Вернувшись, я пообещала себе и мужу, что как только ограничения будут сняты, мы обязательно съездим по этому же маршруту вдвоем, но, как говорится – человек предполагает… Появились какие-то новые «заманухи», да и скакнувший в район 80 за рубль доллар превращал поездку во что-то трудно перевариваемое.
Наконец в этом году все сошлось – и доллар упал, и туристические визы в ЮАР отменили, так что осенью, спустя четыре года, удалось-таки реализовать давно задуманное путешествие по маршруту: Йоханнесбург – водопад Виктория – Парк Крюгера – Претория– Кейптаун. Все билеты на авиа и ж/д были куплены сильно заранее в феврале, апреле, гостиницы забронированы примерно в те же сроки, в начале лета забронировали и внесли аванс за экскурсии с местными гидами, контакты остались с прошлого раза. Парк Крюгера очень популярен среди туристов, и, если не подсуетиться заранее, легко остаться без гида, да и вариантов проживания за вменяемые деньги в нормальных условиях не так много, многоэтажных гостиниц там нет.
И вот 17 сентября мы из а/п Домодедово самолетом компании EmiratesSkywards отправились в Йоханнесбург с посадкой в Дубае. Летели оба сегмента на новейшем А-380, нам понравилось: и компания очень дружественная по отношению к своим пассажирам, и самолет удобнее, скажем Боинга 777 – ни коленками, ни локтями в соседа не упираешься.


Да и расписание перелета у этой компании было самое комфортное – 5,5 часов до Дубая, 4 часа стыковка и 8 часов полет до Йоханнесбурга.
На подлете к Йоханнесбургу

Йоханнесбургский международный аэропорт OR Tambo - самый загруженный аэропорт в Африке, откуда более мелкие самолеты многих авиакомпаний разлетаются не только по всей ЮАР, но и по сопредельным государствам. Скажем на водопад Виктория или в пустыню Намибии попасть напрямую не получится, только через Йоханнесбург. Аэропорт большой, современный, удобный, мы ни разу не столкнулись там с большими очередями.


На паспортном контроле пришлось напомнить пограничнику, тщетно перелистывающему мой паспорт в поисках визы в ЮАР, что для русиш туристов виза не требуется, таможня не обратила на нас никакого внимания и вот мы в Южной Африке. На часах было около пяти часов вечера по местному времени, а надо сразу отметить, что особенностью жизни именно в ЮАР и особенно в Йоханнесбурге является наличие некоего неписанного правила - белые по городу пешком не ходят, особенно вечером в темноте. Исключением являются специальные туристические зоны, типа набережной Альберта и Виктории в Кейптауне. Свое мнение по этому поводу выскажу позже, но в связи с «нерекомендуемостью» прогулки по центру мы потратили еще минут сорок в аэропорту на снятие местной валюты в банкомате, покупку местной же сим-карты и переходника для электророзеток – никакие универсальные переходники, продаваемые у нас, не подходят в ЮАР.
Из аэропорта до нашей гостиницы мы добирались на скоростной электричке, это и дешевле в два раза предлагаемого отелем трансфера, и что еще существеннее, гораздо быстрее. Йоханнесбург, как, наверное, любой миллионный город страдает от автомобильных пробок, в прошлую поездку дорога до аэропорта на машине заняла у нас больше часа и это было не в час пик. Поэтому к чемпионату мира по футболу 2010 года для удобства туристов, спортсменов и болельщиков в Йоханнесбурге появилась скоростная ж/д дорога Gautrain, совмещающая в себе функции аэроэкспресса и метро. Поезда современные, а поскольку билет довольно дорогой, то местное черное люмпен-население их не жалует и проезд считается вполне безопасным для туристов. В результате сама поездка заняла у нас 20 минут, включая спуск-подъем.
Гостиницу мы бронировали в районе Сэндтон, который считается чуть ли не самым безопасным пригородом Йоханнесбурга (понятие пригород в Йобурге, как зовут его сами жители города, сильно размыто, четкой границы типа МКАД в Москве, там нет, поэтому Сэндтон вполне себе городской район с самыми фешенебельными отелями и торговыми центрами мегаполиса). Расположена гостиница буквально в сотне метров на той же улице от выхода из метро, НО белые… пешком…в темноте… !!! Все, с кем я обсуждала вопрос нашей доставки от станции до гостиницы (гид, менеджеры самого отеля, туристы, приехавшие оттуда буквально накануне) в один голос твердили: пешком ни-ни, вызывайте отельный шаттл, тем более, что он бесплатный. В результате мы, мягко говоря, как идиоты, полчаса бегали по парковке к каждому серому минивэну, чтобы за три минуты (включая разворот) доехать до отеля, до которого ровно десять минут пешего ходу. У меня сложилось стойкое убеждение, что белое население ЮАР, пережив действительно ужасный период революции 90-х (да, у них этот период перехода власти от белого меньшинства к черному большинству тоже пришелся на 90е годы 20 века и называется революцией) настолько привыкло к возможности насилия, что опасность видится им везде, где нет колючей проволоки, или на худой конец, салона автомобиля. А на самом деле страна заметно декриминализируется, тот же Йобург за четыре года стал гораздо спокойнее, и симпатичнее – чинятся разрушенные небоскребы, чистятся помойки, строятся новые здания, в Соуэто и Хиллброу русскоязычные и белые гиды водят экскурсии, что невозможно было представить себе еще несколько лет назад. Но это я отвлеклась от собственно отчета – заселение прошло без проблем, после перелета и нервотрепки с ожиданием шаттла мы решили лечь спать пораньше, тем более, что назавтра нас ждал довольно день с плотным графиком.
Окрестности отеля



