Спасибо Александру Соснину за самый развернутый комментарий! Отвечу по порядку.
По региональным ТЛ я ездил 5 раз:
1991 – Омск-Салехард-Омск
2003 – Осетрово-Якутск-Ленск-Якутск
2004 – Салехард-Антипаюта-Салехард, Салехард-Омск
2005 – Хабаровск-Николаевск-Хабаровск
В целом согласен с Александром, однако:
- к списку того, что нравится - добавлю два пункта.
1. Возможность (хотя бы немного) понаблюдать реальную жизнь людей в отдаленных регионах, пообщаться с ними, что практически нереально в круизе;
2. Возможность увидеть экзотические виды флота, например - 737-е на ходу, колесные буксиры, туеры, модернизированные 860-е и т.д.
Из списка Александра того, что не нравится на ТЛ - может создаться некое мрачное представление о таких поездках. Возможно, мне везло, но подобных неприятностей не припоминаю. На той же ленской ТЛ было много иностранцев, обстановка была вполне спокойная.
Большую часть дневного времени я проводил на палубе с фотоаппаратом, однако не помню, чтобы местные навязчиво приставали со словами «А разве сравнится?…». Конечно, общался с пассажирами, но – вполне цивилизованно.
Насчет пьянства – увы! – бывает, но каких-то устрашающих форм – не видел. Зато довольно многие занимались на теплоходе фото- и видеосъемкой. Я не стал бы обобщать отрицательный опыт на все ТЛ.
ИМХО, нарваться на пьяных дебоширов и прочих несимпатичных личностей можно и в круизном рейсе (особенно - "пьяном").
Касательно отсутствия тур. инфраструктуры и замусоренности – согласен. Насчет Курильских островов – был в 2003 на Кунашире; вокруг райцентра Южно-Курильск – много свалок, но территория вне поселков все-ж достаточно чистая, да и сотрудники местного заповедника следят за порядком. Про какой конкретно остров говорил Александр?
Насчет отсутствия стоянок, экскурсий и путевой информации – увы, это так. Правда, на Лене были остановки по 3-4 часа в Олекминске и Ленске, на Оби/Иртыше – в Октябрьском и Увате.
При том, что существуют путеводители и туристические схемы + можно много интересного узнать от речников и местных жителей, а цены на ТЛ – вне всякой конкуренции (например, билет на 8 дней пути из Салехарда в Омск в 1-местной каюте стоит 3 тыс. рублей!) – лично для меня выбор в пользу ТЛ очевиден. Круизы же в Сибири обычно очень дороги, нерегулярны, а на каких-то участках ТЛ их вообще нет (Осетрово-Якутск, Салехард-Антипаюта). Да и атмосфера круиза с его организованными/оплаченными мероприятиями мне не особо нравится.
Особняком среди остальных ТЛ стоит линия Хабаровск-Николаевск. Обслуживает ее модернизированный в Китае 860-й «Ерофей Хабаров». Он выполняет как круизные, так и транспортные рейсы. На ТЛ расписание «заточено» под отдыхающих, большинство пассажиров берут билет туда-обратно, есть и остановки с экскурсиями, и зеленые стоянки, и регулярная путевая информация, и должность аниматора. Все каюты – с кондиционером, душем и туалетом. Впечатление остается очень хорошее.
В Сибири и на Дальнем Востоке я тоже бываю регулярно – практически каждое лето. Правда добираюсь из Москвы туда и перемещаюсь по региону на поездах (часто - в плацкартных или общих вагонах), теплоходах, паромах, автостопом. Тоже имею много хороших знакомых там.
Лента новостей: Новости флота и круизов в России и мире
Аркадий Кузнецов
Регистрация: 30 авг 2005OFFLINE Активность: июн 07 2006 15:05