Еще на память об Одессе рекомендую купить уникальное художественно-энциклопедического издание - "Морская Энциклопедия Одессы" !Хоть и дороговато, и не всем по карману (1450 гривен), но она того стоит :Впервые вся славная история морской Одессы в одной книге! Энциклопедия предназначена для широкого круга читателей.
Содержание:- история морской Одессы от основания города до наших дней;
- история порта и судоходства;
- биографии известных людей : моряков , портовиков, работников управления морским транспортом, деятелей морской науки,образования,искусства,спорта;
- исторические личности, оказавшие влияние на морскую отрасль Одессы;
- морская Одесса в различные эпохи, в мирное и военное время;
- история, технико-эксплуатационные характеристики и фотографии морских судов;
- выдающиеся достижения морской отрасли Одессы;
- информация о наиболее крупных и известных предприятиях, организациях и компаниях;
- примечательные случаи морской жизни;
- крупнейшие катастрофы и аварии;
- литературные произведения и песни о море;
- морские улицы, санатории, парки , пляжи;
- и многое другое ...
Об издании: - Авторский коллектив: около 140 авторов - ведущих экспертов морской отрасли,специалистов, краеведов, историков и ветеранов.
- Издательство: "Порты Украины".
- Формат: А4, 704 стр.
http://portsukraine.com/node/2464#demoЗаказать можно здесь :
http://portsukraine.com/node/2956P.S.
Чтобы иметь представление небольшая выдержка из Энциклопедии :
АВСТРИЙСКИЙ ПЛЯЖ, находился с наружной стороны корня Карантинного мола, после продления к-рого Рейдовым молом был намыт морем. В офиц. описании Од. порта (1913) Мин-ва торговли и пром-сти пляж значится как «Пески». Свое название получил во время оккупации в гражданскую войну О. нем. и австро-венгерскими войсками, эту часть порта охраняли австрийцы. Название прочно прижилось, хотя в 1921—30 пляж переименовали, о чем писала од. газета «Известия» в «Очерках быта»: «Теперь он Черноморский и находится в ведении Союза водников». В 1922 газета «Моряк» оповещает: «С 1 июля открыты купания в районе заграничного отд. порта (Австрийский пляж). На нем ежедневно с 12 ч. дня по солнцу играет концертный оркестр под управлением капельмейстера. Сообщение с пляжем на лодках с Платоновского мола. Плата за вход в будние дни 150 тыс. руб., в воскресные — 220». Лодочники, перевозившие на яликах отдыхающих, занимались и рыбной ловлей: у Рейдового мола были установлены ставной невод (его называли «скипасти») и ряд кошельковых обручных сетей. Свежевыловленную скумбрию, чирус, бычки продавали тут же на молу. Добраться до пляжа можно было также пешком: с Таможенной пл., по ул. Деволановской. В 1929 был открыт летний автобусный маршрут от Тираспольской, но он был не всем доступен из-за высокой стоимости проезда на белых автобусах «Лейланд». Вход в порт был свободный. По воспоминаниям ветеранов, «никакой проходной не было. Стоял гофрированный оцинкованный пакгауз. На его углу, обращенном к входу в порт, стояли 2 охранника в брезентовой форме пожарников, вооруженные тесаками у широкого поясного ремня, и бдительно наблюдали за входящими и выходящими из порта». Причину особой популярности А.п. среди одесситов подметил од. писатель, журналист Ю.А. Гаврилов: «Каменная стена (изогнутая в сторону моря), отделяющая пляж от порта, удивительным образом охраняла идиллическую тишину и безлюдье этого уголка естественной природы, оставляя здесь только шум и шорох волн, и крики чаек». Г.К. Паустовский, полюбивший этот «очень уютный, теплый и пустынный пляж» во время пребывания в О. (1921), посвятил ему отдельную главу во «Времени больших ожиданий». Песок А.п. служил строит. материалом для порта и города, но м. с лихвой возвращало его вместе с осенне-зимними штормами. Долгие годы портовики отдыхали здесь во время перерывов, отмечали свои профессиональные праздники. А.п. был погребен под расширенными терр. Карантинного мола во время его реконструкции (1981—96). О.Н. Севостьянова
Гогитидзе Елизбар Шабанович (1907, Кобулети — 86, О.), изв. кап. ЧМП, участник сев. конвоев в годы ВОВ. Из крестьян, в детстве помогал отцу сплавлять лес по р. Риони. С 1923 матрос буксира порта Поти. В 1927 поступил в Од. мор. техникум, плавал пом. кап., с 1936 — кап. В период ВОВ ходил в караванах на линии США — Великобритания — Мурманск. В 1943, пройдя Панамским каналом, прибыл во Владивосток, где принял п/х «Сухона». В США получил нов. судно «Совгавань» (тип «Либерти»), на к-ром работал на ам. линии до возвращения в 1946 в ЧМП, где был назначен кап. дэ/х «Россия». В 1948—64 работал кап. судов «Молотов», «Грузия», «Латвия», «Аджария», в 1958 — нач. экспедиции по перегону судов. С 1967 кап. лайнера «Ш. Руставели», в 1970 освобожден от должности «за нарушения валютно-фин. дисциплины». Был депутатом Верховного Совета Аджарской АССР, Грузинской ССР (1959). Почет. работник мор. флота СССР, 6 раз признавался лучшим кап. мор. флота СССР. Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами «Кр. Знамя», орденами Отеч. войны, «Трудовое Кр. Знамя», медалями. В.К. Каткевич
