Ровно неделю назад завершилась наша интереснейшая экспедиция. В этом отчёте мне бы хотелось максимально полно и подробно поведать о прошедшей поездке, отразив все её составляющие. Вместе с тем я не претендую на абсолютную полноту и объективность оценок и энциклопедическую точность изложения материала, хотя и старался ничего не упустить. Очень надеюсь, что мой рассказ получится интересным и полезным для форумчан.
=================================================================
Введение
Совсем немного времени прошло с того момента, как на крыльях стремительного Ту-154 мы перенеслись из далёкого заполярного Норильска домой в Москву, из сладостного энтузиастского мира приключений и путешествий окунувшись в каждодневные реалии. Потрясающая, прошедшая на одном дыхании, поездка по могучему Енисею - крупнейшей реке России и одной из самых больших рек в мире, оказалась позади.
Вообще путешествия по сибирским рекам и конкретно по Енисею достаточно редки даже среди бывалых энтузиастов, и причин тому, на мой взгляд, несколько – и чисто психологическая причина, и опасения, что подобная поездка выйдет слишком дорогой, а, главное, – малое количество информации. Что касается психологии, то всё не так страшно, в плане финансов путешествие по Енисейской транспортной линии даже с учетом перелётов вышло не дороже стандартного круиза по Волге, а что касается информации, то по Енисею, например, есть рассказы Александра Соснина (1997г.), Николая Смыслова (2004г.) и нашего Северного Гостя Олега (2006г.) Надеюсь, и мой рассказ окажется полезным, поэтому завариваю кофейник, обкладываюсь книгами, картами, путеводителями и фотографиями – и вперёд.
Совершить путешествие на теплоходе по Енисею можно двумя способами – «круизном» и «транспортном». В чистом виде круизы по Енисею достаточно редки (в этом году, например, в широкой продаже лишь один круиз Красноярск – Дудинка – Красноярск), имеют продолжительность порядка двух недель и в общем-то недешёвые (особенно с учётом перелета). Это настоящие круизы – с входящим в стоимость питанием, развлекательной программой, длительными остановками, экскурсиями и зелёными стоянками. Но, помимо круизов, на Енисее есть и пассажирская транспортная линия. Она проходит по тому же самому маршруту, обслуживается теми же самыми теплоходами, что и круизы, но, в отличие от существовавшей до последнего времени волжской ТЛ Москва – Астрахань, Енисейская - это в чистом виде ТЛ: хотя на борту обычно присутствуют и туристы (вроде нас ), но большинство людей используют теплоход именно как вид транспорта для перемещения из пункта А в пункт Б – сеть автодорог заканчивается в Енисейске, и в большинство посёлков попасть можно либо по воздуху, либо по воде.
На транспортной линии, естественно, нет экскурсий и культурно-развлекательной программы, короче стоянки, но зато очень широк выбор рейсов (теплоходы отправляются с июня по октябрь в среднем каждые три дня), можно самому выбрать любую комбинацию маршрута (например, односторонний вариант), плюс, путешествуя на ТЛ, ты знакомишься с Енисеем и видишь жизнь края действительно изнутри. Ну и нельзя не сказать пару слов о цене – ТЛ дешевле круизного варианта даже с учётом отдельно оплачиваемого на борту питания как минимум раза в три. Я изначально нацелился именно на односторонний транспортный вариант – он позволял пройти весь Енисей в самые длинные дни года, не спеша познакомиться с крайними точками маршрута и при этом занимал всего неделю отпуска.
Завершая скучноватую вводную часть повествования, хочу остановиться ещё на некоторых моментах – думаю, это будет полезно тем, кто соберется на Енисей в дальнейшем.
1) Приобретение билетов. Енисейскую транспортную линию в настоящее время организует ОАО «Пассажирречтранс». Расписание движения теплоходов утверждается обычно в апреле, тогда же начинается продажа билетов. Приобрести билеты, находясь в другом городе, очень просто – звоните в «Пассажирречтранс», узнаёте расписание, выбираете, нужный рейс, бронируете нужные каюты по факсу или электронной почте и оплачиваете счёт через банк. А дальше просто забираете билеты на речном вокзале Красноярска непосредственно перед отправлением в рейс. Координаты ОАО «Пассажирречтранс» в Красноярске - телефон: 8(3912) 59-19-24, электронная почта: prt@krsn.ru
2) Погранзона. При подготовке к путешествию этот вопрос волновал меня достаточно серьезно, ведь с 2007 года территория погранзоны РФ (въезд в которую осуществляется по заранее оформленным в соответствующих органах пропускам) была существенно расширена – так, изначально были планы включить в неё и Дудинку с Норильском. Но к счастью для туристов этого не произошло, и для попадания в эти города, являющиеся крайней северной точкой пути, для граждан РФ никаких пропусков не надо, и достаточно обычного российского паспорта.
3) Что взять с собой. Позволю себе некоторые рекомендации.
Сибирь – край суровый и непредсказуемый, а маршрут теплохода и вовсе захватывает заполярье и идёт практически до впадения Енисея в Ледовитый Океан, поэтому обязательно возьмите в дорогу соответствующую экипировку – по максимуму теплой одежды, шапку, шерстяные носки, несколько пар удобной обуви – представьте, что едете в зиму. Только не пугайтесь – это абсолютно не значит, что всю поездку вы будете смахивать с носа сосульки и коченеть на ледяном северном ветру – нам, например, в целом очень повезло с погодой (в Красноярске так и вовсе стояла 30-градусная жара), но тем не менее нужно учитывать специфику и непредсказуемость климата (особенно в северной части пути) – по крайней мере, если вы планируете достаточное время проводить на палубе. Я лично брал с собой очень много теплых вещей и, несмотря на то, что нам в целом повезло с погодой, абсолютно все теплые вещи (включая зимнюю куртку, шапку и тёплые кожаные ботинки) мне пригодились.
4) Еще один важный момент – наличие запаса во времени. Планируя поездку, нужно иметь в виду, что авиарейсы нередко задерживаются (особенно это касается Севера), а теплоход при движении по Енисею также порой идет несколько отлично от расписания (бывает с опережением, а бывает и наоборот – например, мы вместо заявленных 21-00 прибыли в Дудинку в час ночи). Так что, когда будете планировать поездку и прикидывать временные расклады по авиарейсам и теплоходу, всегда оставляйте запас времени.
Повторюсь, никого не хочу стращать, да и на самом деле абсолютно ничего страшного здесь нет – просто при подготовке к путешествую в Сибирь нужно чётко понимать и учитывать местную специфику.
Вот. А теперь, прежде, чем перейти, наконец, непосредственно к рассказу, сделаю ещё одно предупреждение – если вы энтузиаст-фотограф, то берите с собой или ноутбук, куда можно сливать фотки, или как можно больше карточек с памятью, ибо места там просто потрясающе красивые, и я просто уверен, что Енисей произведет на вас неизгладимое впечатление! Да, и ещё – если у вас есть бинокль, тоже обязательно возьмите с собой: на енисейских просторах он наверняка пригодится.
Ну а теперь перейду непосредственно к рассказу.