День семнадцатый, 15 ноября 2008 (продолжение).Первая наша прогулка по Венеции была скорее транспортной, чем туристической: мы пошли кратчайшим путем от порта до гостиницы. Пошли пешком принципиально, несмотря на пару сопутствующих чемоданов. Вызвано это было не только желанием не терять ни минуты общения с городом и побыстрее влиться в его атмосферу, но еще и тем, что другого доступного вида транспорта по нашему пути мы не обнаружили. Проводить эксперименты по поиску остановок водного гортранспорта было лень (мешали все те же два чемодана), а автотранспорт в Венеции, по сути, отсутствует. Небольшая его "резервация" для разворота такси и автобусов существует только у площади рядом с вокзалом да рядом с круизными терминалами. Эта площадь - Piazzale Roma - является тупиковым концом трассы, идущей с материка на остров по мосту Свободы (Ponte della Libertа). Его мы уже видели с борта корабля, теперь можно взглянуть и с земли:
Мост целиком сделан из кирпича, состоит из 222 арок и имеет длину около трех километров. Он является единственной сухопутной дорогой с материка в Венецию. На самом деле мост совмещает в себе два моста: автодорожный и железнодорожный. Если первый был построен в 1933, то железнодорожная конструкция появилась на свет в 1846 году и являлась в то время настоящим чудом техники - при его строительстве в дно лагуны было забито почти 75000 свай. Вплоть до этого события Венеция являлась абсолютным островом.
Про авто-конечную станцию я уже сказал выше - железнодорожная находится также рядом с площадью Рома. Вокзал Venezia Santa Lucia, появился на свет в нынешнем виде в 1954 году.
Все дальнейшие передвижения по городу за пределами площади Рома, вплоть до самых далеких и глухих его окраин, люди вынуждены совершать либо пешком, либо по воде. Упомянутая выше транспортная площадь перед вокзалом является последним островком города в обычном его понимании. Материковые автобусы, такси и последний оплот цивилизации на нашем пути - асфальт - все это пропадет, достаточно только сделать 50 шагов за ее пределы.
Piazzale Roma - это еще не настоящая Венеция, это что-то вроде переходного шлюза в нее из внешнего мира. Именно тут, буквально втиснувшись между железнодорожным и автовокзалом, берет свое начало основная транспортная дорога города - Гранд-канал. Хотя, в случае с Венецией, правильнее все-таки будет говорить, что оба вокзала втиснулись между морем и каналами.
Гранд-канал (Canal Grande) - это главная артерия города, это его витрина и сцена. Именно он является главной достопримечательностью Венеции, именно на его берегах расположились самые красивые палаццо и самые великолепные мосты. Находясь в Венеции невозможно не увидеть Гранд-канал. Он перерезает тело "рыбы" толстой изогнутой линией и таким образом огибает все основные районы города. Канал не замирает ни на минуту: днем по нему буквально невозможно протолкнуться, но даже глубокой ночью и ранним утром по нему курсируют дежурные маршруты вапоретто.
Гранд-канал или Большой канал (итал. Canal Grande) — самый известный канал Венеции на острове Риальто. Является одним из главных транспортных путей города. Видимо из-за канала изначально остров и назвали Риальто. Латинское rivus altus, то есть «проток глубокий», модифицировалось в название.
Канал проходит через весь город. Начинаясь с лагуны у вокзала, он проходит через весь город, повторяя перевернутую букву S и заканчивается, соединяясь с каналом Сан-Марко и каналом Ла-Джудекка у здания таможни.
Длина канала составляет 3800 метров, ширина — от 30 до 70 метров, глубина — порядка 5 метров.
Набережных у канала практически нет, их заменяют фасады домов, выходящих на канал. Эти дома, как правило, построены на сваях, при этом имеют два выхода — на сушу и на воду.
Гранд-канал — сосредоточение самых красивых зданий города. Именно из-за этого венецианцы называют свою главную водную артерию — «Канал-дворец» (итал. Canalazzo). На берегах канала стоят более 100 дворцов, среди них: Ка' Реццонико, Ка' д'Оро, Ка' Фоскари, Палаццо Барбариго и многие другие.
Поскольку основное движение сосредоточено вдоль канала, то через водную артерию проложено всего лишь три моста: мост Риальто, мост Академии и мост Скальци. В 2007 году был открыт четвертый мост (Ponte di Calatrava) через канал между вокзалом и пьяцалле Рома.
Перемещаться по каналу можно на гондолах или вапоретто. Альтернативу мостам при пересечении каналов могут составить трагетто.Чуть дальше мы, естественно, проведем небольшой экскурс в основные виды городского транспорта (он, как вы уже поняли, весь является водным), а сейчас, дабы не допускать перегрузки теорией, отправимся дальше.
Сразу за площадью наш путь преградил средних размеров канал, перебравшись через который по жутко историческому мосту, мы оказались на небольшой площади размером, наверное, 20 на 20 метров. Потом станет ясно, что это классическая площадь Венеции, по-местному именуемая campo.
