Тележки, которые едут по одной колее не замыкают два рельса, светофор не перекрывается. У тележек, которые едут по двум ниткам колёса пластмассовые, а оси - не цельные, а разборные, не вращающиеся. Это - дефектоскопные тележки. Они снимаются с пути по сигналу сигналиста, который идёт сзади. То, что снимается с пути поездом не считается. Да и обычно рельсы на перегонах проверяются более серьёзной техникой - вагонами-деффектоскопами, или деффектоскопами на базе дрезин. Тележки же, в основном ездят по станциям, хотя и случаются у них выезды на перегон. Но машинисту сзади идущего поезда даётся письменное предупреждение, что "на таком-то километре работает деффектоскоп".Алексей, спасибо за подробные объяснения!
Как у "профессионального пассажира" , появилось несколько вопросов:
1. Нередко приходится видеть, как бригада путейцев идёт по колее с тележкой, которая едет по обоим рельсам (есть ещё "однорельсовые"), но при приближении поезда снимают с путей своё хозяйство на насыпь - а затем, после прохождения состава, ставят обратно и идут дальше. Вопрос: их "телега" не блокирует светофор?
2. На рубеже 1980-90-х гг. произошло памятное ЧП: на станции, кажется,"Лихая" в хвост стоящему у платформы скорому врезался следовавший за ним грузовой (зерновоз) с отказавшими тормозами. Вопрос: если системы блокировки разработаны и внедрены гораздо раньше, что послужило причиной крушения?
Что касается одноколейных тележек, сигнал они разумеется не перекрывают, поскольку для этого нужна электрическая связь двух ниток. На перегон на таких не ездят. Хотя, я помню случай, как стояли мы перед закрытым входным сигналом станции "Манихино - 1", а со стороны станции "Манихино - 2", что на Большом Московском кольце приехали ещё два модерона - так называются однорельсовые тележки. Но там расстояние - всего чуть больше километра. Я ещё поприкалывался над ДСП (дежурной по станции), сказав, что она уже три поезда держит перед входным....
Что касается аварии: она произошла на перегоне "Лихая - Каменскачя". На станции Лихая был сформирован поезд с зерном, кажется 70 вагонов. Вагонники Трусов и Пузанов не произвели полное опробование тормозов в нём, что является грубейшим нарушением. Каждый поезд после формирования, замены локомотива, либо после долгой стоянки, либо перед затяжным спуском проходит эту процедуру. По её результатам выдаётся справка, без которой машинист не может отправиться в путь. Они выписали справку просто так, проверив действие тормозов не во всём поезде, а только в первом вагоне. А кран торомзной магистрали был перекрыт как раз между первым и вторым вагоном. В электровозе и первом вагоне тормоза действовали, дальше - нет.
Поезд отправляется со станции, разгоняется, делает пробу торомзов (скорость должна упасть на 10 км/ч на участке определённой длины - зависит от спуска, на котором производится проба тормозов). Электровоз был трёхсекционный, тяжёлый, да и один вагон в меру своих скромных возможностей помогал. Короче, скорость, упала на требуемые 10 км/ч. Правда, медленно упала, нехотя. Тут бы машинисту кажется Батушкину насторожиться, остановиться, посмотреть в чём дело, но в дистанцию вроде уложились, хотя и с трудом. А то, что тормоза отпустились слишком быстро, быстрее, чем обычно из-за маленькой длины тормозной магистрали (вместо 70 вагонов - один) его тоже не насторожило. Начался затяжной спуск. Машинист тормозит - тормоза электровоза и одного вагона поезд не держат. Так и поехали они вниз, постоянно разгоняясь до станции Каменка. Пассажирский поезд там стоял, он услышал вопли машиниста грузового о том, что не может остановиться, и поехал. Но проводник сорвал стоп-кран, так как не все пассажиры сели.
Дальше, на скорости 140 км/ч локомотив грузового поезда врезался в пассажирский и разметал в клочья три вагона вместе с пассажирами.
Ещё повезло, что на входных стрелках станции сошли с рельсов все грузовые вагоны, не расчитанные на такую высокую скорость. А то не 140 человек угоробили бы, а 700...
Три дня там не могли движение открыть, разбирали завалы из шести тысяч тонн зерна и металла, хотя обычно после даже тяжёлых крушений часов максимум за 16 это удаётся сделать.
Машинист, кстати выжил. Долго болел потом, на поездную работу не вернулся, не прошёл комиссию. Кем-то был при депо.
А вагонникам дали по "пятнашке", но лет через 7-8 амнистировали.