Теплоход "Механик Калашников" прибывает в Тобольск в восресенье рано утром, поэтому участники экспедиции попасть на Сумкинский судоремонтный завод не смогут. В архиве УралКИТ имеется информация об этом заводе из прошлогодней экспедиции, которая здесь и приводится.
Экспедиция УралКИТ-2009 по Оби, Иртышу, Енисею, Волге и Неве стартовала в Тобольске 20 июля 2009 года. Это наверное самый интересный объект на всём маршруте от Омска до Салехарда. Город имеет богатую историю, растёт реставрируется и перестраивается. Он имеет огромный экономический, туристический и культурный потенциал. Основными целями посещения Тобольска были город-спутник Сумкино с его судоремонтным и судостроительным заводом, новостройки самого города и конечно Кремль с музеями, монастырями и семинарией. За последние годы здесь многое отреставрировано, построены современные дома и микрорайоны, возвращены к жизни разрушенные большевиками православные храмы, церкви и монастыри. С утра 20 июля 2009 года поехали на Сумкинский судоремонтный завод, одну из основных целей визита в Тобольск. От вокзала до Сумкино таксисты предлагают довезти за 500 рублей (35 км) и даже по очень льготным ценам за 350 рублей, автобус до Сумкино стоит 15 рублей. Поскольку торопиться было некуда, то был выбран рейсовый автобус, который ходит полупустым каждые полчаса. Посёлок Сумкино при развитом социализме и даже при коммунизме был закрытым городом, о чём говорит шлагбаум на въезде, с основным градообразующим предприятием «Сумкинский судоремонтный завод». Но и сейчас у сотрудников этого предприятия вызывают вопросы желание сфотографировать ржавые стапеля, суда, краны и другие объекты завода. Поражает множество стоящих на баржах в затоне восходов, метеоров, ракет, зорь. Сюда они пригоняются на ремонт и отстой. В связи с кризисом и сокращением регулярных рейсов их всё чаще пригоняют сюда на отстой до лучших времён. Суда конечно как-то поддерживают в рабочем состоянии и консервируют, но доживут ли они до лучших времён? Разговор с директором, недавно назначенным на эту должность, особого оптимизма не вызвал, но по его словам, предприятие оживает, получает заказы, имеет неплохие перспективы. С его разрешения нам показали и главную достопримечательность завода, теплоход «Генерал Карбышев». Он так и не смог выйти на круизные линии, что с ним произошло, никто не знает или просто не хотят говорить. В 2008 году екатеринбургская турфирма с помпой торжественно отправила его в первый круиз, но через несколько дней он вышел из строя и с тех пор законсервирован у стенки сумкинского судоремонтного завода. Даже внутрь никого не пускают, правда разрешили осмотреть снаружи и сфотографировать в фас и профиль. Состояние внешне неплохое. Как сказали сотрудники завода, это судно 305 проекта, но теплоходы этого проекта строились в Венгрии, «Генерал Карбышев» построен в Тюмени и только поэтому он не 305, а 860 проекта. Оригинальная документация должна храниться в Обь-Иртышском Пароходстве Ханты-Мансийска или в его тюменском филиале. После развала Советского Союза и единого Обь-Иртышского пароходства остатки флота чудом удалось сохранить. Остаётся надеяться, что «Генерал Карбышев» попадёт в хорошие руки и будет работать. Директор завода раньше капитанил на грузовых судах Обь-Иртышского пароходства в Новосибирске, затем вышел на пенсию, получил квартиру в Сумкино и был поставлен на должность директора Сумкинского судоремонтного завода. Он также рассказал, что круизные суда по Оби выше Барнаула подняться не могут из-за мостов, суда помельче могут пройти и до посёлка ВерхОбский, родины Михаила Евдокимова на месте слияния рек Катунь и Бия и до Бийска. Из Сумкино хорошо виден Тобольск, Кремль и парадные ворота Тобольска - знаменитый наклонный автомобильный мост правда только в бинокль или телеобъектив. В Сумкино стоит и один из немногих в России плавучий сухой судоремонтный док.