Прибыли в Луксор четко по расписанию, в 15-40 уже ехали на привычных нам маршрутках в Карнакский храм, который строго говоря не храм, а храмовый комплекс, причем крупнейший в Египте с общей площадью чуть более 100 гектаров. Наш Амар пытался убедить нас, что это вообще крупнейший в мире храмовый комплекс, но мы-то знаем про Ангкор Ват с его 20000 гектаров.
Из интернета «Карнакский храм — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде — верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке — небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора».
А вот чем этот комплекс действительно уникален – строился он в течение 2000 лет, здесь отметились многие фараоны, начиная со Среднего царства, одно только перечисление, кто из них что построил в Карнаке, занимает в Википедии почти страницу.
Проход как везде в Египте через досмотровый павильон с рамкой и просвечиванием багажа, здесь же находится подробный макет комплекса
Мы сфотографировали его так сказать, на всякий случай, но потом в процессе разбора, где расположен тот или иной объект с наших фотографий, макетец нам оказался очень кстати – в отличие от храмов предыдущего дня в Абидосе и Дендере сооружения в Карнаке разрушены гораздо сильнее и идентифицировать их подчас не так-то просто.
Главный вход
Начинается этот памятник истории с аллеи сфинксов с головой барана (Амона изображали либо в человеческом облике с двумя большими перьями на голове или с головой барана, либо вообще в виде барана), построенной при Рамзесе II, которая во времена фараонов шла до храма в Луксоре.
Между передних лап богоподобных существ стояли статуэтки, естественно, самого Рамзеса в виде бога Осириса.
За этими пилонами внутренний двор с традиционным алтарем почти по центру и портиками вдоль правой и левой сторон, сооруженными уже правителями 22 династии.
С левой стороны святилище с тремя часовнями Амона, Мут и Хонсу, построенное при фараоне 19-й династии Сети II. (Ни в одно из святилищ карнакских храмов мы не ходили, ограничившись внешним осмотром сооружений, может быть это оплачивается отдельно, а может просто в целях экономии времени, территория и так очень значительная).
С правой стороны двора находится храм фараона 20 династии Рамзеса III, у входа в который стоят две его статуи, одна сильно поврежденнее другой.
Внутренний дворик храма, сюда мы заглянули уже на обратном пути в свободное время, тоже весь в статуях Рамзеса III.
А Амар подводит нас к колоссальной статуе Рамзеса II c дочерью Мерит-Амон в ногах.
Здесь же еще одно сооружение, вернее его остатки, с единственной сохранившейся колонной времен Тахарки (нубийца-фараона 25 династии времен 3го периода распада), называемое открытым храмом-павильоном, куда во время празднования Нового года ставили статую Амона для возрождающего воссоединения с солнцем. С капителью в виде раскрывшегося цветка лотоса - та и есть.
За вторым пилоном – гипостильный зал, выстроенный фараонами 19 династии Сети I и его сыном Рамзесом II.
Зал такой большой, что сфотографировать его весь можно только сверху, а так получаются куски, не передающие впечатлений от этого места.
Крыша, увы, не сохранилась из-за этого трудно представить его в виде замкнутого помещения.
Колонны центрального ряда с ордером в виде раскрывшегося лотоса много мощнее и выше боковых, что позволяло в уступе боковых стен установить высокие окна, через которые гипостильный зал освещался. Опять-таки, сравнивая с маленькими окошками Дендеры и Абидоса, понимаем насколько грандиознее и торжественнее здесь все выглядело в те времена. Кое-где они сохранились.
А вот роспись зала несомненно проигрывает более камерным абидосским и дендеровскому храмам: и сделана проще в виде контура и сохранность хуже – много потерь, да и то красок почти не осталось.
Зал заканчивается очередным третьим пилоном, за которым идут сооружения фараонов 18 династии (чем ближе к центру, тем древнее) – этот пилон построен во времена Аменхотепа III и задумывался как грандиозные ворота самого храма, для заполнения пилона фараон приказал разрушить более древние постройки храма, использовав высвободившийся камень в качестве строительного материала. Как единое помещение эта часть храма не сохранилась вовсе и землетрясения, пески и арабское завоевание тут не самые главные факторы. Скорее сказались противоречия и распри между фараонами этой династии: яркие личности, многое сделавшие для своей страны, в отличие от фараонов предыдущих и последующих времен, они открыто враждовали друг с другом; уничтожая память предшественника, уничтожали и плоды их деятельности. Так Тутмос III обнес стеной сооруженные при Хатшепсут обелиск и малый гипостильный зал, Аменхотеп III пристроил третий пилон совсем рядом с четвертым, лишив его величественности, а Эхнатон разрушил старый храм Амона и возвел храм Атона, который в свою очередь был разрушен Хоремхебом.
