Вот какую информацию об этих пароходах я написал для Энциклопедии речного транспорта, Т1. Там ее подали сжато, я привожу здесь рукопись в оригинале:
Буксиры типа «АКАДЕМИК КРЫЛОВ»
Номер проекта: 732/733
Годы постройки серии: 1947 – 1959 (?)
Количество судов в серии: ок. 440
По проекту 732:
Место постройки: завод «Ленинская кузница», г. Киев, СССР; Обудайская судостроительная верфь, г. Будапешт, Венгрия; …
Длина х ширина х высота х осадка: 52,8х7,6/17,5х2,4х1,1м
Мощность: 400-450 лс (паровая машина «ПМ-6»)
По проекту 733:
Место постройки: завод «Ленинская кузница», г. Киев, СССР;
Длина х ширина х высота х осадка: 43,8х7,0/15,3х2,25х0,9 м
Мощность: 200-210 лс (паровая машина «ПМ-5»)
Описание:
Первая крупная серия послевоенных буксирных судов в СССР, созданных по проекту завода 302 (ранее и позднее «Ленинская кузница»). Данный проект был разработан с целью восстановления речного буксирного флота СССР. В отличие от предвоенной практики проектирования, когда каждый проект разрабатывался для одного заказчика и для определенного бассейна, проект 732 разработан для удовлетворения требований всех возможных заказчиков на то время и удовлетворял условиям эксплуатации пяти основных речных бассейнов Советского Союза. Конструкция и технология сварки и сборки корпуса разработана с учетом крупносерийной постройки. На судах применены стандартные механизмы и изделия, унифицированные с механизмами других судов. В проекте было обращено внимание на применение недефицитных материалов и на сокращение типов сортамента. Буксиры данного проекта также имели прогрессивный внешний вид, соответствующий архитектурной моде того времени, а также имели лучшие качественные показатели по тяге и расходу топлива на тонну тяги, чем у ранее построенных буксиров аналогичного типа.
Головное судно – п/х «Академик Крылов» был принят Государственной приемной комиссией и сдан заказчику – Днепровскому речному пароходству МРФ в мае 1947 г. Буксир получил высокую оценку, был рекомендован приемной комиссией для крупносерийной постройки и включен в пятилетний план развития и восстановления народного хозяйства СССР по судостроению как основной объект для крупносерийной постройки на ряде других заводов. Помимо отечественных заводов, по заказу МРФ проектная документация была направлена также на Обудайский судостроительный завод (Венгрия, г. Будапешт), который построил по данному проекту 101 буксир (для СССР - 99). Конструкция и чертежи, разработанные КБ дали возможность применить современную технологию постройки буксиров на заводе «Ленинская кузница», длительность которой доведена до 7-8 месяце, вместо 11-12 месяцев для буксиров довоенной постройки.
В 1948 году за разработку и внедрение в производство усовершенствованной стандартной конструкции речного буксира (пр.732) Советом Министров СССР была присуждена Государственная премия ІІІ степени группе следующей работников завода: Байбакову Александру Борисовичу – руководителю работ, Солдаку Георгию Филипповичу, Зейгермахеру Израилю Львовичу, Кальпетто Николаю Трофимовичу, Остафьеву Александру Ивановичу – инженерам завода «Ленинская кузница».
С целью усовершенствования буксиров пр.732 был разработан вариант буксира уменьшенной габаритной ширины проекта 733 за счет уменьшения длины плиц и ликвидации террас, предназначенный для работы на особо узких и извилистых фарватерах. На судах проекта 733 в отличие от судов пр. 732 были установлены два диффузора на котлах КВ-3, герметическая электроаппаратура, изменены техусловия на технологию монтажа валопровода, усилена конструкция гребных колес, улучшены санбытовые условия экипажа, внедрены гофрированные листы фальшбортов и кожухов, что в целом повысило качество судов.
В процессе проектирования судов данных проектов приняли участие также ряд научно-исследовательских организаций. Так, например Институт строительной механики АН УССР и Институт черной металлургии АН УССР проводили работу по исследованию прочности чугунных валов с целью подготовки их серийного внедрения, а также исследованиями вопроса о замене стальных валов гребных колес чугунными. Совместно с Институтом черной металлургии завод произвел ряд опытных плавок и провел отливку нескольких чугунных коленчатых валов для паровых машин 200 и 400 и.л.с., чем положил основу для внедрения этих валов в серийное производство после освоения заводом метода контроля отливок просвечиванием.
Несмотря на то, что суда проектов 732 и 733 составили основное рабочее ядро послевоенного буксирного флота на реках СССР, они обладали рядом существенных недостатков по сравнению с зарубежными буксирами постройки того времени и на момент постройки уже были морально устаревшими. Угольное отопление котлов, малый объем судовых бункеров, малый ресурс паровых котлов между котлочистками, отсутствие буксирных лебедок, паровой привод, малая мощность ЭУ и т.д. делали весьма сложной, а иногда и невозможной эксплуатацию этих судов на дальних расстояниях, особенно в зарубежных рейсах (р. Дунай). Ряд судов пр. 732, работающих в Советском Дунайском пароходстве были дооборудованы системами подготовки котельной воды, буксирными лебедками и переведены на жидкое топливо, а позднее, после вступления в строй современных дизельных винтовых буксиров-толкачей типа «МОСКВА» были переданы в Днепровское речное пароходство.
По состоянию на 01.02.2009 г. в эксплуатации не находилось ни одного буксира пр 732/733. Буксир «Азов» пр.732, переданный Болгарскому речному пароходству, на судостроительной верфи г. Русе (Болгария) был переоборудован в судно-музей «Радецки» (сейчас находится в г. Козлодуй, Болгария). Последний работающий буксир пр.732 «Быстрый» переоборудован в 2008-2009 гг в пассажирское туристическое судно для работы из Москвы.
Подготовил Алексей Сёмин.
По материалам книг: История отечественного судостроения, т.4; История ордена Ленина завода «Ленинская кузница. Сборник документов и материалов. 1967 г.