Ссылочка вот:
http://mintransmo.in...95a144f421b1a9eПроблемы функционирования гидротехнических сооружений и судоходства на реке Оке в Московской области
Водные пути пересекают свыше 400 переходов, из них 34 моста, 138 подводных и 111 воздушных переходов, в том числе 19 дюкеров газопроводов, 4 дюкера нефтепровода, 99 линий электропередач. Навигация, как правило, осуществляется с третьей декады апреля до первой декады ноября.
Одной из важных составляющих инфраструктуры внутреннего водного транспорта являются гидротехнические сооружения, расположенные на водных путях и играющие немаловажную роль в организации судоходства.
Построенные в конце 19 и начале 20 века гидротехнические сооружения Москворецко-Окской системы и в 30 годы двадцатого столетия гидротехнические сооружения Канала им. Москвы сегодня находятся в аварийном состоянии
Особую роль в обеспечении ряда хозяйственных функций играют ГТС расположенные на канал им. Москвы.
Канал является уникальным архитектурным сооружением, протяженность его составляет 124 км с гарантированной глубиной 5,5 метра, ни в России, ни за рубежом нет ни одного речного судна, которое не смогло бы пройти по каналу Пропускная способность канала составляет 35 тыс. судов в навигацию.
Канал был построен в 1937 году и основными функциями канала являются:
- водоснабжение г. Москвы и Московской области (около 60% от общего количества);
- санитарное обводнение рек Москвы, Клязьмы, Учи;
- выработка электроэнергии;
- поддержанию внутренних водных путей Центрального региона России.
Необходимо отметить, что разница в уровнях канала в начальной точки у реки Волги и конечной в городе Москве составляет 38 м. Таким образом, для обеспечения Москвы и Московской области водой, обводнению рек осуществляется перекачка воды мощными насосами и здесь роль ГТС как объектов поддерживающих подпор воды очень важна. И выход из строя любого из ГТС грозит техногенной аварией.
На канале имени Москвы особую озабоченность вызывает состояние аварийных ворот № 104, расположенных на канале в 2-х км от Иваньковского водохранилища, и трубы № 107, по которой река Сестра протекает под каналом. Аварийная ситуация с трубой № 107 может привести к потере воды Иваньковского водохранилища, которое через русло реки Сестры попадет в реку Дубну и далее в Угличинское водохранилище с затоплением г. Дубны и части земель Талдомского района. Необходимо провести капитальный ремонт тоннеля № 401 шлюза № 1 в г. Дубна, соединяющий левобережную и правобережную части города. Сегодня он работает по светофорной сигнализации и осуществляет пропуск автотранспорта только в одном направлении. Основное сооружение по поддержанию напорного фронта Иваньковского водохранилища дамба № 210 имеет пониженную устойчивость из-за расстройства каменного мощения напорного откоса.
Москворецко-Окская система охватывает участок р. Москвы от Рублевского гидроузла до устья протяженностью 203 км и участок р. Оки от г. Коломны до Кузьминского гидроузла протяженностью 98 км.
В Москворецко-Окскую шлюзованную систему входят шесть судоходных разборных плотин с деревянными шлюзами. Построена часть плотин в период с 1874 г. по 1877 г. (Софрино,Фаустово, Перерва, Трудкомунна, Андреевка) в период с 1911 г. по 1914 г. двумя судоходными плотинами на реке Оке (Белоомут) Эта система соединила город Москву через Оку с рекой Волгой и соответственно с крупным промышленно-торговым центром России - Нижним Новгородом и Поволжьем.
В период с 1960 г. по 1972 г. на пяти гидроузлах Москворецкой системы были реконструированы судоходные шлюзы, что позволило увеличить пропускную способность системы с 2,5 млн. тонн до 15 млн. тонн.
Состояние гидротехнических сооружений расположенных на Москворецко-Окской шлюзованной системе не в полной мере обеспечивает устойчивость напорного фронта воды и поддержания гарантированных глубин на реках Москве и Оке.
В аварийном состоянии находятся гидроузлы Софъино, Фаустово и Северка. Несовершенство конструкции (фермы Поаре) и технологические особенности строительства плотин этого типа, а также неблагоприятные эксплуатационные факторы могут привести к нарушению работы противофильтрационного контура, потере устойчивости плотины, разрушению заделки подшипников ферм Поаре на водобойной плите плотины.