ЛЕВКЕ (Ахилла, Фидониси), древ. назв. о. Змеиный. С 7 в. до н.э. по 4—5 вв. н.э. здесь существовал храм Ахилла, одной из ипостасей к-рого было покровительство морякам, путешественникам. Матерью Ахилла была мор. богиня (нереида) Фетида. Есть сведения древ. авторов (Арриан, Филострат) о стоянках кораблей на Л. При исслед. найдены надписи в честь покровителя моряков («Ахилл, позволь вплыть»), упоминаются пираты, захватившие Л., и гражданин Ольвии (имя неизв.), освободивший Л. Под водой в акватории о. обнаружены детали свинцовых и каменных якорей (около 50) — самая крупная коллекция на Ч.м. (хранятся в Од. археол. музее НАНУ) и музее на о. Уникальное геогр. положение Л. обусловило его роль в мореходстве разных ист. эпох. Найдены следы посещения Л. кораблями Др. Руси, Византии (керамика, монеты). В ср. века о. назывался Илан-Ада, Фидониси, т.е. «змеиный». Упоминается у Г. де Боплана, путешественника 17 в. в «Описании Украины». С.Б. Охотников
МОРСКАЯ ТРАВА (камка, взморник или зостера), высшие цветковые растения с развитой корневой системой, произрастающие на песчаных или илисто-песчаных грунтах. Широко распространена в мелковод. зал. и л. сев.-зап. части Ч.м. Образует подвод. луга на глуб. 0,5—3м, дает укрытие для многочислен. гидробионтов. В н.в. наблюдается восстановление подвод. лугов М.т. в нек-рых акваториях од. пляжей, защищенных ГТС. Г.Г. Миничева
МОСТЫ Одессы (не сохранившиеся). Помимо М., дошедших до наших дней (Новикова, Строгановский, Коцебу, Сабанеев), в О. мн. не сохранившихся, в осн. дерев. М. Первый из них был построен в 1810 на ул. Ланжероновской, где Военная балка «отсекала» ее от Гор. сада; еще один над этой же балкой появился в 1811 на ул. Дерибасовской. Оба М. просуществовали недолго в связи с решением гор. властей укоротить балку, засыпав ее. Так появилась ул. Гаванная. М. на Дерибасовской демонтировали, на Ланжероновской засыпали. Неск. М. были построены над самой длинной Водяной балкой: первым в 1818 Разумовский М. (по Разумовскому сп.), позже Михайловский М. (по Виноградной ул.) и Дальницкий М. 4 моста, к-рые проходили по ул. Еврейской (М. Сикарда), Троицкой, Успенской и Базарной, были построены над ведущей к порту Карантинной балкой после разделения ее на Карантинный и Польский сп. Впоследствии М. частично разобрали или засыпали. Также существовали: М. Всех Святых, переброшенный через ров Внешнего б-ра возле угла ул. Рыбной (Пантелеймоновская) и Госпитальной (Б. Хмельницкого); М, переброшенный через ров этого б-ра, находился рядом с въездом на дачу Ланжерон и др. А.И. Горбатюк
Одесская мореходная школа, первоначально основана за счет РОПиТ в Севастополе в 1866 как Ремесленная школа РОПиТ для учащихся 9—15 лет, обучение 2 года, практика — 4. В 1898 переведена в О., после перерыва с 1917 возобновила работу в 1920 как Школа суд. машинистов, с 1925 — Од. районная школа машинной команды плавсостава, в к-рой обучали слесарному, токарному, кузнечному, медницкому, котельному делу, с 1926 школа готовила радистов, электриков, мотористов. В 1933 обучение сокращено с 4 до 1 года, получено уч. судно «Лахта». В 1937 как Од. школа плавсостава Совторгфлота переподчинена ЧМП. В 1940 переименована в Мор. ремесленное уч-ще №4, с 1941 находилось в эвакуации в Чарджоу (Туркменистан). В годы ВОВ погибли мн. учащиеся и сотрудники. В оккупации расстреляны инструктор Ф.А. Гараненко, преподаватель Н.В. Кассаковский. В 1944 возобновлено как Ремесленное уч-ще №4, в 1946 получило уч. п/х «Сызрань». В 1947 переименовано в Школу мореход. обучения, ШМО, эта аббревиатура как назв. надолго укоренилось в мор. среде. В 1948 как ОМШ перешла в подчинение ЧМП, для к-рого готовила мотористов-матросов, турбинистов. С 1961 работало вечернее отд. Мн. выпускники стали кап. и стармехами. Долгие годы ОМШ возглавлял опытный преподаватель Н.П. Плаксионов. В 1991 ОМШ передана на баланс Од. среднего мореход. уч-ща, затем расформирована. В.В. Глушаков
«Россия», пасc. дэ/х. Построен в 1938 на судоверфи «Дойче-Верфт» в Гамбурге как «Patria». Водоизм. 19861т, 792 пасс., экипаж 275 чел. Гл. разм. (м): дл. 182, ш. 22,5, ос. 7,3. 6 двиг. мощн. 14950 л.с., скор. до 17 уз. До 1940 работал в зап. части Юж. Америки. В 1940—45 плавбаза ВМФ Германии. До 1946 под назв. «Empire Veelland» был воен. тр-том англичан. Передан по репарации в ЧМП. До мая 1947 работал на линии О. — Нью-Йорк. Сделал ряд спецрейсов по перевозке репатриантов из Бейрута в Батуми. Переоборудован в 1948—49 в комфортабельный флагман пасс. флота, один из лучших не только в ЧМП, но и ММФ СССР. До 1954 работал на ККЛ, ходил в спецрейсы на Кубу, страны Зап. Африки, доставлял участников Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гавану (1978). «Р.» являлась одной из «визитных карточек» О. 01.12.1984 совершила последний рейс. Продана в Японию на лом под именем «Анива». Первый кап. Е.Ш. Гогитидзе, длительное время возглавлял «Р.» И.А. Ман, более 20 летД.И. Сорока. О.Н. Булович
http://portsukraine.com/node/1807