Отправлено 13 Июль 2011 - 10:13
Господа специалисты! В ветке про кораблекрушение обсуждался вопрос работы гребных электродвигателей от одного генератора, возможность работы «враздрай» и возможность потери хода от выключения ДГ собственных нужд.
Я, конечно всего лишь пассажир, но этот вопрос так понимаю: когда всё работает штатно, схема следующая: Два ДГ работают на два электромотора независимого возбуждения. Каждый ДГ соединён только с одним электромотором. Сами генераторы возбуждаются возбудителями, возбуждение которых регулируется скорее всего следующим образом: однофазная переменка, 220 вольт от сети собственных нужд входит в трансформатор, соединённый с ручкой управления. Она там трансформируется в зависимости от положения ручки в переменный однофазный ток от 0 до 220 вольт. (Примерно так старые сварочные аппараты действуют, только там надо крутить ручку). Эта «переменка» идёт в диоды, а далее, уже «постоянкой» в возбудитель, который возбуждает генератор сильнее, или слабее. Направление движения меняется изменением полярности тока возбуждения возбудителя. Стоят там маленькие контакторы, или большие пускатели «вперёд – назад», а катушечные их провода идут через два концевых выключателя на ручке управления в рубке. (Как эти ручки ещё назвать? Это ведь не ДАУ, если говорить точно, и конечно не машинный телеграф). А вот электромоторы должны возбуждаться от сети собственных нужд также через диоды. Иначе, реакция на передвижение ручки управления будет никакой вначале, и очень бурной в самом конце.
Учитывая возраст электрохода, очень возможен, конечно, второй вариант: возбудители всё время дают номинальное напряжение, возбуждаясь сами опять же от цепи собственных нужд. Оно идёт на возбуждение моторов, и паралельно отходят провода на блок сопротивлений возбуждения генератора. Тогда ручка управления, перемещаясь по фиксированным позициям включает контакторы, которые уже вводят – выводят сопротивления из цепи возбуждения генератора. На перемену направления движения тогда нужна уже однозначно пара контакторов на каждый комплект «возбудитель – генератор – мотор». Их катушки запитываются от первого – пятого положения ручек управления в обе стороны. Нужен ещё один контактор – полного выключения возбуждения, который нормально замкнут при всех положениях ручек управления, кроме «0». Разумеется, катушечная цепь питается не от главных генераторов, напряжение которых сильно меняется, а от ДГ собственных нужд. Что происходит с дизелем? А ничего. Молотит он себе на номинале. Нагрузка прибавилась – чуть понизились обороты – регулятор частоты вращения тут же добавит топлива.
При отказе одного главного ДГ, чтобы не было несимметричной тяги, и чтобы не сжечь последний генератор, лучше всего якоря движков переключить последовательно. С единственного работающего генератора снять минусовой провод, скрутить его болтом с плюсовым, снятым с клемм неисправного генератора, это дело замотать слюдой и изолентой и аккуратненько подвесить так, чтобы не было видно. «Минус», отходящий с неисправного генератора кидаем (ну, или с трудом протаскиваем) на «минус» исправного. Не забудем про независимое возбуждение гребных моторов и про один работающий возбудитель. Соединим обмотки независимого возбуждения обоих двигателей «плюс» к «плюсу», «минус» к «минусу», откинув провода, идущие на неработающий возбудитель. Порядок, можно ехать. Но так, как обороты у нас управляются возбуждением генераторов, а не двигателей, никакого «раздрая» не будет. Если только не поставить пару пускателей во временную цепь, соединяющую возбуждение двух моторов. Собственно, для этого можно использовать контакторы «вперед – назад» неисправного главного ДГ.
Тогда для того, чтобы поехать вперёд, надо будет в рубке ручку управления работающего ДГ установить в нужное положение (в крайнее, так как обороты винтов упадут почти в два раза), а ручку неработающего ДГ в положение «вперёд». Хотим реверс – не трогая ручку управления неработающим генератором включаем оба мотора «назад» ручкой исправного генератора.
Хотим «Раздрай» - ставим ручку управления работающего ДГ на «ноль», чтобы при переключении под током цепи возбуждения мотора неисправной стороны не было дуги, переводим ручку неисправного ДГ в первое положение заднего хода, и снова запускаем исправный в ту сторону, в какую он должен работать. Хочу обратить внимание, что при необязательно установка ручки управления мотором неисправной стороны «назад» вызовет его работу «назад». Она вызовет лишь работу его в направлении, противоположном направлению исправного мотора. Например, если мы переводим ручку исправного мотора в «назад», то для того, чтобы мотор неисправной стороны работал «вперёд», нужно его ручку также поставить «назад». Вот, только так раздрай и получится.
Только при этом обороты моторов будут одинаковые. Изменится лишь направление вращения.
Или там уже в ГРЩ такая возможность есть, чтобы не парится с «соплями»?
Что же касается вопроса об отсутствии хода при отключении цепей собственных нужд, включая аварийный ДГ, то если управление судном идёт так, как я описал в первом варианте (через трансформацию «переменки» и её последующее выпрямление), то сделать уже ничего нельзя. Если же по второму – когда «переменка» в чистом виде, либо выпрямленная лишь питает катушечную цепь, то продолжить движение можно как нечего делать, подклинив деревяшками контактор гашения поля, контактор «вперёд», и контакторы, выводящие сопротивления из цепи возбуждения. Правда придётся ещё повозиться часа полтора с начальным возбуждением возбудителя от цепи аварийного освещения (я имею в виду аккумуляторы). Если там 50 вольт или выше, то на начальное возбуждение хватит, как нечего делать. А также тем, чтобы после того, как ток в силовой цепи появлялся, возбудитель переключался на самовозбуждение. Думаю, штатный режим именно такой: начальное возбуждение при пуске, а дальше - переключение обмотки возбуждения на "самого себя"
Я понимаю, конечно, что так делать нельзя, но продолжать движение всё равно как-то надо.
Кто был в рубке таких электроходов? Там плавно переводятся ручки, или по ступеням?
Или, может ещё лучше, у кого – то есть принципиальная силовая схема на них?