Площадь/Campo В Венеции множество площадей, но только одна из них называется площадью (piazza) — Сан-Марко, под боком у которой еще две пьяццетты поменьше. Остальные площади зовутся кампо (сampo), то есть поле: в прошлом немощеный пустырь, поросший травой. Кампо обычно именуется по стоящей на нем церкви. Маленькое кампо называется кампьелло (сampiello). Корте (сorte), то есть двор, отличается от кампо и кампьелло тем, что на него только один или два выхода и нет ни церкви, ни кафе, ни рынка — только дети играют в футбол. Если площадь называется пишина (piscina, «бассейн»), то это означает, что под ней лежит засыпанный кусок канала.Площадь была окружена невысокими домами в типично итальянской раскраске - т.е. в разных оттенках грязно-коричнево-желто-розовой гаммы. Окружение это было таким плотным, что с непривычки стало непонятно куда идти: позади площадь (ну, на самом деле, площадку) подрезал канал, через который мы только что перебрались. Через несколько часов мы, конечно, освоимся в таком своеобразии градостроительства и освоим главный прием гуляния по Венеции - даже если тебе кажется, что впереди тупик, даже если это уже очевидно до чрезвычайности - все равно иди до упора, скорее всего, в самом глухом углу будет либо проход, либо туннель под зданием, ведущий на соседнюю улицу или площадь. Все улицы тут куда-нибудь, да ведут: оно и понятно, строить бесполезные тупики не позволяет жестокий дефицит земли.
Вообще, если попытаться как-то описать планировку города, то больше всего, наверное, подойдет сравнение с лабиринтом. Большим таким и совсем не игрушечным. Если убрать из воображения ключевые точки города - Гранд-канал, мост Риальто, площадь Сан-Марко и другие открыточные бестселлеры, то вся остальная историческая часть Венеции - это самый настоящий каменный лабиринт! Если дома тут вполне обычные (в среднем, 2-4 этажа), то вот площади и улицы напоминают скорее дворовые площадки и узкие щели-переходы между ними. Обычно с каждой такой площадки уходит 2-3 перехода в соседний квартал. Какого-либо порядка или регулярности в застройке не соблюдается вовсе. Тут нет мест, на которые можно было бы выйти или подняться, чтобы осмотреться и сориентироваться. Улицы тут могут быть длиной и в сто метров, и в десять. А нумерация домов и вовсе к улицам не привязана - дома пронумерованы по принадлежности к районам, а разные улицы с одним и тем же названием могут встречаться по нескольку раз в разных районах города. И опять же, если отойти чуть вдаль от открыточных ракурсов, то все районы Венеции, по сути, одинаковы на вид.
Единственным лекарством от моментального сумасшествия неподготовленного туриста тут может служить либо хорошая карта, либо GPS. Ну или самый универсальный, но быстро надоедающий способ - всегда находиться там, где много туристов.
Еще одна вещь, мысль о которой послужит больше не для ориентирования, а просто для успокоения, заключается в том, что максимальный габарит острова находится в пределах двух километров, так что блуждания по нему могут привести, максимум, к потере времени, и вряд ли тут все-таки можно заблудиться капитально. Ну, а текущие реки и ручейки туристов всегда подскажут правильную дорогу к ключевым точкам города. Хотя, мне больше понравилась одна фраза из нашего путеводителя: "
Венецию можно пройти пешком за час — если твердо помнить цель и знать дорогу к ней; но, возможно, лучше не помнить и не знать. Заблудиться в Венеции — лучшее, что может случиться с вами."
В ранее венецианское утро мы еще не успели обзавестись атласом, поэтому в поиске отеля частично помогла прихваченная по случаю схема с корабля, а также предусмотрительно скачанная с google карта для GPS. К сожалению, домашнюю методическую подготовку по Венеции мы проводили в самую последнюю очередь, когда голова уже шла кругом от будущих похождений, и из-за этого расположение нашего отеля мы знали лишь ориентировочно. Внимание, туристы! Если вам необходимо не просто гулять по Венеции и наслаждаться ее видами (тогда, по большому счету, все равно куда идти, главное, смотреть под ноги и не упасть в какой-нибудь очередной канал или море), а попасть в нужное место по определенному адресу - заранее тщательно изучайте пошаговый маршрут до него. За ориентиры, конечно, можно взять какие-то знаковые точки, но вот дальше прошу соблюдать аккуратность при прокладке маршрута. Я вот, например, почему-то ориентировался на квартал, находящийся в метрах двухстах (для Венеции это огромное расстояние!) севернее реального положения отеля, и лишь счастливый случай (вывеска отеля блеснула в створе одной из улиц, с которой мы сворачивали) помог нам не теряя времени найти место своего проживания.
