При общем низком уровне подготовки военнослужащих Аргентины, встречались и отдельные исключения.
Для предотвращения обстрелов Порт-Стэнли британскими кораблями начальник разведки ВМФ Аргентины контр-адмирал Gualter Allara предложил демонтировать контейнеры с противокорабельными ракетами Exocet MM-38 с выведенного в резерв эсминца «Segui» (бывший американский DD 702 «Hank» типа «Allen M. Summer») и перебросить их по воздуху на Фолкленды.
Работы небольшой группы, получившей неофициальное наименование «Instalación de Tiro Berreta» («Устройство для выстрела Беретта»
) или сокращенно ITB, возглавил капитан первого ранга Хулио Перес (Julio Marcelo Perez, 04.08.1936-28.06.2014гг.), окончивший в1968г. аспирантуру Scuola d'INGEGNERIA Aerospaziale университета Рима и получивший степень бакалавра в области аэрокосмической техники.
Он хорошо знал ракетную матчасть, т.к. в 1976г. участвовал в установке Exocet ММ-38 на аргентинские эсминцы «Py», «Bouchard», «Seguí» и «Piedrabuena», а в 1981г. руководил аргентинской делегацией, которая принимала во Франции Exocet AM-39 для самолетов Super Etendard и новую станцию подготовки ракет для всего семейства Exocet (ММ-38, АМ-39 и ММ-40), имевшую широкие технические возможности.
Сложность задачи заключалась в том, что для управляемого пуска необходимо было не только запитать контейнер с ракетой от наземного источника электропитания, выставить гироплатформу ее инерциальной системы, ввести данные о цели c параметрами полета, но и выполнить алгоритм самопроверки систем ракеты. Во время этих операций электроника ракеты обменивалась информацией с корабельной системой управления по 64-битному протоколу, имевшему алгоритм проверки правильности вводимых данных. Если данные системой управления признавались некорректными, блокировка запуска двигателя не снималась.
Позже Хулио Перес вспоминал:
Для исследования протокола обмена данными мы использовали французскую контрольно-проверочную аппаратуру «Simulador Vector». Она имитировала электронику пускового контейнера с ракетой ММ-38 и имела экран, позволяющий контролировать сигналы обмена информацией с корабельной системой управления. В результате опытов выяснилось, что после проведения инициализации пуска (с подогревом гироскопов ракеты, самопроверкой и т.д.), корабль посылает «слово» (поток данных) длиной 64 бит. Ракета отправляет его обратно на корабль, где система сравнивает его с отправленным. Если данные совпали, корабль посылает второе «слово», который уже содержит некоторые параметры о режиме реального запуска. Ракета снова их возвращает и процедура сравнения повторяется. Если проблем нет, корабль передает «слово» с информацией о начальных условиях запуска (положение цели, размер «окна» поиска цели радиолокатором самонаведения, высотой полета и т.д.). Если ракета возвращала данные правильно, выдается команда на старт ракеты.
От демонтажа и перевозки на острова корабельной системы управления пуском ракет было решено отказаться, т.к. она была смонтирована в семи стойках, каждая высотой 180см, шириной 80см и 50см глубиной, соединенными между собой проводами (к каждой стойке подходили 15-30 кабелей).
Расчеты специалистов флота показали, что для выполнения работ по сборке и наладке комплекса потребуется порядка 45-60 суток, что было признано совершенно неприемлемым.
Специалисты военно-морского арсенала в Puerto Belgrano, молодые инженеры Antonio Shugt и José Luis Torelli, предложили собрать электрическую цепь запуска с использованием элементов французской контрольно-проверочной установки станции подготовки ракет.
За четыре дня они разработали алгоритм «подмены» импульсов управления ракеты и смонтировали электрическую схему.
Для обеспечения электропитания из мастерских флота была поручена передвижная электроустановка фирмы Siemens 30-х годов выпуска, ранее обеспечивавшая электроэнергией зенитные прожекторы.
В ней разместили «чемодан» из комплекта станции подготовки ракет и электросхему для ввода данных в ракету.
На другой тележке сварили переходную раму, на которую закрепили стандартное корабельное крепление контейнеров с ракетами.
За счет переходной рамы обеспечивался заданный угол старта ракеты.
Работы, проводившиеся в условиях строжайшей секретности, были завершены в течение трех недель и 29.05.1982г. пусковую тележку погрузили в самолет C-130 Hercules, а энергоустановку и тележку с двумя ракетами - во второй самолет этого же типа.
