В середине 1930-х годов судостроительный завод "Красный металлист" в Зеленодольске выпускал серию 450 (480) сиьных буксиров. Во время Великой Отечественной войны они послужили в Волжской военной флотилии - пароходы были переоборудованы (вооружены, бронированы, были убраны частично надстройки - носовой салов в частности, что хорошо видно на фото). Благодаря этой службе, информация о них вошла в Военно-морские справоники, соответственно достаточно доступна и нам. Начну с этой серии - тип "Усыскин" из 7 пароходов:
Тип "Усыскин"
Длина - 56,4
Ширина - 17,1/8,1
Осадка - 1,25 м
Водоизмещение - 400 т
Силовая установка - 480 л.с.
Скорость хода - максимальная - 8,5 узлов ; экономическая - 5 узлов
Вооружение – 2 - 100-мм и 2 - 37-мм (первоначально 2 - 45-мм) ор., 1 - 7,62-мм пул.
Экипаж - 76 человек
УСЫСКИН (до 16 июля 1941 и с 26 июля 1943 -
И. Усыскин)
Бывший речной колесный буксирный пароход СВРП, построенный в 1934 на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске. Первоначально находился в подчинении Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 16 июля 1941 мобилизован, принят от НКРФ, поставлен на переоборудование в РКЛ и зачислен в состав УОК р. Волга ВМФ. 27 октября 1941 РКЛ переведена в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (оборона Сталинграда (Волгоград) в июле 1942-январе 1943, несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-мае 1943). 27 февраля 1943 награждена орденом Красного Знамени. 4 мая 1943 в районе Александровского переката на Волге подорвалась на мине заграждения противника, но осталась на плаву и была отбуксирована в базу, а 26 июля 1943 ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по техническому состоянию разоружена, передана СВРП для эксплуатации в качестве буксира и 13 августа 1943 исключена из списков судов ВМФ. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 12 мая 1961 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
ФЕДОСЕЕНКО(до 16 июля 1941 и с 6 ноября 1943 –
П. Федосеенко)
Бывший речной колесный буксирный пароход СВРП, построенный в 1934 на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске. Первоначально находился в подчинении Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 16 июля 1941 мобилизован, принят от НКРФ, поставлен на переоборудование в РКЛ и зачислен в состав УОК р. Волга ВМФ. 27 октября 1941 РКЛ переведена в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (оборона Сталинграда (Волгоград) в июле-ноябре 1942, несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-ноябре 1943). С 19 мая 1943 находилась в оперативном подчинении пароходства «Волготанкер» НКРФ, а 6 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей СВРП для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 18 февраля 1967 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
КИРОВ(до 16 июля 1941 и с 6 ноября 1943 -
С. Киров)
Бывший речной колесный буксирный пароход СВРП, построенный в 1937- 1938 на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске. Первоначально находился в подчинении Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 16 июля 1941 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 15 августа 1941 РКЛ, подняв Военно–морской флаг, вошла в состав УОК р. Волга ВМФ, а 27 октября 1941 переведена в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (оборона Сталинграда (Волгоград) в июле-ноябре 1942, несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-ноябре 1943). С 19 мая 1943 находилась в оперативном подчинении пароходства «Волготанкер» НКРФ, а 6 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей СВРП для использования в качестве буксира. 27 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 10 апреля 1945 намечался к переименованию в Ливадию, но был оставлен под прежним наименованием. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 14 июня 1967 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
ЩОРСБывший речной колесный буксирный пароход СВРП, построенный в 1935 на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске. Первоначально находился в подчинении Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 16 июля 1941 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 28 августа 1941 РКЛ, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав УОК р. Волга ВМФ, а 27 октября 1941 переведена в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (оборона Сталинграда (Волгоград) в июле-ноябре 1942, несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-ноябре 1943). С 18 июня 1943 находилась в оперативном подчинении пароходства «Волготанкер» НКРФ, а 6 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей СВРП для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 23 марта 1959 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
ЧАПАЕВ(до 16 июля 1941 и с 6 ноября 1943 -
В. Чапаев)
Бывший речной колесный буксирный пароход СВРП, построенный в 1935 на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске. Первоначально находился в подчинении Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 16 июля 1941 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 29 августа 1941 РКЛ, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав УОК р. Волга ВМФ, а 27 октября 1941 переведена в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (оборона Сталинграда (Волгоград) в июле 1942-январе 1943, несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-ноябре 1943). 27 февраля 1943 награждена орденом Красного Знамени. 6 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей СВРП для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 19 мая 1969 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
ГРОМОВ(с 26 июля 1943 по 6 ноября 1943 -
Усыскин)
Бывший речной колесный буксирный пароход ВВРП, построенный в 1934-1935 на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске. Первоначально находился в подчинении Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 16 июля 1941 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 1 сентября 1941 РКЛ, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав УОК р. Волга ВМФ, а 27 октября 1941 переведена в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (оборона Сталинграда Шолгоград) в июле-ноябре 1942, несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-ноябре 1943). 26 июля 1943 подняла Краснознаменный Военно-морской флаг, полученный от однотипной РКЛ «Усыскин», сданной НКРФ. С 19 мая 1943 находилась в оперативном подчинении пароходства «Волготанкер» НКРФ, а 6 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей ВВРП для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 27 июля 1957 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл. В некоторых документах значится под наименованием Летчик Громов.
РУДНЕВ(до 16 июля 1941 и с 6 ноября 1943 -
Николай Руднев)
Бывший речной колесный буксирный пароход СВРП, построенный в 1934-1935 на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске. Первоначально находился в подчинении Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 16 июля 1941 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 1 сентября 1941 РКЛ, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав УОК р. Волга ВМФ, а 27 октября 1941 переведена в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (оборона Сталинграда (Волгоград) в августе-ноябре 1942, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-октябре 1943). С 19 мая 1943 находилась в оперативном подчинении пароходства «Волготанкер» НКРФ, а 6 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с передачей СВРП для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. В 1960-х гг. выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.
На сканах:
1 КЛ (канонерская лодка) УСЫСКИН
2. КЛ Усыскин ( № 2) переоборудованная из п.х. Громов
3. п.х. И. Усыскин
4. п.х. П. Федосеенко
5. п.х. С.М. Киров
6. п.х. Щорс