Отправлено 02 Август 2013 - 21:29
Суперджет - возможно поможет прожить какое-то время авиапромышлености, но науку он убил. Все бабки на него ушли. Самолёт более - менее освоили в производстве. Самолёт - вполне на уровне, как бы его не хаяли, хоть и с множеством детских "косяков", но у кого их не было? Поборют. Другое дело, что поскольку пепелац сконструирован в основном на "Боинге", его улучшить как-то, без ведома американцев невозможно. Например, когда выпускались Ил - 18, сколько времени понадобилось, чтобы сделать после модели Ил - 18В ИЛ - 18Д с увеличенным запасом топлива? Несколько месяцев. Потому что конструировали и модернизировали этот самолёт одни и те же люди. Они знали как он работает, знали запасы конструкции по прочности, знали, как измениться управляемость. Надо бак ещё на пять тонн впихнуть - не вопрос. Сегодня посчитаем, завтра начертим, послезавтра изготовим.
Стали делать бизнес - модификацию "Суперджета", и тут выяснилось что роскошный салон, выдвижной трап, и блек джек сами знаете с кем - не главное в бизнес - пепелаце. Главное - это уметь пересечь Атлантику. Казалось, бы - простая задача. Резервы у конструкции есть, берём пассажиров меньше, топлива больше, размещаем баки и погнали. И всё встало. Изменились из - за доп баков весовые и центровочные характеристики самолёта, а он управляется через вычислители, которые принимают команды от джойстика, автомата тяги, автопилота, педалек, флай менеджер компьютера, и.т.д - перечислять можно долго, и приказывают на нужный угол отклониться рулям. (Это очень грубо и приближённо). Насколько они прикажут им отклониться зависит от данных о скорости, центровки, количестве топлива, и многого другого. Вся фишка в том, что на определённое действие органами управления будет идти всегда одинаковая реакция самолёта. Это - тоже, очень грубо и приближённо, но так яснее. Собственно, эта фишка не нова - А 320 так летает, и даже древний ТУ - 154 летает, подчиняясь командам АБСУ, которой уже командует лётчик.
Так вот - в Суперджете "бизнес" все эти характеристики, чем руководствуются вычислители при формировании управляющего сигнала "поплыли". Вес и центровка самолёта "бизнес" в полёте изменяется совсем по-другому, чем в варианте "сарай".Соответственно, адекватной реакции самолёта на действия органов управления уже не обеспечить. На этом все потуги закончились. Американцы новую программу для вычислителей не дали.
Иностранцы всегда расскажут и покажут Вам, как устроен их самолёт, тем кто покупает их они даже шептнут про слабые места, чтобы клиенты внимательнее были. Катастрофы по техническим причинам им тоже ни к чему. Но, они не скажут и не слова про то, как его сконструировали.
Вот простой пример: на все советские самолёты можно найти книжку "практическая аэродинамика". Там очень много непонятных мне формул, и мне интересны там главы только про взлётную и посадочную конфигурации, скорости, про выработку топлива и допустимые углы атаки. Это - 1/10 книжки. Но, прочтя остальные 9/10, про всякие там обтекания крыла, про обратные реакции опытные конструкторы без труда поймут как самолёт конструировали и что с ним можно сделать в плане каких-то усовершенствований.
Так вот - летает уже наверное 50 лет Боинг - 737. И на него до сих пор нет "практической аэродинамики". Фирма не выпускает такую книгу. Вот Вам товар, вот пособие как его ремонтировать и эксплуатировать, а больше мы ничего не скажем. Собственно, и с автомобилями примерно так, только ещё примитивнее - вставть ключ, пристегнитесь, через 30 тысяч км приедете на сервис....
С "Суперджетом" промышленность запросто проживёт ещё несколько десятков лет, но конструирование окончательно уйдёт в прошлое.