Этот день был полностью посвящен Йоханнесбургу или Джоханнесбургу (Джобург, Джози), в зависимости от того, кто произносит наименование – потомки африканеров или потомки англичан. А есть еще языки зулу – Игола, кхоса–Игавутини (или что-то вроде этого, там такие щелкающие звуки, которые не передать на наш язык). А вообще-то в ЮАР одиннадцать государственных языков! ЮАР уникальная страна во многих отношениях, например у государства три столицы – Кейптаун, Претория и Блумфонтейн.
Йоха́ннесбург — центр провинции Гаутенг, самой богатой провинции в ЮАР. Население его превышает восемь миллионов жителей, если считать с окрестностями метрополии. Это - крупнейший экономический и финансовый центр ЮАР, город, возникший в конце 19 века благодаря открытым на его территории золотым месторождениям. Среди туристов бытует мнение, что смотреть в Йобурге особенно нечего, мне трудно с этим согласиться – количество фотографий, которые мы там сделали, просто зашкаливает. Это один из немногих городов ЮАР, где наличествует красный туристический автобус с русским, в том числе, аудиогидом. В условиях довольно больших расстояний, дорогого такси и, повторюсь, настойчивых рекомендаций не передвигаться по городу пешком – это самая приемлемая альтернатива услугам гида.
Путешествие на турбасе включает два круговых маршрута: зеленый и красный, красный идет по основным районам и достопримечательностям, но если живешь в Сэндтоне, добраться до красного маршрута можно только через зеленый, до конечной остановки которого тоже надо еще добраться на специальном отельном шаттле, который также ходит строго по расписанию. Мы решили воспользоваться первым из них в 8-56, а до посадки немного прогулялись по центральной части Сэндтона – площади Манделы.

Вообще Нельсон Мандела – это теперь такой же бренд страны, как и мыс Доброй надежды, Столовая гора и многочисленные национальные парки с дикими животными. Памятников первому черному президенту в ЮАР не меньше, чем было у нас памятников Ленину в советский период.
На улицах Сэндтона

Район Роузбанк, также считается туристическим и вполне безопасным, в отличие от чисто офисно-административного Сэнтона, еще и жилой.

Здесь мы пересаживаемся на автобус и отправляемся по зеленому маршруту, он пролегает по парковым районам Йобурга,

в частности огибает зоопарк и и военный музей

Памятник южноафриканцам - участникам Первой мировой войны

По пути

Все остановки зеленого маршрута мы игнорируем и выходим только на пересадочной – Холм Конституции

Это тоже чисто туристическая зона, включающая три бывших тюремных комплекса и здание Конституционного суда, действующего, между прочим.
План Мемориала

Согласитесь – символичное сочетание. Здание Конституционного суда и внутри него


Да и построено здание суда на месте снесенного блока предварительного заключения, от которого осталось только помещения лестниц, теперь в одном из них организован мемориал – Огонь демократии

Первый из тюремных комплексов на нашем пути – блок Number Four, это не самый старый комплекс, он был выстроен в начале двадцатого века для черных заключенных, вернее сказать, не белых.
Самым знаменитым узником этой тюрьмы был Махатма Ганди, ему посвящена экспозиция в нескольких залах и памятник

Надо ли упоминать, что условия размещения и содержания именно здесь были самыми жестокими, помещались сюда все: и политические, и уголовные преступники.
Блок карцеров

Интересное панно – угадайте, кто из этих людей «криминал» (осуждены за разбой, убийство и воровство)?

А вот Старый форт, построенный президентом Полом Крюгером в 1893 году для размещения преступников растущего шахтерского города, успел послужить и военным фортом во время второй англо-бурской войны и сюда же проигравшие войну буры были помещены англичанами уже в качестве заключенных.



Сидели здесь преимущественно белые, и единственным чернокожим узником был, правильно, Нельсон Мандела, в его камере теперь специальная выставка


Последней мы осмотрели женскую тюрьму, женщин все-таки жалели


Тюремный комплекс был закрыт в 1983 году.
Далее мы отправились по красному маршруту в центральную часть Йобурга

Что-то до боли знакомое видим мы на этих улицах!


Москвичи меня поймут.