВП?

#13 Железный Дорожник

Железный Дорожник

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 3 523 сообщений
  • Регистрация: 05-Февраль 06

Отправлено 29 Июль 2006 - 22:39

По поводу СПК есть еще вопрос. В СССР строились легкие катера типа Волга на подводных крыльях. Вроде бы потом было развитие данного проекта типа Амур. Было ли нечто подобное на западе? Судя по материалам данной темы, в основном у них строились достаточно крупные суда.

#14 Александр Скляров

Александр Скляров

    Энтузиаст

  • Посетители
  • PipPipPipPip
  • 583 сообщений
  • Регистрация: 28-Январь 04
  • Город:Stuttgart, Deutschland

Отправлено 30 Июль 2006 - 09:57

Амур - обычный глиссер со стационарным мотором от Москвича.
Большой любитель Пятилеток. Теперь уже - дистанционно (с тоской по Родине) :)
http://shepeshka.kilu.de/ - Сайт "Шестая Пятилетка" (пр. 576).


#15 Алексей Яблонский

Алексей Яблонский

    ****

  • Модераторы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 8 856 сообщений
  • Регистрация: 19-Январь 04
  • Город:Москва, Марьина Роща

Отправлено 30 Июль 2006 - 10:31

Насчет теплоходов "Линда". Строились они в Зеленодольске, одна (?) эпизодически эксплуатировалась в Казани. В прошлом году стояла на берегу в грузовом порту, рядом с "Метеором-219". Более внушительное количество таких судов было построено для Ханты-Мансийска и/или Нижневартовска. Периодически упоминаются в сети, да и на сайтах Инфофлота есть фотографии.
Как заявлялось, экономика у них должна была быть якобы намного лучше, чем у скоростных судов других видов, но что-то в Сибири их не очень хвалят (прежде всего из-за небольшой вместимости).

Развитие катеров "Волга" - это "Дельфин". Вот такой:

Изображение

Что касается иностранных разработок на подводных крыльях, то есть такой сайт: The International Hydrofoil Society. Там все есть довольно подробно, правда по-английски.
Российские речные суда

Szíveskedjenek vigyázni, az ajtók záródnak. A Moszkva tér végállomás következik :)

#16 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 30 Июль 2006 - 12:08

Прошу прощения, но "монохаллы" - это что такое?

#17 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 30 Июль 2006 - 12:37

Прошу прощения, но "монохаллы" - это что такое?

Monohull - это на профессиональном сленге - скоростное однокорпусное судно. Сегодня эти суда выполняют функции скоростных паромов (скорость до 40-42 уз - 70-75 км/час).
Вот картинка типичного монохалла:

Изображение
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/

#18 Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов

    Любитель

  • Посетители
  • PipPipPip
  • 332 сообщений
  • Регистрация: 14-Апрель 04
  • Город:Самара

Отправлено 30 Июль 2006 - 12:51

В принципе, что это однокорпусные суда - догадался по самому слову, а вот за счет чего достигается такая высокая скорость при хорошей экономике?

#19 Железный Дорожник

Железный Дорожник

    Тоже мне, энтузиаст...

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPip
  • 3 523 сообщений
  • Регистрация: 05-Февраль 06

Отправлено 30 Июль 2006 - 20:41

Ну как минимум за счет соответствующих обводов корпуса и форм лопастей гребного устройства (просто винтом это уже не назовешь я думаю)

#20 Алексей Сёмин

Алексей Сёмин

    ****

  • Посетители
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 9 404 сообщений
  • Регистрация: 13-Февраль 04

Отправлено 30 Июль 2006 - 20:46

Ну там преимущественно водометные движители. И плюс большая мощность ЭУ
ПЛАНИРУЙТЕ СВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НАМИ!
http://www.utl.in.ua/




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Новости портала infoflot.ru

  • Идет загрузка новостей...

Яндекс цитирования