Вечером того же дня они взяли курс на Порт-Стэнли.
Миновав побережье, самолеты снизились к самой поверхности Атлантики.
Перелет получился очень напряженным, высота полета была настолько мала, что соленые брызги от волн заливали иллюминаторы.
Каждые тридцать минут самолеты набирали высоту и с помощью радиолокатора проверяли отсутствие кораблей по курсу полета, после чего опять снижались к самой воде.
На подходе к Фолклендам пилоты по радио получили сообщение о начале обстрела аэродрома британскими кораблями и приказ возвращаться на аэродром взлета.
Когда, через три часа «Геркулесы» сели на авиабазе взлета, Хулио Перес первым делом купил блок сигарет, хотя за два года до этого бросил курить
Следующей ночью попытка была повторена и снова оказалось неудачной.
Только с третьего раза, 31.05.1982г., группу ITB с ракетами и оборудованием удалось доставить в Порт-Стэнли.
Опасаясь вскрытия своих замыслов разведкой британцев, аргентинцы разместили свое имущество среди домов Порт-Стэнли и тщательно замаскировали.
Для выдачи информации о координатах британских кораблей из состава 3-й артиллерийской группы им придали один из переброшенных на Фолкленды в начале мая 1982г. радиолокатор разведки движущихся целей RASIT (Radar d'Acquisition et de Surveillance des InTervalles)
Этот радиолокатор французского производства был предназначен для обнаружения движущихся транспортных средств на расстоянии до 40км.
Вместе с ним в состав группы включили и его операторов.
Поскольку радиолокатор выдавал информацию в миллисекундах, а система управления ракеты требовала градусы и метры, специалистами ITB были разработаны таблицы пересчета.
Для огневой позиции был выбран перешеек, соединяющим аэродром с Порт-Стэнли.
Твердое покрытие обеспечивало возможность быстрого маневра комплексом, а наличие обсыпки на обочине повышало скрытность.
Процесс боевого дежурства выглядел следующим образом.
Каждый вечер, в 18:30, когда начинало смеркаться, пусковую установку массой 6000кг. перевозили на место стрельбы и с помощью деревянных брусьев вывешивали в строго горизонтальное положение.
В 20:00 прибуксировывали тележку с двумя ракетными контейнерами весом по 1800кг каждый.
Краном их устанавливали на пусковую установку.
В 20:30 начинали сборку системы управления, запускали генератор и проверяли цепи пуска.
Впереди пусковой установки выставляли антенну РЛС RASIT с обеспечением их соосности для предотвращения ошибок определения азимута цели.
В случае отсутствия целей, на рассвете, комплекс разбирался и отводился к месту скрытого хранения.
Вечером процедура повторялась.
Первый шанс нанести удар по британским кораблям комплексу представился ночью 01.06.1982г.
Когда один из них оказался в зоне досягаемости, была произведена попытка открыть огонь.
После ввода данных в ракету была подана команда на пуск, но ее двигатель не включился.
Перес принял решение стрелять второй ракетой.
Электросхема ввода данных была собрана на конденсаторах, поэтому пришлось выждать некоторое время для их полной разрядки.
Процедуру подготовки данных повторили для второй ракеты.
В этот раз двигатель запустился, ракета вышла из контейнера, но пошла с уклонением вправо от цели.
С разочарованием расчет наблюдал ее полет, пока она не скрылась за горизонтом.
Взрыва не последовало, вероятно, она упала в воду после выгорания топлива.
Проанализировав неудачу, Перес предположил наличие неисправности в схеме ввода данных в ракету.
Действительно, был обнаружен неисправный потенциометр.
Был предпринят поиск аналогичного по всем складам аргентинской группировки.
Неожиданно его обнаружили в ЗИП ЗРК «Tigercat», прикрывавшего ВПП Порт-Стэнли.
Электросхему снова ввели в строй и принялись ждать доставки ракет.
Английская разведка обнаружила появления ракетной береговой батареи и адмирал Вудворд запретил проводить обстрелы Порт-Стэнли и подходить ближе 40км к району ее предполагаемого расположения.
Тем временем, 08.06.1982г., на Фолкленды доставили еще две ракеты.
Расчет продолжил ожидание, однако британские корабли на дальность обнаружения радиолокатора не подходили.
Лейтенант Rodríguez даже предложил воспользоваться обрядом индейцев для вызова дождя.
Несколько ночей часть персонала бегала вокруг пусковой установки в ритуальном танце приманивая британские корабли.
Наконец, долгожданный шанс представился.