Сейчас практически ни об одном гидроузле нельзя с уверенностью сказать, что он полностью отвечает всем техническим параметрам.
В связи со сложившейся ситуацией в стране исключительную актуальность имеют вопросы охраны и антитеррористической защищенности ГТС. Судоходные гидротехнические сооружения охраняются силами МВД России, ведомственной и сторожевой охраной. Руководством канала проводятся мероприятия по технической укрепленности объектов и защите от проявлений террористического характера. 02.11.2005г. на Волжском районе гидротехнических сооружений в г. Дубне проведено тактико-специальное учение по отработке действий всех заинтересованных ведомств в условиях угрозы совершения террористических акций. В целом учение прошло на удовлетворительном уровне. Однако в ходе учения были выявлены ряд недостатков:
- на подведомственных объектах ФГУП «Канал им. Москвы» отсутствует единая система противодействия терроризму и другим кризисным ситуациям;
- не проводится анализ уязвимости объектов от возможных угроз и вероятных способов и мест их осуществления, что не позволяет эффективно проводить целенаправленную работу по обеспечению антитеррористической безопасности;
- низкий профессиональный уровень сотрудников охраны. Так на отдельных объектах Волжского района гидротехнических сооружений в составе охраны работают сотрудники, не имеющие навыков и опыта работы в охранных структурах. Гидроузлы Андреевка, Фаустово, Софьино, Северка и Белоомут охраняются силами ведомственной сторожевой охраны. Ряд сооружений вообще не охраняется (Сестринские дамбы, труба № 170, тоннель 401 Волжского района гидросооружений, Кухоловские дамбы, водосбросы №№ 51, 52, плотина №22 Яхромского района гидросооружений);
- не принимаются меры по оборудованию подъездных путей противо-таранными конструкциями;
- отсутствуют локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
Руководству канала с учётом аварийного состояния некоторых объектов на эти вопросы надо обратить внимание.
Правительством Московской области Министерством Московской области совместно с руководством канала имени Москвы неоднократно ставился вопрос перед Федеральными органами (обращение в Правительства Российской Федерации, Государственную Думу, Минтранс России) о реконструкции ГТС, расположенных на территории Московской области. По этой теме были проведены ряд совещаний в Минтрансе Московской области и Минтрансе России, вопрос рассматривался на заседании комитета Государственной Думе. В настоящее время ФГУП «Канал им. Москвы» совместно с ЦНИИЭВТ и «Мособлгидропроект» разработана «Комплексная программа восстановления и модернизации объектов ФГУП «Канал имени Москвы» на 2005-2015 годы».
Программа предусматривает реконструкцию всех аварийных объектов ГТС на период до 2015 года с объемом финансирования 19,8 млрд. руб. Программа находится на согласовании в Минтрансе Российской Федерации.
Река Ока протекает на юге Московской области, является основным источником водоснабжения многочисленных населенных пунктов, (Серпухов, Ступино, Пущино, Протвино, Кашира, Коломна, Озёры, Луховицы) промышленных и сельскохозяйственных предприятий, в бассейне реки сосредоточен значительный промышленный потенциал и высока численность населения (свыше 700 тыс. человек.)
Ока относится к рекам с преимущественно снеговым питанием, высоким весенним половодьем и низкой меженью, сток реки на верхней Оке не зарегулирован.
До 1990г. на Оке, в пределах Московской, Калужской и Тульской областях осуществлялись пассажирские перевозки на 7 маршрутах, пассажиропоток достигал до 800 тыс. пассажиров за навигацию. Грузовые перевозки в основном состояли из грузов добытых при разработке русловых и приречных карьеров, т.е. песок, гравий для нужд предприятий строительного и дорожного комплекса Московской области и Москвы. Их объем составлял примерно 5 млн. тонн.
