А нужен-ли северный грузовой порт на северных подходах к Москве?
По КиМу (судя по личным наблюдениям,т.к.статистика не публикуется,повидимому и она попала в "коммерческую тайну"),в основном доставляются дешевые стройматериалы.Для московских дорогостоящих готовых изделий много рентабельнее другие,более быстрые и всесезонные средства трансплрта.В то же время канал уже с трудом справляется с пассажирскими (туристическими) перевозками.
Песок и камень много ближе везти из Окского бассейна,где их проще добывать,нежели со дна волжских водохранилищ. Речной грузовой порт Москвы целесообразно сооружать не в Дмитрове,за 70 км.от города,а на юге Москвы на т.н."Сукином болоте",занявшись,наконец,шлюзованием Оки и модернизацией шлюзов на Москве-реке.
По этой теме можно много сказать.....но сейчас только реферативно: до 60-го года канал был пустоват - перевозили лес (большей частью в плотах), соль (всегда в Москву водой с оз. Баскунчак доставлялось 100% этого продукта), хлеб (зерно) - разгрузка в Западном (мелькомб. №4) и Южном (со временем стал крупнейшим перевалочным пунктом в Европейской части), бензин на Павельцевскую базу и с Оки нефть на Московский нефтезавод и Ленинскую нефтебазу. Осенью усиливались перевозки хлеба и добавлялись перевозки овощей и фруктов. Щебень не видел чтобы возили с Волги (хотя карьеры были выше Калинина - в Старице). Возили меловой щебень в основном с Оки по Москварецкой системе. Тогда трудно было представить перевозку песка с Волги - он добывался в ближнем подмосковье или даже в русле реки в Москве. Вот эти заливы в Серебряном бору, Строгино, Мякинино - это все карьеры западного порта. Позже подключился Северный - сейчас один из карьеров это Клязьминский пансионат.
70-е, 80-е годы громадный рост грузовых перевозок. Песок везут с Волги - в разгар этих перевозок обеспечивали буксиры 8 ОТА, 2 Дунайских, 2- ОТ-1500, 6 - Ч-800, около 40 Речных (большая часть составов бункерные баржи для гидроспособа), 2- Волго-Дона, около 6 Волжских - это только МРП, а ведь в разгар навигации сюда включались суда других пароходств, сюда прибавлялся поток большегрузных судов с Карельской щебенкой через Волг-Балт (требовали построить вторые нитки для пропуска все возрастающего потока этого груза) возят Волго-Доны, Волжские, Волго-Балты и т. д., добавился уголь на Южный порт (Новый участок), как и раньше Соль, Хлеб, Осенние грузы. Лес правда, стали возить не в плотах, а в судах - на ШПешках (МРП и СЗРП), Влгодонах, Волгобалтах. Контейнерные перевозки на Москву - раз в 4 дня из Астрахани, и раз в 4 из Ростова - сначала обслуживали Большие Волги, а позже катамараны, затем контейнерные и бумажные линии с Камы из Карелии (Кондопога),средняя Волга, обслуживаемые СТК и СТ. Я вот, подсчитывал за сутки по каналу проходило от 50 до 70 тыс тонн в одну сторону. В общем, на грани безумия. Ведь Москва не только себя тогда строила, но на Московских заводах ЖБИ на моей памяти "сделали" три города (на самом деле больше) Тольятти, Набережные челны, Волгодонск - этими изделиями загружалось порядка четверти грузовиков в обратный рейс. Правда, перевозки нефтепродуктов, достигнув максимума в 60-е, 70-е годы (по каналу 2-3 танкера или баржи в сутки в одну сторону) упали, а потом сошли на нет (их заменили трубопроводами). Добавте к этому, что пассажирских было то же количество, что и сейчас (даже больше), только ходили они в большинстве по длинным линиям, так что частота движения конечно была меньше.
Друзья мои! Понятно, что такое больше не повторится.
Но Я привык воспринимать Москву как "порт пяти морей" и отвыкать совсем не хотелось бы.
P.S.
добыча в русле Оки - при больших объемах добычи есть существенная разница Углическое, Рыбинское и Московское море с потерянной затопленной поймой и Окская пойма с ее до сих пор бесценными землями.