Ну, экспонировать его в таком как есть виде вряд-ли разумно. Все эти реакторы, генераторы и моторы интересны только тем, кто шарит во всей этой физике, паропроводах и электрике. А для широкой публики достаточно сказать : "атомный двигатель - атом из разобранных ядерных бомб крутит гребные винты". Но, даже после этого посетители будут рассказывать дома, что "были на атомном ледоколе, где в носу стоят ,атомные реакторы и топят лёд". Мне так училка в пятом классе объясняла, и двойку поставила, когда я ей осмелился перечить. Да и в любом случае надо ледокол полностью защчищать и "обезвреживать". Ведь обеспечить безопасную эксплуатацию его механизмов в музейных условиях невозможно. Не будут же бабушки - смотрительницы бороться с водой, заводить дизель-генераторы, бегать с дозиметрами. Удалены ведь силовые установки на "Авроре" и "Красине", на московском сторожевике - музее проекта 1135 и подводной лодке. А, убирать механизмы из атомопаротурбоэлектрохода - та ещё песня. Даже удалять реакторы - значит разбирать надстройку, насколько я понимаю. Также надо будет вытащить турбогенеаторы (наверняка вода из первого контура во второй в процессе эксплуатации перетекала), и электродвигатели на цветмет, а это значит разобрать судно почти полностью. Остаётся один корпус. Корпус этот надо будет поставить в док, заделать все забортные отверстия, убрать валопроводы, а потом догрузить балластом, собрать снова палубы и надстройку, и подготовить ему место стоянки. Это - двойная работа по постройке судна. Не думаю, что стоимость извлечённого из него лома цветных и чёрных металлов покроет переделку хоть на 10 процентов. За чей счёт предполагается банкет?
На мой взгляд, как раз экспонировать именно в таком виде и есть разумно. Это же в первую очередь выставка высочайших технических достижений человечества. Сколько в мире существует различных паровозных, автомобильных и др. музеев? А это будет музей, рассказывающий об атомном судостроении. И внутренности атомного ледокола (именно механизмы, а не каюты) как раз и представляют наибольший интерес. Так что разбирать ничего не нужно.
Слухи по радиационной опасности сильно преувеличены. Даже на действующих атомных ледоколах, при двух работающих реакторах радиационный фон ниже, например, чем естественный фон в Санкт-Петербурге. На «Арктике» после выгрузки отработанного топлива на атомоходе был проведен комплекс мероприятий по очистке и дезактивации. Уровень радиации в отсеке с реакторами близок к естественному фону.
Вы можете, например, посетить музей-ледокол «Ленин» в Мурманске и проползать все судно с дозиметром. Реакторы там не удалены.
P.S. На каждом судне, в том числе и музейном, существует экипаж, а не бабушки-смотрительницы.