Несмотря на то, что первый поход по Венеции отягощали чемоданы, лично меня она очаровала до глубины души. Очаровала именно тем, о чем я написал выше: каналы и канальчики, мосты и мостки, невысокие фасады дворцов (хотя, в нашем понимании, они на них явно не тянули) и обычных домиков, лабиринты улочек, глухие campo... Этому не было предела, это не кончалось "за углом", а плавно перетекало из одного в другое и влекло все дальше вперед. Если в посещенных ранее городах такие вещи встречались в очень ограниченном виде в т.н. исторических кварталах, и очень легко было, разогнавшись по одной из таких вот исторических улиц, "вылететь" на какую-нибудь шестиполосную транспортную развязку, то в Венеции вылететь по неосторожности можно было только в воду
. Весь город как-будто замер в развитии на уровне средних веков. Повторюсь, весь город, весь! Чудеса, да и только.
Первые наши фотографии классической Венеции были такими - это Гранд-канал в районе моста Риальто:
Кстати, обратите внимание на палки, торчащие из воды. Это не просто палки, это легендарные и исторические палки. Это -
палины (paline) - деревянные шесты, во множестве торчащие из воды у пристаней. Служат для привязывания гондол и лодок. Самые заметные — те, что стоят у палаццо на Большом канале: они выкрашены в красно-белую спиральную полоску и имеют навершие с шишечкой.Кроме этих палок, есть еще более важные палки -
бриколы/bricole Любимые фотографами связки черных от времени, заостренных кверху свай, что так живописно торчат в лагуне и на Большом канале. Отмечают границы отмелей, барен и естественных каналов между ними. Белые отметины указывают, с какой стороны можно осуществлять навигацию, количество и форма тоже несут какую-то стратегическую информацию. Все сваи пронумерованы. Примерно каждые 20 лет их надо менять — море съедает древесину.Бриколы мы отлично увидим в работе, когда ближе к вечеру совершим глобальную прогулку по лагуне, а сейчас - идем дальше.
Совсем еще утро - солнце только-только осветило набережные. Основная масса туристов еще спит либо завтракает. Что тут будет через пару часов, мы еще увидим. Пока я затаскиваю чемоданы на мост Риальто (пандусы наши предки, изобрели, видимо уже после 1592 года
), давайте познакомимся с ним поближе, тем более его по праву можно включить в первую тройку венецианского туристического хит-парада.
Мост Риальто (итал. Ponte di Rialto) — мост в Венеции через Гранд-канал.
Является самым первым и самым древним мостом через канал. Первоначально был деревянным, был разрушен во время мятежа, возникшего в результате заговора Байамонте Тьеполо. В 1444 году мост рухнул, отстроенный заново опять из дерева он приобрёл встроенный механизм, позволявший разводить мост для прохода судов.
После обрушения двух разводных частей моста в XVI веке, дож Паскуале Чиконья принял решение построить более прочное каменное сооружение, под аркадами которого могли бы разместиться торговые лавки. В конкурсе принимали участие такие знаменитые архитекторы, как Микеланджело, Палладио и Сансовино, но предпочтение было отдано Антонио де Понте (Понте по-итальянски мост). Мост был построен между 1588 и 1592 годами, и дошёл в таком виде до наших дней. До 1854 года был единственным мостом через Гранд-канал.
Мост состоит из одной мощной арки длиной 28 метров, его максимальная высота в центре равна 7,5 метрам. Он построен в самом узком месте Гранд-канала. Мост опирается на 12 тысяч свай, забитых в дно лагуны. На мосту расположены 24 лавки, разделённые в центре двумя арками.
В настоящее время один из самых известных мостов Венеции.Чудо архитектуры, действительно, мало чем изменилось за последние несколько сот лет:
Чудом избежав географического казуса, о котором я уже рассказывал выше, буквально в двухстах метрах от моста Риальто мы обнаружили наконец свою гостиницу. Надо отметить, что царящая в Венеции сырость конечно же не лучшим образом сказывалась на внешнем виде многих строений, особенно тех, которые не имели отношения к гостиничному и торговому бизнесу. Наш отель избежал сей участи (хотя, внешне конструктивно ничем не отличался от своих соседей) и выглядел весьма гостеприимно.
Кстати, попутно немного развею встреченный нами в литературе небольшой миф о том, что, мол, в Венеции вечно пахнет сыростью, водорослями и прочей гнилью. Возможно, в летние жаркие месяцы данный факт имеет место каким-то образом проявляться, но гарантированно можем сказать, что в ноябре в воздухе не было абсолютно ничего такого, что бы доставляло дискомфорт.
Процедуру заселения в отель пришлось немного отложить из-за того, что мы прибыли слишком рано. Конечно же ждать расчетного часа сидя в холле мы позволить себе не могли и, оставив вещи у администратора, двинулись дальше по городу.
Следующим районом исследований была выбрана часть города, расположенная южнее гостиницы, т.е. содержащая одну из самых массово посещаемых объектов Венеции: площадь Сан-Марко и ее окрестности.