День 11. 7 августа.
Иволгинский дацан. Расставание…
Сегодня погода испортилась – с утра небо затянуто тучами, идёт проливной дождь. Может быть это и символично – сегодня для всей нашей группы, кроме меня, заканчивается путешествие по просторам Прибайкалья: ночным поездом ребята уезжают из Улан-Удэ в Иркутск, чтобы затем разлететься по своим родным городам. Но с утра думать об этом что-то не хочется, тем более, нам предстоит побывать в главном буддистском монастыре – Иволгинском дацане. Буддистские храмы есть в большом количестве и в Калмыкии, но именно Иволгинский дацан считается главным в России.
Погода шепчет, но мы отправляемся в путь. Переезжаем по мосту Селенгу:
Дацан находится в 35 километрах к юго-западу от Улан-Удэ. Вот его главный вход.
Экскурсию по дацану проводит один из его лам (т.е священнослужителей), но пока он ведёт другую группу, мы, прячась под козырьками от дождя, изучаем разные безделушки и прочую сувенирную продукцию.
А вот этот пёс лениво позёвывает и воспринимает непогоду с истинно буддистским спокойствием.
Суббота – пора свадеб: многие бурятские пары приезжают сюда.
Наконец, лама освободился и готов встретить нашу группу и показать ей монастырь. А вот и лама:
Я думаю, у большинства форумчан при взгляде на это фото возник тот же вопрос, что и у меня – заранее отвечаю: нет, лама не состоит в «Единой России», эту плащёвку ламе подарил кто-то из делегации президента во время его визита в дацан в августе 2009 года. Ну вот и пользуется ей для защиты от ветра – не пропадать же добру? Но смотрится, конечно, забавно.
Лама вращает молитвенный барабан. Внутри каждого такого барабана находятся свитки с мантрами. Считается, сколько раз вы повернули барабан, столько раз прочли эти мантры, то есть помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот - это сто миллионов вознесенных молитв.
Я не слишком разбираюсь в буддизме, но для полноты картины приведу некоторую обзорную информацию.
Буддизм пришел в Забайкалье из Монголии в начале XVII века. До этого в Бурятии господствовал шаманизм. Люди поклонялись самому Байкалу - духу большой воды, духам местности, камня, дерева, огня, зверей… Элементы шаманизма сохранились и в сегодняшней Бурятии. У дорог часто можно встретить деревянные сооружения в виде ворот, так называемые "або". Это обиталище духа данной местности. Буряты, да и не только они, обязательно делают остановку у "або" и что-нибудь на нем оставляют: монетку, конфету…
Во второй половине XVII века, казаки-поселенцы принесли сюда православие, несколько раньше в Бурятии утвердился и буддизм. Императрица Елизавета Петровна своим указом в 1741 году утвердила признание ламаистской веры в Бурятии. К тому времени в Бурятии было уже 11 дацанов. Монгольские ламы не посягали на местные верования, но приспосабливали их к буддизму. К 1917 году в Забайкалье было 44 буддийских монастыря, почти 150 малых храмов и около 6 000 буддийских священнослужителей - лам.
К началу 30-х годов XX века все буддийские монастыри в России были закрыты. Неудачи первых лет Великой Отечественной войны заставили власть искать поддержку у верующих, и она несколько ослабила давление на церкви. В Бурятии разрешили проводить службы - хуралы, но во всей республике удалось разыскать лишь 15 лам, помнивших, как это делается. В 1945-м году верующие пришли в правительство Бурят-Монголии с просьбой открыть старый буддийский храм в Тамче и попросили возродить тамчийский дацан, возобновить молебны, провести службы в честь погибших на войне. Правительство тогда не пошло на это, но разрешило выделить для верующих небольшую территорию в степи возле деревни Иволга.
Строительство нового дацана в деревне Иволга началось в начале 1946 году с возведения храма путем перестройки обычного жилого дома, пожертвованного монастырю бурятской семьей. Сегодня первый храм отдан студентам буддийского института: утром они заучивают здесь молитвы и мантры на тибетском и старомонгольском языках, а вечером оттачивают мастерство ведения диспута. Фронтон храма украшает Колесо учения и фигурки двух взирающих на него ланей. Обход дацана обычно сопровождается вращением молитвенных барабанов, об устройстве которых я уже написал.
Одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России - храм Чистой земли. В этом храме хранится драгоценное тело 12 Хамбо Ламы Итигэлова. Хамбо Лама Итигэлов умер в обычном смысле этого слова в 1927 году. По словам ламы, он в 1927 году ушел в состоянии медитации и завещал своим ученикам, чтобы они пришли через 30 лет и посмотрели на его тело. В 1955 г. члены делегации во главе с Хамбо Ламой Бармаевым подняли тело, убедились в его сохранности и обратно возложили на то же место. В 2002 году, через 75 лет после захоронения тела, его подняли и перенесли в Иволгинский дацан. А когда два года назад тело ламы обследовали эксперты-патологоанатомы, их поразила фантастическая его сохранность - никаких следов тления, полная подвижность суставов, естественный цвет кожи.
Нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова привлекает в Иволгинский дацан толпы паломников. Возросло в последние годы и число желающих учиться в местном буддийском институте "Даши Чойнхорлин", что с тибетского переводится как "земля счастливого учения". На институт этот комплекс несколько деревенского вида построек мало похож, однако репутация у "Даши Чойнхорлин" в буддийском мире высокая. Юноши из бурятской, калмыцкой, тувинской глубинки за пять лет становятся здесь высокообразованными, причем в современном смысле этого слова людьми. Со знанием английского, информатики, основ естествознания. Институт выпускает священнослужителей, ученых буддологов и востоковедов, специалистов по старомонгольскому и тибетскому языкам. Лучших студентов посылают продолжать образование в Индии, где в изгнании пребывает далай-лама, который, кстати, в 1992 году посетил Бурятию и благословил землю Забайкалья и все народы, живущие на ней.
Кстати, наш Лама, проводивший экскурсию, тоже является выпускником местного института. Вообще буддизм – очень сложная для непосвящённого человека религия, суть которой не так-то просто понять. Вместе с тем побывать в крупнейшем буддистском монастыре России и послушать рассказ ламы было очень интересно. Кстати, я спросил у него, отличаются ли направления буддизма, которые проповедуются в странах Юго-Восточной Азии, где мы с друзьями побывали в прошлом году (на острове Бали в Индонезии очень много буддистских храмов) от буддизма, распространённого на территории России. Оказывается, да – есть некоторые отличия в учениях.
Продолжение далее...