Из того, что обязательно показывают туристам – обелиски Тутмоса I (он справа и виден целиком) и Хатшепсут (он слева и закрыт стеной, примыкающей к остатку четвертого пилона). Выполнены из асуанского гранита, привезенного по Нилу, высота первого 23, второго 27 метров.
Валяющиеся обломки – остатки разрушенных обелисков Тутмоса III, изначально их было два.
Хатшепсут поставила в карнакском храме 6 обелисков, кроме уцелевшего по территории разбросаны остатки еще одного, навершие которого поставили на подставки.
За 5-м пилоном
остатки еще одного колонного зала времен Тутмоса I, где между колоннами располагались статуи самого фараона в образе Осириса.
Зал заканчивается шестым пилоном, на примыкающих стенах которого Тутмос III высек списки покоренных им племен и народов (полководец он был действительно великий, предпринял в общей сложности около 2х десятков успешных военных походов, при нем Египет занимал самую большую территорию в своей истории).
Дальше мы поворачиваем направо к священному озеру,
напротив которого на постаменте скульптура гранитного скарабея, выполненного по приказу фараона Аменхотепа III. Это самое большое из известных изображений священного жука, олицетворяющего созидательный образ Солнца.
На этом наша экскурсия заканчивается и мы отправляемся в свободную прогулку еще на полчаса.
Возвращаемся к центральной оси храма после шестого пилона– на месте старого храма эпохи Среднего царства сплошные развалины, остатки колонн, говорят по ним можно увидеть основание старого храма – мы не смогли. Но зато замыкается эта площадь довольно хорошо сохранившимся еще одним сооружением Тутмоса III – залом Ах-мену для празднования церемонии хеб-сед. Это, кстати, любопытная церемония. В Древнем Египте фараон был практически приравнен к богам, но, тем не менее, если время его правления длилось больше 30 лет, он проходил что-то типа утверждения на второй срок, где должен был остановить быка чуть ли не за хвост, поэтому церемония и называлась праздником бычьего хвоста. По утверждению Амара, этот ритуал повторялся через каждые 30 лет, правда фараонов, правивших больше – раз, два и обчелся. (В интернете пишут про повторные «выборы» каждые три года, не знаю даже, кому верить?!)
Перед углами храма стоят громадные статуи самого царя в виде Осириса.
Поднимаемся к колоннаде.
Здесь на капителях колонн (необычной для Египта формы – в виде шестов, поддерживающих палатку фараона) и потолке сохранилась краска.
Проходим в конец.
За волшебные 10 фунтов веревочку убирают и мы можем сфотографировать сверху прилегающие части комплекса.
Возвращаемся обратно к узкому проходу между 3 и 4 пилонами к расположенными на перпендикулярной оси следующими по счету 7, 8 и 9 пилонами. Перед седьмым пилоном статуи семи фараонов Среднего царства, извлеченные из внутренних частей этого пилона.
С обратной его стороны ноги огромных статуй Тутмоса III, который и строил этот пилон.
Далее видны 8 и 9 пилоны, сооруженные во времена Хоремхеба, последнего фараона 18 династии.
Дальше прохода нет, там сейчас восстанавливают храм Атона, разрушенный тем самым Хоремхебом, виден строительный кран.
На этом время кончилось и мы бегом устремились обратно. Конечно, увидели мы не все, да и из увиденного не всему придали значение в момент экскурсии и далеко не все сфотографировали, что могли бы сфотографировать. Если ехать в этот храм самостоятельно, на него надо закладывать не менее 3-4 часов, там ведь еще и музей есть под открытым небом, с отдельно оплачиваемым входом (20 фунтов, если не ошибаюсь), туда свезли восстановленные стены Красной часовни Хатшепсут, Белую часовню (самое старое здание Карнакского комплекса храмов времен Сенусерта I), статуи из тайника, обнаруженного около 4 пилона в начале прошлого века, и другие интересности. Есть в комплексе и место для отдыха – кафешка около пруда, то бишь того самого священного озера.