В связи с переменами, произошедшими в стране в 90 годы, общим спадом промышленного и сельскохозяйственного производства резко упали объемы перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. Плановая система хозяйствования прекратила своё существование и на передний план вышла жёсткая конкуренция среди перевозчиков. Предприятия ВВТ не смогли конкурировать с автомобильным и железнодорожным транспортом. Перевозки грузов и пассажиров на участках Калуга-Москва, Рязань- Москва, Нижнее Поволжье – Москва, Каспий – Москва практически прекратились. Сегодня можно только говорить о перевозках, осуществляемых портами Коломна и Серпухов, связанных с добычей песчано-гравийных смесей (составляют 7,6 млн. т) и местных пассажирских перевозках на маршрутах Серпухов – Сады - 3 км и Коломна – Притыки - 24 км, по которым в навигацию перевозится до 50 тысяч человек.
В связи с этим, а также по причине отсутствия средств на содержание водного пути Государственная служба речного флота (ныне федеральное агентство морского и речного транспорта) с 1995 года вынуждена была исключить верхнюю Оку из программы поддержания гарантированных габаритов судового хода.
В месте с тем анализ работы предприятий внутреннего водного транспорта показал, что в последние два года идёт рост объёмов грузовых и пассажирских перевозок по стране. Согласно аналитической работе проведённой институтом «Мособлгидропроект» объёмы перевозок в Московском регионе также должны возрасти.
Из реалий сегодняшнего дня складывается следующая ситуация. Перевозки на верхней Оке будут осуществляться только на отдельных участках. На участке от Коломны и ниже по рекомендациям института «Мособлгидропроект» необходимо поддерживать гарантированную глубину судового хода 215 см.
Для поддержания глубин на Оке, в том числе с участием Московской области, осуществлена реконструкция Кузьминского гидроузла и реконструкция плотины гидроузла Белоомут. Реконструкция Белоомутского гидроузла позволила обеспечить гарантированные глубины для судоходства.
Необходимо отметить, что проблема поддержания гарантированных глубин связана с решением и других задач этого региона. В настоящее время на отдельных участках реки имеет место частичное оголение подводных переходов, что влияет на безопасность судоходства.
На Оке осуществляется добыча ПГС портами Серпухов, Коломна и другими организациями. Добыча песка и гравия из русловых карьеров ведется около 50 лет, причем добыто не менее 70 млн. м3 грунтов, при этом годовые объемы добычи втрое превышают суммарный сток наносов грунтов. По данным геологических изысканий общий запас ПГС в разведанных месторождениях составляет более 45,5 млн. м3 . Общий объем добычи нерудных материалов по годам колебался от 3 млн. куб.м. до 4,0 млн. куб.м., в настоящее время объём добычи ПГС значительно снижен по сравнению с 1990 г., в навигацию 2004 года портами Коломна и Серпухов на верхней Оке добыто около 500 тыс. м3 .
По мнению ученых, высказанного на конференции, проведенной в Минтрансе Московской области по теме «Состояние, развитие и возрождение Верхней Оки» необходимо начать проводить мероприятия направленные на улучшение гидрологической обстановки на Оке.
Поэтому в последние годы все чаще высказываются предложения о строительстве на верхней Оке каскада низконапорных гидроузлов.
Возрождение верхней Оки, в том числе как транспортной магистрали позволит:
-сохранить судоходство на всей Оке;
-обеспечить водными ресурсами население южных районов области, промышленных и сельхозпредприятий;
-осуществлять добычу песчано-гравийных смесей для нужд строительно-дорожного комплекса области и Москвы;
-улучшить гидрологическую обстановку на Оке, значительно повысит уровень подземных водоносных горизонтов;
-получить и использовать электрическую электроэнергию;
Вместе с тем необходимо провести комплекс всех изыскательских работ связанных с экологией, сохранением рыбных запасов, провести экономическую экспертизу эффективности реализации этого проекта.
Вопросы развития внутреннего водного транспорта, водных путей недавно были рассмотрены на Заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. Были высказаны конструктивные предложения по выходу отрасли из критической ситуации, определены ориентиры принятия решений на федеральном уровне.
В целях развития внутреннего водного транспорта на территории Московской области необходимо разработать «Концепцию региональной политики Московской области в сфере развития ВВТ до 2020 года». Подготовлены материалы и подана заявка в Министерство экономики Московской области на включение разработки концепции в программу НИР на 2006 год.