В ночь на 12.06.1982г. британские войска начали штурм аргентинских позиций на холмах, окружающих Порт-Стэнли. Для их артиллерийской поддержки были направлены британские фрегаты «Avenger», «Glamorgan», «Jarmut» и «Arrow».
За ночь они израсходовали около полторы тысячи 114-мм артснарядов и к рассвету должны были уйти от берега.
Адмирал Вудворд вспоминал:
«Глэморган» был направлен в прибрежный район как обычно около 17.00 с расчетом прибыть на огневую позицию к югу от Порт-Стэнли в 23.30. Для этого он должен был идти со скоростью двадцать шесть узлов. Экипаж корабля занял места по «боевой тревоге» еще в 23.15, до прибытия в опасную зону, и находился по тревоге на боевых постах всю ночь. Корабль маневрировал очень близко к берегу вместе с «Ярмутом» и «Эвенджером», обеспечивая артиллерийскую поддержку войскам десанта при решении ими различных задач. Артогонь эсминца корректировал морской наблюдатель на передовой, пока его не ранили, а затем капрал артиллерии.
Огонь вели непрерывно, до тех пор, пока командос не вышли к Ту Систерс. Эсминец УРО и «Ярмут» вместе израсходовали за это время порядка четырехсот артснарядов. В 05.15 они начали отход, на фактически оставили огневую позицию несколько позже, так как у командос на горе было жарко. На «Глэморгане» боевая готовность была снижена в 05.30 с чувством хорошо выполненной ночной работы.
Когда наконец «Глэморган» оставил огневую позицию у Порт-Стэнли, я подумал, что он неверно оценил рубеж досягаемости береговой пусковой установки «Экзосет», расположенной на дороге Порт Гарриет. Но, похоже, аргентинцы сумели переместить свои мобильные установки немного восточнее.
Оператор радиолокатора RASIT лейтенант морской пехоты Carlos Ríes Centeno засек движущуюся цель.
По азимуту 201градус на расстоянии 29960метров двигался британский корабль.
Им оказался фрегат «Glamorgan», возвращавшийся после артиллерийской поддержки британских десантников.
Исходные данные быстро ввели в ракету и произвели пуск.
Огромное зарево осветило окружающие холмы.
Адмирал Вудворд вспоминал:
Как бы то ни было в 05.36 аргентинцы произвели пуск одной ракеты.
«Эвенджер» увидел ее в 10 милях и оповестил корабли уже после того, как ракета была визуально обнаружена с «Глэморгана». Руль был переложен на борт для крутого отворота от ракеты, что в конечном итоге, возможно, и спасло корабль. На дальности до цели одна миля они произвели по ней пуск ракеты «Си Кэт». «Глэморган», накреняясь, все еще продолжал поворот, когда крылатая ракета попала в кормовую часть верхней палубы точно в то место, где она соединяется с надстройкой левого борта, недалеко от ангара, и взорвалась.
Восемь человек были убиты сразу, уничтожен вертолет «Уэссекс». Горящее топливо лилось через отверстие в палубе и вызвало пожар на камбузе. Там погибли четыре кока и стюард, несколько человек были ранены. Дым засасывался в машинное отделение, но газотурбинные двигатели были выведены из строя только на короткое время под воздействием ударной волны взрыва «Экзосет» и поступления воды, используемой для тушения пожара, которая стекала вниз через образовавшиеся отверстия, вызывая затопление. Удивительным было то, что «Глэморган» все еще мог обеспечивать ход и после устранения неотложных проблем дал ход в двадцать узлов, возвращаясь к оперативному соединению.
Вскоре «Glamorgan» отправили в Сан-Карлос, где специалисты с плавмастерской «Stena Seaspred» провели необходимые ремонтные работы для обеспечения его перехода в Англию.
В 1986г. фрегат продали Чили, в ВМС которой он числился под наименование «Almirante Latorre» до 1998г. Выведенный в запас корабль затонул в Атлантике во время буксировки.
Англичане после захвата Порт-Стэнли обнаружили пусковую установку и тщательно ее изучили.
Позднее на ее основе была разработана береговая ракетная система Excalibur долгое время прикрывавшая Гибралтар и стоявшая на вооружении ВМС Чили.
Англичане, кстати, так и не поверили в отсутствии помощи французов в разработках аргентинцев.
Члены группы ITB позже рассказали о своем участии в тех событиях.
http://www.youtube.com/watch?v=V8Ch5zBQShQ&gl=ES&hl=es]