Продолжаю...По окончании осмотра я, несмотря на дождь, решил продолжить свои энтузиастские похождения и отправился на
Иркутскую ГЭС, благо, что она совсем рядом.

По плотине проходит одна из городских магистралей. Поскольку пешком через ГЭС ходить нельзя, сажусь на первую попавшуюся маршрутку и переезжаю по ГЭС на противоположный берег, а там, пройдя несколько кварталов, выхожу на точку, откуда открывается очень хорошая панорама гидроузла.
Участок Ангары от Байкала до Иркутска привлекал гидростроителей еще в дореволюционный период. Он имел почти идеальную зарегулированность и благоприятные горно-геологические условия для строительства гидроузла и создания крупного водохранилища, использующего громадную площадь озера Байкал. Наличие рядом города с промышленными предприятиями давало надежных потребителей электроэнергии и позволяло создать строительную базу для возведения ГЭС. К началу 50-х годов был подготовлен проект Иркутской ГЭС мощностью 660 МВт. Решение о её сооружении было принято правительством в январе 1950 года, и уже через месяц в створе будущей ГЭС появились первые гидростроители. Возведение ГЭС шло в тяжелых условиях – не хватало опытных специалистов, рабочих, механизмов, жилья. Не было опыта сооружения подобных гидроузлов, в частности, гравийно-песчаных плотин на подобных реках, в суровых климатических условиях при высокой сейсмичности.
Место для гидроузла выбрали в 65 километрах от озера Байкал. Гравийно-песчаная плотина и здание ГЭС совмещённого типа имеют общую длину 2,6 километров и подняли уровень Ангары перед Иркутском на 28 метров. Образовавшееся при этом водохранилище имеет площадь 200 кв. километров и объем воды 2.5 куб. километра. На Иркутском гидроузле не предусмотрена водосливная плотина, обязательная для многих ГЭС, поскольку Ангара в своём истоке зарегулирована Байкалом и имеет постоянный расход воды. Для сброса больших расходов в здании гидроэлектростанции размещены особые отверстия с возможной пропускной способностью 6000 куб.м/сек.
В зоне затопления Иркутского водохранилища на берегах Ангары оказались 58 населенных пунктов, участок шоссейной дороги Иркутск – Листвянка и железнодорожный участок Иркутск – порт Байкал. Кроме того, вследствие сооружения плотины поднялся на 1 метр и уровень самого Байкала. Вдоль его побережья, в пониженных дельтовых речных участках в зону затопления попали около 100 тысяч га земли и 127 населенных пунктов, в том числе 9 городских.
В мае 1951 года был вынут первый ковш из котлована гидроэлектростанции, в 1954 году в фундамент здания ГЭС заложили первый бетон, в 1956 году Ангару перекрыли, в 1957 году ГЭС дала первый ток, а в 1958 досрочно сдали последний, восьмой, энергоагрегат. После строительства ГЭС уровень Байкала поднялся на 1 метр, Байкал превратился в часть водохранилища с общим объёмом 46.4 куб километров. При этом Иркутское водохранилище (как и нижележащее Братское) стало водохранилищем многолетнего регулирования стока. Иркутская ГЭС была первой в каскаде запланированных гидроэлектростанций на Ангаре и первой крупной ГЭС в Восточной Сибири. Она стала своеобразной кузницей кадров. Гидростроители и энергетики, прошедшие здесь школу, впоследствии успешно работали на строительстве других крупных ГЭС Сибири – Братской, Усть-Илимской, Красноярской, Хантайской, Саяно-Шушенской, Богучанской и других.
Сейчас Иркутская ГЭС находится в тени своих более новых и мощных ангарских напарниц, но именно она – первая на Ангаре, и именно Иркутская ГЭС смогла поглотить и поднять воды самого Байкала. Итак, вот она, Иркутская ГЭС:

Следующим пунктом моей энтузиастской прогулки был
новый железобетонный мост через Ангару, первая очередь которого была введена в строй в 2007 году, а вторая – в 2009 году. Вон он виднеется на заднем фоне залитого дождём пейзажа.

Путь от Иркутской ГЭС до нового моста через Ангару хоть и кажется совсем небольшим по карте, на самом деле достаточно тернистый – около 5 километров по пустырям и задворкам левобережной части города, по проезжей части дороги. А учитывая, что дождь постепенно стал проливными, грязь доходила практически до щиколотки, и при этом я вышел гулять в щёгольских ботинках на тонкой подошве, то можно смело сказать, что мероприятие по знакомству с ГЭС и новым мостом в итоге получилось уж совсем энтузиастским. Но это не важно – главное результат!
А вот и он, новый мост через Ангару в Иркутске, в строительстве которого принимала участие в том числе и наша организация. Мост пересекает Ангару по неразрезной схеме 84.5+4х105+84.5 м, эстакадные пролеты разрезные, длиной 42 метра. Мост полностью железобетонный, что в нынешнее время весьма необычно для автодорожных мостов таких больших пролётов – обычно в такой ситуации делают металлические мосты, они проще и, как правило, экономичнее при таких пролётах. А вот Иркутский мост железобетонный. При его возведении был применён целый ряд инновационных технологий.
Итак, новый мост через Ангару в дождливую погоду:

Недалеко от моста я умудрился-таки поймать маршрутку и вернуться в центральную часть города, где, прежде, чем идти в гостиницу, сходил к Крестовоздвиженской церкви и прогулялся по деревянным кварталам Иркутска.






Ну а вечером я снова зашёл в ресторан – во-первых, я промок до нитки, и нужно было вкусно поесть и согреться, кроме того, завтра вновь начиналась походная жизнь: мне предстояло путешествие на СВП «Баргузин» и три дня на турбазе в бухте Песчаная.
Продолжение следует...