Где-то читал, что в 19 веке имеено в Рязани происходила перевалка грузов в более мелкие суда, идущие в сторону Москвы, т.е. основные мелководья начинались как раз выше Рязани. Кроме того, имелась нефтепереливочная база аналогичного назначания: во многом благодаря ей ( имелись люди, у которых был опыт работы с нефтью ) много позднее один из нефтеперерабатывающих заводов был построен именно в Рязани.Кстати, почему в те времена, когда строились Кузьминский г/у и Белоомутский не было продолжено строительство г/у по всей Оке ниже по течению? Из-за того, что там на тот момент обеспечивались достаточные глубины, а на этих участках нет?
Что касается низконапорных гидроузлов ниже Рязани, то проекты были. Но сначала Первая мировая война, потом революция, Гражданская война и т.д. и т.п. А затем во главу угла встал вопрос водоснабжения Москвы: далеко не все специалисты считали нужным делать канал Москва-Волга судоходным - многие полагали, что это лишь бесполезное удорожание проекта водопроводного канала. Тем не менее построили именно судоходный канал, кроме того во времена Сталина успели наполнить Углечевское и Рыбинское водохранилища и начать строительство ещё нескольких волжских водохранилищ.
В результате судоходный путь по Оке напрочь утратил актуальность как транспортная магистраль. По мере развития метстных автодорог исчезли речные перевозки разнообразных местных грузов, а также пригородных пасажиров: Московское пароходство окончательно стало "песочным" пароходством.
Ну а проекты разные были: и воду в Москву предлагали гнать из Оки ( но всё-таки остановились на Волге, что правильно ), и прямой выход судов из Москвы к Горькому предлагалось по Клязьме организовать - но после строительства канала им. Москвы всё это утратило актуальность.